Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал)




Скачать 404.11 Kb.
НазваниеОбразования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал)
страница1/4
Дата публикации07.09.2013
Размер404.11 Kb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3   4


МИНистерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»


Культурология
Методические указания к практическим занятиям


Волгоград

2011

ББК 71я7

К 90
Культурология: методические указания к практическим занятиям ­/ Сост. Е. В. Гаврилова; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2011. – 30 с.
Излагаются тематика практических занятий и задание для самостоятельной работы по теории и истории культуры, основные вопросы, которые выносятся на обсуждение; даются разъяснения по наиболее сложным вопросам.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлениям: 230100 «Информатика и вычислительная техника»; 140200 «Электроэнергетика»; 080500 «Менеджмент»; 260700 «Технология и проектирование текстильных изделий».
Библиогр.: 27 назв.
Рецензент: О. А. Ильина


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета


 Волгоградский

государственный

технический

университет, 2011

Содержание

Введение………………...………………...…….…………................

4

Раздел 1. Теория культуры………………...……….……….............

5

1. Феномен культуры. Культура как система….……………....

5

2. Типология культуры………………...………….…….............

6

3. Культура и цивилизация………………...…….…………......

6

Раздел 2. История мировой культуры………………......................

7

1. Культура первобытного общества………………..................

7

2. Культура Древнего Востока………………...……………….

8

3. Культура Античного мира………………...…………….…...

10

4. Западноевропейская средневековая культура………………

11

5. Культура Западной Европы эпохи Возрождения……...........

13

6. Культура стран Западной Европы в XVII-XVIII вв………..

15

7. Западноевропейская культура XIX в. ………………............

16

8. Культура стран Европы и Америки в ХХ в…………………

17

Раздел 3 История Отечественной культуры……………….............

19

1. Культура Древнерусского государства………………..........

19

2. Русская культура во второй половине XIII-XVвв………..

20

3. Русская культура XVI - XVII вв………………...…………..

21

4. XVII в. русской культуры…………...………………..…......

23

5. Золотой век русской культуры……………………….……...

24

6. Отечественная культура ХХ в. ………………......................

26

Список тем для самостоятельной работы………………................

28

Список основной и дополнительной литературы………………...

29


Введение

Цель данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы помочь студентам, в ходе практических занятий по «Культурологии» создать системное представление о содержании и развитии истории мировой культуры, определить направление и содержание ее качественных изменений, раскрыть особенности содержания отдельных культур и соотношение культур Востока и Запада, а также культуры России, показать многообразие культурных явлений в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху развития человечества. Сформировать устойчивую систему знаний по истории отечественной культуры, выработать целостное представление о генезисе и особенностях культуры России, о ее месте в системе европейских культур.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям состоят из 3-х разделов:

1.Теория культуры

2. История мировой культуры

3. История Отечественной культуры.

Каждый раздел имеет следующую структуру:

- перечень тем семинарских занятий, вопросы для обсуждения и краткое содержание теоретической части

- примерную тематику сообщений и компьютерных презентаций

- список основной и дополнительной литературы

Изучение каждого раздела предполагает устную или письменную форму отчета студентов по изученным темам.

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ (6 часов)
Практическое занятие 1 (2 часа)

Тема: Феномен культуры. Культура как система.

  1. Происхождение понятия «культура»

  2. Место личности в культуре

  3. Прогресс и культура

  4. Функции культуры

Примерная тематика сообщений:

  1. Культура личности

  2. Культура как система ценностей.

  3. Мир культуры личности и ее взаимодействие с окружающим миром.

  4. Творчество человека как способ инкультурации

При ответе на первый вопрос необходимо отметить многообразие определений культуры, попытаться восстановить историю термина «культура», выявить особенности его употребления в различные периоды развития человечества. Выделяют три основных подхода в многообразии определений культуры: философский, антропологический и социологический.

Отвечая на второй вопрос, студент должен дать определение понятию «личность», проследить историю данного понятия. Охарактеризовать культурное состояние личности как особую символическую реальность. Понятие шкалы ценностей. Ее влияние на социальные предпочтения личности.

Ответ на третий вопрос зависит от понимания природы культуры, характера осмысления фактического материала исторического развития культуры. Существует два основных подхода к проблеме прогресса как развития от менее совершенного к более совершенному состоянию культуры. Первый подход опирается на очевидность смены этапов развития культуры как обогащения системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека. Второй подход ставит под сомнение наличие культурного прогресса как поступательного развития единой культуры, исходит из понимания ее различных типов как локальных, автономных, имеющих свой жизненный цикл.

При ответе на четвертый вопрос необходимо охарактеризовать основные функции культуры: гуманистическую (человеко-творческую), познавательную, смыслообразующую, коммуникативную, воспитательную, регулятивную (нормативную), семиотическую(знаковую), ценностную и функцию трансляции..
Практическое занятие 2 (2 часа)

Тема: Типология культуры

1. Историческая типология культуры

2. Субкультура и контркультура

3. Материальная и духовная культура

4. Массовая и элитарная культура

Примерная тематика сообщений:

  1. Культура как процесс. Типология культурных процессов.

  2. Основные модели социокультурной динамики.

  3. Молодежные объединения «панки», «хиппи», как примеры контркультуры

  4. Понятие культуры как синергитической системы

При ответе на первый вопрос студент должен отметить, что важной методологической проблемой в изучении культуры является установление правильного соотношения между особенным и всеобщим в ее развитии, между многообразием исторических форм культуры и единством ее исторического содержания. Кроме того, культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отвечая на второй вопрос, необходимо дать определение понятию «субкультура» и «контркультура». Отметить социальные базы формирования данных видов культуры, влияние образа и уровня жизни на их возникновение и развитие. Привести примеры каждого вида культуры.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с определения понятий материальной и духовной культуры. Студент должен отметить, что данное подразделение часто условно, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Характеризуя четвертый вопрос, нужно уделить внимание проблеме возникновения массовой культуры, выявлению ее истоков, ее экономическую основу. Формирование массового сознания. Специфические социальные функции массовой культуры в художественном творчестве. Философские основания мировоззренческой программы массовой культуры: гедонизм, позитивизм, прагматизм, фрейдизм.

Суть элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой культуры.

Практическое занятие 3 (2 часа)

Тема Культура и цивилизация

  1. Проблема соотношения понятий «культура» и «цивилизация»

  2. Типология цивилизаций

  3. Особенности техногенной цивилизации

  4. Культура и глобальные проблемы современности

Примерная тематика сообщений:

    1. Особенности русского культурного архетипа.

    2. Базовые ценности русского культурного архетипа

    3. Современная отечественная культурологическая мысль о будущем России и русской культуры

При ответе на первый вопрос необходимо привести различные точки зрения на проблему соотношения понятий «культура» и «цивилизация», определить цивилизацию как целостность экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества, выделить существующие в мире в настоящее время цивилизации.

Отвечая на второй вопрос, необходимо, в зависимости от содержания понятия «цивилизация», определить основные ее типы, и дать характеристику каждому типу цивилизации.

Излагая содержание третьего вопроса, студент должен выделить особенности техногенной цивилизации, охарактеризовать ее основные аспекты. Необходимо также отметить, что развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста.

При ответе на четвертый вопрос, необходимо дать характеристику основным глобальным проблемам человечества, среди которых: предотвращение угрозы новой мировой войны, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья людей и предотвращение распространения СПИДа, наркомании, проблема исчерпаемости природных ресурсов и охраны окружающей среды.
РАЗДЕЛ 2 ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (16 часов)
^ Практическое занятие 4 (2 часа)

Тема: Культура первобытного общества

  1. Причины возникновения религии в первобытном обществе. Основные религиозные верования первобытных людей.

  2. Полигамные и моногамные отношения в первобытном обществе. Возникновение семьи как основной социальной и производящей ячейки первобытного общества.

  3. Неолитическая революция как качественный скачок в развитии первобытной культуры.

  4. Особенности первобытной культуры.

Примерная тематика сообщений:

  1. Особенности восприятия и осмысления окружающего мира первобытным человеком.

  2. Древнейшие верования и возникновение искусства в первобытном обществе

  3. Миф и ритуал в первобытном обществе

  4. Культ сакральных и ха­ризматических вождей в первобытном обществе

  5. Пещера Альтамира как памятник изобразительного искусства первобытных людей.

Тематика компьютерных презентаций:

  1. Наскальная живопись. Пещера Альтамира.

  2. Первобытная скульптура.

  3. Памятники первобытной архитектуры. Мегалиты.

При ответе на первый вопрос, необходимо рассказать о причинах возникновения религии в первобытном обществе, охарактеризовать основные религиозные верования первобытных людей (магия, анимизм, фетишизм, тотемизм), выявить их сходство и различия.

Во втором вопросе необходимо отметить систему табу как основу регулирования общественных отношений в первобытном обществе. Охарактеризовать понятие «экзогамия». Изменения в организации первобытного общества Культы природы, культы женских предков прародитель­ниц и покровительниц.

В третьем вопросе, студент должен дать определение неолитической революции как перехода к земледелию и скотоводству. Развитие агротехники, начало ирригации. Возникновение ремесел: Появление керамики. Зарождение ткачества. Возникновение культов и праздников культурных растений, домашних животных, сил природы.

Характеризуя четвертый вопрос, необходимо осветить проблему развития искусства в первобытном обществе. Геометрические образы в искусстве. Изменения в восприятии мира и мифологии. Дуалистическая концепция мира. Развитие музыкального творчества. Появление первых музыкальных инструментов (ударные, струнные). Ритуальное оформле­ние новых явлений. Новые элементы в верованиях. Развитие мифологии. Формирование политеиз­ма. Рост опытного знания. Развитие строительства: культовые мегалитические сооружения. Переход к цивилизации и проблема культурного континуитета.

Практическое занятие 5 (2 часа)

Тема: Культура Древнего Востока.

  1. Мифологические и религиозные основы культуры Древнего Египта

  2. Культурные достижения древнеегипетской цивилизации.

  3. Культура Древней Месопотамии.

  4. Культура Древней Индии

  5. Культурные достижения древнекитайской цивилизации.

Примерная тематика сообщений:

  1. Памятники древнеегипетской письменности.

  2. Амарнский период в истории культуры Древнего Египта

  3. Развитие медицины в древнем Египте

  4. Героический эпос Шумера. Сказание о Гильгамеше.

  5. Развитие шумерской науки.

  6. Искусство ассирийского рельефа и его де­коративный характер.

  7. Индская цивилизация. Мохенджо-Даро и Хараппа.

  8. Главные боги брах­манизма и их функции.

  9. Представления о загробном мире в древнем Китае

  10. Китайская поэзия.

Тематика компьютерных презентаций:

  1. Храмовая архитектура Месопотамии.

  2. Храмовый комплекс Луксора и Карнака.

  3. Сокровища гробницы Тутанхамона.

  4. Живопись Древнего Египта.

  5. Скальные храмы Эллоры.

  6. Фресковая живопись пещер Аджанты.

  7. Культовая архитектура Древнего Китая.

  8. Живопись Древнего Китая

Отвечая на первый вопрос, студент должен выделить условия возникновения высокоразвитых культур древности. Основные характерис­тики древних цивилизаций: письменность, города, архитектура.

Характер египетской религии. Ее влияние на сферы жизни и культуры. Особенности еги­петского пантеона. Эволюция культа царя в период Древнего Царства. Возвышение культа Осириса. Погребальный культ. Идея бессмертия души, смерти и воскресения. Формирование идеи загробного мира. Мумификация. Пережитки тотемизма в египетской религии. Зооморфизм. Солярный культ. Земледельческие культы. Особое положение магии. Мифология. Культурные герои. Роль жречества в идеологической и политической жизни

Во втором вопросе нужно охарактеризовать основные достижения древнеегипетской цивилизации. Письменность и наука. Дешиф­ровка древнеегипетских иероглифов. Искусство Египта. Реформа фараона Эхнатона. Амарнский период в египетском искусстве. Зарождение портрета. Основные памятники.

При ответе на третий вопрос необходимо отметить культурно-исторические особенности развития культуры в Междуречье. Памятники материальной культуры. Особенности развития литературы. Мифология. Памятники искусства.

При характеристике культуры Древней Индии, необходимо отметить роль буддизма, индуизма как составляющих сложный религиозно-философского комплекс. Охарактеризовать основные памятники культуры Древней Индии и ее научные достижения.

В пятом вопросе студент должен изложить основные достижения культуры Древнего Китая. Конфуцианство как квинтэссенция китайской цивилиза­ции, как религия и нерелигия. Культ императора и почитание народа. Социальный идеал Конфуция. Воспитание и образо­вание в Древнем Китае как усвоение законов и норм конфуцианства.
^ Практическое занятие 6 (2 часа)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconПриложение №1 к приказу № д-222
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconПравила приема ( Новая редакция ) студентов в государственное образовательное...
Настоящие Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (гоу впо) «Дагестанский...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconК Приказу №Д-438 от 09. 10. 2009 г. «Утверждаю» Зам директора по ахр /М. С. Канчер/ (подпись)
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconПроекта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Балтийский государственный...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconКитайский комический дискурс (на примере жанров «сяншэн», «куайбань», «анекдот»)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconПеревод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconПрограмма Строительного отделения Фестиваль «Мы едины» посвященный 20-летию мгту
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный...

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconПравила приема в Государственное образовательное учреждение высшего...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconРоссийской федерации государственное образовательное учреждение высшего...
Череповецкий государственный университет является одним из ведущих центров развития науки, культуры и образования Северо-Запада

Образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «волгоградский государственный технический университет» камышинский технологический институт (филиал) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница