Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока




Скачать 46.75 Kb.
НазваниеТема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока
Дата публикации29.01.2014
Размер46.75 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
Тема Родины в творчестве А.А.Блока

Мещерякова О.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Краснояружкая СОШ №1»

Цель урока: определить значение образа России в творчестве Блока;

проследить развитие этого образа на протяжение всего творческого пути писателя;

совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Методические приемы: сообщения учащихся с элементами беседы; анализ стихотворений; элементы сопоставительного анализа нескольких произведений и образов, картин, созданных А.А.Блоком в своих стихах, и репродукций картин М.Врубеля.

^ Оборудование урока: репродукции картин М.Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи».

Эпиграф. Это все – о России А.Блок

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (по биографии писателя)

Тест, составленный учеником.

^ 2.Сообщение ученика :«Тема Родины в творчестве Блока»

В 1911 – 1912гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомник «Собрание стихотворений». Поэзия Блока как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути писателя. Блок называл свое творчество процессом «вочеловечения». Трилогия отражает три этапа этого процесса:

1) «теза» - поклонение идеалу;

2) «антитеза» - разгул стихии реального мира и утрата идеала;

3) «синтез» - обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за ее судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

(Дети частично знакомы с творчеством Блока – создаем проблемную ситуацию:

- Образ Родины в творчестве писателя был неизменным или совершенствовался?)

^ 3.Чтение и анализ стихов по группам.

Схема анализа стихотворения

1.Историко-биографический материал.

2.Место стихотворения в творчестве поэта

3.Ведущая тема.

4.Лирический сюжет

5.Идея (проблемы)

6.Композиция

7.Лирический герой

8.Преобладающее настроение, его изменение

9.Жанр

10.Строфа

11.Основные образы

12.Лексика (ИВС), поэтический синтаксис, звукопись

13.Размер

14.Ритм и рифма

( При выполнении анализа стихотворения необязательно соблюдать порядок разбора по пунктам, для каждого произведения свойственна своя схема разбора.)

1-ая группа «Русь»

1. Одно из первых стихотворений, посвященных Родине, написано в1906г

(Эпиграф на слайде)

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…»- писал Блок.

- Чтение стихотворения

2.Какова тема стихотворения? (О Родине )

3.Какова идея? (Передать чувства лирического героя, выразить трепетность, теплоту отношения к Родине)

4.Какова интонация стихотворения?

(Уже в первой строфе слышна интонация преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна», «Твоей одежды не коснусь»)

3.Какова композиция произведения?

(Композиция стихотворения кольцевая: «Она и в снах необычайна.» «Ее одежды не коснусь».)

4.Какие образы использует автор?

( На слайде репродукции Врубеля)

- Как они дополняют стихотворение Блока?

(Они продолжают ассоциативный ряд образов)

5.Какие изобразительно-выразительные средства употребляет автор?

( Эпитеты: «ты необычайна», «разноликие народы», «страны родимой», «тропу печальную», «живую душу», «первоначальной чистоты».

- Какова их роль? (помогают создать образ Родины).

(Олицетворения: «опоясана реками», «дебрями окружена», «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях», «вьюга заметает», «пути и распутья живой клюкой измождены» и др.)

- Какова их роль в стихотворении?

(Одухотворяют природу и окружающую действительность.)

(Метафора: «под заревом горящих сел»)

(Устаревшая лексика: «ты почиешь Русь», «где ведуны с ворожиями, чаруют злаки на полях») Они придают речи торжественность.

6.Определить размер. (4-ех-стопный ямб с элементами перрихия )

7.Определить рифму. (Перекрестная)

2-ая группа

Цикл «На поле Куликовом»

В 3-ей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907-1916г).

С 240-ых годов Русь была под игом татаро-монгол. 1380г – знаменитая «Куликовская битва» под предводительством Дмитрия Донского одержала первую победу.

1.Какова тема? (Родины)

- Есть ли в тексте описание самой битвы?

- Какова атмосфера стихотворения?

(Предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий.)

- Только ли о Куликовской битве идет речь?

(Поэт видит весь исторический страны от «поля Куликова» до современных ему событий.)

2.Кто лирический герой? (И древний русич-воин, и современник поэта.)

- Какой представляет нам Россию Блок?

(Великой, независимой страной. Образ Родины ассоциируется у Блока с образом жены)

- О чем это говорит? (О том, что он готов разделить с ней свою судьбу.)

В 3-ем стихотворении образ Родины многогранен: «Слышал я Твой голос сердцем вещим…»

4-5-ые стихи – ( сохраняют предчувствие тревоги перед новыми битвами и сражениями.)

3-ья группа

Анализ стихотворения «Россия» (1908г)

^ 4. Чтение и коллективный анализ стихов.

1. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»

2. «На железной дороге»

3. «Грешить бесстыдно, беспробудно…»

4. «Дикий ветер»

Вывод: 1.Каким образ России создал А.А. Блок?

2.Прав ли был автор, сказав, что этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

5.Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение о Родине.

2.Выполнить анализ другого стихотворения

(или написать развернутый ответ на вопрос: «Образ Родины в творчестве Блока»)

3.Прочитаь поэму «Соловьиный сад»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconИсследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел...

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрока литературы 9 класс, тема: классицизм
Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы)

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconПрезентация «Всероссийского урока чистой воды» в 6-ом классе Подготовила:...
Подготовила: учитель русского языка и литературы моу «сош №2 с углубленным изучением отдельных передметов» г. Новый Оскол Лысенко...

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрока. Учитель
Учитель Бочкарёва Галина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №12 г. Новоалтайска»

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconПрограммы: Повторение и обобщение изученного Тема урока: «Религиозные...
...

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрока: интегрированный Цели урока
Макарова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Красномаяковская сош»

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрока сообщение темы и целей урока
Должность, место работы: учитель русского языка и литературы. Моу сош с углубленным изучением предметов №92

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....

Тема Родины в творчестве А. А. Блока Мещерякова О. А., учитель русского языка и литературы моу «Краснояружкая сош №1» Цель урока iconУрока Основное
Лебедева Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы моу сош №13 имени Р. А. Наумова



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница