«Согласовано». «Согласовано». «Утверждаю».
Руководитель МО Зам.директора по УР Директор МБОУ
________ Яруллина С.Г. _________ Рахматулина Л.А. __________ Романов А.Н.
Протокол №___ от «____» ___________ 2011г. Приказ №____ от
«____ « _________ 2011г. «_____» __________ 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
Родионовой Веры Петровны
по изобразительному искусству в 7 классе
Рассмотрена на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от 27.08.2011г.
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (стандарты второго поколения).
Рабочая образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса рассчитана на 35 ч. в год (1 учебный час в неделю).
Время, отводимое на проведение занятий, распределяется следующим образом:
1. Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Рисунок. Живопись - 16 часов.
2. Тематическое рисование и иллюстрирование -11 часов.
3. Декоративное рисование. Аппликации, другие техники- 2 часа.
4. Беседы - 5 часов.
5. Тренировочные упражнения - 1 час.
В современных условиях развития системы образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и, прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Среди всех видов изобразительного искусства особое место занимает живопись.
^ курса: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Рабочая образовательная программа ставит следующие учебно-воспитательные задачи:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• способствовать формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека, его потенциальных возможностей и профессиональных потребностей.
Развитие творческого воображения у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов. Развитое воображение- это особый дар и умение использовать виденное. Но, только изучив натуру, можно прийти к свободному владению формой и способности рисовать без модели, по памяти, по представлению. Поэтому в этом курсе много внимания уделяется вопросам обучения учащихся основам изобразительной грамоты в процессе выполнения рисунка с натуры.
Кроме этого особое внимание уделяется вопросам истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством выдающихся мастеров живописи. Это помогает расширить кругозор учащихся 7 класса, приобщиться к сокровищнице мировой культуры.
Учебные задания могут быть кратковременными (наброски, зарисовки и этюды) – от 5 до 45 минут и длительными – в течение 2 часов.
В результате изучения основ живописи у школьников должна быть сформирована не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и в желании широко использовать свои умения в практической деятельности.
^
К концу учебного года учащиеся должны знать:
отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства, эпохи Возрождения, художников западноевропейских стран 17-20 вв.
отличительные особенности различных жанров: натюрморта, пейзажа, портрета и др.;
особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приемы работ карандашом, акварелью, гуашью.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
анализировать отдельные художественные произведения, определять особенности стиля того или иного художника;
передавать художественными средствами своё отношение к изображаемому;
использовать средства художественной изобразительности;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, колорита;
выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
изображать многофигурную композицию.
Список литературы
Учебно-методические пособия:
И.Уварова. Народный календарь. Рождество. – М.: Открытый мир, 1996 г.
С.С.Алексеев. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1981.
Е.Е.Рожкова, Е.А.Херсонская. Рисование.- М.: Просвещение, 1964.
А.Рогов. Кладовая радость.- М.:Просвещение,1982.
П.Павлинов. Для тех, кто рисует. Советы художника.-М.:1965.
Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989.
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина / авт.- сост. С.Б.Дроздова. -Волгоград: Учитель, 2006.-186 с.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
Алексеева В.В. Что такое искусство? - М.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.
Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.
Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.
Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993.-132с.
Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия \, 1988, - 19 с.: ил.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996.-80 с., ил.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
Дополнительная литература:
Журнал «Изобразительное искусство в школе» -2007 г.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.-М.,1985 г.
Лихачев Д.С. Заветное.- М.: изд.культ. центр «Детство. Отрочество. Юность»,2006 г.
Журнал «Художественное слово», 2009 г.
Журнал «Юный художник»
Журнал «Детская энциклопедия».- №2 ,2010 г. «Картины и художники».
Шедевры русской живописи.- изд. Белый Город , 2006 г.
Чиста небесная лазурь /Стихи русских поэтов /илл. -изд. Белый Город, 2009 г.
Материалы сайтов газеты «Искусство» «http://art.1september.ru».
Библиотека электронных наглядных пособий Windows СD-ROM:
Шедевры русской живописи. Биография и творчество великих русских художников, принадлежащих различным эпохам и стилям – от Феофана Грека и арка Шагала. Всего на диске представлена информация о 33 великих живописцах. Кирилл и Мефодий, 2001.
Классическая музыка.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс 7
Учитель ^
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1час.
Плановых контрольных уроков -
Административных контрольных уроков -
Планирование составлено на основе
учебного издания «Примерная программа основного
общего образования. Искусство. -М.: Просвещение,
^
Учебник -
Дополнительная литература :
Изобразительное искусство.7 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина / авт.-сост. О.В.Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.-365 с.
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
Шедевры русской живописи.- изд. Белый Город , 2006 г.
С.С.Алексеев. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1981.
А.Рогов. Кладовая радость.- М.:Просвещение,1982.
Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты.- М.:Просвещение, 1989.
№ урока
| Тема урока
| Краткое содержание урока, вид занятий
| Домашнее задание
| К-во часов
| Планируемая дата проведения
| Фактическая дата проведения
| 1
| Красота вокруг нас
| Свободная тема
| Написать мини-сочинение (до 10 предложений) на тему «Красота вокруг нас»
| 1
|
|
| 2
| Народ- творец прекрасного
| Иллюстрация. Художественные промыслы России (карандаш, акварель)
| Подобрать репродукции, фотографии композиции, состоящих из букета цветов и народной игрушки
| 1
|
|
| 3
| Праздничный натюрморт
| Рисование с натуры натюрморта. Составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель)
| Завершить линейный рисунок
| 1
|
|
| 4
| Праздничный натюрморт
| Рисование с натуры натюрморта. Составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель)
| Подготовить сообщение на тему Музеи деревянного зодчества»
| 1
|
|
| 5
| Мы- юные краеведы и этнографы
| Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш)
| Завершить линейный рисунок
| 1
|
|
| 6
| Национальный натюрморт
| Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель)
| Подобрать рисунки различных видов орнамента
| 1
|
|
| 7
| Национальные традиции в культуре народа
| Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь)
| Подготовить рассказ о каком-либо народном празднике
|
|
|
| 8
| Народные праздники
| Рисование по памяти и представлению на тему «Народные праздники» (карандаш, акварель)
| Подобрать иллюстрации к одному из литературных произведений (сказок)
| 1
|
|
| 9
| Иллюстрация сказок народов России
| Иллюстрирование сказок народов России
| Подобрать поэтические зарисовки пейзажей
| 1
|
|
| 10
| Красота родного дома
| Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» (карандаш, акварель)
| Подготовить сообщения: «биография художников эпохи Возрождения»: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера (по выб.)
| 1
|
|
| 11
| Изобразительное искусство эпохи Возрождения
| Беседа. Творчество художников Эпохи Возрождения; Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера
| Реферат по теме: «Биография Леонардо да Винчи» или «Картина Леонардо да Винчи «Джоконда»
| 1
|
|
| 12
| Мир Леонардо
| Беседа. Вклад Леонардо а Вини в развитие живописи. Иллюстрация.
| Подобрать иллюстрации по теме
| 1
|
|
| 13
| Красота классической архитектуры
| Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя
| Завершить эскизы
| 1
|
|
| 14
| Красота классической архитектуры
| Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш)
| Подготовить сообщение : «Краткий анализ развития изобразительного искусства эпохи 17 века в западноевропейских странах»; «Описание картин западноевропейских художников 17в.» (по выб.)
| 1
|
|
| 15
| Изобразительное искусство Западной Европы 17 века
| Беседа. Творчество художников Западной Европы 17 века: Рубенса, А.Ван Дейка, Ф.Снейдерса, Ф.Хальса, Ф.Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками 17 в.
| Подготовить сообщение: Краткая биография-справка об основных событиях жизни Рембрандта; рассказ об одном произведении Рембрандта
| 1
|
|
| 16
| Творчество Рембрандта
| Беседа. Своеобразие Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта.
| Подобрать картинки с изображением натюрморта
| 1
|
|
| 17
| Искусство натюрморта
| Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель)
| Завершить линейный рисунок
| 1
|
|
| 18
| Искусство натюрморта
| Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель)
| Подобрать иллюстрации по теме «Голландский натюрморт»
| 1
|
|
| 19
| Изображение человека в движении
| Наброски с натуры двух фигур школьников сразу объединенных какой-либо темой сюжетов: «Дежурные», «На перемене» и т.д.
| Принести открытки с изображением скульптурных произведений человека в движении
| 1
|
|
| 20
| Красота фигуры человека в движении
| Создание скульптуры человека на проволочном каркасе (пластилин, глина)
| Написать мини-реферат об известных художниках-скульпторах
| 1
|
|
| 21
| Изобразительное искусство западноевропейских стран 18-20 в.в.
| Беседа. Творчество художников: Д.Рейндольдса,Т. Гейнсборо, Ф.Гойя, Ж.Давида, Э.Делакруа, Энгра\. К.Коро, Г.Курбе, К.Моне, В.Ван Гога, Э.Мане, Р.Кента и др. Течения в живописи конца 19-20 в.в.
| Реферат об одном из выдающихся мастеров изобразительного искусства 18-20 в.в.
| 1
|
|
| 22
| Античная расписная керамика
| Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель)
| Подобрать иллюстрации с изображением костюмов разных народов Земли в разные эпохи
| 1
|
|
| 23
| Зарубежный друг
| Выполнение рисунка по памяти и представлению на тему «Зарубежный друг» (акварель, гуашь)
| Подобрать иллюстрации по теме «Книжная графика»
| 1
|
|
| 24
| В мире литературных героев
| Иллюстрирование одного из литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», «Д.Дефо «Робинзон Крузо» и т.д. (карандаш, акварель)
| Завершить линейный рисунок
| 1
|
|
| 25
| В мире литературных героев
| Иллюстрирование одного из литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», «Д.Дефо «Робинзон Крузо» и т.д. (карандаш, акварель)
| Подобрать картинки с изображением натюрмортов, составленных из предметов -инструментов
| 1
|
|
| 26
| Трудовые ритмы
| Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов-инструментов, характеризующих труд рабочего, художника и т.д.(карандаш, акварель)
| Завершить линейный рисунок
| 1
|
|
| 27
| Трудовые ритмы
| Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов-инструментов, характеризующих труд рабочего, художника и т.д.(карандаш, акварель)
| Подготовить сообщении на темы «Профессия моих родителей», «Моя будущая профессия»
| 1
|
|
| 28
| Трудовые будни
| Выполнение рисунка на тему «Моя будущая профессия» (карандаш, акварель)
| Подобрать этикетки к различным видам изделий
| 1
|
|
| 29
| Мы- юные дизайнеры
| Выполнение эскиза экслибриса или фирменного знака(перо, тушь, акварель)
| Подобрать иллюстрации, открытки и т.д. по теме «Рисуем лошадей»
| 1
|
|
| 30
| Рисуем лошадей
| Выполнение рисунка по памяти или представлению лошадей (карандаш, акварель, мел, уголь, гуашь)
| Подготовить сообщение о крупнейших художественных музеях страны и мира : Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Прадо, Лувре, Уффици и др.
| 1
|
|
| 31
| Мы охраняем памятники нашей Родины
| Выполнение эскиза на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, перо, тушь, акварель, гуашь)
| Завершить линейный рисунок
| 1
|
|
| 32
| Мы охраняем памятники нашей Родины
| Выполнение эскиза на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, перо, тушь, акварель, гуашь)
| Написать реферат о восстановлении или реставрировании одного из памятников архитектуры, истории или культуры
| 1
|
|
| 33
| Весенний пейзаж
| Выполнение рисунка весеннего пейзажа по памяти (карандаш, акварель)
| Подобрать иллюстрации с изображением букетов цветов
| 1
|
|
| 34
| Цветы весны
| Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе (акварель, карандаш)
| Завершить работу
| 1
|
|
| 35
| Итоговое занятие
| Свободное рисование
| Завершить рисунок в цвете
| 1
|
|
|
№
| ^
| К-во часов
| 1
| Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок
| 16
| 2
| Тематическое рисование и иллюстрирование
| 11
| 3
| Декоративное рисование. Аппликации.
| 2
| 4
| Беседы
| 5
| 5
| Тренировочные упражнения
| 1
|
| Всего
| 35
| |