Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа»




НазваниеПрограмма духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа»
страница1/6
Дата публикации05.08.2013
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6
РАЗДЕЛ III ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИ­ТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБ­ЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативно-правовой и документальной основой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования МОУ «Пристанинская основная общеобразовательная школа» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения « Пристанинская основная общеобразовательная школа» на основании опыта реализации воспитательной работы образовательного учреждения. В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и программ­а духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся явля­ются ориентиром для формирования всех разделов основной образователь­ной программы начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учрежде­ния содержит теоретические положения и методические рекоменда­ции по формированию целостной образовательной среды и целостного простран­ства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, вне­урочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родите­лей (законных представителей), реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллек­тиву образовательного учреждения. Программа духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разде­лов.

  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  • Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

  • Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




  1. ^ Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.

В Концепции сформулирована высшая цель образованиявысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, и компетентного гражданина России

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом « Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:

·формирование основ российской гражданской идентичности, веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

· формирование патриотизма и гражданской солидарности и доверия к другим людям;

· формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как основе российского общества;

· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

^ 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другим, раскрывает одну из существенных сторон духовно – нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Учитывая возрастные и индивидуальные характеристики обучающихся, их потребности и запросы родителей, региональные условия и осуществления образовательного процесса образовательное учреждение делает упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве.
^ 3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
•элементарные представления о политиче­ском уст­ройстве Российского государства, его институ­тах, их роли в жизни общества, о его важнейших за­конах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Свердловской области,символике Артинского городского округа;

• элементарные представления об институ­тах граж­данского общества, о возможно­стях участия граж­да­н в общественном управ­лении;

• элементарные представления о правах и обязанно­стях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понима­ние ак­тивной роли человека в обще­стве;

• уважительное отношение к русскому языку как го­сударственному, языку межна­ционального обще­ния;

• ценностное отношение к своему националь­ному языку и культуре;

• начальные представления о народах Рос­сии, об их общей исторической судьбе, о единстве народов на­шей страны;

• элементарные представления о националь­ных ге­роях и важнейших собы­тиях истории России и её наро­дов;

• интерес к государственным праздникам и важней­шим событиям в жизни России, субъ­екта Рос­сийской Федерации, края (насе­лённого пункта), в котором нахо­дится образовательное учреждение;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям поряд­ка в классе, дома, на улице, к невыпол­нению человеком своих обязанно­стей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• первоначальные представления о базовых нацио­нальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образова­тельном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной кар­тине мира, роли традиционных религий в раз­витии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, стар­шим, доброжелательное отношение к сверстни­кам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и вза­имной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему жи­вому;

• знание правил вежливого поведения, культу­ры речи;

• стремление избегать плохих поступков, не ка­призничать, не быть упрямым; умение признать­ся в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влия­нии на морально-психологическое состояние чело­века компьютерных игр, кино, телевизион­ных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступ­кам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художест­венных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальные представления о нравствен­ных основах учёбы, ведущей роли образова­ния, труда и значении творчества в жизни чело­века и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и свер­стни­ков;

• элементарные представления об основных професси­ях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творче­ской деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни че­лове­ка и общества;

• первоначальные навыки коллективной рабо­ты, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последо­вательность и настойчивость в выполне­нии учебных и учебно-трудовых зада­ний;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному иму­ществу, учеб­никам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежно­сти в труде и учёбе, небережливому отношению к результа­там труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоро­вью, здоровь­ю родителей (закон­ных представителей), чле­нов своей се­мьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единст­ве и взаимо­влиянии различных видов здоровья чело­века: физического, нравственного (душевного), соци­ально-психологического (здоровья се­мьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влия­нии нравствен­ности человека на состоя­ние его здоро­вья и здоровья окру­жающих его людей;

• понимание важности физической куль­туры и спорта для здоровья челове­ка, его образования, труда и твор­чества;

• знание и выполнение санитарно-гигие­нических правил, соблюдение здо­ровьесберегающего режи­ма дня;

• интерес к прогулкам на природе, под­вижным иг­рам, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оз­доровитель­ном влиянии природы на здоровье че­ловека;

• первоначальные представления о воз­можном нега­тивном влиянии компью­терных игр, телевиде­ния, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыпол­нению пра­вил личной гигиены и санита­рии, уклонению от заня­тий физ­культурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологи­ческое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представле­ний об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• представление о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
^ 4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
^ Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа школы Начальная школа программа...
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ых стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основании Концепции...

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconОтчёт о результатах самообследования муниципального казённого общеобразовательного...
Полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование образовательного учреждения в соответствии...

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана...
России1, Концепции умк «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной...

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа для ступени начального общего...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа»

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа для ступени начального общего...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристанинская основная общеобразовательная школа»

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа моу «Джангинская средняя общеобразовательная школа»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма начального общего образования муниципального общеобразовательного...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма начального общего образования муниципального общеобразовательного...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения «Пристанинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
На в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница