Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка»




Скачать 118.46 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка»
Дата публикации16.10.2013
Размер118.46 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» для 1-8 классов, разработанной авторским коллективом на основе программы Д.Кабалевского(Москва, Просвещение,2004) и Примерной программы общего образования по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.Сергеевой, Е. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ ( М.Просвещение, 2011).

Цель про граммы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 ч. в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей ( «Литература», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная литература».

Изучение музыки как вида искусства в 7 классе напрвлено на достижение следующих целей:

-развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса. музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

-освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классической музыке; о воздействии музыки на человека; взаимосвязи с другими видами искусства;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально –творческой деятельности: слушании музыки, пении, движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

-воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; интереса к музыке своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся.

^ Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

-привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;

-научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;

-привить основы художественного вкуса;

-научит видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

-сформировать потребность общения с музыкой.

^ Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях, в проектной деятельности.

^ Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно-образном. Жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

^ Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия ( в т. ч. виртуальная), путешествие, выставка.

^ Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Форма контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.

^ Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса

Знать/понимать:

-музыкальные жанры и стили музыкальных произведений;

-основные формы музыки и приёмы музыкального развития;

- главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров

оперы и балета;

-особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;

-знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

- высказывать свое мнение о музыке ;

- оценивать эмоциональный характер музыки;

- определять характер и настроение музыки;

-выявлять характерные особенности русской музыки;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

- узнавать по изображениям на картине тембры музыкальных инструментов;

-ориентироваться в музыкальных жанрах;

Литература

Методические пособия для учителей

Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 кл.( метод.пособие приложением) М. Глобус, 2008.

Затямина , Т.А. Современный урок музыки М.Глобус, 2008.

Музыка 4 -7 классах, пособие для учителя под редакцией Абдуллина. М.Просвещение, 1998.

Рапацкая. Русская музыка в школе.М.Владос, 2003

Алиев,Ю.Б. Настольная книга учителя. М. Владос, 2002

^ Средства обучения

Печатные пособия: комплект портретов композиторов, демо материал «Музыкальные инструменты»

Информационно – коммуникационные средства: Антология русской и зарубежной музыки, Энциклопедии

Интернет ресурсы: Википедия, музыкальные сайты, ЦОР

^ Технические средства обучения: компьютер, принтер, Интерактивная доска, музыкальный центр

Тематическое планирование 7 класс

1 полугодие «Музыкальный образ» - 16 часов

№ по порядку

№ в теме

Тема урока


Элементы содержания и музыкальный материал урока

1

1


Создание музыкального образа - воплощение творческих замыслов композитора.


Чайковский «Первый Концерт для фортепиано с оркестром» -

фрагменты.

Чайковский «Сентиментальный вальс»

Вокально –хоровая работа: Крылатов «Колокола» -повторение репертуара 6 класса; «Гимн России» и «Гимн Москвы» - повторение.

Презентация по теме урока.


2

2

Образ войны и образ мира « по –прокофьевски».

Прокофьев опера «Война и мир».

Вальс и Ария Кутузова – преломленное через сознание композитора отражение жизни.

Вокально – хоровая работа: Гладков «Прощальная песня» - работа над текстом и звукоизвлечением.

Презентация по теме урока.


3

3

«Соответствие земли и души» в музыкальных образах Рахманинова.


Рахманинов. Страницы жизни и творчества.

Рахманинов «Третий Концерт для фортепиано с оркестром» - фрагменты.

Рахманинов «Вокализ».

Вокально –хоровая работа: Гладков «Прощальная песня» - работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.


4

4

«Болеро» Равеля - единый, развивающийся образ танца.

Равель. Страницы творчества.

Равель»Болеро» - особенность в неизменности мелодии, темпа и ритма, но в развитии динамики и оркестровом развитии.

Презентация по теме урока.

Вокально-хоровая работа. Работа над песенным репертуаром.

5

5

Программная музыка в творчестве Чайковского.


Программная музыка и непрограммная.

Чайковский фортепианный цикл «Времена года» - программно – сюжетные зарисовки природы в музыке.

Вокально –хоровая работа. Работа над песенным репертуаром. Р.Паулс «Листья желтые».

Презентация по теме урока.


6

6

Музыкальные образы сказочного мира Востока.


Римский – Корсаков. Страницы творчества.

Симфоническая сюита «Шехеразада» - восточные сказки в музыке.

Вокально –хоровая работа. Работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока.


7

7

Жизненное содержание и образы «Лунной сонаты»

Бетховена.

Бетховен. «Лунная соната» - соната «Вроде фантазии» - интонационно образный анализ .

Вокально- хоровая работа: Молчанов « Журавлиная песня» - работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.


8

8

Единый драматический образ песни - баллады «Лесной царь» Шуберта.

Остродраматическое произведение песня –баллада «Лесной царь»Шуберта на стихи великого немецкого поэта Гёте – интонационно – образный анализ.

Вокально хоровая работа. Работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока.


9

9

Песни Шуберта – образы лирики и драмы.


Шуберт. Песенное творчество композитора. Новый тип песен –

небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых воплощен внутренний мир действующих лиц и тщательно выписаны различные изобразительные подробности. Два цикла песен: «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха».

Вокально-хоровая работа .Работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока.

10

10

Поэтика и мечтательность образов в вальсах Шопена.

Шопен. Страницы творчества .

Шопен «Вальс №6» ( ре-бемоль мажор)

Шопен «Вальс №7» ( до-минор) – единый образ, поворачивающийся к нам разными своими гранями.

Вокально-хоровая работа: Шопен «Желание» -разучивание мелодии.

Презентация по теме урока.


11

11

Два контрастных образа в музыке Баха.

Бах. Музыка Баха - язык всех времен и народов . «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Ария «Agnus Dei».

Бах «Фуга ля минор» для органа – фрагмент.

Вокально хоровая работа: Таривердиев «Песня о далекой Родине» - работа над вокалом.

Презентация по теме урока.


12

12

«11 вариаций» из Седьмой симфонии Шостаковича.

Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».

Фрагмент 1 части – (Образ зла, насилия , нашествия, ворвавшегося в мир созидания и красоты).

Вокально-хоровая работа: Таривердиев «Мгновения» - работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.


13

13

Пушкин и Свиридов.

Музыкальные образы к повести «Метель».

Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» - особенности музыкального языка, развития и формы.

Вокально-хоровая работа: Никитин « Александра» - работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока.


14

14

«Он чувствовал симфониями света». Тайна Скрябина.

Скрябин «Поэма огня» (фрагмент) - проводить интонационно- образный анализ музыки.

Скрябин «Прелюдия №4. Ми бемоль мажор »

Вокально –хоровая работа: Рождественские колядки.

Презентация по теме урока.


15

15

Авторская песня. Яркость и контрастность её образов.

Разнообразные явления жизни в авторской песне .

Авторская песня – индивидуальная интонация, связанная с личным мироощущением автора – исполнителя, его манерой общения со слушателями, доступность исполнения и восприятия любым человеком.

Вокально-хоровая работа: Высоцкий «Песня о друге» - работа над звуком.

Презентация по теме урока.


16

16

Обобщение темы 1 полугодия «Музыкальный образ»

Обобщение темы «Музыкальный образ»

Работа над песенным новогодним репертуаром.

^ 2 полугодие «Музыкальная драматургия» - 18 часов

№ по порядку

№ в теме

Тема урока


Элементы содержания и музыкальный материал урока

17

1

Роль драматургии в музыкальном искусстве.


Глинка опера «Руслан и Людмила»

Увертюра – образ света, радости, богатырской удали и образ с печальными интонациями ( образ Руслана и образ его любви к Людмиле).

Вокально- хоровая работа. Работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока


18

2

Построение увертюры, её музыкальные образы.

Глинка опера «Руслан и Людмила» - продолжение знакомства с оперой. Драматургия построения увертюры.

Вокально-хоровая работа: Высоцкий «На братских могилах» - работа над хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


19

3

Музыкальная драматургия разноплановых пьес (контраст статичного и динамического начал).


Мусоргский «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки».

Шуман « Порыв». Определение жизненного содержания и формы построения произведений.

Вокально –хоровая работа: Тухманов «Как прекрасен этот мир» - работа над хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


20

4

Музыкальная драматургия увертюры «Эгмонт» Бетховена.


Бетховен. Увертюра «Эгмонт» - развитие на остром столкновении двух крайне противоречивых образов.

Вокально-хоровая работа: Милано «Город золотой» - работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.


21

5

Опера – один из самых ярких в драматическом отношении музыкальных жанров.


Бизе. Опера «Кармен». Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев.

Вокально –хоровая работа: Окуджава «Надежды маленький оркестрик» - работа над хоровыми навыками.

Презентация по теме урока.


22

6

Конфликт – как основной движущий мотив оперы .

Опера Глинки «Иван Сусанин».


Глинка. Опера «Иван Сусанин». Драматургическая линия оперы – построение на конфликте. Интонационно – образный анализ музыки.

Вокально-хоровая работа. Работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока.


23

7

Роль хоровых сцен в драматургии оперы «Князь Игорь» Бородина.


Бородин. Опера «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил ( русской и половецкой).

Интонационно –образный и сравнительный анализ музыки.

Видеофрагменты фильма-оперы. Хор «Улетай на крыльях ветра». Половецкие пляски. Ария Игоря. Плач Ярославны.

Презентация по теме урока.


24

8

Музыкальная драматургия в инструментальной музыке.

Соната – как жанр инструментальной музыки.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната.

Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода.

Соната в творчестве великих композиторов: Бетховена «Патетическая», Прокофьева Соната №11, Моцарта .

Вокально-хоровая работа: Зацепин «Есть только миг» - работа над вокальными навыками.

Презентация по теме урока.


25

9

Музыкальная драматургия Сонаты для виолончели с фортепиано Грига.

Углубленное знакомство с творчеством Грига. Интонационно-образный анализ музыки.

Определение приёмов музыкального развития.

Презентация по теме урока.

Работа над песенным репертуаром.

26

10

Драматургия знаменитого «Полонеза» Огинского.

Огинский «Полонез» - слияние и чередование чувства любви к родине и трепетное волнение за её судьбу – основа драматургии произведения.

Работа над песенным репертуаром.

Презентация по теме урока.


27

11

Музыкальная драматургия в инструментальной музыке.

Моцарт Симфония №40.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром симфония. Строение симфонического произведения: четыре части. воплощающие разные стороны жизни человека.

Мир музыкальных образов симфонической музыки Моцарта.

Интонационно-образный анализ музыки.

Презентация по теме урока.


28

12

Музыкальная драматургия балета Прокофьева «Золушка».

Музыкальные образы балета «Золушка». Драматургия балета. Интонационно- образный анализ музыки балета. Видеофрагменты.

Презентация по теме урока.

29

13

Музыкальная драматургия трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в музыке Прокофьева и Чайковского.

Трагедия Шекспира в балете Прокофьева. Музыкальные образы героев балета. Принцип контраста в драматургии балета. Интонационно-образный анализ музыки.

Фрагменты фильма Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».

Презентация по теме урока.


30

14

Музыкальная драматургия увертюры – фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта»

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»Чайковского – развитие образов, их взаимоотношения, общий замысел сочинения. Интонационно – образный анализ музыки.

Презентация по теме урока.

31

15

В музыкальном театре. Д.Гершвин опера «Порги и Бесс».

Страницы жизни и творчества Дж.Гершвина.

Гершвин – создатель американской национальной классики 20 века , первооткрыватель симфоджаза.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Музыкальные характеристики героев.Драматургия оперы построена на конфликте.

Фрагменты фильма-оперы.

Презентация по теме урока.


32

16

Музыкальная драматургия балета Чайковского «Лебединое озеро»


Музыкальная драматургия балета( контраст) Чайковского.

Музыкальные образы героев балета.

Фильм-балет(фрагменты).

Презентация по теме урока.


33

17

Жанр молитвы в музыкальном «зодчестве».


Музыкальное «зодчество» России. Молитва в музыке.

Березовский. Концерт «Не отвержи мене во время старости»

Чайковский, Рахманинов, Чесноков – духовная музыка.

Презентация по теме урока.


34

18

«Пусть музыка звучит!» (итоговый урок ).


Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами.

Песни из программы учебного года.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка»
«Музыка» для 1-8 классов, разработанной авторским коллективом на основе программы Д. Кабалевского(Москва, Просвещение,2004) и Примерной...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе Примерной...
Примерной программы по учебному предмету «Музыка» (Москва «Просвещение» 2011г.), Федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса базовый...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Музыка. Рабочие программы....

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка» Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е. Д. Крицкая,...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Составлена на основе примерной программы по музыке для образовательных учреждений 1-7 классы – Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т....

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы умк «Перспективная...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconПояснительная записка Нормативно правовые документы
Рабочая программа учебного предмета Музыка для 5-9-х классов составлена на основе примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету "Литература"
Настоящая программа разработана на основе примерной программы Министерства образования РФ для 10- 11 классов общеобразовательных...

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка и изо) для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8-9 классы (авторы программы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница