Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»




НазваниеРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Череповца.

Согласовано на методическом объединении «Утверждаю»

«11» сентября 2012 года Директор МБОУ «СОШ №29»

Карташова Т.В.

Председатель методического объединения

Елисеева Н.Н. ________________/___________________/

_____________/_____________________ / «13» сентября 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«Изобразительное искусство»

2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В.С., Ломов С. П., Шорохов Е.В., Игнатьев С., Е., Коваленко П. Ю. Программа «Изобразительное искусство.1-4классы»

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

^ Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» — отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять.

Восприятие произведений искусства.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1—3 классах отводится 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, три-четыре репродукции, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства. В 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, зверей: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогаютим становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями. Важно обосновать их выбор, что должно содействовать развитию у школьников художественно-творческих способностей, индивидуальности.

Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цветовых отношений; соразмерность и пропорциональность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отображения действительности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Осуществляя связь изобразительного искусства с уроками технологии, следует использовать не только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов: листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Сюда же входит и аппликация — составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

^ Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала.

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия, рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Дети должны самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. С 1 класса детей учат определять и называть сложные цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также правильно определять цветотональные отношения. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учитель должен знакомитьдетей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрировать последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращать на цветотональные отношения.

Линия. Многообразие линий (проволочные, сложные, нащупывающие, валерные, штриховые — тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

^ Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий.

Земля наш, общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя Россия. Роль природных условий и характера традиций культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения, Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений ипарков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Четвертый блок «Опыт художественно-творческой деятельности» содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока — для учащихся 3—4 классов) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1—2 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкции, а также цвета изображаемых объектов.

Натурные постановки (желательно не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное на занятиях по разделу «Декоративная работа», находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т. д.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
М.: Просвещение, 2005. «Изобразительное искусство 1-9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Авторской программы: Кузин В. С.,Шорохов...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство»
России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы оу и авторской программы «Изобразительное...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2012-2013 уч г....
Программа: Перспектива. Изобразительное искусство. Шпикалова. Т. Я. Традиционная система. Сборник программ для четырехлетней начальной...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка Программа разработана на основе Примерной программы...
«Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство»....

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, А. С. Питерских «Изобразительное искусство», Основной образовательной программы...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного курса «Искусство»
«Искусство» («Изобразительное искусство» и «Музыка»). Программа рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах, один раз в...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconРабочая программа «изобразительное искусство» рабочая программа составлена...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» iconКоваленко П. Ю. Кузин В. С. Ломов С. П. Шорохов Е. В
Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница