Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет




Скачать 61.39 Kb.
НазваниеЕ. С. Позднякова Ставропольский государственный университет
Дата публикации19.10.2013
Размер61.39 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
Е.С. Позднякова

Ставропольский государственный университет
ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ДАННЫМ МЕТАПОЭТИКИ С.А. ЕСЕНИНА

«Метапоэтика — это поэтика по данным метаязыка (языка, на котором описывается язык-объект) и метатекста, поэтика самоинтерпретации авто­ром своего или другого текста. Таким образом, это те тексты, в которых сам художник-творец выступает как исследователь или интерпретатор, вступая в ди­алог с собственными текстами или текстами собратьев по перу — других масте­ров» (3, с. 32).

Исследователи отмечают оригинальность метапоэ

тического дискурса С.А. Есенина, в котором прослежи

вается независимость и многогранность поэтической

позиции. Поэт утверждал, что создает поэтику, в кото

рой словесный образ отражает «узловую завязь при

роды с сущностью человека» (4, с. 41).

В метапоэтических высказываниях поэт неодно

кратно отмечает, что на его поэзию в самом начале

оказали значительное влияние устное народное твор

чество, рассказы странников, мифологизм (опиравшийся на ту сторону многовекового опыта в поэтическом творчестве, который был далек от мистики), «уличная жизнь»,

не похожая на «домашнюю» и, по признанию самого Есенина, религия, христианство, которое отчетливо отразилось на его ранних произведениях. Особый отпечаток на творчество наложило язычество. «По тогдашним представлениям стихийное язычество, облагороженное десятью веками христианства, было самым «глубоким слоем русской души» (3, с. 44).

С.А. Есенин, как поэт глубоко русский, понимал и любил Россию, ее народ, традиции, уклад, быт. Он находил в этом истоки всей русской культуры, искусства, ведь «быт и искусство неотделимы», одно вытекает из другого и сами по себе они невозможны.

По выражению Есенина, «народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях, и если берется выражать себя через средство, то образ этого средства всегда конкретен» (1, с. 191), то есть каждый знак, каждый образ, представленный в быту и искусстве неслучаен и несет в себе сокрытый смысл.

«Самою первою и главною отраслью нашего искусства с тех пор, как мы начинаем себя помнить, был и есть орнамент» (1, с. 188), - пишет Есенин в своей главной статье «Ключи Марии» (1918), но никто так и не подошел серьезно к изучению этого вопроса, значение орнамента объясняли в своих трудах только Стасов и Буслаев.

Действительно, если мы разберем весь «внешне непривлекательный обиход» русского быта, то натолкнемся на глубокую «орнаментичную эпопею» с веками выверенной системой знаков для выражения народного духа. «И «отселе», выражаясь пушкинским языком, нам видно «потоков рожденье» (1, с. 194). В искусах орнамента скрыта народная история.

С.А. Есенин утверждает, что «ключи к человеческому разуму, это — знаки выражения духа, те самые знаки, из которых простолюдин составил свою избяную литургию» (1, с. 195), и мы можем смело утверждать то, что на основе человеческого разума//духа (по Есенинской классификации человека составляют тело, душа, разум//дух) построена изба и ее образы.

Главными в жизни простого русского человека всегда были дом и семья, и именно здесь сосредоточены основные образы и фигуры орнамента, которые относились к небесному и животному миру. Таким образом, человек проецировал мир внешний на уклад своей частной жизни, создавая мир в своей избе. Образы небесного мира: «Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути» (1, с. 195).

Животный мир представлен образами коня (конька), петуха и голубя. «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и <…> здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему: «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего». И действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента» (1, с. 192-193).

То, как строились избы, почему и где располагались голубь, конек, петух – все это нам передано предками: «изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов» (1, с. 195).

Изба – это, по сути, отражение нашего мышления. Каждый избяной знак таит в себе многовековой опыт нашего народа и если «мы могли бы разобрать всю творческо-мыслительную значность, то мы увидели бы почти все сплошь составные части в строительстве избы нашего мышления» (1, с. 201), мы бы поняли какая тайна сокрыта в казалось бы простых, ничего не значащих образах. Здесь Есенин раскрывает главную, удивительную тайну нашего существования – нас окружает мир, имеющий своеобразный код, переданный нам в образах орнамента, остается лишь прочитать его, но, к сожалению, сделать это могут немногие.

Еще один своеобразный код содержат цветочные и древесные узоры на тельном и постельном белье, полотенцах, солярные знаки и кресты на домах и даже буквы.

Древо – неотъемлемая часть нашего бытового орнамента. И именно древо на полотенцах «означает «семью», соотносимое с ветвистым древом. Отсюда родословное древо. «Древо - жизнь», как и семья – это жизнь. «Все от древа», - говорит Есенин и «вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель» (9, с. 198).

Цветы «на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина» (9, с. 193).

Солярные знаки – солнце, луна, звезды, кресты – еще с языческих времен. Означают они победу света над силами тьмы и, изображая эти знаки на своих домах, воротных столбах, человек верит и надеется на защиту своего дома от враждебных, возможно потусторонних, сил.

Главное соединение небесного и земного мира явлено в орнаменте наших букв. ^ Буква - знак поиска человеком своей сущности, места между небом и землей. Прочитав сущность земли и почувствовав над ней пространство, человек, определяя себя, протянул руки к своей сущности – пупу... <…> и получилась буква в» (1, с. 200).

По данным метапоэтики Есенина, главную роль в формировании русской культуры, основанной на язычестве, сыграл орнамент, соединивший в себе представления всех поколений русского народа, - это и постройка жилища и склад жизни, бытовые атрибуты, даже орнаментика букв. В этом, по Есенину, содержится определенный код нашей культуры, прочитав который мы поймем дух нашего народа. Наш бытовой орнамент носит «не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначения человека» (1, с. 192).

Литература

1. Есенин С.А. Академическое полное собрание сочинений: В 7 т./ Т.5 Гл. ред. Ю.Л. Прокушев; ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. – М., Наука; Голос, 1995-2002.

2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М., 1989.

3. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика: Учебный словарь. – Ставрополь, СГУ, 2006.

4. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Язык метапоэтики и метапоэтика языка// Сборник статей научно-методического семинара «Textus: Текст как явление культуры». – Ставрополь, СГУ, 2008.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconЕ. С. Позднякова Ставропольский государственный университет
Есенин, как поэт глубоко русский, понимал и любил Россию, русский народ. Его творчество связано с деревенским укладом жизни, многое,...

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconЗ. Б. Кипкеева
Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconАнкета Ставропольский край, Георгиевский район
Пятигорский Государственный Лингвистический Университет,1999г., переводческий факультет

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию ставропольский государственный университет
История государственных символов России: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во сгу, 2008. с

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconПолигенетичность художественного мира романа б. Л. Пастернака «доктор живаго» >
Защита состоится 27 апреля 2011 г в 10 часов на заседании диссертационного совета дм 212. 256. 02 при гоу впо «Ставропольский государственный...

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconТрадиции русской романтической лирики XIX века в поэзии н. С. Гумилёва
Защита состоится 29 мая 2012 года в 13 часов на заседании диссертационного совета дм 212. 256. 02 при фгбоу впо «Ставропольский государственный...

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconИзучение северного кавказа в россии во второй половине XVIII начале XX в
Защита состоится «22» апреля 2011 г в 12-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций дм 212. 256....

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconГбоу впо «Сургутский государственный университет хмао-югры» кафедра «управления персоналом»
Сургутский государственный университет был основан в 1993 году. Сегодня Сургу молодой, мобильный, развивающийся университет, который...

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconЯзыкотворчество русских писателей как миросозидающая деятельность...
Защита состоится 28 октября 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета дм 212. 256. 02 при гоу впо «Ставропольский...

Е. С. Позднякова Ставропольский государственный университет iconУправление микрологистическими системами в условиях рынка
Омский государственный университет путей сообщения, Омский государственный университет, Омск, Россия



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница