
Паспорт программы
Наименование
программы
| Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Метелица»
| Назначение программы
| Основная образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающих образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников. Образовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
| Сроки реализации программы
| 2013-2014 учебный период
| Разработчики программы
| Рабочая группа педагогов по разработке программы.
| Дата рассмотрения и
принятия программы
членами педагогического совета
| Заседание педагогического совета
от «22» августа 2013 года
| Направление основной
образовательной программы
дошкольного образования
| Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
| Возможности внесения коррективов в основную образовательную программу дошкольного образования
| В условиях модернизации российского образования коррективы возможны в связи с принятием новых требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Возможны коррективы части, формируемой участниками образовательного процесса с учетом особенностей воспитанников и потребностей их родителей в дополнительных и индивидуальных образовательных услугах.
|
^
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Метелица» является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, педагогические работники и родители.
Основная образовательная программа образовательного учреждения разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ» (Принят 29.12.2012г. N 273-ФЗ)
- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2011г. N 2562)
- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции РФ)
- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время находятся в разработке)
документами регионального уровня:
- Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
- Уставом городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
- решениями Думы города Сургута
- постановлениями и распоряжениями Главы города Сургута, иными муниципальными правовыми актами города Сургута.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В структуре программы выделяется две части: обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающая достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и вариативная, формируемая участниками образовательного процесса.
Задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Программа раскрывает содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество), особенности организации деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Родители (законные представители) имеют право знакомиться с результатами реализации и освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в специальном журнале «Журнал реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в МБДОУ №9 «Метелица».
^
Государственный статус образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Метелица». Лицензия № 442 Серия А № 0000640 от 14.10.2011г. Выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сроком действия бессрочно
Заведующий ДОУ: Кадырова Елена Петровна.
Краткая история образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Метелица» является звеном муниципальной системы образования г. Сургута. Предназначение ДОУ № 9 «Метелица» - это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, усвоения детьми обязательного содержания учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение № 9 «Метелица» открыто в 2010 году. Детский сад – отдельное стоящее трехэтажное здание, многокомплектное, общая площадь 5185,4 расположено внутри жилого комплекса. Участок озеленен, имеет две спортивные площадки и прогулочные участки для каждой возрастной группы. ДОУ имеет физкультурный, тренажёрный, музыкальный залы, бассейн, кабинеты: методический, педагога-психолога, логопедический, медицинский, продуктивных видов деятельности, сенсорную комнату, библиотеку и ряд других служебных помещений.
В 2013-2014 учебном году – по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Характеристика социума
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Метелица» создано на основании Распоряжении Администрации города Сургута «О создании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Метелица и утверждение его Устава». Учредителем учреждения является Администрация города Сургута. Полное официальное наименование учреждения: «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Метелица». Сокращённое официальное наименование учреждения: МБДОУ №9 «Метелица». Юридический, фактический и почтовый адрес МДОУ: 628400, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Флегонта Показаньева 12/1.
Характеристика педагогического коллектива Коллектив ДОУ представляет собой объединение всех его работников, осуществляющих совместную деятельность, направленную на полноценное развитие и гармоничное воспитание детей.
Кадровое обеспечение МБДОУ № 9 «Метелица»
Образовательный процесс осуществляют 28 педагогов, квалифицированных специалистов. Среди них: учитель-логопед, педагог-психолог, два музыкальных руководителя, и два инструктора по физической культуре, педагог дополнительного образования по ручной умелости.
Характеристика по уровню образования

Характеристика по квалификационным категориям

Характеристика по стажу работы
 Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано кадрами полностью. Данные о квалификационном уровне, педагогическом стаже, образовании свидетельствуют о стабильности коллектива, его работоспособности, потенциальных возможностях к творческой деятельности. Педагоги МБДОУ № 9 «Метелица» награждались грамотами Департамента образования, Управления дошкольного образования города Сургута за многолетнюю и творческую работу. План аттестации педагогических кадров имеется и является составной частью годового плана. Кроме того, среди профессионально значимых личностных качеств педагога, можно выделить стремление к творчеству, профессиональному самосовершенствованию и повышению образовательного уровня.
В целом работа педагогического коллектива детского сада отмечается достаточной стабильностью и положительной результативностью. Ежегодно педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения аттестации (один педагог аттестовался на высшую категорию), курсы повышения квалификации прошли 16 педагогов, а также участие в различных конкурсах на разных уровнях.
Руководит ДОУ заведующий: Кадырова Елена Петровна.
Образование: высшее, Сургутский государственный педагогический институт 2005г., педагогика и методика дошкольного образования, организатор-методист; высшее, Сургутский государственный педагогический университет, 2009г., управление персоналом, менеджер, выпускница, 2012 г., Академии народного хозяйства при Президенте РФ, направление менеджмент в образовании. Первая квалификационная категория, 2010 г.
^
воспитывающихся в образовательном учреждении
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
^
| Индивидуальные особенности
| Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)
| В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
| Большинство воспитанников данной возрастной категории демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме).
В общении со взрослым отмечается переход с ситуативно-делового общения на внеситуативное.
В игре отмечается переход от деятельности с предметами к деятельности с предметами-заместителями. Взаимоотношения детей в игровой деятельности еще мало активно, дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Результаты мониторинга на конец года составили высокий уровень – 19%, средний 40%, низкого – нет.
В продуктивной деятельности происходит схематичное изображение предметов без детализации. Результаты мониторинга составили: высокий уровень- 15%, средний- 44%, низкий – нет.
Уровень физического развития на конец года составил: высокий уровень- 12%, средний- 46%, низкий – 1%.
Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.
С вновь пришедшими в детский сад детьми продолжается работа педагога-психолога по адаптации.
| ^
| В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение на основе пространственного расположения объектов, дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуке; и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с: взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выход: за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
| Большинство воспитанников данной возрастной категории демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме).
Результаты мониторинга на конец года высокий- 41%, средний – 58%, низкий – 1%.
В общении появился познавательный мотив.
В общении со сверстниками появилось игровое ролевое взаимодействие, у детей активно в общении используется речь.
Результаты мониторинга по разделу «Социализация» – высокий уровень – 43%, средний – 56%, низкий-1%.
Развиваются технические навыки продуктивных видов деятельности. Результаты на конец года: высокий уровень- 28%, средний- 71%, низкий- 1%.
В восприятии предметного мира появляется создание сложных объектов, упорядочение групп предметов по сенсорному признаку.
Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты мелкая и крупная моторика, память и внимание, наглядно-действенное мышление, элементы образного и логического мышления, воображение.
Во взаимоотношениях со сверстниками дети руководствуются нормами и правилами, у многих воспитанников развивается самооценка. Некоторые воспитанники демонстрируют стремление к лидерству и соревновательности.
У детей выявлены более гибкие и расчлененные пространственные представления, которые позволяли им свободно ориентироваться в пространстве детского сада, группы.
Небольшая часть детей (2 человек) нуждаются в индивидуальном маршруте образовательной работы.
У детей преобладает средний уровень физической подготовленности. Средние результаты показали дети в отбивании мяча о пол, прыжках в длину с места.
Уровень физической подготовленности составил: высокий уровень- 32%, средний- 66%, низкий 2%.
| ^
| Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цвета, и оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельству о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательное объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
| Большинство воспитанников данной возрастной категории демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме).
В общении со сверстниками ярко проявляется ролевое игровое взаимодействие, способность к распределению ролей и построению своего поведения в соответствии с ролью, дети руководствуются нормами и правилами, у многих воспитанников на достаточном уровне развита самооценка. Результаты мониторинга на конец года: высокий уровень – 56%; средний – 44%; низкий – 0%.
Развита и технически усложнилась продуктивная деятельность. У детей на достаточном уровне освоена техника художественного изображения. Результаты на конец года: высокий уровень – 43%; средний – 57%; низкий – 0%.
Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты речь (в том числе звуковая сторона речи, связной речи).
Количество детей в возрасте 5-7 лет, охваченных логопедической работой на логопункте составило - 50 детей, из них на конец года выпущено старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет - 35 детей с чистой речью, 5 выбыло, остальные были оставлены на второй год обучения.
Некоторые воспитанники демонстрируют стремление к лидерству и соревновательности.
У детей значительно возросли ориентировочные показатели физической подготовленности
Уровень физической подготовленности составил: высокий уровень- 56%, средний- 44%, низкий 0%.
| ^
| В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
| Большая часть воспитанников данной возрастной категории демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме).
Дети активно используют игровое пространство группы, усложняется игровое и ролевое взаимодействие.
Результаты мониторинга на конец года: высокий уровень – 99%; средний – 1%; низкий – 0%.
Активно развивается, совершенствуется и технически обогащается продуктивная деятельность. Детские работы принимают участие в творческих конкурсах как на уровне детского сада, так и на уровне города, округа.
Результаты продуктивных видов деятельности на конец года: высокий уровень – 86%; средний – 14 %; низкий – 0%.
Усложняется восприятие предметного мира, дети способны создавать сложные постройки как по замыслу, так и по условиям.
Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты речь (в том числе звуковая и лексическая стороны речи, диалогическая и монологическая речь). Хорошо развита мелкая и крупная моторика, память и внимание, логическое мышление, воображение, произвольность внимания.
Во взаимоотношениях со сверстниками дети руководствуются нормами и правилами, у многих воспитанников на достаточном уровне развита самооценка.
У большинства детей сформированы нравственные нормы и правила поведения. Имеются представления о правилах поведения на дороге, знания о правилах дорожного движения и личной безопасности.
У всех детей сформирована психологическая, эмоционально-личностная и физическая готовность к школьному обучению.
Результаты обследования детей подготовительной группы на готовность в школе составили на конец года высокий уровень -96%, средний - 4%, низкого уровня – нет.
|
Индивидуальные особенности категории детей посещающих ДОУ
№
| Возрастная группа
| Индивидуальные особенности состояния здоровья
| Количество человек
(%)
| Общее количество детей с нарушением речи
(%)
| Другие индивидуальные особенности
(%)
| 2.
| От 3-х до 4-х лет
| ЧБД
| 2 %
| 48 %
| У 18% детей нарушения эмоционально – волевой сферы.
| ППЦНС
| 11 %
| ПВС
| 10 %
| ЗРР
| 0 %
| ГМН
| 0 %
| Фимоз
| 2 %
| Здоровы
| 75 %
| 3.
| От 4-х до 5-ти лет
| ЧБД
| 0 %
| 20 %
| У 6% детей высокий уровень тревожности.
| ППЦНС
| 11 %
| ПВС
| 10 %
| ЗРР
| 0 %
| Дизартрия
| 2%
| ГМН
| 0 %
| Фимоз
| 2 %
| Функциональная кардиопатия
| 0 %
| Острая пневмония
| 4 %
| Нарушение осанки
| 11%
| Здоровы
| 62 %
| 4.
| От 5-ти до 6-ти лет
| ЧБД
| 1 %
| 60 %
| У 55% детей средний уровень умственной работоспособности, высокий 30%, 15 % низкий.
| ППЦНС
| 9 %
| ПВС
| 11 %
| ЗРР
| 0 %
| Дизартрия
| 3 %
| ГМН
| 0 %
| Фимоз
| 0 %
|
|
| Функциональная кардиопатия
| 0 %
| Острая пневмония
| 4 %
| Нарушение осанки
| 9 %
| Здоровы
| 63 %
| 5.
| От 6-ти до 7-ми лет
| ЧБД
| 1 %
| 62 %
| У 4% завышенная самооценка, адекватная у 94 %, низкая у 2% детей.
Уровень развития мелкой мускулатуры кистей рук и зрительно–моторной координации у 25% детей – выше среднего, 64% - средний уровень, 11 % - низкий.
| ППЦНС
| 5 %
| ПВС
| 13 %
| ЗРР
| 0 %
| Дислалия
| 0 %
| ГМН
| 10 %
| ДЦП
| 0 %,
| Хроническая тугоухость
| 0 %,
| Нарушение осанки
| 12 %
| Здоровы
| 59 %
|
|