Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические




НазваниеГраница Западной музыкальной культуры: временные и географические
страница1/15
Дата публикации14.06.2013
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Эстонская академия Театра и Музыки

MTX300. Введение в историю музыки (Sessejuhatus muusikaajaloosse)

Экзаменационные темы

Составитель
Дина Курапова




Таллинн 2011
  1. Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические.


Эпоха Возрождения - Ренессанс, - это исторический поворот от средневековой культуры к новой жизни, новому отношению людей к культуре, искусству, науке. Музыкальный Ренессанс вполне соответствовал этим переменам. Для Возрождения характерно идеал гармонии, торжество раскрепощенной творческой личности - в отличие от времен мрачного Средневековья, когда царила инквизиция. Обращение к человеку стало главным в искусстве. Идеалы человечности люди стали искать в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреч. и древнерим. искусство явилось образцом для творчества художников, поэтов, писателей, скульпторов, архитекторов и, в меньшей степени, для музыкантов. Увы, никто не знал, как звучала музыка в Древней Греции и Древнем Риме.

В самом начале музыкального Ренессанса основное место занимала вокальная церковная музыка. Но звучали уже не только григорианские хоралы. Стало появляться многоголосие. Развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые музыкальные жанры; сольная песня, кантата, опера, оратория.

Слово «полифония» происходит от греческого polus, что значит «многочисленный» и fone - «звук», «голос». Полифония основана на тождестве функций голосов и этим отличается от гомофонии.

В Италии появились любители музыки, умевшие играть на различных музыкальных инструментах, образовавших музыкальные кружки.

Одним из первых композиторов Возрождения стал итальянец Палестрина (1525-1594) - глава римской полифонической школы. Слово «композитор» по-итальянски звучит так же - compositor - и переводится как «сочинитель». Палестрина писал многоголосные церковные произведения, в том числе около 100 месс. Он создал новый стиль многоголосного хорового пения. Папа Римский Пий IV, услышав мессу Палестрины, пришёл в восторг, и с тех пор авторам катол. музык. произведений было предписано сочинять в стиле Палестрины.

  1. ^

    Устная и письменная музык. культура. Разница основных категорий. Развитие нотной записи в 9-13 столетии.


Музыка письменной и устной традиции. Под музыкой устной традиции подразумевается система устной передачи закодированного музыкального текста. Если и целесообразно уподоблять музыку языку, то только ту музыку, которая относится к устной традиции, т.е. музыкальный фольклор. Устная традиция не знает нотной фиксации и требует использование языка. Фольклор - сфера, где господствует язык, а не фиксированный текст. Музыкальный фольклор или музыка устной традиции — это язык другого рода. Язык не словесный, а музыкальный. Через устную музыкульную традицию пришла письменная музык. традиция. В письменной музыкальной культуре имеются исполнитель, композитор и слушатель, а в устной музык. культуре – композитором, исполнителем и слушателем мржет быть одно лицо.

^ Развитие нотной записи в 9-13 столетии. До нот (лат. nota - знак) в европейской музыке использовались особые знаки - невмы. В первой половине XI века Гвидо д'Ареццо начал записывать ноты на 4-хлинейном нотном стане. Д Ареццо– реформатор нотного письма, ввёл систему сольмизации, 4-х линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии, и ключ. Создав предпосылки для точной записи музык. произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу современной нотации. Система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи). В 13 столетии развивалась мензуральная нотация - система записи музыкальных звуков, фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. В 13 в. для обозначения длительностей использовались знаки: максима (самая большая или двойная длинная), лонга (длинная), бревис (короткая), семибревис (полукороткая). В 14 в. были введены: минима (самая малая) и семиминима. Особые знаки служили для обозначения пауз. Мензуры - виды ритмического деления; они обозначались спец. знаками в начале нотной строки. Позднее для обозначения больших длительностей были введены белые знаки, тогда как семиминима и появившиеся позднее еще более мелкие длительности - фуза и семифуза - обозначались как «светлыми», так и «тёмными» знаками. Система знаков полностью сложилась к 16 в. За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц. Отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 2-1/12. Первые шесть нот взяты из гимна св. Иоанну. За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве:
UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

Названия 6 нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем ут был заменён на до (Дж. Дони, ~ 1540 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, ~ 1574 года).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Целью программы по музыке является: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры; духовно-нравственное...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconО городе магнитогорске
Муниципальное образование «город Магнитогорск» – центр Магнитогорского городского округа. Город расположен в юго-западной части Челябинской...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconФормирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Деятельность педагога по формированию основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconУроков музыки в 3 «а» классе
Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические icon01. Среди предметов гуманитарного цикла таких как философия, социология,...
Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. Исследования культуры как одной из технологий...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconУчастие мо иностранных языков в «Вечере немецкой культуры» в музыкальной школе зато п. Солнечный
Декабря в муниципальной школе искусств состоялся вечер, посвященный немецкой культуре. Этот праздник был запланирован коллективом...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconПояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания...
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconПояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания...
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconЗаседание кафедры эстетических дисциплин
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические iconРабочая программа по музыке 3 класс «Б»
Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница