Скачать 278.25 Kb.
|
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах Из опыта работы учителя начальных классов Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М.О.У. «СОШ №7». Предлагаю материал из своего опыта работы с детьми 1-4 классов начальной школы, по формированию правильного культурного поведения. Это система работы для всего периода обучения в начальной школе. Дети с удовольствием воспринимают данный вид работы, которая делает учение в школе интересным и более успешным. Одним из важнейших разделов в воспитательной работе с детьми, является работа по духовно-нравственному воспитанию. Вместо скучных назидательных нравоучений и бесед, я использую замечательные стихи детских поэтов-классиков: С.. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Бар-то, Б. Заходера и других. Я работаю в специально-коррекционных начальных классах 7 вида. Данный вид работы считаю актуальным и ценным. Дети, в силу своего возраста, не всегда видят свои отрицательные стороны поведения, не знают, как поступать правильно, как оценивать свои поступки и поступки других, не знают критерии оценки, с чем надо сравнивать. В замечательных стихах детских поэтов есть советы и ответы: как избавиться от недостатков, как стать настоящим учеником, другом. Через весёлые стихи ученики могут увидеть и понять, «что такое хорошо и что такое плохо», научиться правильно себя вести. Данная работа способствует развитию учебной деятельности каждого ученика. Цели: развитие духовно – нравственных качеств учащихся, способствующих формированию социально – активной личности, усвоение учащимися норм культурного поведения, умение оценивать поступки свои и других. Задачи: - общее развитии учащихся : их интеллектуальных и творческих способностей; - развитие важных психических процессов: памяти, внимания, воображения и др. -развитие речи, расширение представлений об окружающем, расширение словарного запаса, приобщение к чтению и литературному русскому языку. - через совместную деятельность научить общению, взаимодействию, ответственности, работе в группе, умению публично выступать перед другими. ^ : 1. Стихи заучиваем в рамках какого-нибудь коллективно - творческого дела( к. т.д.), проводимого в классе по плану воспитательной программы. В результате: выступление перед родителями, а затем обязательно выступаем в других начальных классах. Нас всегда очень хорошо принимают, даже если класс по возрасту старше. К концу 4 класса все ученики свободно выступают, а главное очень любят это делать. Мы называем это «гастроли.» 2. Обязательное условие, что выступают всегда все (в классе 12 человек.) Стихи читают коллективно, по цепочке, по 1-2 четверостишия, поэтому произведение все всегда выучивают полностью и всегда любого могут заменить. 1 класс - к. т. д. «Мы теперь ученики.» С первых дней в 1 классе начинаем усваивать школьные правила со стихами С. Маршака -«Школьнику на память». В дальнейшем много напоминать о том, как надо себя вести уже не приходиться . Стоит только произнести 1-2 слова из стиха, как дети сами уже хором договаривают. Например, я говорю: «парта-это …» .Дети продолжают: « ..не кровать и на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя, достойно …».Таким образом, раскрывается понятие, как это «достойно» и усваиваются правила посадки и поведения. На первых уроках обучения грамоте в Азбуке есть иллюстрации к сказкам: « Репка», «Теремок», « Колобок». Замечательный материал для того, чтобы детям начать общаться, говорить вслух, побороть неловкость и стеснение. Играем все сказки. Сначала некоторые отказываются, но потом, глядя на других - соглашаются. Играем без костюмов, просто в школьной форме, т. к. дети, особенно с зпр, очень осторожно относятся ко всяким изменениям, их это может вспугнуть, оттолкнуть. Работаем так: - у каждого своя роль. Он должен выйти, произнести все слова из сказки за своего героя и свои действия . Например:. 1).- Выходит дед, выводит репку, « садит» её на стул и говорит: «Посадил дед репку» . 2)-Репка поднимает руки вверх и говорит: « Выросла репка большая – пребольшая». - Дед уходит. 3)-Затем снова выходит дед, произносит слова: « Стал дед репку тянуть; тянет - потянет, вытянуть не может.» «Позвал дед бабку. Бабка иди репку тянуть.» 4) - Выходит бабка, берётся за дедку и говорит: «Бабка за дедку». Дед говорит: «Дедка за репку», И говорят вместе с бабкой : « Тяну т- потянут, вытянуть не могут.» 5) - Говорит бабка: « Внучка иди репку тянуть» и т. д. Выбегая, дети звуками обозначают героев ( кошка мяукает, мышка пищит и т. д.), проговаривают свои действия, слова, хором говорят «тянут- потянут, вытянуть не могут» и т. д. По такому же принципу разыгрываем другие сказки. Цель одна - это помочь детям скорее адаптироваться в школе. Сказки, стихи Маршака, про школьные правила, а также стихи Маршака « Веселый счёт», (про цифры), показываем родителям в конце сентября, на празднике « День рождения класса» ,который затем проводим ежегодно. Октябрь- к.т.д.- « Школа вежливых наук». Узнаём о вежливых словах и их применении. По итогам к.т.д. -(это окончание 1 четверти), праздник с родителями, с чаепитием ; разыгрываем сценку «Вежливое слово» Э. Мошковской. . (Приложение 1.) Во 2 четверти отрабатываем понятия « хорошо и плохо», под эти понятия подводим все обсуждаемые поступки. Произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» разыгрываем опять как коллективное чтение, но уже в руках детей иллюстрации к каждому эпизоду стихотворения. В 3 четверти разучиваем стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» рассказываем с иллюстрациями. (Приложение 2). Во 2-4 классах продолжается данная работа. Выступления готовим ко Дню рождения класса, который всегда отмечаем с родителями по окончанию 1 четверти. Родители активно помогают, с удовольствием приходят в класс на праздники т.к. видят как развивается их ребёнок. 2 класс - к.т.д-. « Замечательный наш класс очень вежливых ребят». Разыгрываем стихотворение Б.Заходера «Буква Я.» и Михалков С. «А что у вас?». Приложение 3 3класс- к.т.д.- « Как не надо себя вести.» Выступление на тему: « Мы расскажем про ребят, но это только не о нас.» Разучиваем стихи детских поэтов по группам. Приложение 4 Стихи: А. Барто - « Любочка», « Сонечка». С.Маршак- «Ежели вы вежливы» . Б. Заходер - « Перемена». В. Лифшиц - « Неряха», «Перчатки» . С.Михалков « Одна рифма», 4 класс- к.т.д - « Учись-учиться.» Разучиваем стихи: Приложение 5 С. Маршак– « Кот и лодыри.», «Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать.», «Угомон» А. Барто - « Серёжа учит уроки», « Лёшенька», «Почему занят телефон». Сценка «Помогла» . Г. Ладонщиков. Приложения Приложение 1. С.Маршак « Школьнику на память».
С.Маршак «Веселый счет» Вот один иль единица, Очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйтесь, какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. А за двойкой – посмотри- Выступает цифра три. Тройка - третий из значков- Состоит из двух крючков. За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула. Цифра шесть - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Вот семерка – кочерга. У нее одна нога. У восьмерки два кольца Без начала и конца. Цифра девять иль девятка, Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет. Цифра вроде буквы О- Это ноль, иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. Если ж слева, рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это - десять. Мошковская Э. «Волшебное слово» Сказка-сценка. 1 ведущий- Театр открывается к началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово. 2 ведущий—В три часа открылась касса, собралась народу масса Даже ЁЖИК пожилой притащился чуть живой.. ^ -Подходите ЁЖИК, ЁЖИК- вам билет в каком ряду? Ёжик -Мне поближе, плохо вижу. Вот СПАСИБО, ну пойду. (спасибо напечатано на листочке ,как билет) ^ . Говорит ОВЕЧКА: Овечка -Мне- одно местечко! Вот моё БЛАГОДАРЮ -доброе словечко. 2 вед. - Утка. Утка-- -Кряк целый ряд для меня и для ребят! И достала утка—Доброе утро. ^ - А Олень: Олень- ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, я бы очень попросил Мне, жене и дочке во втором рядочке Дайте лучшие места, вот моё- ПОЖАЛУЙСТА! ^ . - Говорит дворовый пёс: Пёс— Поглядите, что принёс! Вот моё ЗДОРОВО- Вежливое слово! Кассир- Вежливое слово? Нет у вас другого? Вижу в вашей пасти ЗДРАВСТВУЙТЕ, А ЗДОРОВО - бросьте, бросьте! Пёс- - Бросил.бросил! 1 вед. -И вдруг отпихнув старух, стариков, Петухов ,Барсуков… ^ -Вдруг ворвался Косолапый, отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого… Медведь---- Касса выдай мне билет! Кассир---- Ваше вежливое слово? ^ — У меня такого нет. Кассир— Ах, у вас такого нет? Не получите билет! Медведь-- Мне билет1 Кассир-- Нет и нет! Медведь- -Мне- билет! Кассир-- Нет и нет! Не стучите- мой ответ. Не рычите -мой совет. Не стучите. Не рычите. ДО СВИДАНИЯ ,ПРИВЕТ! ^ Ничего кассир не дал .Косолапый зарыдал.. И ушёл он со слезами, и пришёл к мохнатой маме. 2 вед— Мама шлёпнула сынка и достала из комода Очень пыльные слова. ^ -Ах, слова какие были! Мы совсем о них забыли! ИЗВИНИТЕ и ПРОСТИТЕ, РАЗРЕШИТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ и ДОБРЫЙ ЧАС! Мама— На, сыночек, дорогой, и всегда носи с собой! Приложение 2 ^ «Мойдодыр» Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка - в печку! Я за книжку, Та - бежать.И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня. Что такое? Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом? Утюги за сапогами, Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком - Всё вертится, И кружится, И несётся кувырком. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник и качает головой: "Ах ты, гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут - Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!" Он ударил в медный таз И вскричал: "Кара-барас!" И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: "Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!" Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса. А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил. А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: "Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!" - Говорит. Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику опять. Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила С неумытого лица. И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. А за ними пирожок: "Ну-ка, съешь меня, дружок!" А за ним и бутерброд: Подскочил - и прямо в рот! Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась С арифметикой плясать. Тут великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил: "Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!" Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам! Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане, Всегда и везде - Вечная слава воде! ^ Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо? — У меня секретов нет,— слушайте, детишки,— папы этого ответ помещаю в книжке. — Если ветер крыши рвет, если град загрохал,— каждый знает — это вот для прогулок плохо. Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это — очень хорошо и большим и детям. Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице,— ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы. Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо. Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку. Этот вот кричит: — Не трожь тех, кто меньше ростом! — Этот мальчик так хорош, загляденье просто! Если ты порвал подряд книжицу и мячик, октябрята говорят: плоховатый мальчик. Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик. От вороны карапуз убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо. Этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится. Этот в грязь полез и рад. что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха. Этот чистит валенки, моет сам галоши. Он хотя и маленький, но вполне хороший. Помни это каждый сын. Знай любой ребенок: вырастет из сына cвин, если сын — свиненок, Мальчик радостный пошел, и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду — плохо». |
![]() | Публичное представление собственного педагогического опыта работы Крымовой Людмилы Ивановны учителя начальных классов мбоу «Комсомольская... | ![]() | Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 13 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт... |
![]() | Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество | ![]() | Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем начальных классов.... |
![]() | Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного... | ![]() | Согласно плану учебно-воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год с 25 ноября по 29 ноября 2013 г в школе прошла Неделя... |
![]() | «использование информационных и коммуникационных технологий во внеклассной деятельности учителя начальных классов» | ![]() | Авторы составители: Школина Г. В., Григоревская Н. В., учителя начальных классов, Умерова З. А., заместитель директора по внеклассной... |
![]() | Опыт работы с одарёнными детьми в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова | ![]() | Программа воспитательной работы «Школа добрых волшебников» представляет собой целостную систему проектной деятельности. Проектная... |