Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети»




НазваниеПрограмма по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети»
страница1/3
Дата публикации18.03.2014
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Программа

по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса

«Вежливые дети»

Автор учитель начальных классов: Шугурова Лариса Радифовна

Пояснительная записка

Курс «Вежливые дети» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

Задачи программы:

  • обучение школьников навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности ребенка.

Основные разделы программы:

  • «Я и общество»;

  • «Мой речевой этикет»;

  • «Моя культура поведения»;

  • «Путешествие в Мир сказок и приключений».

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись, не поддавайся и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Оценка результатов

Отслеживание результата – это видение того, насколько идет продвижение к цели.

Оценивание результата – это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным. Качественный анализ деятельности относительно целей.

Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления воспитанности, тактичности детей, их способностей к вежливости и умения общаться. Он может быть в форме собеседования или тестирования. Оптимальным вариантом итогового контроля в коллективе могут стать игровые программы (инсценировка бесед вежливых детей, различных ситуаций, требующих от детей вежливого отношения к окружающим), а также анализ проведения мероприятия «Путешествие по «Школе вежливых наук» в форме беседы.

^ Диагностическая карта к курсу «Вежливые дети»

Теоретические знания

Ф.И.

учащегося

Знание основных понятий раздела «Я и общество»

Знание понятий «этика» и «этикет»


Знание правил культуры поведения, народные традиции отношения к старшим

Знание сказок о добре и зле

Гатаулина Диана













Горина Жанна













Касьянов Владислав













Касьянов Никита













Маматов Салават













Рахметов Эмиль













Юсупова Юлия













Яминов Равиль













^ Практические умения

Ф.И учащегося

Умение применять навыки речевого этикета и культуры поведения


Умение разыграть и моделировать ситуации правил речевого этикета, в том числе и проблемные


Использование приобретенных этических норм в повседневной жизни


Гатаулина Диана










Горина Жанна










Касьянов Владислав










Касьянов Никита










Маматов Салават










Рахметов Эмиль










Юсупова Юлия










Яминов Равиль










Критерии к диагностической карте

За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.

^ Высокий уровень (6 и более баллов)

Знает все основные понятия раздела «Я и общество»;

Знает и умеет объяснить понятия «этика» и «этикет»;

Знает правила культуры поведения;

Знает народные традиции отношения к старшим;

Знает много сказок о добре и зле;

Свободно применяет навыки речевого этикета и культуры поведения;

Умеет разыграть и моделировать ситуации правил речевого этикета, в том числе и проблемные;

Активно использует приобретенные этические нормы в повседневной жизни.

^ Средний уровень (3-5 баллов)

Знает большинство основных понятий раздела «Я и общество»;

Знает, но не может хорошо объяснить понятия «этика» и «этикет»;

Знает большинство правил культуры поведения;

Знает некоторые народные традиции отношения к старшим;

Знает сказки о добре и зле;

Применяет навыки речевого этикета и культуры поведения;

Умеет разыграть и моделировать большинство ситуаций правил речевого этикета, в том числе и проблемные;

Часто использует приобретенные этические нормы в повседневной жизни.

^ Низкий уровень (1-2 балла)

Знает немного основных понятий раздела «Я и общество»;

Знает, но не может объяснить понятия «этика» и «этикет»;

Частично знает некоторые правила культуры поведения;

Не знает народные традиции отношения к старшим;

Знает мало сказок о добре и зле;

Слабо применяет навыки речевого этикета и культуры поведения;

Слабо разыгрывает и моделирует ситуации правил речевого этикета, в том числе и проблемные или совсем не умеет;

Редко использует приобретенные этические нормы в повседневной жизни.

^ Модель выпускника кружка «Вежливые дети»

Выпускник кружка обладает:

  • обогащенным личным опытом общения с окружающими;

  • нравственными нормами – заповедями в процессе общения и выполняет их;

  • нормами речевого этикета и культуры поведения;

  • знаниями народных традиций отношения к старшим;

  • развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования и самореализации;

  • способностью работать в едином темпе со всем коллективом;

  • эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми;

  • способностью к ответственному поведению;

  • принятием и соблюдением социальных этических норм.

Используемая литература:

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

Тематическое планирование курса программы «Вежливые дети»

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Я и общество

(14 час)

1-3

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

3




4,5

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

2




6,7

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

2




8-10

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа и мусульман.

3




11, 12

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

2




13

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1




14

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1




Мой речевой этикет

(15 час)

15,16

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2




17, 18

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

2




19, 20

О вежливых словах и их применении.


Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.


2




21 -23

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

3




24, 25

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

2




26, 27

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

2




28, 29

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.

2




Моя культура поведения

(27 час)

30, 31

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские и татарские народные традиции отношения к старшим.

2




32, 33

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

2




34, 35

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

2




36, 37

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

2




38, 39

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

2




40, 41

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

2




42, 43

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

2




44, 45

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

2




46,47

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

2




48, 49


Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

2




50,51

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

2




52, 53

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

2




54

Как вести себя в божьем Храме

Знакомство с правилами поведения в мечети.

1




55, 56

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

2




Путешествие в мир сказок и приключений (8 час)

(8 час)

57,58

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2




59- 61

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

3




62- 64

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

3




Итоговые занятия

(2 час)

65, 66

Что мы узнали и чему научились


Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

1




^ Программа внеурочной деятельности учащихся

«Музыкальная шкатулка»

Предисловие.
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем.

Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы.
Д.Шостакович

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.

Но почему-то хочется вернуться в него. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье?

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Да, жизнь трудная, что и говорить, но всё же…давайте себе в утешение вспомним М.Пришвина: «Для чего мы живём? – Для музыкального преображения мира».

Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом.

Вся жизнь детей насыщена музыкой. Она пользуется у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки, чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно.
Пояснительная записка.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения предназначена для использования в 1 классе. Она рассчитана на 35 часов.

Музыка – один из самых доступных видов искусства для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

-с художественным образованием и воспитанием учащихся;

-с формированием эстетического вкуса, художественной культуры учащихся;

-с нравственным воспитанием;

-с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости.

Накопленный многовековой опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. «Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным». (З.Кодаи).

Среди других видов искусства музыка выделятся своей ассоциативной интегративностью: именно она способна наиболее отчётливо вызывать представления иного, не звукового материала, создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства.

Реализация музыкально – эстетического направления деятельности состоит из 5 направлений.

Направления работы:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconПрограмма внеурочной деятельности младших школьников (для детей 1...
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» для 1 класса
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать...

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconПрограмма внеурочной деятельности по художественно-эстетическому...
Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность...

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса Тема: «Сравнительная...
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconРабочая программа по внеурочной деятельности
Программа предназначена для работы с учащимися в возрасте 8 10 лет. Программа составлена на основе авторской программы «Путешествие...

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconПрограмма организации внеурочной деятельности на основе игры для...
Программа предназначена для учителей, воспитателей гпд, педагогов-организаторов. Программа рассчитана на детей младшего школьного...

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Вежливые дети» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница