Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта




Скачать 310.46 Kb.
НазваниеУроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта
страница1/4
Дата публикации06.04.2014
Размер310.46 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя музыки, искусства, МХК

ЧАРИНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Синтез искусств в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки.

1. Актуальность и перспективность педагогического опыта

Главной целью работы учителя музыки, по-моему, мнению, является – формирование художественной культуры школьников в контексте различных видов творческого познания действительности.

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально – ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась как часть мировоззрения, подчиненная всеобщим законам Вселенной: « Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский). Накопленный многовековый опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. « Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным» (З.Кодаи).

Объектом изучения на уроках является искусство, во вне узкой предметно – деятельной направленности. Навыки и знания не должны быть самоцелью, они – средства и условия развития личности ребенка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности.

Выше сказанное определяет следующие цели уроков музыки:

  1. Всестороннее развитие творческого потенциала школьника и на этой основе формирования его эстетической культуры.

  2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.

  3. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения внутренней сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными искусствами – литературой, живописью, театром и др.

  4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музыкальной деятельности.



Намечаными целями обусловлены задачи уроков музыки – как уроков искусства, уроков творчества:

  1. Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства, как умения вступать в особую форму духовного общения с содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников.

  1. Осуществление художественного познания мира учащихся через собственную созидательную деятельность.

  2. Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л.С.Выгодский) – универсальное для всех видов познания и творчества.

  3. Развитие совокупности качеств восприятия и оптимизации навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства.

Под целостным художественным восприятием понимается отражение существенных свойств и признаков произведений искусства, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами творчества.

  1. Развитие образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.

  2. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации творческого опыта школьников и выработки критериев осмысления явлений действительности.

Педагогической находкой считаю идею комплексного освоения искусства, которое в настоящее время приобретает особую актуальность. При том дефиците духовности, сложившимся в нашем обществе, считаю необходимым развивать духовный мир учащихся всесторонне и полно.

Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.

«В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М.Коган).

Считаю, что комплексный урок искусства – урок будущего. Современное общество требует человека с развитым логическим и разным мышлением, т.к. знания имеют границы, а воображение безгранично. И если мы будем гармонично развивать личность, то мы увидим и новых Ломоносовых, и Леонардо да Винчи.
Время требует от нас нового творческого подхода к проблемам художественного образования, подталкивает к поиску новых форм, путей и методов эстетического воспитания. Хочется верить, что мы сможем приблизить ребят к тому пониманию искусства, о котором хорошо сказал Н.Гоголь: "О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас, буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!"


2. Концептуальность педагогического опыта

Синтез искусств открывает новые пути гуманизации современного образования, духовного воспитания школьников и интегрированного обучения. Гуманизация - это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация - это интерес к природе человека, его бытию, сознанию.
В художественном образовании проблема взаимодействия искусств отразилась в концепциях преподавания музыки и изобразительного искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский). Идея необходимости введения разных видов искусств в процесс музыкального, художественного, хореографического образования прослеживается в трудах таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.М. Баженова, Л.В. Горюнова, Н.Л. Гродзенская, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Николаева, Н.Н. Ростовцев, С.Т. Шацкий и др.

На своих уроках основным считаю, что процесс общения с музыкой является процессом ее поэтапного познания.


восприятие



сопереживание



сотворчество



творчество


Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.

Видный теоретик культуры П.Флоренский считал высшей задачей синтеза искусств слияние их не в начальной, а в конечной точке в Большое искусство. Но самое главное - это сам ребенок, изучение художественных проявлений которого и является основной задачей педагогики.
Еще Ромен Роллан говорил: "Границы отдельных видов искусств отнюдь не столь абсолютны, как это полагают теоретики искусства, ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом".

Причастность к самостоятельному ( индивидуальному и коллективному ) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности. «Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (А.Леонтьев).

Как известно, под творчеством понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта формулировка относится по существу к результату, а не к характеру деятельности и не учитывает ее полифункциональность. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

Что же такое творческий потенциал личности? Это – чувство нового, система знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека, это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.

Ничто так не учит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного в широком смысле этого слова. В переживании как эмоционально - образном отражении мира предмет и чувства, образ и идеал сопрягаются воедино, вызывая, по словам А.Толстого, дивную музыку образов красоты. В искусстве переживание – «глубина проникновения» (М.Бахтин) – становится сопереживанием, оно способствует формированию мировоззрения, наполняется морально-этическим содержанием. Страдая и радуясь вместе с любимыми героями, мы «очеловечиваем» собственные чувства, совершенствуем свои восприятия и оценки. Познание и утверждение жизненных ценностей, воспитание личности человека невозможно без эстетической проникновенности. В эстетическом переживании оживаютвсе духовные силы и чувства человека, его творческие способности.

Как считал Ф.М.Достоевский; не только чтобы создавать, но и чтобы приметить факт, нужен тоже в своем роде художник.

Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны человека. Именно поэтому сам принцип проведения урока музыки, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьников.

Результатом, характеризующим восприятие искусства как творческой деятельности, являются интерпретация произведения, проявление своего отношения к нему, включенность его в контекст жизни и реального опыта личности. На высших уровнях в качестве примеров творческих результатов восприятия искусства можно привести литературные прочтения различных музыкальных творений Л.Н.Толстым, К.Г.Паустовским, Т.Манном, Б.Л.Пастернаком, музыкальные по своей сущности полотна П.Пикассо, И.Левитана, А. Саврасова и др. Результатом творческой деятельности при восприятии искусства являются оригинальные видения и слышания художественных произведений, « эмоциональный диалог с эмоциональным содержанием художественного текста», способность к обобщениям, сравнениям, к ассоциативному, художественному синтезу впечатлений, установление жизненных связей, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства.

На уроках прослеживаются следующие этапы:
1. Выделяется общий образ.
2. Дается искусствоведческий комментарий.
3. Анализируются средства художественной выразительности по всем видам искусства.
4. Творчество учащихся.
Цели уроков:
1. Изучение программного материала шире, глубже, это дает возможность показать образ с разных сторон.
2. Соединить в восприятии ребенка локальные знания по каждому предмету искусства в целостную картину мира.
3. Научить детей мыслить масштабно на планетарном и космическом уровне.
4. Способствовать формированию широкого "гуманитарного мышления".
5. Научить эмоционально-смысловому анализу музыкальных произведений во взаимосвязи с изобразительным искусством, литературой.
6. Развить художественное познание учащихся через собственную художественно-творческую деятельность.
Решаются задачи:
1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала.
2. Активизация эвристического мышления и познавательной деятельности.
3. Влияние музыки на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы.
4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирование умений и навыков с целью постижения сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными видами искусства -литературой, ИЗО, театром.
5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового), инструментального музицирования и слушания музыки.

3. Наличие теоретической базы педагогического опыта

В 80-е годы ХХ века педагогический аспект проблемы взаимодействия искусств разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса (Б.П. Юсов). Учеными научной школы Б.П. Юсова утверждалось, что единая художественная природа всех искусств соответствует врожденной предрасположенности ребенка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов, т.е. одновременного возникновения интереса к разным видам искусства и желанию выразить свое внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке, музыкальной фразе и т.п. (Е.П. Кабкова).

Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства. Синтез искусств — это результат взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является противоречие, конфликт, преодоление.

Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез искусств необходимо понимать в двух смыслах:

1) как историческую категорию, отражающую содержание художественных целостностей, сложившихся на определенном этапе развития искусства в результате постоянного процесса интеграции (наряду с процессом дифференциации);

2) как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и анализу.

Синтез искусств все время расширяется, что в свою очередь предоставляет художественному творчеству новые возможности и резервы в освоении мира, в эстетической организации среды обитания человека, в создании качественно новых духовных ценностей.

Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствует решению общего психологического, творческого развития личности ребенка, развития его способностей и индивидуальности и, конечно, формирования эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Комплексный подход к современному учебному процессу означает, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должен осуществляться путём поиска взаимосвязей, взаимодействия трёх основных видов искусства.

В сближении музыки, литературы и живописи я вижу дополнительные возможности эстетического воспитания, формирования художественного вкуса школьника. Обнаружение связи между искусствами, на первых порах пусть самой элементарной, привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному.

Школьники сравнивают прочитанную литературу с фильмами, телепередачами, они могут заметить общность тем, сюжетов, средств выразительности при посещении картинной галереи, выставок, при слушании музыки. Задача школы – сделать сравнительный анализ различных искусств системой. Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.

4. Ведущая педагогическая идея

Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Музыки, в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.

Изучая музыкальные произведения нужно помнить, что музыка – искусство вызывающее положительные эмоции, несущее гедонистическую функцию. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о судьбе, красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у учеников.

Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.

Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.

5. Оптимальность и эффективность средств

Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания.

Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

- от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Каждое из заданий предполагает:

- углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

- выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

- активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками.

Первая установка связана с познанием целостности предложенной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сюжет и т.

Задание 1.

Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

Задание 2.

Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст, в один период времени.

Задание 3.

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 4.

Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

Задание 5.

Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.

Задание 6.

Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.

Задание 7.

Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а так же его исполнительских интерпретаций.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса...

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта icon«В мире музыки» Выпуск 1 Квадрат На уроках музыки, природоведения, окружающего мира

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconПлан мероприятий учреждения образования
Республиканская методическая гостиная: презентация методических материалов и педагогического опыта учреждений дополнительного образования...

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconУроке музыки. Открытый урок во 2 классе по теме «Могут ли иссякнуть мелодии?»
«Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель...

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconТема опыта: «Условия организации литературного творчества младших...
Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Уроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определена...
Формируется образный язык музыки Нового времени, переживающей кардинальный поворот в своей судьбе — переход от полифонического к...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница