Скачать 421.08 Kb.
|
Составитель: Ю.Н. Емельянова, гл. библиотекарь ИМО ОГОНБ имени А.С. Пушкина Памятные даты отечественной истории и культуры: сб. сценариев. Вып. 2. / Ом. гос. обл. науч. б-ка имени А.С. Пушкина; сост. Ю.Н. Емельянова. – Омск, 2013. – 38 с. Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сборник сценариев «Памятные даты отечественной истории и культуры». В него вошли сценарии, посвященные юбилеям видных деятелей отечественной культуры и искусства: Е. А. Аросевой, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского, С. В. Михалкова. Сценарии подготовлены сотрудниками муниципальных публичных библиотек Омской области. ^
Е. В. Власенко «Как хорошо уметь читать…!»: сценарий литературного праздника для учащихся 1-4 классов
Л. В. Кандратюк «Страницы жизни Елены Аросевой»: устный журнал, посвящённый жизни и творчеству актрисы Омского государственного академического театра драмы
Т. А. Емелина «Герои веселых книг»: сценарий окружного литературного конкурса для учащихся 3-5 классов
Т. А. Емелина «Герои веселых книг»: сценарий окружного литературного конкурса для учащихся 3-5 классов ^ «Весёлый день с Сергеем Михалковым»: сценарий литературно-творческой игры для учащихся 2-3 классов Е. В. Власенко, заведующая Речной библиотекой-филиалом МБУ «Централизованная библиотечная система Омского муниципального района Омской области» «Как хорошо уметь читать!..»: сценарий литературного праздника для учащихся 1-4 классов к 85-летию со дня рождения В. Д. Берестова Оформление помещения к мероприятию: медиапроектор, экран, книжная выставка «Твои любимые писатели: В. Д. Берестов», посвященная 85-летию писателя; выставка детских рисунков «Творчество наших читателей» по произведениям В. Д. Берестова и Т. И. Александровой ^ Выходят ведущая и чтец Чтец: Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушке идти: - Прочти, пожалуйста! Прочти! - Не надо умолять сестрицу: - Ну, прочитай ещё страницу! - Не надо звать. Не надо ждать. А можно взять И почитать! В. Д. Берестов «Читалочка» Ведущая: Ребята, эти замечательные строки написал известный детский поэт Валентин Берестов. Действительно, как хорошо уметь читать! Как хорошо читать книги разные и интересные, изумляться и радоваться новым открытиям. Наш литературный праздник мы посвящаем творчеству Валентина Дмитриевича Берестова. Стихи этого замечательного детского поэта – остроумные, ироничные и очень добрые. Мы сегодня почитаем их вслух, встретимся с героями его книг, проведем викторину. Но сначала познакомимся с биографией писателя. Валентин Берестов родился в семье учителя 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске в Калужской области. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. А произошло это необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые помещались в газете. Однажды, описывая картинку в газете, внук разглядел гордый утес с четырьмя буквами по крутому обрыву посреди бурного моря. «“Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. – Не иначе СССР!”». Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом. В. Д. Берестов позднее вспоминал: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати. Ведь именно тогда создавалась наша детская литература. Улицы моего родного городка Мещовска в десять утра и в пять вечера становились необычайно тихими, дворы и сады – пустыми, ребята убегали слушать детские передачи. В книжном магазине у прилавка толпились нетерпеливые читатели и, не дожидаясь, пока мамы и папы купят им новую книжку, с жадностью листали “Приключения Буратино”, “Лесную газету”, “Вратаря республики”». Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: сказки Андерсена и «Гекельберри Финн», «Одиссея» и баллады Жуковского. Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой. Поэтические способности обнаружились у мальчика рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу. Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи он теперь записывал в тетрадь и хранил в тайнике. Берестов вспоминал: «Больше всего в детстве мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх». ^ «Что всего милее» Ведущая: В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны в этом городе оказались и многие знаменитые советские литераторы: поэты, писатели, литературные критики, переводчики. Здесь Валя Берестов познакомился и общался с Анной Андреевной Ахматовой, Самуилом Яковлевичем Маршаком, Корнеем Ивановичем Чуковским и другими. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь со стихами. Корней Иванович не только помог развиться его поэтическому таланту, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел (Чуковский выхлопотал 14-летнему мальчику лечение в санатории и больнице). Потом Валентин Дмитриевич напишет: «Санатория было мало, потребовалась еще и больница, а жизнь мне Корней Иванович не просто «несколько облегчил», но и спас… Меня с помощью Чуковского подкормили, вылечили, одели, обули, зачислили в литкружок…». Чтец: (читает стихотворение В. Д. Берестова «Прогулки с Чуковским») Мне четырнадцать лет, а ему шестьдесят. Он огромен и сед, и румян, и носат. Он о сыне скорбит, я грущу без отца. Май цветёт. А войне всё не видно конца. Осторожно мою он решает судьбу И тревожно глядит на мою худобу. Завтра утром меня он помчится спасать. А пока он покажет, как надо писать, И прочтёт мне стихи, что великий поэт Сочинил про любовь двадцати семи лет, Вспомнит то, что меня ещё ждёт впереди. О, поэзия! Души людей береди, Чтоб нашли в тебе силы и общий язык Этот хилый мальчишка и крепкий старик. Начавшаяся в годы войны в далеком Ташкенте дружба с Чуковским продолжалась и много лет связывала этих разных по возрасту людей. В своих дневниках Корней Иванович писал: «Этот 14-летний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова». Послушайте другое шутливое стихотворение, которое Валентин Берестов посвятил К. И. Чуковскому. Чтец: Нам жалко дедушку Корнея. В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве «Бармалея» И «Мойдодыра» не читал, Не восхищался «Телефоном» И в «Тараканище» не вник. Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг! ^ Ведущая: В 1946 году произведения В. Берестова начинают публиковаться в журналах и газетах. А 1957 г. выходит его первый поэтический сборник «Отплытие» (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников «Про машину» (ведущая показывает «книжку-малышку»). Посмотрите инсценировку стихотворения «Про машину». ^ Ведущая: Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову «случайно», когда он стал отцом. Он писал: «Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей». Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон! Ведущая (читает стихотворение «Дракон»): В дверь диетической столовой Вошел дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте»! сказал И, улыбаясь, заказал: – Для этой головы, пожалуйста, халвы. – Для этой пасти – прочие сласти. – Для этой головки – перловки. – Для этой глотки – селедки. – Для этой башки – пирожки. – Для этой рожи – тоже. – Для этого личика – два сдобных куличика. Что еще? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку. Ведущая: Валентин Дмитриевич Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Стихи поэта зовут искать, играть, соревноваться. Даже ленивого и равнодушного растормошит их беспокойный, подвижный, задорно-дразнящий ритм. ^ Ведущая: А сейчас мы проведем викторину «Откуда эти строки?» Угадайте, из какого они стихотворения: ^ Маленький бычок, Жёлтенький бочок, Ножками ступает, Головой мотает: – Где же стадо? Му-у-у! Ску-у-учно одному-у-у! «Бычок» Спит будильник. Спит звонок. Просыпается щенок. Просыпается и лает – Снов приятных нам желает. – Баю-бай! Баю- бай! – Вот что значит этот лай. «Щенок» Несут меня ходули. Кричат ребята: «Слазь!» Боюсь, не упаду ли С ходулей Прямо в грязь… «Ходули» Ведущая: А теперь, пожалуйста, продолжите строчки: Петушки распетушились Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно …(перышек лишиться). Если перышек лишиться Нечем будет петушиться. «Петушки» Дружно Ударились Рыбы Об лёд – И...(на реке Начался Ледоход). «Весенняя сказка» Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично …(падается)! Почему ж никто Не радуется? «Гололедица» Ведущая: Поэта особенно привлекало все связанное с учением, со школой. Он создал целый поэтический цикл на тему учения. И центральное его произведение – «Читалочка». Валентин Дмитриевич с трепетом относится к первым дням сентября, к школьным принадлежностям и важным ученическим умениям, таким как чтение. Давайте послушаем, как красиво, с нежностью В. Д. Берестов пишет о школе в своих произведениях. ^ «Первое сентября» Ведущая: Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. ^ Ведущая: Валентин Берестов писал и сказки в прозе для маленьких детей. Вспомните, какие сказки он написал? (дети отвечают: «Как найти дорожку», «Змей-хвастунишка», «Честное гусеничное», «Мастер птица», «Аист и соловей», «Хворостина», «Витя, Фитюлька и Ластик»). Темой сказок в прозе всегда является «обыкновенное чудо» – будь то цветок мать-и-мачехи, нарисованный человечек Фитюлька, расцветшая сухая ветка… Его сказки отличаются мягкой и веселой интонацией, тоном совершенной уверенности в счастливой развязке любого конфликта. Ведущая: Посмотрите, ребята, на этого необычного мальчика (показывает книгу о домовенке Кузьке). Подскажите, кто это? (дети отвечают) Правильно – это домовёнок Кузька. Сказку о домовёнке Кузьке написала Татьяна Ивановна Александрова, жена В. Д. Берестова. Однажды Татьяна Ивановна принесла свои рукописи, чтобы показать их Валентину Дмитриевичу, известному детскому писателю. Всё, что она читала, заставляло Берестова грустно вздыхать. И тогда огорчённая Татьяна Александрова вынула из папки большую тетрадь и прочла: «Маленький домовёнок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Писатель затаил дыхание «…Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жильё. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей… многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких ещё никто никогда не писал и не рассказывал…». Это была рукопись сказки о приключениях маленького домовёнка Кузьки. Легенда утверждает, что Кузька родился в музее-заповеднике Поленово (музей находится в Тульской области, на берегу реки Оки). То есть не то чтобы родился, а был обнаружен супругами (В. Д. Берестовым и Т. И. Александровой) в поленовской бане под веником. А затем нарисован и описан Татьяной Ивановной – художницей и писательницей. Кузька явился в её рисунках смешным, симпатичным и трогательным ребенком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях, «нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся». Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на «родословную». Но Кузька – не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель русского языка. Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить: речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими поэтично и интригующе-непонятно: «Вот тетёха, недотепа, невразумиха непонятливая!». Кажется, будто Кузька не просто разговаривает – он словно сыплет словечки как драгоценные камушки – подбирай! На таком языке говорить весело. И жить весело. Первая книга Т. И. Александровой «Кузька в новой квартире» вышла в 1977 году, и с тех пор сказки про домовенка Кузьку вот уже много лет радуют малышей и их родителей. По сценарию Валентина Берестова режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым были сняты кукольные мультфильмы. Появившись на экране в середине 80-х годов XX века, Кузька тут же приобрёл невероятную популярность у детей. С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью – в детских утренниках, играх и рисунках. Посмотрите небольшой фрагмент из мультфильма «Приключения домовенка», ребята. демонстрация отрывка из мультфильма «Приключения домовенка» Ведущая: Ребята, вы нарисовали свои рисунки к стихотворениям и сказкам В. Берестова? Назовите, какие произведения писателя вы иллюстрировали? Давайте рассмотрим их! (Обращение к выставке рисунков «Творчество наших читателей») |
![]() | Сценарий литературного праздника, посвящённого 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина | ![]() | Балет «Маскарад» в постановке Государственного академического большого театра России (по одноимённой драме М. Ю. Лермонтова) |
![]() | Сценарий литературного праздника, посвящённого юбилею С. В. Михалкова (100 лет со Дня рождения) | ![]() | К. Минина и Д. Пожарского, 1150-летие создания российской государственности, 770 лет со дня Ледового побоища, 70 лет со дня начала... |
![]() | «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер с чеш. Н. Аросевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена) | ![]() | «Изучение биографии писателя в аспекте литературного краеведения». 9 февраля 2012 года в рамках школьной Недели к 190-летию со дня... |
![]() | Цель: развитие у обучающихся читательского интереса к произведениям коми писательницы Е. В. Габовой | ![]() | Познакомить учащихся с обычаями празднования Дня матери в нашей стране и за рубежом |
![]() | Сценарий праздника «День семьи», посвященный 130- летию со дня рождения К. И. Чуковского | ![]() |