Скачать 64.62 Kb.
|
Содержание «расскажи мне!...»Звуковая культура речи. |
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Как приучить ребенка к книге. Для чего в наше время читают книги? Ради чего надо читать вслух детям дошкольного возраста? Поначалу, кажется, что ответить на эти вопросы нетрудно. Читают, чтобы знать! Да, знать! Но что? Нужно, чтобы дети каждый день слушали народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, народные и авторские сказки. Очень важно рассматривать с детьми книги, вызвать у малышей интерес к каждой иллюстрации и желание рассматривать книгу вместе со взрослыми и самостоятельно. Народные песенки, потешки лучше читать для детей наизусть. Существует много житейских ситуаций, в которых та или иная песенка оказывается «к месту». Услышав одно и то же произведение несколько раз, ребенок оживляется, он договаривает отдельные слова, заканчивает стихотворную фразу: «Что ты рано….( встаешь). Голосисто….( поешь). Ребенок «заговорил стихами», и это замечательно! С помощью стихов дети зовут «солнышко – ведрышко», если солнце внезапно спряталось или вовсе не показывалось. На прогулке дети под слова потешки «большие ноги….» показывают, как шагают большие ноги и как бегут по дорожке маленькие ножки. Помогая ребенку надеть варежки, можно рассказать стихотворение «Где мой пальчик?». Некоторые народные песенки можно почитать или рассказать малышу перед сном: «Ночь пришла....», «Баю – бай….». Читая вместе с детьми, у них развивается память, воображение, интерес к книге, усидчивость, что не мало важно в наше время, время телевидения и компьютеров. Если ребенку мало читали и мало рассматривали, то он с трудом будет слушать сказку не отвлекаясь. Дети с удовольствием рассматривают разные книги: про животных, машины, самолеты. При этом выясняется, что малыши знают гораздо больше, чем мы предполагаем, а их интересы выходят за пределы ближайшего окружения. Объясняя, как много интересного можно узнать, если рассматривать книги, легче приучить детей к бережному обращению с ними. ^ Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили – были дед и …» - «Была у них…» - «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика». – Какую песенку он ему спел?..» А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища – кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся отвечать на вопросы взрослого и полно высказываться по содержанию картины. Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Далее можно предложить детям сравнить две игрушки. Учите детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следите, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. Овладел малыш описанием отдельных игрушек – переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Придумайте для образца свой рассказ, а затем предложите ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ – он упражняется в рассказывании. Но постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ. Побуждайте ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что интересного видел на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец «Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после пяти лет. «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии Русского слова, Сердца преисполняются Чувством изящного, Пусть поэзия действует на них Как музыка..» (В.Г.Белинский) ^ Для воспитания у детей звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К пяти годам ребенок может правильно произносить все звуки. С малышами четвертого года жизни уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, – это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется. Например, чтобы помочь выработать у ребенка правильное произношение звука – ш – , подготовьте игрушки или картинки, или муляжи: вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при попарном их предъявлении в названии одного предмета был звук – ш – , а в названии другого – не было. Подготавливается так же набор картинок, в названиях которых имеется звук – ш – . – Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего повторяется. Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук – ш – (произносит звук протяжнее, громче): «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». – Так какой же звук чаще всего повторяется? – Звук – ш – . – Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук – ш – , кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы). А теперь сделай так: подними язык кверху, вытяни губы и произнеси звук – ш – . Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед. – А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук – ш – . (Показывает). Если ты правильно произнесешь звук – ш – , то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея. Змея шипит – ш – ш – ш – . – А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук – ш – ). А теперь ты скажи, как шумят листья. Затем ребенку покажите картинки и предложите назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названии которых есть звук – ш –, откладываются отдельно. Покажите игрушки, муляжи, картинки парами: (вишня – слива, груша – яблоко, лошадь – корова) и предложите ребенку назвать те предметы, в названии которых есть звук – ш – (вишня, груша, лошадь). Потом предложите ребенку придумать слова, в которых есть звук – ш – . Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, разберите вместе с ребенком: «Разве в этом слове есть звук – ш – ?» Затем произнесите потешки, чистоговорки, скороговорки и предложите ребенку повторить их. «Тише мыши! Кот на крыше!» «Не найду я ушки У нашей лягушки.» «Петушок, петушок. Золотой гребешок, Масляна головушка. Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Маше спать не даешь!» «Шла Саша по шоссе И сосала сушку». Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи. Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами («Гуси- гуси» - народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»). |
![]() | Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее... | ![]() | В наше время телевидения и компьютеризации родители совершенно не находят времени для того, чтобы почитать книги своим детям |
![]() | Эти жанры актуальны в наше время и популярны, поэтому наша цель рассмотреть их подробно, выявить особенности и специфику и проанализировать... | ![]() | В результате чего я пришла к выводу, что систематический анализ поэтического текста на уроках литературы актуализирует в ученике... |
![]() | А уж, сколько самых разных книг в наше время на полках магазинов! Как же в этом "книжном море" не утонуть? Выбрать те книги, которые... | ![]() | Библиотекарь: Сегодня мы посвящаем наш утренник Николаю Носову. Это необыкновенный, талантливый человек. Его книги с огромным удовольствием... |
![]() | В наше время поколение ребята мало читают книг, а особенно стихи. Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы показать жизненный... | ![]() | Гималаях в первой части книги приводятся исторические сведения о сиддхах и их традиции, описывается путь Бабаджи к бессмертию и его... |
![]() | Гималаях. В первой части книги приводятся исторические сведения о сиддхах и их традиции, описывается путь Бабаджи к бессмертию и... | ![]() | «ушли» из программы по литературе. Но уже который год мои ученики с интересом читают это произведение и размышляют над проблемами,... |