Скачать 138.93 Kb.
|
Содержание Ключевые слова и фразы |
УДК МЕЖДУ НАТУРАЛИСТИКОЙ И ГУМАНИТАРИСТИКОЙ: ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ Дробжева Г.М. Кафедра истории и философии ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» Статья рекомендована к публикации д.ф.н. Медведевым Н.В. и д.п.н. Китаевской Т.Ю. gamidro@mail.ru Аннотация: Рассматривается проблема сближения научных стилей и языков науки и культуры, взаимопроникновения методов естественных и социально-гуманитарных наук. На примере концепции устойчивого развития показана возможность расширения сферы действия принципов «точных» наук на социальные сферы. ^ натуралистика, гуманитаристика, социальное прогнозирование, концепция устойчивого развития, принцип Ле-Шателье. Рассогласование языков науки и культуры – явление, лежащее в основе взаимных претензий естественнонаучного и гуманитарного познания, сциентистского и антисциентистского направлений социально-философской мысли. Сложно согласиться с существованием общекультурных универсалий, признавая явные различия в исследуемых наукой сферах реальности. Кажущаяся порой принципиальной несводимость друг к другу предметных научных стилей и языков описания общественных и природных явлений приводит к острым дискуссиям по проблеме применимости языка и методов естественных наук в социальных исследованиях. В философии науки некритическое заимствование естественнонаучных методов при анализе социальных процессов получило название натуралистики. Попытки механического переноса структур и законов точных наук в гуманитарные сферы научного познания вызывает негативную реакцию представителей гуманитаристики. Это направление отличается абсолютизацией специфики социально-гуманитарного познания и его методов, сопровождаемой дискредитацией «точных» наук. [2] Справедливости ради стоит отметить, что реальное положение дел в науке далеко не так дуалистично – уже в конце XIX столетия стало очевидным, что науки об обществе, в особенности социальное прогнозирование, не могут успешно развиваться без применения математических методов исследования. Социальное прогнозирование представляется наиболее сложным типом предвосхищения будущего. Под научно-социальным прогнозированием понимается система знаний (прогнозов) будущего состояния объективно развивающегося социального объекта с учётом воздействия на него субъективного фактора, получаемых на основе специальных теоретических исследований [1, с. 230]. Создание специального языка и методологии социальной прогностики – необычайно трудная задача. Достаточно отметить, что активный процесс формирования понятий прогностики как науки, изучающей общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, развернулся лишь в последней четверти ХХ столетия. В результате было разработано несколько систем понятий прогностики (Э. Янч, Ф. Хетман, В.А. Лисичкин и В.И. Каспин), содержащих от 3 до 10 разделов [1, с. 233]. Несмотря на не преодолённое до настоящего времени смешение значений некоторых понятий, основой собственно предвидения (предвосхищения, прогнозирования) считается обобщение теоретических и экспериментальных данных. В то же время подчёркивается, что «научное прогнозирование неэмпирично, оно не может опираться на наблюдение, эксперимент, так как его объект ещё не сформировался в действительности» [1, с. 237]. В прогностике выделяются философско-методологический и конкретно-социологический уровни. На первом уровне, помимо осмысления специфики познания будущего, происходит уточнение понятийного аппарата, исследуются проблемы социального детерминизма, критериев истинности прогностического знания, определённости и неопределённости, стихийности и сознательности в общественных процессах, соотношение прогноза и плана с учётом масштаба социальных систем. На втором уровне разрабатывается детальная методика прогнозирования применительно к материалу конкретных областей социального исследования, изучаются способы формализации процедур прогнозирования, количественные оценки точности прогноза, рассматривается эффективность методов прогнозирования в зависимости от уровня информационной обеспеченности и конкретных особенностей субъекта [1, с. 232-233]. Проблема, на наш взгляд, состоит в том, насколько оправданным является применение в социальном прогнозировании эмпирических методов, разработанных науками, имеющими дело с гораздо более простыми объектами, чем социум. Главной претензией «гуманитаристов» к целесообразности такой практики служит негарантированность обеспечения ею полноты и точности социального прогноза. Между тем понятие «точность» в социальном (в особенности – вероятностном) прогнозировании само по себе имеет весьма относительный характер и в не меньшей степени, чем от методов познания, зависит также от целей и задач исследователя, объёма используемой информации и технических средств её обработки. Что же касается «полноты», то, согласно сформулированному Н. Бором принципу дополнительности, существует жёсткая связь между увеличением степени детализации прогноза какого-либо события и уменьшением точности предсказания времени его осуществления. Чем точнее указано время наступления события, тем меньше точность его описания. Другими словами, неточность и неполнота социальных прогнозов во многом обусловлены самой природой этого вида познания и утверждение, что применение методов «точных» наук является причиной неэффективного предвосхищения будущего, по крайней мере, не очень основательно. В социальных науках, в особенности в науках о строении и эволюции общества, проблема применения методов «точных» наук стоит необычайно остро. Чаще всего оспаривается возможность и целесообразность применения к социальным явлениям законов и принципов, сформулированных на базе опытного естествознания. Главным аргументом в пользу подобных суждений служит утверждение об уникальности социальных и исторических явлений, в основе которых лежат действия человека, обладающего внутренней активностью и свободой воли. Общество представляется наиболее сложным объектом научного исследования в силу ряда объективных обстоятельств. Социум и все его подсистемы рефлексивны, т.е. обладают способностью к оценке, прогнозированию и принятию решений в конфликтной ситуации. Из этого следует, что общественные процессы не могут быть адекватно отражены в теоретическом моделировании, воспроизводящем целенаправленные действия по принципу «стимул – реакция». В отличие от процессов, протекающих в неживой природе, общественные процессы являются управляемыми, а общественные действия носят, как правило, целенаправленный характер. В силу этого методы и подходы теории управления, успешно применяемые к анализу технических систем, оказываются малоэффективными при анализе социума. Вескими аргументами для отнесения общества к сверхсложным системам, изучение которых требует выработки особой методологии познания, являются и такие особенности поведения людей, как вынужденность, нерациональность, нецелесообразность или неявная целесообразность творческого процесса – всё то, что относится к субъективным факторам. Однако, как отмечают некоторые исследователи, уникальность социальной, гуманитарной сферы не является помехой для применения к ней методов естественнонаучного познания. [6, с. 55-56] Так, бесспорная уникальность феномена возникновения жизни на земле не является препятствием для применения научных методов к его исследованию. В какой-то мере уникальной можно считать любую научную проблему. Относительно недавно в социальной науке была выдвинута принципиально новая идея относительно перспектив человеческой цивилизации. Концепция устойчивого развития – модель развития мирового сообщества, с реализацией которой сегодня связывается возможность выхода из глубокого системного антропоэкологического кризиса и перехода к стабильному и безопасному состоянию. Она пришла на смену идее естественной эволюции человеческой цивилизации, явно исчерпавшей себя в условиях дестабилизации экономического, политического и социального состояния многих стран из-за неравномерного распределения имеющихся на планете ресурсов. Под устойчивым понимается такое развитие общества, когда происходящие в нём преобразования и внешние возмущения не нарушают выполнения обществом его основной функции – сохранения уровня и образа жизни членов общества. В этой новой модели цивилизационного развития отражены представления о возможных и должных тенденциях и процессах, способных существенно повысить уровень стабильности мировой общественной системы. Достижение этой цели видится на пути реализации двух основных принципов: равенства возможностей нынешних и будущих поколений и коэволюции общества и природы. Впервые понятие «устойчивое развитие» было определено в докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию в 1987 г. как модель развития, в которой потребности живущих удовлетворяются так, чтобы не лишить этой потребности будущее поколение. В целом ряде документов были определены основные параметры концепции устойчивого развития и сроки реализации этой новой цивилизационной парадигмы в концептуально-стратегическом и организационно-управленческом аспектах. Так, десятилетие 2005-2015 гг. было объявлено декадой начала перехода к обществу устойчивого развития. К 2010 г. запланировано снизить темпы потери биоразнообразия, а к 2015 г. – сократить вдвое число людей планеты, не имеющих необходимых санитарных условий и доступа к чистой воде, восстановить устойчивое рыболовство и т.д. Начало национальной стратегии реализации модели устойчивого развития РФ было положено указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Упор был сделан, прежде всего, на следование принципам обеспечения роста качества жизни, под которым подразумевается увеличение «запаса устойчивости» жизни человека, его потомков и общества в целом. В указе предусмотрен ряд мер природоохранного характера, запланировано обеспечение надёжности целого ряда взаимосвязанных систем – государствообразующих элементов: социально-экономических, общественно-политических, оборонных, телекоммуникационных, систем связи, здравоохранения, образования, «Центр – регионы», систем обеспечения духовно-нравственного здоровья общества и стабильности межнациональных отношений [4]. Анализ проблемы устойчивого развития, в особенности методика определения показателей устойчивости, чрезвычайно сложен. Знаменательно при этом, что в основе этой теоретической модели, выдвинутой в рамках социального прогнозирования, – принцип смещения равновесия, сформулированный французским химиком Анри-Луи Ле-Шателье (1850 – 1936). Позволим себе на примере концепции устойчивого развития проследить почти вековую эволюцию взаимоотношений «точного» и социально-гуманитарного знания, венцом которой явилось успешное применение методологии познания, разработанной в естественных науках, в социальной сфере, в частности, принципа Ле-Шателье. Принцип Ле-Шателье гласит: если система находится в состоянии равновесия, то при действии на нее сил, вызывающих нарушение равновесия, система переходит в такое состояние, в котором эффект внешнего воздействия ослабевает. Ле-Шателье, известный своими исследованиями химического равновесия и его смещения под воздействием температуры и давления, в 1884 г. сделал вывод о том, что внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, стимулирует в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Принцип смещения подвижного равновесия в зависимости от температуры высказал в том же году голландский химик Якоб Хендрик Вант-Гофф (1852 – 1911). Немецкий физик Карл Браун (1850 – 1918) термодинамически обосновал и обобщил этот принцип в 1887 г. Противодействие внешним воздействиям протекающими в системе процессами напоминает известное в электродинамике правило Ленца, утверждающее, что индукционный ток в проводящем контуре всегда направлен так, что бы противодействовать изменению магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром [3, с. 103]. Поэтому, собственно, и считается, что принцип Ле-Шателье-Брауна был сформулирован по аналогии с правилом индукции Ленца и выводится из общего условия термодинамического равновесия (максимальности энтропии). Знаменитый физик Эмиль Христианович (Гендрих Фридрих Эмиль) Ленц (1804 – 1865) в 1883 г. открыл закон индукции («Правила Ленца»), согласно которому направление индукционного тока препятствует вызывающему его действию (например, движению). Согласно современным представлениям, принцип Ле-Шателье-Брауна объединяет два не связанных друг с другом правила: собственно принцип Ле - Шателье (1884) и сокращенный принцип Ле-Шателье - Брауна (1887). Оба правила представляют собой следствия общего принципа равновесия, который разработал американский физик и математик Джозайя Уиллард Гиббс. В 1874–1878 он опубликовал трактат «О равновесии гетерогенных веществ», идеи которого легли в основу химической термодинамики. В нем Гиббс изложил общую теорию термодинамического равновесия и метод термодинамических потенциалов, сформулировал правило фаз (ныне носящее его имя), построил общую теорию поверхностных и электрохимических явлений, вывел фундаментальное уравнение, устанавливающее связь между внутренней энергией термодинамической системы и термодинамическими потенциалами и позволяющее определять направление химических реакций и условия равновесия для гетерогенных систем. Установленный в области термодинамического равновесия, в разных научных дисциплинах этот принцип стал трактоваться по-разному. В статистической физике принцип рассматривается для термодинамически замкнутой системы, находящейся в равновесии, в которой соблюдается правило максимума энтропии. При анализе глобальных процессов, наряду с традиционно применяемым анализом устойчивости по Ляпунову, исследование биосферы на основе принципа Ле-Шателье оказалось также весьма продуктивным. Разумеется, биосфера или любая ее часть в смысле статистической физики не является замкнутой системой, тем не менее, применение этого принципа полезно в качестве не «правила», а свойства, выполнение или невыполнение которого характеризует способность биосферы ослаблять воздействия на нее. Особенно эффективно применение принципа Ле-Шателье при исследовании процессов, протекающих в течение десятков и сотен лет, соизмеримых с длительностью индустриального периода, например, о круговороте углерода в биосфере – очень важном показателе экологического состояния планеты [7]. И, наконец, в конце ХХ столетия, стала очевидной возможность применения принципа Ле-Шателье в социальном прогнозировании и планировании. Существует реальная возможность снять противостояние гуманитаристики и натуралистики, создающее препятствия на пути развития социальных наук. Сегодня всё чаще звучат голоса в защиту оправданности «мягкого моделирования» в гуманитарных науках. В качестве главного аргумента приводится глубинная общность языков науки и иных языков культуры. [3, с. 116] Современные футурологические прогнозы развития общества базируются на научных исследованиях специалистов очень широкого круга, применяющих разнообразные теоретические подходы к предвосхищению социальных явлений: статистический, кибернетический, синергетический, структурно-функциональный, системный и др. Широкое применение системного метода в науке стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной техники. Понятие системы, по-видимому, является наиболее универсальным, эвристичным и плодотворным в познании объектов, имеющих различную природу. Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает признание его относительной независимости от других объектов, самодостаточности его функционирования как целого, принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых к сумме законов функционирования его отдельных элементов [5]. Такое понятие, как состояние системы, бесспорно, применимо для исследования как природных, так и общественных явлений. Не менее корректными, чем в других сферах реальности, показателями состояния общества служат величина внутреннего валового продукта и доля в нём продукта, произведённого с использованием высоких технологий; количество производимой энергии; среднегодовой доход на душу населения; доля трудоспособного населения и безработных в общей структуре населения; уровень компьютеризации и т.д. [2]. Становится всё более популярным представление о том, что естествознание и общественные науки в принципе являются ветвями одной науки как целого. Считается, что, поскольку человеческое общество вполне может рассматриваться как часть природы, то закономерности неживой природы не теряют своей силы в процессах, происходящих в общественной сфере. В качестве примеров приводится тот факт, что как в физике, химии, так и в общественных науках обязательны ограничения, накладываемые законом сохранения. Так, капиталовложения в развитие производства не могут превосходить общую сумму средств, которыми располагает инвестор. В социальной науке наиболее сложным представляется анализ крупных социальных изменений и внутреннего механизма социальной эволюции. Трудности заключаются в раскрытии эмпирических основ и разработке соответствующих теоретических моделей. При этом на первый план выходит проблема характеристики состояний общества в определённый период времени. Благодаря успехам математики и компьютерной техники выявляются основанные на статистической обработке показатели состояния общества. Казалось бы, что статистические методы не в состоянии обеспечить объективный анализ таких «субъективных» показателей состояния общества, как право на жизнь, здоровье и стремление к достойной жизни. Тем не менее, благодаря статистическим методам вполне возможно выявить и просчитать такие параметры, как число насильственно прерываемых жизней граждан (уровень преступности), состояние медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни населения, распространение болезней и эпидемий, включая различные виды наркозависимости. В основании права на достойную жизнь лежит полнота вознаграждения за труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей. Последние тоже доступны статистическому анализу благодаря рассмотрению таких показателей, как возможности получения образования, роль и место науки и культуры в жизни общества [6, с. 60]. Методика определения некоторых показателей, к сожалению, пока ещё недостаточно проработана. В особенности это касается параметров социальной справедливости в той или иной государственной структуре. Это ни в коей мере не может дискредитировать значения статистического метода. Так, к примеру, применение одного из специализированных разделов статистики – методов контроля качества продукции – убедительно доказало его значимость: оно послужило важным фактором успеха стран – лидеров мировой экономики, в частности, Японии. Почему же именно сегодня, в начале XXI века, проблема соотнесённости языков различных наук, несмотря на все имеющиеся разногласия, как никогда ранее близка к своему решению – сближению языковых и методологических средств? В течение двух последних столетий фундаментальная наука опиралась на идеалы приводимости и редукции к простейшим формам движения, образы непрерывных, точных процедур решения динамических задач. Только в ХХ столетии физики признали, наконец, безнадёжность поиска точных решений сверхсложных квантово-полевых задач. Взамен был разработан язык последовательных приближений к решению – теория возмущений, которая в простейшей форме, впрочем, применялась ещё Ньютоном при отыскании корней уравнений. Оказалось, что теорию возмущений вполне можно переложить на язык дискретных событий. С приходом компьютерной техники ситуация в математике и физике радикально изменилась и привела к совершенствованию диаграммного языка, возникшего, в свою очередь, из потребности описания сверхсложных систем. Если раньше причиной отказа гуманитариев от применения классической научной методологии была ссылка на сверхсложность своего объекта исследования, то в настоящее время наблюдается явное сближение позиций на почве моделирования в когнитивной графике [3, с. 116]. В современной науке наблюдается тенденция к пересмотру представлений о критериях научной рациональности и её характере. В этом смысле натуралистика, как наследница позитивистской методологии, противопоставляющей «умозрению» и субъективизму «точный научный метод», постепенно проникается идеями ценности субъективного фактора и стремлением задействовать его как условие «научности» познавательного процесса. Гуманитаристика, в свою очередь, убеждается в необходимости использования учёным точного (надёжного) научного метода. Список использованной литературы 1. Асеева И.А. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6. 2. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие. М.: Новое знание, 2004. С. 30 3. Буданов В.Г. От диаграмм Фейнмана к грамматикам Хомского: о единстве событийного языка в науке и культуре // Философия науки. – Выпуск 5: Философия науки в поисках новых путей. – М., 1999. 4. Иванов П.М. Национально-региональный аспект устойчивого развития // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. Словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др.; Авт. кол.: Андреев А.Л. и др. – М.: Республика, 2001. С. 254. 5. Лебедев С.А. Система. Системный метод // Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. С. 228 – 229. 6. Сачков Ю.В. Научный метод и познание социальных явлений // Философия науки. Вып. 6. – М., 2000. 7. Тарко А.М. Устойчивость биосферных процессов и принцип Ле-Шателье // Доклады Академии Наук, 1995, Геофизика, том 343, № 3, с. 393-395. (Вариант статьи для Интернета) // http://www.ccas.ru/tarko/lechat_r.htm |
![]() | Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» | ![]() | Работа выполнена в гоу впо “Дагестанский государственный технический университет” |
![]() | Сборник планируется издать в течение организационного периода Международной научно-практической конференции «Этнические и эколого-экономические... | ![]() | Гоу впо «Уральский государственный технический университет – упи имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина» |
![]() | Работа выполнена в гоу впо «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (мади)» | ![]() | Работа выполнена на кафедре «Управление персоналом» гоу впо «Воронежский государственный технический университет» |
![]() | Ректор гоу впо санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) | ![]() | Настоящие Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (гоу впо) «Дагестанский... |
![]() | Философия морали. Тоска по русскому аристократизму… Как знакомы нам эти темы из трудов Владимира Петровича Фетисова, одного из немногих... | ![]() | Идейно-художественное своеобразие романов б. Окуджавы «путешествие дилетантов» и «свидание с бонапартом» |