Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса




Скачать 115.45 Kb.
НазваниеЕ. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса
Дата публикации19.06.2013
Размер115.45 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы


Опубликовано: Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса.

//Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Материалы международн.

научно-практич. конференции. – Пермь: Пермский област.

краеведческий музей, 1999. – С. 18-23.
Е.Н. Мастеница

Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса.

Интерес к истории отечества, к памятникам национальной культуры с наибольшей силой и остротой проявляется в переломные исторические эпохи, когда общество пытается осмыслить прошлое и заглянуть в будущее. В России этот интерес возникал и на рубеже XVIII– XIX столетий, и в конце XIX – начале XX века. Не является исключением и переживаемый нами момент завершения ХХ века. Наблюдается всплеск интереса к истории и культуре России, активизация научных исследований в этой сфере, происходит новый подъем краеведения. Изучение «белых пятен» в истории, возвращение незаслуженно забытых и вычеркнутых из истории культуры имен, публикация ранее неизвестных читателю произведений литературы, широкая демонстрация произведений искусства из фондов музеев и частных коллекций – это лишь первые шаги к восприятию и осознанию и духовного опыта наших предшественников, лучших традиций и образцов культуры. Иными словами обозначился новый этап осмысления культурного наследия.

Суть данного понятия, несмотря на активное его использование, еще не достаточно полно изучена в философском, историческом и культурологическом аспектах. Вне поля зрения остается проблема взаимодействия культурного наследия и музея, а также корреляция данных понятий. Понятия «культурное наследие» и «музей» неоднозначны и глубоко историчны. В разные эпохи в них вкладывалось различное содержание, основанное на смене социально-экономических, идеологических и культурно-образовательных парадигм. Важно также учитывать аксиологические установки социума по отношению к культурному наследию и его интерпретации в музее. Таким образом, содержание этих понятий не только сопоставимо, но и находится в тесной взаимосвязи.

На наш взгляд, изучение культурного наследия в многомиллионном городе с развитой инфраструктурой возможно только на основе синтеза различных подходов с определением единого вектора. Таковым представляется изучение города как феномена культуры. Крупные, чаще всего столичные города обладают мощным историко-культурным потенциалом и являются местом сосредоточения обширных пластов культурного наследия, включающего в себя памятники материальной и духовной культуры. Являясь результатом разноплановой, в том числе и творческой, деятельности человека, культурное наследие велико и разнообразно. Оно имеет различную степень сохранности и изученности. Чем древнее город, тем более возрастает значимость культурных ценностей, которые были созданы на протяжении столетий, закрепились в процессе исторического развития и оказались сконцентрированными в современных мегаполисах. Именно в городах, начиная с древнейших времен (античные полисы, эллинистические города, центры провинций Римской империи, итальянские города-государства эпохи Возрождения) происходило формирование в общественном сознании «музейного» подхода к действительности. Эта многовековая традиция получила завершение в создании и функционировании специальных социокультурных институтов (музеев, библиотек, архивов), осуществлявших хранение, изучение и популяризацию культурного наследия в соответствии с запросами и потребностями общества. В этом плане город и его историко-культурная среда, неотъемлемой частью которой являются музеи, предоставляет уникальные возможности для постижения и освоения всех богатств, созданных предшествующими поколениями. Все вышесказанное справедливо по отношению к Санкт-Петербургу.

В современном социуме музей, с одной стороны, выступает как институт, способный реализовать общественную потребность самоопределения, самоосмысления через предметный мир. С другой стороны, отбирая из многообразия существующей реальности определенную часть и сохраняя ее, то есть признавая тем самым ценностное значение (историческое, эстетическое, мемориальное и др.) музей выражает отношение общества к своему культурному наследию. Разнообразие типов, видов и профилей музеев в Санкт-Петербурге позволяет с максимальной полнотой сохранить и представить посетителям произведения искусства, достижения науки и техники, уникальные исторические памятники и комплексы, редкие документы и рукописи, мемориальные вещи и т.д.

В истории музейного дела в России Петербургу принадлежит особое место. Двухсотлетнее существование в качестве столичного города сделало его центром собирательства, изучения и демонстрации разнообразных коллекций. Именно в Петербурге был открыт первый российский публичный музей – Кунсткамера, первый и крупнейший художественный музей – Эрмитаж, наиболее полное собрание отечественного искусства – Русский музей. Сама история города способствовала музейному строительству. Стремительное появление молодой столицы на берегах Невы осознавалось современниками как событие, память о котором должна быть сохранена для потомков. Просвещенный XVIII век пробудил живой интерес к коллекционированию – основе основ музейного дела. Тогда формировались коллекции таких известных впоследствии музеев как Эрмитаж, музей Горного института, Зоологический музей и др. В XIX веке возникло множество собраний при различных научных обществах, организациях, государственный учреждениях, учебных заведениях. Так, появились, например, Азиатский музей, Музей русского археологического общества, Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии, Музей древностей Санкт-Петербургского университета, Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища и др. Их собрания стали впоследствии составной частью других, более известных музеев. К началу ХХ века в Петербурге было много музеев самого разнообразного профиля. Только на территории Соляного городка находились Императорский сельскохозяйственный музей, Педагогический музей военно-учебных заведений, Кустарный музей, Общий музей прикладных знаний. Были в старом Петербурге и такие музеи, как Музей мяса или Музей пчеловодства. Появление всевозможных музеев на рубеже XIX – XX веков объяснялось естественным уважением к повседневной жизни, пониманием неразрывной связи истории и современности, всплеском интереса к национальной культуре, обеспокоенностью разрушения и исчезновения памятников русской старины. Организация большого числа новых музеев и реорганизация старых в первые послереволюционные годы была вызвана не только национализацией императорских и частных собраний, среди которых особенно выделялись собрания Строгановых и Шереметьевых. Стремление сохранить, сберечь и хрупкие следы строго быта, зафиксировать приметы нового времени, новой культуры, привело к возникновению в 1920-х годах в Петрограде – Ленинграде таких музеев, как Музей книги, документа и письма Академии наук, Музей северных окрестностей Ленинграда, Музей «Дошкольная жизнь ребенка», Областного музея торговли и т.п. Музеи меняли свои названия, местоположения, входили в состав других организаций, закрывались и возникали вновь, продолжая осуществлять функцию отбора фактов, событий и явлений, необходимых для сохранения в системе общественно значимых ценностей. Таким образом музеи не только отражали закономерные процессы развития культуры, но и сами становились явлением культуры.

За последнее десятилетие общая картина музейной жизни Петербурга серьезно изменилась. Переменили профиль многие историко-революционные музеи, однако, сохранились Музей В. И. Ленина в Смольном, Музей-квартира С. М. Кирова, стационарная экспозиция «Ленинград за годы Советской власти». Открылись новые музеи – Музей А. А. Ахматовой в Фонтанном доме, Музей-квартира М. М. Зощенко, Музей В. В. Набокова, Музей хлеба, Музей истории ГАИ. Возрожден Музей обороны Ленинграда, созданный в годы блокады и ликвидированный в 1953 году. Общее количество музеев в середине 1990-х годов в Санкт-Петербурге достигло более 250 .

В заключении отметим необходимость проведения комплексного междисциплинарного исследования осуществляемых музеями процессов документирования, тезаврирования и коммуникации, в которых, на наш взгляд, наиболее отчетливо проявляется взаимодействие музея и культурного наследия. Важно также определить направления этого взаимодействия как непрерывного процесса, ибо культурное наследие не есть что-то неизменное. Возникающие сегодня культурные связи, создаваемые ценности, вырастая на почве освоения культурного наследия, завтра сами превращаются в его составную часть. Постулирование тезиса о важности культурного наследия недостаточно без ясного понимания его роли в современном мире и без определения путей его сохранения и функционирования в музее.

^ Информационный потенциал музеев А. С. Пушкина и перспективы его реализации.
Музеи в современном мире имеют высокий социальный статус и высокий спрос на результаты своей деятельности. Не являются исключением и литературные музеи Санкт-Петербурга. Среди них крупнейший в России комплекс музеев А. С. Пушкина – Всероссийский музей А.С. Пушкина (основан в 1938.) и его филиалы: Музей-квартира А. С. Пушкина на наб. Мойки, 12 (1925) и в пригороде – Мемориальный музей- лицей (1949) и Музей-дача А. С. Пушкина (1958).

Музейное дело считается одним из наименее склонных к революционным преобразованиям секторов культуры, но в последние годы музеи все чаще рассматриваются не только как хранилища традиционной и элитарной культуры, но и как орган общественного (глобального) сознания, как лаборатории современной культуры. Этот пересмотр «миссии» музея («лицом к зрителю»), а также появление новых технических средств коммуникации и массовой информации ставит проблему выбора стратегии и изменения тактики деятельности пушкинских музеев.

Одним из главных стратегических направлений является наиболее полное и адекватное раскрытие информационного потенциала коллекций и памятников, а также их активное включение в современный коммуникационный процесс. Тактика реализации этого направления заключается, на наш взгляд, в следующем:

- приоритет в получения информации отдается постоянным экспозициям, которые создаются с учетом научного и художественного принципов, несущих единый смысл. Второе место принадлежит временным выставкам, причем их концептуальный и тематический диапазон имеет тенденцию к расширению. Отказ от панорамного изображения в музее всей жизни и творчества А. С. Пушкина предопределяет выбор конкретного ракурса создания тематических выставок на основе фондового собрания музея, с элементами исторического, краеведческого, этнографического характера. Перспективным направлением представляется работа над созданием музеев литературных произведений или литературных героев. Опыт работы первого музея такого рода в Ленинградской области («Дом станционного смотрителя») убеждает в том, что у таких музеев есть будущее.

- основу экспозиций и выставок составляют музейные предметы. Осуществляя функцию документирования, музеи производят отбор ценностей высшего порядка, необходимых для сохранения в общественной «системе памяти». Значимость музейного предмета определяется его основными свойствами. Информативность предполагает способность музейного предмета выступать в качестве источника, несущего разностороннюю информацию как о самом предмете, так и о людях, событиях с ним связанных. Репрезентативность музейного предмета позволяет отражать стороны или характеристики действительности, получившие общественное признание, то есть демонстрировать типичное или уникальное в действительности. Экспрессивность музейного предмета дает возможность воздействовать эмоционально через присущие ему признаки (аттрактивность), либо вызывать чувство сопричастности, создавать эффект присутствия (ассоциативность). Эти свойства в наибольшей степени присущи мемориальным предметам (личные вещи поэта – письменный стол, чернильница, курительная трубка, дуэльные пистолеты и др). Но поскольку количество пушкинских реликвий не велико и вряд ли будет возрастать в будущем, то наряду с документами, иконографией правомерно использовать типологические предметы, обладающие семантико-ассоциативными и эстетическими признаками и способствующие воссозданию “колорита” эпохи.

- активизация создания автоматизированных информационных систем хранения и экспонирования предметов, осуществление программ по электронному изданию памятников.

Обозначенные аспекты не претендуют на полноту освещения заявленной проблемы, однако, убедительно свидетельствуют о том, что информационный потенциал пушкинских музеев Санкт-Петербурга далеко не исчерпан и имеет разнообразные пути реализации в XXI веке.
.

^ Информационные ресурсы музея и их роль в процессе трансляции культуры. сохранения и использования культурного наследия.

Одним из перспективных направлений деятельности музеев является наиболее полное и адекватное раскрытие информационного потенциала коллекций и памятников, а также их активное включение в современный коммуникационный процесс. Реализация этого направления невозможна без пристального и всестороннего изучения таких проблем как:

-информативность музейных предметов, выступающих в качестве источника, несущего разностороннюю информацию как о самом предмете, так и о людях, событиях с ним связанных.

-информационные каналы, через которые музей осуществляет трансляцию и генерацию культурнозначимой информации (знания, ценности, традиции): стационарные экспозиции, временные выставки, рекламно-издательские проекты, автоматизированные информационные системы хранения и экспонирования предметов, программы по электронному изданию памятников, международная глобальная система INTERNET.

-информационное пространство, которое образуют в совокупности музейные коллекции, музейная экспозиция, здание музея и зачастую прилегающая к нему территория.

С развитием глобальных систем электронных коммуникаций открываются новые перспективы развития таких институтов культуры, которые традиционно считались консервативными. Однако лавинообразный рост глобальных компьютерных сетей и бурное развитие информационных технологий неизбежно преодолевает сложившиеся представления, изменяя стереотипы мышления как самих музейных сотрудников, так и посетителей музеев.

Во всем мире технологии мультимедиа уже активно используются для популяризации материального и нематериального культурного наследия, а также для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечивает и специалистам, и просто пользователям неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии. Можно посетить музей или концерт в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие просторы для музеев экспериментального искусства. В целом эти технологии обладают огромным потенциалом для укрепления культурной самобытности, содействия межкультурному диалогу и стимулирования художественного творчества.

Конечно, еще рано говорить о том, что в Интернете имеется исчерпывающая информация о разнообразии, размещении, количественных и качественных характеристиках музейного мира. Наиболее полно представлена информация о музеях таких стран, как США, Канада, Германия, Швеция, Финляндия, Голландия и др., в которых информационные технологии развиваются достаточно давно. Наша страна пока еще делает в этом направлении первые шаги. В 1996 году был создан специализированнный сайт «Музеи России» (www.museum.ru). На этом сервере размещены иллюстрированные WWW-страницы почти двух сотен российских музеев и музейных организаций. Многие крупные зарубежные музеи и некоторые отечественные позволяют совершать обстоятельные прогулки по музейным экспозициям и даже по музейным фондам с возможностью самостоятельно определять маршрут движения.

Не вдаваясь в углубленный анализ виртуальных представительств зарубежных и российских музеев, мы считаем возможным утверждать, что компьютерные технологии, безусловно, открывают новые, хотя и не безграничные, возможности для решения многих актуальных проблем музейного дела: сверхоперативного получения информации, межличностного и профессионального общения, повышения квалификации, научных контактов (телеконференции), самообразования, дистанционного музейного образования, музейного маркетинга, рекламы и др.

Однако при этом музеи уже столкнулись, и вероятно, еще столкнутся с целым рядом иных проблем. Одна из важнейших – право на коммуникацию как неотъемлемую часть современного демократического общества. Это право сопряжено с обеспечением доступа к телекоммуникационным средствам для «интеллектуальных секторов» (образование, наука, культура, средства информации, библиотеки, музеи, архивы), играющих решающую роль в развитии национальных информационных структур.

Другая важная проблема – поддержание в информационном обществе языкового и культурного многообразия, ибо глобализация воспринимается многими как угроза для национальных традиций, местных обычаев, верований, ценностей.

Расширившийся доступ к взаимосвязанным сетям и базам данных порождает серьезные этические и правовые проблемы, такие, например, как компьютерное пиратство, авторское право, регламентация содержания информации, распространяемой по информационным каналам и пр.

Противоречивый характер носит воздействие компьютерной технологии на личность и ее социальное поведение. Сегодня перед человеком открыты огромные возможности для доступа к различным областям знаний. Это может неоправданно завысить значение связи «человек – машина» в ущерб осмыслению, самостоятельности и развитию творческих способностей личности.

Бесспорно, что обозначенные проблемы еще плохо изучены, и потребуется их более глубокий научный анализ, прежде чем они смогут быть адекватным образом использованы в культурной политике и музейной практике.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconКонкурс для школьников «Актуальные проблемы современного общества»
Культурное наследие. Идеи Д. С. Лихачева и современность: «Честь, порядочность и совесть»

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconЕ. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики
Существует множество трактовок материального (физического) культурного наследия. Общепринятое определение дано в Конвенции юнеско...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconОпубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос...
Опубликовано: Михайловская пушкиниана. Сб ст. Вып. 19. – М.: Гос музей-заповедник «Михайловское», 2001. – С. 5-16

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconВоронинская Основная Общеобразовательная школа Районная краеведческая...
Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин написал стихотворение, которое так и

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconАдминистративно-правовые основы деятельности участковых уполномоченных...
Работа выполнена на кафедре административного права Московского университета мвд россии

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconПрограмма движения «Отечество» Секция №4 «Культурное наследие»
Алексей Михайлович родился в крестьянской семье 3 октября 1918 года в деревне Кабаково Лебяжьевского района Курганской области. Семья...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconЕ. Н. Мастеница Мегамузей в мегаполисе
«глобальный музей в глобальном мире». Делается вывод о появлении своеобразных «музейных империй», осваивающих не только территории...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconЕ. Н. Мастеница Музей как константа культуры: центр и провинция
«музейный универсум», позволяет с максимальной полнотой сохранить и представить посетителям произведения искусства, достижения науки...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconОтчет №3 о ходе школьного этапа городской воспитательной акции
Музей нлмк, Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Областной краеведческий музей, музей мчс

Е. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса iconПоложение о проведении городского конкурса сочинений о русском монашестве...
Всероссийской олимпиаде по основам православной культуры» по теме: «Русское монашество и культурное наследие России»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница