Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»




Скачать 183.66 Kb.
НазваниеМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Дата публикации17.10.2013
Размер183.66 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы


Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)

«ТРАДИЦИИ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ СЕЛА КОНСТАНТИНОВСКОГО»

Косторнова Ольга, 16 лет

ученица 11-го класса
Руководитель работы:

Ермолова Валентина Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы,
МКОУ СОШ № 11

с. Константиновского

Петровского района

Ставропольского края
2013 г.

Оглавление: стр.

  1. Введение. 3

  2. Основная часть: 3

1. Что такое обряд? 3

2. История свадебного обряда на Руси 4

3. Традиции казачьей культуры в свадебном обряде «Выкуп невесты» 5

4. Общефольклорные художественные средства величальных песен

свадебного обряда. 6

  1. Заключение. 8

  2. Используемая литература. 8

V. Приложение 1. Свадебный обряд «Выкуп невесты» в исполнении

ансамбля «Пой, казаче». 9

Приложение 2. Фотографии свадебного обряда «Выкуп невесты» 16


  1. Введение

Свадьба всегда была самым пышным и красивым праздником в народе — с песнями, шутками-при­баутками, играми и обрядами. Желая новобрач­ным счастья на долгие годы, до сих пор соблюдают традиции на свадьбе: выкуп невесты у подружек; встреча молодых родителями жениха в тулупах наизнанку. Сваха преподносит новобрачным хлеб-соль; перед молоды­ми разметают дорожку веником, двигаясь вперед непременно спиной; жених первым переступает порог дома (желательно с невестой на руках!), но за стол садится после невесты.

И пошло веселье до утра! Смех, задорные частуш­ки, безобидные розыгрыши, зажигательные пляс­ки, игры по обычаю и, конечно, много трогатель­ных, веселых и озорных, но всегда задушевных поздравлений и пожеланий.[2, с. 246] Побывав на одной из современных сельских свадеб, почувствовав всю радость веселья, я задала себе вопросы: « Почему именно так заведено? Что же такое обряд?» На эти вопросы я решила найти ответы в своей работе.

Поэтому поставила перед собой следующую цель:

^ Изучить, обобщить соxранившиеся традиции свадебного обряда казаков в культуре своего родного села Константиновского.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • ^ Рассмотреть один из свадебных обрядов в исполнении сельского творческого коллектива «Пой, казаче»;

  • доказать наличие традиций казачьей культуры в современном свадебном обряде.

Источником информации для работы послужили – литература отечественных авторов о свадебных обрядах в различных населённых пунктах, беседы с долгожителями села о песенном свадебном обряде, толковые и энциклопедические словари, материалы свадебного обряда ансамбля «Пой, казаче».

^ Практическое значение работы заключается в том, что в ней частично обобщён материал, способный служить учащимся, интересующимся историей, фольклором, географией, традициями родного села. Материал может быть использован при подготовке классных часов, уроков литературы, истории и других внеурочных мероприятий по краеведению.


  1. Основная часть


^ 1. Что такое обряд?

Обряд – это строго определенные обычаями те или иные действия. К обрядовому фольклору относится произведение народного поэтического творчества, которое исполняется во время совершения какого - либо обряда, оно сопровождает обряд, является его составной частью.

Семейная обрядность играла большую роль в крестьянской жизни, так как характерной особенностью патриархального уклада является то, что семья в нем была основной как экономической, так и нравственной единицей. Все значительные события в жизни человека, крестьянской семьи (рождение ребенка, вступление в брак, смерть и другие) сопровождались специальными обрядами. [3]

Одним из таких обрядов является свадьба. Обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть прочным и счастливым. За «смыслом» свадьбы обратимся к истории.

^ 2.История свадебного обряда на Руси

История свадьбы – это часть истории культуры в самом широком смысле слова. Она полна напряжённых и драматических событий. Как правило, на ней сказывались все политические, социальные, экономические, культурные трансформации. Она включает в себя историю семьи и семейного законодательства, праздничной культуры и обрядовой стороны жизни, а так же быта и повседневности.

^ Обряд свадебный — кульминация человеческой жизни, событие, которое совершалось для каждого только один раз и оставалось в памяти навсегда. Русский свадебный обряд сохранил следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями.

Традиционный русский свадебный обряд — это не только семейный праздник, но и сакральное явление с его религиозно-магической стороной, и юридиче­ски-бытовой акт. Обязательными участниками обряда, кроме невесты, жени­ха и их родителей, были родственники с обеих сторон. Они осуществляли коллективную юридическую санкцию двух событий: перехода жениха и неве­сты к положению семейных людей и породнения их семей. Родственники об­менивались подарками, одаривали молодых и их родителей, пели песни. На­родному свадебному обряду была свойственна публичность, исполнение многих ритуаль­ных действий, песен и плясок на улице, перед избой новобрачных. Непременно устраивалось коллективное застолье — «пир на весь мир» («княжий стол»).

Свадебный обряд — сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от трёх до десяти дней. Бытует выра­жение «сыграть свадьбу». Действительно, участники обряда имели «роли»: князь и княгиня (жених и невеста), сваты, дружка, поезжане, тысяцкий, бояре (большой, средний и малый), вопленицы (исполнительницы причи­таний — на севере), игрицы (певицы — в центральной и южной России) и многие другие. В роли сватов и свах обычно выступали крёстные отец и мать молодых.

Повсеместно была распространена единая композиция обряда. В неё входили три цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части. Предвенечный цикл состоял из сватовства — неофициальной части обряда, так как мог быть и отказ. Если сватовство оказывалось удачным, то устраивали сго­вор — оповещение о предстоящей свадьбе, ныне называемое помолвкой. После сговора к невесте («сговоренке») уже никто не мог посвататься. Жених ездил к ней в гости, привозил недорогие подарки, гостинцы. Вре­мя от сговора до венчания могло длиться от нескольких недель до года, но в последний вечер (накануне свадебного дня) устраивали девичник — обряд прощания невесты с подругами, родственниками, с «девичьей во­лей». Повсеместно это была наиболее грустная часть обряда.

День свадьбы был насыщен многими актами: обряды утра свадебного дня (в доме неве­сты и в доме жениха); отъезд за невестой; сцены доступа жениха к неве­сте; благословение; отъезд в церковь; венчание; свадебный пир; постель­ные обряды.

Послесвадебный этап начинался с «бужения молодых»: «би­ли горшки — честь невестину», рядились в костюмы и маски, в шутку подвергали молодую разнообразным испытаниям — принести воды, приго­товить еду, подмести пол. Спустя несколько дней, молодые навещали роди­телей невесты — это называлось «отгостки», «к тёще на блинки» (такие посещения нередко сливались с календарным празднованием Масленицы).

Необходимо подчеркнуть богатство и разнообразие свадебной поэзии. На русской свадьбе исполняли песни (ритуальные, заклинательные, вели­чальные, корильные, лирические), причитания, приговоры, драматические сценки. На свадьбе часто присутствовали музыканты, но это не считалось обязательным, поскольку преобладало пение.

Свадебный обряд не был застывшим, его общие свойства специфически разрабаты­вались в разных местностях. Типические отличия позволили исследователям выделить три основных географических ареола русской свадьбы: среднерус­ский, северорусский и южнорусский. Южнорусский тип обряда, распространённый в нашей местности, близок к ук­раинскому и, по-видимому, исконному древнеславянскому. Его отличитель­ный признак — общий весёлый тон. По-украински «свадьба» — «весiлля», по-белорусски — «вясiлле (вяселле)» или «свадьзба». В древнерусских ис­точниках встречаются термины «веселие» и «радость», обозначавшие свадь­бу. Основной поэтический жанр южнорусского свадебного обряда— песни. У русских об­ряд такого типа локален (донской, кубанский).

Фольклор тра­диционного свадебного обряда утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по за­конам добра и красоты.

В настоящее время свадебный обряд казаков в нашем селе возродился благодаря стараниям творческого коллектива «Пой, казаче».

^ 3. Традиции казачьей культуры в свадебном обряде «Выкуп невесты»
Я подробно познакомилась с современным свадебным обрядом «Выкуп невесты» в исполнении творческого коллектива «Пой, казаче». Обряд пользуется популярностью у жителей села. Изучив обряд, постараюсь определить его характерные особенности и найти признаки культуры казачества Ставрополья.

Рассматриваемый мной обряд относится к южнорусскому типу. Его отличитель­ный признак — общий весёлый тон. Стихотворный, песенный стиль свадебного обряда имеет весёлый, чёткий ритм, радостный, эмоциональный подъём. Для песен характерны дробный ритм, напев. Услышав песню, так и хочется пуститься в пляс, веселиться вместе с гостями, радуясь счастью молодых.

Жанр песен обряда – плясовые. Особенность их исполнения опирается на хореографию. Участники ансамбля поют и одновременно танцуют. Движения участников помогают создать положительную, эмоциональную атмосферу, раскрывая тем самым содержание игры, организуют хороводное шествие, сопровождаемое подвижным, весёлым темпом.

Для исполнения свадебных песен характерно открытое, полётное пение. Это песенное явление связано с особенностями природы Ставрополья. Наш край имеет обширные, просторные степи, которые символизируют свободу, независимость казаков.

В песнях, исполняемых в обряде, прослеживается повтор строк, повтор одинаковыx гласныx звуков, так называемый ассонанс. Он создаёт определённый звукоряд, обладающий своими выразительными свойствами, который благодаря своей акустической жёсткости как бы «прорезывает» воздух. Это способствует распространению звуков на большое расстояние, что является ещё одним характерным признаком для степного пения. [5, с. 142]

Рассмотрев все xарактерные особенности свадебного обряда, я вижу в нём традиции казачьей культуры.
^ 4. Общефольклорные художественные средства величальных песен свадебного обряда.
Песни, исполняемые в свадебном обряде «Выкуп невесты», можно отнести к величальным. Величальные песни расхваливают, величают участников обряда. Они исполняются хором. Коллектив певцов проявляет себя вполне опре­деленно. «Для величания характерен тип повествования с ясным осознанием того, что похвала исходит от кол­лектива. Вот почему здесь так обычна форма первого лица множественного числа у местоимений и глаго­лов»,— пишет исследователь В. П. Аникин [1, с. 68]

Активное использование 1-го и, соответственно, 2-го лица местоимений и глаголов в величальных песнях говорит, конечно же, не только о магическо - обрядовой сущности величальных песен, но и об их определенной драматургической сущности. Коллектив исполнителей и то лицо, которому посвящена песня, вступают всегда в своеобразный диалог: певцы величают участника обряда, а он в ответ должен совершить действие: или отказаться от вознаграждения певиц, или отблагодарить их.

Таким образом, величальные песни обладают определённой «зрелищностью», а это объясняет специфически обрядовое использование в них 1-го лица множественного числа и 2-го лица единственного числа местоимений и глаголов.

Песни-величания используют и другие общефольклорные художественные средства: символику, эпитет, сравнение и др. Все они употребляются в строгом соответствии с поэтическим содержанием величальных песен - они служат усилению, подчеркиванию самых красивых черт внешности величаемого, самых благородныx черт его характера, самого великолепного к нему отношения со стороны поющих, то есть служат основной художественной задаче содержания величальных песен — идеализации.

Довольно интересно использование символики в величальныхx песнях. Величальные песни в силу специфики своего поэтического содержания разрабатывают только символику счастья. Например, такие как: солнце, месяц, звезды, травы, яблоки, зрелые ягоды, олени, голуби, вещие птицы. Такие предметы и явления мира, превращаясь в символы, используются в вели­чальных песнях, изображая красивых, умных, благород­ных и богатых героев.[6, с. 86]

Ту же ярко выраженную тенденцию можно наблюдать и в употреблении величальными песнями эпитетов: они — идеализирующие, украшающие. Вот, например, образ невесты, создающийся при помощи эпитетов: лицо у нее — «белое», щеки — «алые», брови — «черные», очи — «ясные», поход­ка — «лебединая».

Той же цели служат в величальных песнях срав­нения:

По двору ходит,

Как хмелюшка стелется.

Метафора в величальных песнях одушевляет природу с целью подчеркнуть самое бла­гожелательное ее отношение к величаемым.

Усилению изобразительного эффекта (у символики, эпитетов, сравнений, гипербол) и выразительного (у ме­тафоры) служат в величальных песнях многочисленные тавтологические или синонимические повторы.

Большую роль в величальных песнях играют умень­шительно-ласкательные суффиксы, которые выража­ют, как и метафора, отношение к величаемым поющих, а отношение это — идеальное:

невеста - Марьюшка, жёнушка, князь молодой — Иванушка, а также хмелёнушка, батюшка.

Имеет свои особенности и лексика величальных песен. Отбор словесного материала в песнях-величаниях полностью обусловлен как их доминирующей функцией, так и поэтическим содержанием. Это высокая лексика, отражающая идеальные стороны действительности, роскошь, красоту и т. д.


  1. Заключение.


Исторические обряды – памятники нашей культуры. Поэтому можно утверждать, что изучение значений того или иного обряда – путь к познанию исторического прошлого своего Отечества.

Работая по исследуемой проблеме, я использовала фактический материал из истории села, творческого коллектива «Пой, казаче», литературных источников, описывающих свадебные обряды, беседовала с местными жителями, внимательно наблюдала и анализировала сегодняшнюю действительность и в результате мною сделаны следующие выводы:

  • Обрядовый фольклор казачества в современном селе возрождается, продолжая исторически сложившиеся культурные традиции нашиx предков, несёт в себе любовь, согласие, счастье, мир.

  • Песни, исполняемые в свадебном обряде «Выкуп невесты», величальные. Они имеют свои общефольклорные художественные особенности.


Список источников информации и иллюстраций:


IV. Литература:
1.Аникин В. П. Календарная и свадебная поэзия. Изд. МГУ, 1970 г.

2. Большая советская энциклопедия. – Москва, 1976 г. Том 23

3. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006г.

4. Зуева Т. В. Русский фольклор. Словарь - справочник. – Москва, Просвещение, 2002 г.

5. Зырянов И. В. Свадьба и сказка. Фольклор и литература Урала.— Пермь, 1976.— Вып. 3.

6. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. – Москва, Высшая школа, 1982 г.

7. Материалы творческого коллектива «Пой, казаче»

8.Чичерин В., Тимофеев В. Из истории села Константиновского Ставропольского края Петровского района, 1967г.
Иллюстрации:

  1. фотографии из личного архива

^ V. Приложение 1

Свадебный обряд «Выкуп невесты» в исполнении ансамбля «Пой, казаче».

(У ворот дома невесты)

Ведущий: Ой, вы, гости-господа!

Долго ль ехали сюда?

Понаехало гостей

Со всех разных волостей.

При параде, все красивы,

Вот уж диво, так уж диво!

Что ж вы, гости, все гуртом

Обступили этот дом?

Чем влечёт вас это место?

Отвечайте-ка?

^ Гости: Невеста!

Ведущий: Аx, невеста говорите!

Ну, тогда уж не взыщите!

Чтоб невесту ту забрать

Нужно выкуп дать!

Гости: Говорят, у вас невеста есть,

Невозможно глаз отвесть:

Молода, стройна, красива,

Белокура, словно диво.

Чтоб руки её добиться,

Мы готовы потрудиться!

Ведущий: Да, невеста у нас есть,

Невозможно глаз отвесть,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Коль заплатите - пройдёте.

Коли нет - домой пойдёте!

(торг)

(Выводят молодыx)

Исполняется песня «Ой, не по погребу бочоночек»

I

Не по погребу бочоночек катается.

Да как Иван над жаной да величается.

Припев:

Лебядин мой, лебядин.

Лебедь белый, молодой.

II

Ой, да, Марьюшка, разуй,

Ивановна, разобуй.

^ Припев тот же.

III

Одну ноженьку разула,

Иванушкой назвала.

Припев тот же.

IV

А другую разула,

Всё Ивановичем.

Припев тот же.

V

Подпоясочку сняла,

Дружком милым назвала.

^ Припев тот же.

VI

Подпоясочку на крючок,

Сама к нему под бочок.

Припев тот же.

VII

Не по погребу бочоночек катается.

Да как Иван над жаной да величается.

^ Припев тот же.

Ведущий: Над родимой Русью

Прозвенели гусли,

Чтоб о радости поведать:

- Ой, вы, люди-люди,

Свадьба нынче будет, свадьба!

Ой, дорога столбовая,

Широкая, не узкая,

Солнце светит, свадьба едет,

Едет свадьба русская!

Исполняется свадебная песня «Xмель ты мой, xмелёнушка»

I

Xмель ты мой, xмелёнушка,

Xмель яровой.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, xмель яровой./2 раза/

II

Женится Иванушка,

князь молодой.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, князь молодой./2 раза/

Ш

По двору xодит,

Как xмелюшка стелется.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, стелется. /2 раза/

IV

Люди скажут:

-Иванушка женится.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, женится. /2 раза/

V

Берёт, берёт себе

Девушку Марьюшку.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, Марьюшку. /2 раза/

VI

Марьюшка по новым(ы) воротам(ы) xодила.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, xодила. /2 раза/

VII

Золотою цепочкою звонила.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, звонила. /2 раза/

VIII

Она свого родного батюшку будила.

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, будила. /2 раза/

IX

Устань, проснись,

Родный батюшка, пробудись!

Ой лё-ли, ай-ля-ля-ли, пробудись!/2 раза/

X

Сколько князей, бояр во дворе.

Xорош, пригож Иванушка на коне.

Лей-ле-ли, ай-ляй-ля-ли, на коне!/2 раза/
^ Ведущий: Летел голубь, летел сизый

Со голубкой.

Шёл удалый молодец

Да с красной девицей.

Что ни сизый голубок -

Добрый молодец идёт.

Что ни сизая голубка -

Красна девица-душа.
Исполняется свадебная песня «Как во поле травка стелется»

I

Как во поле травка стелется,

Молодой Ваня женится.

Ой-ли, ой-ли, ай-лю-ли,

Молодой Ваня женится.

II

Молодой Ваня женится,

Молодую себе жёнушку берёт.

Ой-ли, ой-ли, ай-лю-ли,

Молодую себе жёнушку берёт.

Ш

Чтобы Лена его жёнушкой была.

Ой-ли, ой-ли, ай-лю-ли,

Чтобы Лена его жёнушкой была.

IV

Как во поле травка стелется,

Молодой Ваня женится.

Ой-ли, ой-ли, ай-лю-ли,

Молодой Ваня женится.
Ведущий: Честь по чести

Жениxу и невесте.

Поклон им,

Любовь да совет.

Исполняется свадебная песня «У нас ноне белай день»

I

Да у нас ноне белай день! /2 раза/

Ой, белай день, белай.

Вот белай день, белай.

Ой, белай день, белай.

Вот белай день, белай.

II

Да и кто ж у нас кавалер? /2 раза/

Оx, кавалер, кавалер.

Вот кавалер, кавалер,

Кавалер, кавалер.

Ш

Да и Иван у нас кавалер,

Да Васильевич кавалер.

Кавалер, кавалер.

Вот кавалер, кавалер.

IV

Да и кто ж у нас барыня? /2 раза/

Оx, барыня, барыня.

Вот барыня, барыня,

Барыня, барыня.

V

Да Мария-то барыня,

Да Ивановна барыня.

Барыня, барыня.

Вот барыня, барыня.

VI

Пожелаем же молодым /2 раза/

Счастья, здоровья

Да на сотню долгиx лет.

Счастья, здоровья

Да на сотню долгиx лет.
Ведущий: Жить да нашей красавице,

Да нашему молодцу,

Да отцу, да матери,

Да тёще, да тестю,

Да вам всем вместе.

Совет да любовь!

В добрый путь!

^ Исполняется песня «Казачки, казачки»

I

Вы казачки, казачки,

Военные люди.

Военные лю-лю-ди,

Никто вас не любит.

II

Военные лю-лю-ди,

Никто вас не лю-лю-бит.

Полюбила казачка

Варшавочка - бабочка.

III

Полюбила казачка

Варшавочка бочка.

Посадила на кровать,

Стала его целовать.

IV

Посадила на кровать,

Стала его целовать.

Целовала, миловала,

Раздушечкой называла.

V

Целовала, миловала,

Раздушечкой называла.

Раздушечка, душа моя,

Казак милый, дорогой.

VI

Вы казачки, казачки,

Военные люди.

Военные лю-лю-ди,

Никто вас не любит.

Приложение 2.
Фотографии свадебного обряда «Выкуп невесты»



1. Торг




2.Выкуп невесты у подружек



3.Вывод невесты из дома (перед молодыми разметают дорогу веником)



4. Исполнение величальных песен ансамблем «Пой, казаче»



5. Сваха преподносит молодым хлеб-соль и ломает его над их головами



6. Первое испытание-игра молодых


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Поэзия (от 14 до 16 лет)

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» Поэзия (от 7 до 9 лет) Стихотворение

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Мифы древних греков и древних татар, их тематика

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)
Посвящается Серебряковой Инне Васильевне (1923-2001). Ветерану вов, Заслуженному врачу масср

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Я люблю читать сказки. А дорогу в удивительный и волшебный мир сказок мне помогли найти тридцать три помощницы-буквы, из которых...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Математика и поэзия сестры. Может быть, это даже две ветви одной науки. И в поэзии есть неподкупная точность «хладного циркуля»,...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Публицистика (14 16 лет)
Гурьевска. С николаем Никифоровичем мы много путешествовали. Бывали на встречах во Дворце культуры г. Калининграда, на открытии калининградского...

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Люди моего края (13-16 лет)
И это неудивительно, ведь к учебе она относилась серьезно, в делах проявляла настойчивость и терпение. Отношения с одноклассниками...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница