Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы)




Скачать 89.67 Kb.
НазваниеТема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы)
Дата публикации02.01.2014
Размер89.67 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ - 2013

1.Паспорт педагогической разработки.
1.1.Тема: «ТЕРПЕНИЕ И ВЕРА, ЛЮБОВЬ ВОЛШЕБСТВО» (по творчеству Б.Ш. Окуджавы)

1.2.Автор: А.С.Онищук, учитель русского языка и литературы.

1.3.Название учреждения, адрес, телефон:

Муниципальное бюджетное вечернее сменное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа, Полярная 18, 60490.


2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА.
2.1.АКТУАЛЬНОСТЬ:

В условиях современной жизни тема урока « Терпение и вера, любовь и волшебство» особенно актуальна. Данный урок имеет большое значение для воспитания личности учащегося.

Лирический герой Булата Окуджавы не старается понравиться, во что бы то ни стало, герою присущи такие качества: честность, чувство собственного достоинства, чувство сопричастности к истории русского народа.
2.2.НОВИЗНА:

Форма проведения – стихотворно – музыкальный урок.

Использование групповой деятельности с элементами исследования. Данный урок можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.
^ 2.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Урок создает условия для нравственного воспитания учащихся, расширяет их кругозор.


СТИХОТВОНО – МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК

« ТЕРПЕНИЕ И ВЕРА, ЛЮБОВЬ И ВОЛШЕБСТВО»

(по творчеству Булата Окуджавы)

ЦЕЛЬ:

Знакомство с творчеством Б.Ш Окуджавы, с его представлением о нравственности, о чувстве собственного достоинства, о дружбе, о товариществе, о чувстве гордости за свою страну.

ЗАДАЧИ:
1.ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – ознакомление с творчеством Б.Ш.Окуджавы.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ – создание условий для работы с первоисточником, для развития навыков публичного выступления.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – создание условий для воспитания у учащихся таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, чувства патриотизма, чувство гордости за свою страну, создание условий для формирования положительного отношения к товариществу и братству.

«ТЕРПЕНИЕ И ВЕРА, ЛЮБОВЬ И ВОЛШЕБСТВО» (По творчеству Б. Ш. Окуджавы).
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. «Грузинская песня» в исполнении Б.Ш.Окуджавы («Виноградную косточку в землю зарою…»)
^ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Эта песня в исполнении Булата Шалвовича Окуджавы лучше всего отражает его жизненный и творческий путь. Окуджава прожил яркую жизнь. Б.Ш.Окуджава родился в Москве в 1924 году. Его родители – партийные работники – были репрессированы, отец расстрелян в 1937 г. Из 9-го класса Окуджава ушел добровольцем на фронт, был тяжело ранен. После демобилизации в 1945 г. заканчивает школу и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. Затем работает учителем в школах Калужской области. После реабилитации родителей приезжает в Москву, работает редактором в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете».

Расстрел отца оставил незаживающую рану в душе поэта. Много стихотворений Окуджава посвятил памяти отца.
^ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СТИХОТВОРЕНИЯ « МОЙ ОТЕЦ»
Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,

и к жестокому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.

Он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,

а жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.
Его расстреляли на майском рассвете, и вот он уже далеко.

Все те же леса, водопады, дороги и запах акации острый.

А кто-то ж кричал «Не убий!» одинокий… И в это поверить легко,

но бредили кровью и местью святою прочие братья и сестры.
И время отца моего молодого печальный развеяло прах,

и нету надгробья, и памяти негде над прахом склониться рыдая.

А те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах.

И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.
В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,

но чье-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.

И нам остается, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь.

И слезы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…Как странно!
^ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Песни Б. Ш. Окуджавы появились в конце пятидесятых. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях А. Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Б. Ш. Окуджавы – явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию современников.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Песня «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» в исполнении Б.Окуджавы.
Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика долго не признавала Окуджаву. Он не вписывался в рамки помпезной советской культуры. Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности ? Немаловажно понимать разницу между стихами Булата Окуджавы ( а также и Владимира Высоцкого ) и произведениями множества других авторов-исполнителей. Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Песня Б.Ш.Окуджавы «До свидания, мальчики».
^ ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ:
На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны. Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может быть, именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. Это стихи человека, который сам прочувствовал, пережил состояние людей военного времени. В его стихах защитники страны не монументальные, каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, измученные изнурительным боем бойцы. Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких. Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы, посвященные Великой Отечественной войне, воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, окопах во время затишья между боями. Например, «Песня о московских ополченцах». Стихи этой песни простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные. Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят, быть может, его последний раз.

…Прощай, Москва, душа твоя

всегда – всегда пребудет с нами…
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Песня «Часовые любви на Смоленской стоят» в исполнении Б.Окуджавы.
^ ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ:
Очень большую часть своего творчества Булат Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма»,как парадно – бравурное воспевание Москвы советской. Это были в основном помпезные, тяжеловесные песни, стихи сталинской эпохи. Стихи же Окуджавы о своем городе глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему. Поэт ощущает себя частью Москвы, этот город - дом его души.

…Ах, этот город, он такой,

похожий на меня:

то грустен он, то весел он, но

он всегда высок…
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. «Песенка об Арбате» в исполнении Б.Окуджавы.
^ ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ:

Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна отразилась в стихах поэта о московском Арбате.

Арбат для Окуджавы – это целый мир, мир одухотворенный. Эта улица создает свой неповторимый эстетический климат. Кривые переулки, незаметно переходящие один в другой, смещение стилей построек, особый воздух Арбата. Арбатские переулки окутаны тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков поселил именно здесь Мастера и Маргариту? По мнению Булгакова, арбатские переулки – одно из самых уютных мест в Москве, они как бы созданы для поэтов и влюбленных.

…Ах, Арбат, мой Арбат,

ты – мое Отечество,

никогда до конца не пройти тебя!
^ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СТИХОТВОРЕНИЯ «АРБАТСКИЙ ДВОРИК».
…А годы проходят, как песни.

Иначе на мир я гляжу.

Во дворике этом мне тесно,

и я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства

для дальних дорог не прошу,

но маленький дворик арбатский

с собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном

лежит в уголке небольшой,

не слывший, как я, безупречным

тот двор с человечной душой.
Сильнее я с ним и добрее.

Что нужно еще?

Ничего.

Я руки озябшие грею

о теплые камни его.
^ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
В последних стихах, посвященных Арбату, поэт делится своей грустью по поводу потери его облика. Поэтому больно видеть, как теряет душу Арбат, как разрушается старое и живое (стихи «Плач по Арбату» , «Надпись на камне» ). Может быть, мы ошибаемся, безжалостно уничтожая старые дома? Ведь даже новый, точно такой же дом - уже не то. Очень сложно объяснить, чего не хватает в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует он глаз, кажется, не человек его строил. Мы разучились вкладывать душу в творения наших рук.

Как грустно, что люди постепенно забывают такие чувства, как любовь, дружба. Булат Окуджава в своем творчестве неоднократно обращается к этим темам. Мы долго не писали, не пели о любви, не пели о женщине. Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, «пал» перед ней на колени.

…Вы пропойте, вы пропойте

славу женщине моей!

Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия. Несомненно, большая заслуга Булата Окуджавы в том, что он был одним из тех людей, которые своим творчеством старались пробудить в человеке чувство собственного достоинства, самоценности. Это было весьма актуально в обществе, фактически превращенном в казарму. Творчество Окуджавы оказало большое влияние прежде всего на души молодых. Многие из них уже в годы застоя не могли примириться с существующим положением вещей. Наверное, именно песни Окуджавы и его последователей не дали окончательно оболванить людей.

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный.

Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы. В стихах Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь дирижирует оркестром, Муравей создает себе богиню. Кажется, что это происходит не на Земле, а в какой – то полусказочной стране, похожей на нашу, но более доброй, милосердной. Но Окуджаву ни в коем случае нельзя назвать сентиментальным романтиком, мечтающим о заоблачных далях. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность. И, внимательно вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль. Особенно интересна в этом плане песня «Бумажный солдатик», напоминающая нам с детства сказку Андерсена о стойком оловянном солдатике. Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней – копилок, мечту многих из нас сделать мир счастливым.

^ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СТИХОТВОРЕНИЯ «БУМАЖНЫЙ СОЛДАТИК».
Один солдат на свете жил,

красивый и отважный,

но он игрушкой детской был:

ведь был солдат бумажный.
Он переделать мир хотел,

чтоб был счастливым каждый,

а сам на ниточке висел:

ведь был солдат бумажный.
Он был бы рад – в огонь и в дым,

за вас погибнуть дважды,

но потешались вы над ним:

ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему

своих секретов важных,

а почему?

А потому,

что был солдат бумажный.
В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?

И он шагнул однажды,

и там сгорел он ни за грош:

ведь был солдат бумажный.
^ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века. Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50 – 60-х годов) и радикальным временем правления Александра !. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев. Песни Б.Окуджавы звучат во многих кинофильмах. (Например, «Песенка кавалергарда» в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», «Ваше благородие госпожа разлука» в фильме «Белое солнце пустыни»
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Песня «Ваше благородие госпожа разлука» в исполнении П.Луспекаева.
Песни Булата Окуджавы звучат для нас уже много лет. Может быть, потому что они не сиюминутные, их слушает и поет уже не одно поколение, пытаясь найти в них ответы на вечные вопросы нашей жизни. Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик…».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconКонкурс детского рисунка «Вера. Надежда. Любовь»
Конкурсы III всероссийского фестиваля семейных династий «Вера. Надежда. Любовь» 2011 г

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:...
Задачи: познакомить с особенностями развития темы войны в творчестве Булата Окуджавы, гражданской позицией поэта

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconАх,шестидесятые… Внеклассное мероприятие по творчеству
Оборудование: мультимедиа, слайды с фотографиями поэтов-шестидесятников, диски с песнями на слова Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко,...

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconСвященник Украинской Православной Церкви Протоиерей Сергий Валенский-Вяземский...
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconМоему мужу, Панчо, за твое терпение, любовь, дружбу, юмор, и готовность...
Моему мужу, Панчо, за твое терпение, любовь, дружбу, юмор, и готовность питаться вне дома. И также моим детям, Гейбу, Сету, и Эли,...

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconМоему мужу, Панчо, за твое терпение, любовь, дружбу, юмор, и готовность...
Моему мужу, Панчо, за твое терпение, любовь, дружбу, юмор, и готовность питаться вне дома. И также моим детям, Гейбу, Сету, и Эли,...

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconВнеклассное мероприятие по предмету «Православная культура» богатство...
Действующие лица: Ведущая, Император Адриан, Римлянка Палладия, София, Вера, Надежда, Любовь

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconЛитературная газета, посвященная творчеству Б. Окуджавы
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) советский и российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, написанных...

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconТема: Гуркин певец гор. Сочинение по картине Г. И чорос-Гуркина «Хан-Алтай»
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к творчеству алтайских писателей и художника

Тема: «терпение и вера, любовь волшебство» (по творчеству Б. Ш. Окуджавы) iconУтренник «День матери» Ведущий
День матери. Сегодня лучшие и тёплые слова, всё внимание, любовь, подарки, поздравления только для вас. Этот праздник даёт нам возможность...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница