Урок №1 «Россия наша Родина»




НазваниеУрок №1 «Россия наша Родина»
страница1/14
Дата публикации17.10.2013
Размер1.52 Mb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




(методическое пособие)




Ставрополь

2013

Авторы – составители:
Лаврентьева Т.К. – руководитель информационно-методического центра отдела образования администрации города Георгиевска

Диакон Владимир Шалманов – руководитель Георгиевского общества православных педагогов

Анисимова О.М. – руководитель городского методического объединения учителей начальных классов города Георгиевска

В соответствии с поручением Президента РФ Д.А.Медведева от 2 августа 2009 года начиная с 2010года в качестве эксперимента в 19 субъектах РФ, в том числе и в Ставропольском крае, в 4-5 классах введён новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», включающий 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы светской этики», «Основы иудейской культуры», «основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур». Учащимися и их родителями было предоставлено право выбора любого из предложенных модулей.

Данное пособие подготовлено информационно-методическим центром отдела образования администрации города Георгиевска в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, преподававшими данный предмет.

При разработке методического пособия использовались материалы учебника «Основы православной культуры» 4-5 класс, методическое пособие диакона Андрея Кураева, материалы, предоставленные на диске «Основы православной культуры», методического сайта «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по «Основам православной культуры» для 4-5 классов» (http: // experiment-opk.pravolimp.ru).

^ Урок № 1 «Россия – наша Родина»
Задачи: расширить знания учащихся о своей Родине; формировать чувство гордости за свою Родину; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, творческие задания, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: Россия. Родина. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Патриот.
^ Средства наглядности: выставка книг о России, выставка рисунков на тему «Моя Родина», презентация, запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, музыка В.Баснера), видеофильм «Просторы России».
^ Ход урока
I. Вступительная беседа

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о нашей Родине – России. Первый вопрос, который я вам предложу на обсуждение «Что такое Родина?» Послушайте три высказывания и ответьте, какое из них является верным.
Родина – это место, где человеку хорошо жить.

Родина – это место, где человек живет, учится и работает.

Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.
- Мне бы хотелось прочитать слова писателя В.Астафьева, которые, на мой взгляд, очень подходят к нашей теме: «Родина – это прежде всего язык, природа, древняя история края, народные сказания, память о предках». Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Вместе с родителями вы побывали уже во многих уголках страны.

(Показ составленного семейного фотоальбома.)

- Но … с чего же начинается Родина? (Ответы детей)
^ Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Какая страна является для вас Родиной?

- Велика Россия – матушка, как ласково называет ее народ. Она простирается с севера на юг, с запада на восток. Что, по-вашему, нас всех объединяет? (Все мы россияне, независимо от национальности).

- Назовите столицу России.

- У каждого государства есть человек, который управляет страной. Какое название должности этого человека в нашей стране? (Президент РФ)

- Как зовут нашего президента?

- Назовите государственные символы России. (Герб, гимн, флаг.)

- Как называется документ, в котором записаны права и обязанности гражданина России? (Конституция РФ)
^ II. Работа в группах.

1 группа дает определение понятию «Родина».
- Откуда произошло слово «родина»? Послушаем ребят, которые нашли в толковом и этимологическом словарях слова, близкие по значению этому слову.
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода.

^ Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина. Родит животное, родит почва, земля.

Родители – мать и отец, у которых рождаются дети.

Родич – родственник. Член рода.

^ Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны. Есть еще немало слов с корнем –род-: народность, народить, зарождение и другие.

(Альбом «Генеалогическое древо»)

- Подберите синонимы к слову «Родина». (Отечество, отчизна, родная сторона, родной край, родное пепелище, колыбель.)

- Антоним - чужбина.
^ 2 группа «Из истории названия России»

- Наша Родина – Россия. Откуда взялись слова «Русь» и «русский»?

Русский. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось».

Русь. Выдающийся русский историк В.Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.
С XV века с момента объединения в одно государство наша страна стала называться Россия. Сейчас Россия – одна из самых многонациональных стран мира. Нас объединяет то, что у нас одна Родина, одна история, живем мы в единой великой державе, и все вместе ею гордимся.
^ 3 группа «Русские поэты о России»

- У каждого человека свои ассоциации с понятием «родина». Для одних это страна, в которой родился человек, для других дом, в котором он живет, для третьих место, где жили его предки. А для кого-то родина начинается с родного порога и березки у дома. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине. (Чтение стихов о Родине.)
^ 4 группа «Народная мудрость о Родине»

- Какое отношение к Родине «исповедовали» наши предки? Обратимся к народной мудрости – пословицам и поговоркам, которые лучше всего иллюстрируют наше представление о Родине, отношение к ней. (Пословицы и поговорки о Родине.)

^ Великие люди России

- Назовите выдающихся людей России.

Работа с портретами

- Кто изображен на портретах? Что вам известно об этих людях?

- Можно ли сказать, что они являются гордостью России? Почему?

^ III. Понятие «Малая Родина». (Чтение выдержек из сочинений «Мой город», «Мой город в будущем»)

-Большое понятие Родины – страна, в которой человек родился. Что значит для нас «малая родина»? (Малая родина – это город, село, деревня, где человек родился, родной дом, родители.)
^ IV. Работа с учебником.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  3. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, столица, патриот, отечество.

  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Учитель:

- Чаще всего мы говорим: «Родину надо любить», «Родину надо беречь», «Родину надо защищать». Подберите слово, в котором выражается долг человека перед Родиной (должен)

- Какое местоимение нужно поставить впереди данных словосочетаний, чтобы каждый мог выразить свое отношение к Родине? (я)

Я должен любить Родину.

Я должен беречь Родину.

Я должен защищать Родину.
- Как называется документ, в которой записаны права и обязанности гражданина России? (Конституция Российской Федерации)

- «Долг перед Отечеством», «любовь к Родине» - понятия не столько правовые, сколько моральные. Каждый человек «генетически» связан со своей Родиной («И кости по Родине плачут», «Своя земля и в горсти мила»)

- Как называется человек, любящий свою Родину? (Патриот)

Патриот – человек, который любит свою Родину и совершает полезные дела во имя ее процветания.
^ VI. Просмотр видеофильма «Просторы России»

Задание на дом.

Провести интервью с членами семьи на тему « Герои России»

VII. Итог.

- Заканчивая урок, давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня? О чем должны помнить всегда?
Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

^ Урок № 2. «Культура и религия»
Цель: формировать культурно-нравственную личность.
Задачи: создать эмоционально-положительную основу для развития культурно-нравственных ценностей;

- познакомить с основными понятиями православной культуры;

- расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.


Основные понятия: Родина, христианство, православие, культура, религия.
Оборудование: фотографии и изображения православных храмов, книг, репродукции картин.
Ход урока
^ 1. Организация деятельности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся.

- В какой стране мы живём?

- Какова главная ценность России?

- Назовите важнейшие ценности для человека?

- Назовите духовные традиции России.

- Как вы понимаете слова культура и религия?

- Какие основные религии вам известны на территории России?
^ 3. Обобщение ответов учащихся.

Учитель:

- Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Он не может выбрать своих родителей. Не может выбрать язык, на котором мама пела колыбельные песни. Не может выбрать Родину.

Сначала появляется человек на свет. Потом узнаёт, что его Родина зовется Россия. Что она - самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей и с молодыми мечтами.

С первых дней своей жизни вокруг него родные люди, постепенно их круг расширялся. Родственники, друзья, соседи... И однажды к нему пришло понимание, что кроме его дома, его двора, его улицы, его района, его города, есть еще Его Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы с ним. Но в нашей жизни есть много общего. Даже не зная друг друга, мы все давно в чем-то зависим друг от друга.

Вот пятьдесят лет назад один молодой и никому неизвестный летчик взлетел над землей. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И до сих пор мы с доброй гордостью говорим: мы - соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Общая земля. Общая история. Общие святыни. Но важнее всего - единая культура.
^ 4. Комментированное чтение статьи (стр.6 – 7)

5. Обобщение прочитанного.

Учитель:

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни.

В XVII веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины... Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Также делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян.

^ Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки - и так до последнего».
^ 6. Продолжение чтения статьи (стр.7)
7. Обобщение прочитанного.

Учитель:

- В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. В том числе люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. То есть - люди разных религий.

Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Народы, живущие в России, из поколения в поколение передавали свои культуры. Мы начинаем разговор о тех гранях этих культур, которые передавались через традиционные религии народов нашего Отечества. На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры.

Самое ценное, что есть в России - это её люди. Самое ценное, что создается в православной культуре - это внутренний мир православного человека. О том, каким становится человек православной культуры, мы и будем говорить.

Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово «спасибо» - это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
^ 8. Чтение статьи «Это интересно» (cтр.7)
9. Знакомство с творчеством поэта Алексея Хомякова.

Учитель читает стихотворение «РОССИИ»
России
Тебе Бог дал свое призванье,

Тебе Он светлый дал удел:

Хранить для мира достоянье

Высоких жертв и чистых дел:

Хранить племен святое братство,

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство,

И правду, и бескровный суд.

О, вспомни свой удел высокий,

Былое в сердце воскреси

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему, и все народы

Обняв любовию своей, -

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей!
- Как вы понимаете смысл данного стихотворения?

- О каком уделе идёт речь?

- Как вы понимаете слово внимай?

- О каком сиянье идёт речь?
^ 10. Самостоятельная работа.
Продолжите фразу:

а) Культура даёт человеку знание о ……
Варианты ответов:

- материальном состоянии народа;

- духовных ценностях;

- правилах хорошего тона.
б) Религиозным человека можно назвать, если он ….

^ Варианты ответов:

- соблюдает правила, установленные в его религии;

- знает основы религии;

- называет себя верующим.
Проверка выполненных работ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №1 «Россия наша Родина» icon«Россия наша Родина»
Но не только это является отличительной чертой России – наша Родина очень красива с её бескрайними полями, лесами, реками и озёрами....

Урок №1 «Россия наша Родина» iconРоссия – родина моя
Наша Родина носит красивое и звучное имя – Россия. Многие считают эту страну загадочной, таинственной. А вы со страниц устного журнала...

Урок №1 «Россия наша Родина» iconРоссия – наша Родина. Цели
Ребята, сегодня мы проведём урок, очень важный для каждого из нас. Разгадайте ребус и скажите, о чём мы сегодня будем говорить

Урок №1 «Россия наша Родина» iconМероприятие, посвященное Дню Конституции для учащихся 1-4 классов
Наша Родина Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся. Наша страна большая и очень красивая

Урок №1 «Россия наша Родина» iconПатриотическое воспитание на уроках немецкого языка
Слайд №2 Родина. Она есть у каждого, у всех. И куда бы ни забрасывала нас судьба, на каком краю земли мы бы не оказались, Родина...

Урок №1 «Россия наша Родина» iconТема: «Россия Наша Родина»
Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры

Урок №1 «Россия наша Родина» iconСценарий «День рождения родного посёлка»
Н. Н. Есть на карте Свердловской области скромный уголок земли, имя которому – Большой Исток. Это наша родная сторонка, наша малая...

Урок №1 «Россия наша Родина» iconРоссия – наша Родина
Яценко Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №3 г. Бородино Красноярского края

Урок №1 «Россия наша Родина» iconНаша родина — россия
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику

Урок №1 «Россия наша Родина» iconКонспект занятия игры на тему: «Россия Родина моя»
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич,, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница