Скачать 181.43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УТВЕРЖДАЮ Директор института _______________ Г.В. Вершинин «___» __________2011 г. В.А. СУББОТИНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» III КУРС, V – VI семестры ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070602 – ДИЗАЙН ПО ОТРАСЛЯМ / В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.07 Всего по курсу: 70 часов из них: 70 часов – аудиторные занятия Тюмень, 2011 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 3 курс, семестры V, VI Программу разработала В.А. Субботина Рецензенты: преподаватель И.В. Яблокова д.ф.н., профессор ТюмГУ Т.И. Борко Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол № 1, зав. кафедрой ____________ Н.В. Крамская Одобрена учебно-методической комиссией института « ___» __________ 2011 г., протокол № __ , председатель ________________ /И.Е.Чердынцева / © В.А. Субботина, 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………………4 2. Тематический план курса……………………………………………………………6 3. Содержание курса 3.1. Западноевропейское искусство эпохи романтизма………………… ……7 3.2. Русское искусство первой половины ХIХ в………………………………7 3.3. Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в.………………….. 8 3.4. ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в……………………. 8 3.5. Импрессионизм и постимпрессионизм………………………………….. 9 3.6. Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ в…………………………….10 4. Литература к курсу…………………………………………………………………. 11 5.Информационные визуальные ресурсы Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ………………………………………………………12 6. Рекомендуемые информационные ресурсы интернета …………………………..12
Программа составлена в соответствии с ГОС 070602 для специальности «Дизайн» (по отраслям / в области культуры и искусства). ^ : формирование у студентов профессиональных, общекультурных, социально-личностных компетенций в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002 по специальности 072602 Дизайн (по отраслям / в области культуры и искусства), традициями подготовки дизайнеров в России и регионе. На 3 курсе предметом изучения является искусство ХIХ века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность изучения основных проблем, направлений развития, творчества ведущих мастеров, определяющих особенности того или направления или явления культуры ХIХ века: ^ . Даются наиболее существенные признаки трех основных школ: немецкой, французской и английской. Русское искусство первой половины ХIХ века. Задачей изучения искусства и культуры этого периода является знакомство студентов с общей ситуацией в России этого времени от “дней Александровых прекрасного начала” до николаевской эпохи, возможность проследить за изменением мировоззрения людей той эпохи и, соответственно, изменением проблематики культуры. Изложение материала строится на сочетании изучения по хронологическому принципу, рассмотрения творчества ведущих мастеров, выявления особенностей тех стилистических направлений, которые имели место в ту эпоху. Это обусловлено тем, что в творчестве ведущих мастеров первой половины 19 века не было жесткого размежевания по принадлежности к тому или иному стилистическому направлению. ^ IХ в. Изучение данной темы дает возможность выяснить, что реализм – метод, возникновение которого в европейском искусстве 19 века обусловлено объективными причинами. Реализм как метод рассматривается на примере французского искусства середины 19 в., так как основные принципы нового метода отчетливо проявлены в творчестве французских художников этого времени. В данном разделе рассматривается концепция реалистического пейзажа и бытового жанра в рамках метода реализма. ^ IХ века. Изложение строится по принципу рассмотрения разработанных в искусстве передвижников концепций бытового жанра, исторической картины, пейзажа и портрета. Предварительно рассматривается история и общественная и эстетическая база творчества передвижников. Кроме того, обращается внимание на рассмотрение проблемы формы и содержания, акцентируется этичность творчества передвижников, осознаваемая ими необходимость участия в актуальной проблематике общества. Творчество и личность таких выдающихся художников как И.Е. Репин и В.И. Суриков рассматривается персонально. ^ Основной задачей является изучение живописной системы импрессионистов, являвшейся отображением усложнения представлений о мире (работа на пленэре, дифференциация света, передача окружающего мира в его динамическом единстве, в его изменчивом состоянии, красочном разнообразии), а также история этого объединения. Акцентируется внимание на отличие творчества Э. Дега и Э. Мане от “классических” импрессионистических произведений К. Моне. Заключительной частью данной темы является изучение творчества неоимпрессионистов и теории пуантилизма.Искусство постимпрессионистов изучается путем рассмотрения творчества ведущих художников и особенностей их видения мира (Сезанн, Ван Гог, Гоген). ^ IХ – начала ХХ вв. На примере творчества В.Серова и М.Врубеля рассматривается такие явления как русский пленэризм, “большой стиль”, символизм. Творчество М.Врубеля рассматривается на сравнении с европейским символизмом (Редон, Моро, Пюви де Шаванн и др.). Объединение “Мир искусства” рассматривается во всем многообразии его деятельности. Изложение материала сопровождается показом слайдов. Изучение каждого раздела заканчивается визуальным закреплением материала. Во время учебного процесса студенты самостоятельно пишут рефераты и делают устные сообщения на основе самостоятельного изучения литературы. Теоретические занятия подкрепляются самостоятельным знакомством с подлинными произведениями в экспозиции художественного музея с последующим обменом впечатлением на занятии. Студенты третьего курса должны уметь осознанно относиться к искусствоведческой литературе, тем более, что сам рассматриваемый материал дает возможность увидеть, как менялись интерпретации и оценки отдельных явлений культуры ХIХ века.: Самостоятельная дополнительная работа с литературой должна лишь дополнять материал аудиторных занятий. Рекомендуя литературу, преподаватель должен предлагать библиографические обзоры, сравнивать концепции учёных и их способы изложения материала. Важно выработать живое критическое отношение к искусствоведческой литературе не столько как к своду застывших истин, сколько как к постоянному интеллектуально-духовному процессу и активизировать интерес учащихся к систематической работе с исследовательской литературой, осознанному отношению к ней. ^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА” 3 курс, 5 семестр
6 семестр
^ Текущий контроль – письменные контрольные опросы Промежуточный контроль – в 5 семестре зачет, в 6 семестре – экзамен. III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА I: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА ^ во Франции. Живописные принципы. Новое понимание цвета, света, композиции. История и современность в творчестве романтиков. Расширение тематического диапазона. Т.Жерико: от героики к трагедии в батальных портретах. “Плот “Медузы” - новая концепция картины. “Скачки в Эпсоме”. Романтический портрет в творчестве Жерико и Делакруа: образ творческой личности (Портреты Паганини, Шопена, Делакруа). Отражение современности в картинах Делакруа (“Резня на Хиосе”, “Свобода, ведущая народ на баррикады”. ^ Философия, поэзия. Теоретические работы. Тема “Человек и мир” в произведениях Д.-Г. Фридриха. “Человек созерцающий” в портретах Рунге. ^ Дж. Констебль: романтизм и реализм. Картина (“Собор в Солсбери”, “Прыгающая лошадь”) и этюд. Разработка пленера. У.Тернер. Тема “нового века” в картине “Дождь. Пар и скорость”. Цвет и свет – от изображения к отражению. ^ II.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ. Национально–общественный подъем первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Возникновение понятия личности. Идеал эпохи. ^ Архитектура: Грандиозность и масштабность. Градостроительные идеи. Основные принципы позднего классицизма. Синтез архитектуры и скульптуры. Основные ансамбли Петербурга: Адмиралтейство А.Д. Захарова; Горный институт А.Н.Воронихина и “Биржа” Томона и их роль в организации пространства центра города. Казанский собор и его функция мемориального сооружения большого общественного звучания. Ансамбли К.Росси. Московская архитектура, её особенности (Бове, Жилярди) Интерьеры классицизма. Скульптура: Произведения Демут–Малиновского и Пименова для архитектурных памятников. Монументальная скульптура (Мартос, Орловский). Мемориальная скульптура Мартоса. Живопись: поздний классицизм и его принципы в картинах А.И.Иванова и А.А.Иванова. Академизм ^ Русский романтизм в творчестве О.Кипренского. Портреты как наиболее значимое отражение идеала человека начала 19 в. Итальянские пейзажи С.Ф.Щедрина. Соединение романтических, реалистических и сентименталистских тенденций в творчестве В.А.Тропинина. Анализ двух портретов художника в экспозиции ТМИИ. К.П.Брюллов. “Романтическая по содержанию, классицистическая по форме” картина “Последний день Помпеи”. Гуманистическая идея произведения. Парадные и камерные портреты. “Автопортрет” Рисунки и акварели. ^ Художественный метод. Школа Венецианова II.5. А.А.ИВАНОВ: ХУДОЖНИК “ГЕНЕРАЛЬНОЙ” ЛИНИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. Ранние произведения. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Философский смысл картины. Живописно-пластические поиски. Этюды к картине. Замысел “Библейских этюдов”. Новое понимание пространства, пластики, колорита. ^ . П.А. Федотов. Новые задачи и сюжеты искусства. Социальная сатира и положительный образ. Глубокий драматизм картины “Анкор, еще анкор”. Образно-пластический анализ: цвет, свет, композиция, ритм. ^ СЕРЕДИНЫ ХIХ в. Влияние революции 1848 года на сложение метода реализма. Салон 1848 года и “Павильон реализма” Г.Курбе. Программа реализма, разработанная французскими критиками. Основные произведения Курбе. Барбизонцы Руссо, Добиньи, Коро).. Новое понимание пейзажа. Ф.Милле. Гуманизм . Реальность и обобщение. ^ – представитель революционно-демократического реализма. Реализм как метод. ТЕМА IV. ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. ^ Общественная ситуация в России в середине столетия. Новый этап развития России. Идеи русских революционных демократов. Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского. Понятие “критического реализма”. Влияние позитивизма на возникновение идеи познавательной роли искусства; стремление к объективному анализу фактов действительности. Повествовательность как результат требования аналитического и критического отношения к действительности. Проблема соотношения формы и содержания. ^ В.Г.Перов. Ранние антиклерикальные произведения. Тема “маленького человека” в искусстве и литературе. Перов как основоположник концепции портрета второй половины 19 в. (“Портрет Ф.М.Достоевского”). Новый герой. ^ “Бунт 14-ти”. Организация первой артели художников и роман Н.Г.Чернышевского “Что делать”. Создание ТПХВ. Программа, цели и задачи. Роль П.М. Третьякова. Деятельность В.В.Стасова. “Христос в пустыне” И.Н.Крамского. ^ Темы. Сюжеты. Анализ образно-пластических характеристик бытовой живописи передвижников на примере произведений В.Е. Маковского (“На бульваре”, “Любители соловьев”, а также картины в экспозиции ТМИИ). “Эффект присутствия”, роль деталей, точность социально-психологических характеристик; характер и обстоятельство. Концепция новой личности в портретной живописи передвижников. ^ И.И.Шишкин и концепция объективистского аналитического пейзажа. Эпическая интонация картин. “Национально – всеобщий” лиризм пейзажей А. Саврасова и Ф.Васильева. Работы Шишкина, Саврасова и Васильева в экспозиции ТМИИ. ^ “Петр 1 допрашивает царевича Алексея” Н.Н.Ге – первая русская историческая картина. Народ и история в переломные эпохи – тема картин В.И.Сурикова. Картина как целостная идейно-образная и пластическая система. Ансамбль и заострение и драматизации отдельных образов–типов. Активность декоративной и ритмической организации картины. Пластическая выразительность персонажей. Пространство и время в картинах В.Сурикова. Этюды к картинам. Работа в области пленера. “Взятие снежного городка”. Тема “героического деяния народа”: “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”. ^ “Бурлаки на Волге”. История создания картины; новая концепция образа народа. “Хоровые картины” Репина: “Крестный ход в Курской губернии”, “Запорожцы”. Историко-революционная тема. Перенесение акцента с изобразительного описания на выражение состояния героев, принцип сопоставления: “Не ждали”. Типичность и яркость социально-психологических характеристик в портретах Репина. “Заседание Государственного совета”. ^ V.1. ИМПРЕССИОНИЗМ: Импрессионизм как базовая ступень поисков новой выразительности в европейском искусстве второй половины 19 в. История импрессионизма. “Салон отверженных” 1863 и его оценка критикой и зрителями. Значение термина. Тематика. Основные принципы концепции картины импрессионистов и образно-пластических средств (отказ от литературно разработанного сюжета и принципа “иллюзии реальности”, обеспечивающих коммуникативность традиционного искусства 19 в.; принцип акцентировки материальной субстанции, “отделение” изобразительного знака от изображаемого предмета; выделение в качестве главных сигналов натуры цветосветовые импульсы; субъективность восприятия и т.д.). Манера и техника живописи. Искусство импрессионистов и научные открытия. Э.Мане. Новаторское значение его искусства и влияние на импрессионистов. “Музыка в Тюильри”, “Завтрак на траве” “Олимпия”: отход от традиционных светотеневых моделировок, от иллюзорности в передаче объема, плоскостное понимание формы, гармонизация обобщенных цветовых пятен. Импрессионистические полотна Мане (“К.Моне в лодке”, “Аржантей” и др.). Клод Моне: развитие импрессионистического пейзажа и творческих принципов импрессионизма. Образ города. Серии “Стога”, “Руанский собор”. А.Сислей. К.Писарро. ^ Своеобразие импрессионизма Ренуара. “Мулен де ла Галетт” - утверждение принципов импрессионистской картины. Портреты. Э.Дега: Связь с классической традицией. Тема балета, обнаженные натурщиц. Принципы композиционного решения. Острота образов. ^ Ж.Сёра и П.Синьяк и теория “пуантилизма” как воплощение идеи слияния науки и искусств. Абсолютизация техники раздельного мазка. Преемственность в сюжетной сфере и в особом интересе к проблемам света и цвета. Созвучие орнаметального смысла ряда работ Сёра стилевым тенденциям модерна. ^ Понятие постимпрессионизма. Поль Сезанн: “универсальный” мастер постимпрессионизма, утвердивший новое видение мира и новые методы его выражения. Пространство мира и пространство картины. Сезанна. Картина как модель мира. Возвращение предмету формы, понимание фактуры как выражению внутреннего сущностного. Слитность формы с цветом и линией. Анализ картин (наиболее желательный вариант – “Гора Сент–Виктуар”).Ван Гог: Биография. Ранние работы. “Едоки картофеля”. Эстетика сострадания ко всему сущему. Повышенная обостренность восприятия как основа метода. Перевод обыденного в ранг высокого. Синтез через общую экспрессию. Мазок как структурная единица. Гоген: поиски идеала (средневековья, Востока и примитива) как протест против буржуазной ограниченности. Черты символизма в творчестве Сезанна. Декоративно-плоскостная трактовка реального мира. Значение чистого цвета, поиски линеарности. Тулуз–Лотрек. Создание нового варианта изобразительного искусства – афиши. Соприкосновение с модерном. Гротескное начало образов. ^ VI.1. ОБЩАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА РУБЕЖА ВЕКОВ. Кризис системы классического искусства. Новые проблемы и задачи искусства. Сложность и многогранность общей картины художественной жизни. Место русского искусства в мировом художественном процессе. ^ Роль художника в сложении “русского пленеризма”. (“Девочка с персиками” и “Девушка, освещенная солнцем” и др.). К.Коровин (творчество рассматривается как дополнение к названным работам Серова, предполагается знакомство с картинами К.Коровина в экспозиции ТМИИ). Камерные портреты: острота характеристик, высокое живописное мастерство. Концепция портретов 1900-х годов и проблема “Большого стиля”: Портреты Ермоловой, Орловой. (предполагается знакомство студентов с портретами Кустодиева и Шемякина в экспозиции ТМИИ как характерными произведениями этой линии искусства). Исторические композиции. Роль Серова в сложении стиля “модерн” (Портрет Иды Рубинштейн). Театральные работы. ^ Роль метода преподавания П.П.Чистякова в сложении образно-живописной системы Врубеля. Анализ непосредственных наблюдений и их синтеза на основе творческого воображения. Постижение внутренне противоречивых основ бытия. Основные сюжетные мотивы в творчестве Врубеля. Пантеизм. Информативность пластической формы. Новое понимание картинной плоскости как декоративного целостного. Ассоциативность мышления. Западноевропейский символизм второй половины ХХ в.: П.де Шаванн, О. Редон и др. (общее знакомство) Историческая живопись: новая концепция, основаннная на переакцентировке образной системы. Нарастание декоративности. (В.Васнецов, Рябушкин, Нестеров, Рерих) ^ Идейно-художественная программа. История создания объединения. С.Дягилев. Издательская и выставочная деятельность. Книга как целостное произведение. Иллюстрации А.Бенуа и М.Добужинского. Ретроспективная линия в творчестве мирискусников: “Версальский цикл” А.Бенуа, серия “Фейерверки” К.Сомова, Петербург Е.Лансере: ироническая условность, мечтательная греза. Театральная деятельность “Мира искусства”. Декорации и костюмы Л.Бакста. “Русские сезоны” в Париже. Портреты ^ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006. ^ История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2003. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., “Азбука-классика”, 2004 Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960 ^ Тёрнер. М., 1976 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. ^ / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2001. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Лотман Ю .М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994 Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956 ^ Русская художественная школа первой половины 19 в. М., 1963 Турчин В. Эпоха романтизма в России. М., 1981 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ III. «РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006. История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ^ Эпоха реализма во французской живописи 19 века. Л., 1972 Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ IV. ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО ^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ^ Тенденции развития изобразительной системы в русской живописи второй половины 19 века. М., 1989 ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ V. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006. Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб., 2008 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ^ Клод Моне. М., 1984 Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран–Рюэля. Документы. Л., 1969 Ревалд Д. История импрессионизма. Л.- М., 1960 Ревалд Д. Постимпрессонизм. Л.- М., 1962 ^ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006. ^ / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись. СПб., 2005 Петров В. Мир искусства. М., 1975 V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ Дисковый накопитель ИАДВИ: - Библиотека, папки «Искусство мира», «Архитектура мира». VI. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА Сайты: www.bibliotekar.ru http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Pictures_and_images?uselang=ru |
![]() | Вот и наступило долгожданное 1 сентября! И не в школе, как обычно, а для наших бывших абитуриентов–дизайнеров в мггу им. М. А. Шолохова,... | ![]() | Конкурс учреждён кафедрой дизайна факультета дизайна и компьютерных технологий и профкомом студентов, аспирантов и ординаторов |
![]() | Шрифт основа графического дизайна. Семь чудес света. Могучая кучка. Творчество Рембранта Влияние научно-технического прогресса на... | ![]() | Значимость современного социального прогресса во многом обусловлена достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет... |
![]() | Методические рекомендации предназначены, в первую очередь, для студентов Института Дизайна, обучающихся по специальностям 080801.... | ![]() | Рязанский заочный институт филиал Московского университета культуры и искусств. Руководитель проекта Каргальцев К. Б |
![]() | Марта 2013 г проводит день открытых дверей, который проводится по адресу: г. Казань, ул. Татарстана, 2, ауд. 239 | ![]() | ... |
![]() | Несмелова Ольга Олеговна, зав кафедрой зарубежной литературы кфу, профессор, д ф н | ![]() | Это же утверждение относится и для иных структур схемы дбо, но наиболее отчетливо проявляется именно на визуальных формах. 21 |