Скачать 79.96 Kb.
|
Тема: Жизнь и творчество И.А.Бунина. Поэзия (7 кл) Ход урока: Раньше вы уже знакомились с творчеством И.А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал и замечательные лирические произведения. И сегодня мы поговорим об этом. Тема нашего урока: «Поэзия И.А.Бунина». Но сначала давайте рассмотрим основные, наиболее яркие моменты жизни. Небольшую биографическую справку для нас подготовила Зульфия. Ей слово. Выступление ученицы с сообщением о биографии поэта. Мне бы еще хотелось добавить несколько слов. Семья Бунина происходила из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей. Род Буниных перекрещивался с родом Пушкиных: невестка А.С. Пушкина была из Буниных. На развитие литературного дара оказала влияние окружающая среда, а также брат Юлий, который был для Ивана домашним учителем, именно он воспитал в юном мальчике любовь к литературе и, возможно, благодаря этому, впоследствии, Иван стал писателем, хотя в детстве мечтал стать художником. Судьба Юлия оказалась куда более трагичной: его арестовывали, сажали в тюрьму и, в конечном счете, отправили в ссылку. Вернемся к Ивану Алексеевичу. Несмотря на то, что мечтам стать художником так и не суждено было сбыться, на этом связь с живописью для Бунина не закончилась, поскольку так или иначе он обращался к этому виду искусства на протяжении всего творчества. Подтверждением может служить стихотворение «На распутье», навеянное поэту картиной Васнецова «Витязь на распутье». У вас на столах лежит репродукция этой картины, рассмотрите ее внимательно. - Расскажите, что вы видите на ней? -Одинокий человек, склонив голову, стоит перед камнем. -Какие чувства у вас вызывает эта картина? -Чувство грусти, жалости к герою картины. -Немаловажная деталь: витязь один стоит перед камнем. Что хотел этим сказать художник? -Человек всегда сам- один принимает решения. Чтение стихотворения «На распутье». На распутье в диком древнем поле Черный ворон на кресте сидит. Заросла бурьяном степь на воле, И в траве заржавел старый щит. На распутье люди начертали Роковую надпись: «Путь прямой Много бед готовит, и едва ли Ты по нем воротишься домой. Путь направо без коня оставит- Побредешь один и сир, наг,- А того, кто влево путь направит, Встретит смерть в незнаемых полях». Жутко мне! Вдали стоят могилы… В них былое дремлет вечным сном… «Отзовися, ворон чернокрылый! Укажи мне путь в краю глухом». Дремлет полдень. На тропах звериных Тлеют кости в травах. Три пути Вижу я в желтеющих равнинах… Но куда и как по ним идти! Где равнина дикая граничит? Кто, пугая чуткого коня. В тишине из синей дали кличет Человечьим голосом меня? И один я в поле, и отважно Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит… Черный ворон сумрачно и важно, Полусонный, на кресте сидит. -Как вы думаете, что побудило поэта создать такое стихотворение? -Каждому хоть раз в жизни нужно выбирать, и выбор нужно делать самостоятельно. Литературная судьба Бунина складывалась очень удачно. Критика хвалила его произведения. Он часто путешествовал как по России, так и за ее пределами. У вас на столах лежат листочки с изображением «бунинских мест». Он жил и работал и в Ельце, и в Орле, и в Одессе и многих других городах. Жизнь поэта сложилась таким образом, что он вынужден был прожить долгие годы вдали от Родины, дело в том, что Бунин не принял октябрьскую революцию, как, впрочем, и многие другие интеллигентные люди, и эмигрировал в Париж, но до конца своих дней мечтал вернуться в Россию. Умер И.А.Бунин в 2ч. ночи с 7-8 ноября 1953г., сами похороны состоялись намного позже 30 января 1954г. (до этого прах находился во временном склепе) на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Бунин является лауреатом Нобелевской премии, которую ему присудили в 1933г. - Что это за премия и кому ее вручают? -Названа она в честь ее основателя Нобеля, вручают людям, внесшим вклад в развитие какой-либо науки. Какова же поэзия Бунина? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня. Бунин начинал свой творческий путь обособленно, поскольку не примыкал ни к одной из литературных группировок. Каковы же основные темы лирики Бунина. Попробуем определить. Обратимся к стихотворению «Березка». Чтение стихотворения «Березка». На перевале дальнем, на краю Пустых небес, есть белая береза: Ствол, искривленный бурями, и плоско Раскинутые сучьи. Я стою, Любуясь ею, в желтом голом поле. Оно мертво. Где тень, пластами соли Лежит мороз. Уж солнца низкий свет Не греет их. Уж ни листочка нет На этих сучьях буро красноватых, Ствол резко-бел в зеленой пустоте… Но осень- мир. Мир в грусти и мечте, Мир в думах о прошедшем, об утратах. На перевале дальнем, на черте Пустых полей, березка одинока. Но ей легко. Ее весна далеко. -Какова тема этого стихотворения? -Тема природы. -С чем или с кем сравнивается березка? -С девушкой. Это сближает поэзию Бунина с творчеством А.Фета, для которого также характерно слияние двух миров: мира природы и мира человека. Чтение стихотворения «Бушует полая вода». Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно… Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш… -Какой прием лежит в основе стихотворения? -Олицетворение. Это еще раз подтверждает мысль о том, что автор постоянно сравнивает мир природы и мир людей. В этом стихотворении И.А.Бунин пишет о весне. -Как природа реагирует на ее приход? -«И все ей радо». На доске висят рисунки, изображающие пейзаж, которые создали вы сами. Многие нарисовали весну. Почему? -Что для вас значит весна? Какие ассоциации рисует ваше воображение при слове «весна»? -Весна приносит тепло и солнце, хочется радоваться оттого, что все оживает после зимней спячки. Такой показана весна и в этом стихотворении, но у Бунина есть стихотворение, в котором весна показана совсем иначе. Там, среди улицы, лужи- Завалинки тлеют, дымясь… -Какой здесь показана весна? -Показана ее обратная сторона: весна- это не только тепло и солнце, но и грязь, и лужи, и это неизбежно. Как я уже говорила, Иван Алексеевич много путешествовал как по России, так и за рубежом. В основном, его интересовали самые далекие цивилизации: Египет, Турция, Алжир. Как правило, картины жизни иноземных стран отражаются через связь с далеким прошлым. Что примечательно, прошлое Бунин воспринимает как гигантское кладбище, поглотившее множество людей. Таково стихотворение «Без имени». Чтение стихотворения «Без имени». Курган разрыт. В тяжелом саркофаге Он спит, как страж. Железный меч в руке. Поют над ним узорной вязью саги Беззвучные на звучном языке. Но лик сокрыт-опущено забрало. Но плащ истлел на ржавленной броне. Был воин, вождь. Но имя Смерть украла И унеслась на черном скакуне. -Какова тема стихотворения? -Тема смерти. -Какова основная мысль? - «Имя смерть украла». Каждое стихотворение, независимо от его создателя, рисует в нашем воображении некую картину, которая помогает понять душевное настроение автора. На настроение поэта может повлиять все, что угодно: погода, окружающая среда, люди. Бывает, что вы сидите дома, а на улице идет дождь, и вам становится грустно, но вдруг кто –то улыбнулся, и на душе сразу стало легче. Поэт или писатель может поделиться своими чувствами, благодаря простому сочетанию звуков. Давайте попытаемся понять, какие чувства волновали И.А.Бунина в момент написания стихотворения «Одиночество». Чтение стихотворения «Одиночество». И ветер, дождик , и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, Здесь до весны опустели сады. Я на даче дин. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой… Что, ж прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один без жены… Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого не: Разлюбила- и стал ей чужой. Чтож1 Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить. -Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? -Чувство грусти и жалости к герою . -Какую картину вы представили, когда читали стихотворение? -На дворе осень, поздний вечер. На улице идет дождь, очень холодно и грязно. -Какое событие дополняет эту печальную картину? -Уход любимой женщины. Насколько дорога герою эта женщина? -«Под вечер ненастного дня стала казаться женой». Когда придет весна, в душе героя вновь забурлит новая жизнь. Но на улице - осень, и о весне остались лишь теплые воспоминания. - Что осталось от любимой? -След, да и тот налился водой. -Герой понимает, что возврата нет, и что он предпринимает? -«Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». Казалось, еще минуту назад герой умирал от разлуки и горя , постигшего его, и вдруг такое прозаичное решение. В этом кроется еще одна особенность поэзии Бунина: в романтическое повествование он вводит предельно бытовые детали. -Какова тема этого стихотворения:? -Тема одиночества. -Какова основная мысль? -Как плохо и невыносимо быть одному. -Какие изобразительно-выразительные средства есть в данном стихотворении? ---Метафоры: 1. «Над холодной пустыней воды…» 2. «Под вечер стала казаться женой» ---Олицетворение: «Жизнь до весны умерла…» -Это стихотворение не насыщено образными средствами. Как вы думаете, почему? -Поэт нарисовал очень реалистичную картину, которая не требует приукрашивания. Одиночество не может быть пре красным. Сегодня на уроке мы познакомились с поэзией И.А.Бунина, хочется надеяться, что она вас заинтересовала, что стихи Ивана Алексеевича не оставили никого равнодушным. Лирика Бунина поможет вам по-новому взглянуть на уже, казалось бы, знакомые вещи. |
![]() | Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | ![]() | А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... |
![]() | Что символизирует «танцующая пара влюбленных» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? | ![]() | Портрет писателя, книги И. А. Бунина, рисунки детей с осенним пейзажем, презентация, медиапроектор, экран, ноутбук |
![]() | Описание цора: Электронный учебный модуль «Булгаковская Москва» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках... | ![]() | Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И. А. Бунина и анализировали три рассказа |
![]() | Цель: характеристика лирического наследия Бунина; выявление основных тем поэзии и их своеобразия | ![]() | Сократом, так в нашей литературе все в каком-либо виде тронуто искусным, легким и точным резцом Поэта. Впрочем, имеются, несомненно,... |
![]() | Тема. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире | ![]() | России. Поэзия выразитель? Да! Поэзия воспитатель? Да! Поэзия эхо русского народа? Да! Поэзия – борец против тирании, деспотизма,... |