Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72




НазваниеМетодическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72
страница1/11
Дата публикации16.04.2014
Размер1.72 Mb.
ТипМетодическое пособие
lit-yaz.ru > Культура > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Департамент

образования и науки

костромской области



Основы

религиозных культур

и светской этики



Методическое пособие

Кострома, 2011




УДК 373.167.1:21

ББК 86.2я72

Основы мировых религиозных культур

О-75
УДК 373.167.1:17

ББК 87.7я72

Основы светской этики

О-75
Печатается по решению ученого совета

Костромского областного института развития образования
Редакционная коллегия:

Лушина Е.А., к.п.н., ректор Костромского областного

института развития образования

^ Лебедева О.В., к.п.н., доцент КГУ им. Н.А. Некрасова,

учитель предмета «Истоки» и МХК МОУ лицея №17,

лауреат премии 2006 г. «За нравственный подвиг учителя»

(Раздел 2)

^ Логинова Н.В., заведующий лабораторией проблем духовно-

нравственного воспитания, старший преподаватель кафедры

теории и методики обучения КОИРО (Разделы 1 и 2)
Рецензенты:

протоиерей В. Шастин, председатель Миссионерско-

образовательного отдела Костромской епархии

Русской Православной Церкви

^ Романова А.Н., к.ф.н., доцент кафедры литературы

филологического факультета Костромского государственного

университета имени Н.А. Некрасова
Составитель, ответственный редактор:

Логинова Н.В., заведующий лабораторией проблем духовно-

нравственного воспитания, старший преподаватель кафедры

теории и методики обучения КОИРО
^ О-75 Основы религиозных культур и светской этики: Методическое пособие. – Кострома: КОИРО, 2011. – 152 с.

ISBN 978-5-98841-035-5

© Костромской областной институт

развития образования, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Апробация курса «Основы религиозных культур и светской

этики» в Костромской области. Шереметова Г.П. ……….… 5
РАЗДЕЛ 1

Культурологический подход в преподавании

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики». Лебедева О.В. ……………………………. 8
Особенности методики преподавания комплексного

учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики». Лебедева О.В. ………………………………………. 12
Методические материалы для учителя комплексного

учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики» по содержательному модулю

«Основы православной культуры». Шаваринская С.Р. …….. 20
Роль притч в самоопределении личности школьника

при изучении курса «Основы религиозных культур и светской

этики». Логинова Н.В. ………………………………………… 50
Использование наглядного материала на уроках «Основы

религиозных культур и светской этики». ^ Лебедева О.В.,

Логинова Н.В. ………………………………………………… 62
Глоссарий к модулю «Основы светской этики»

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики». Бартенева И.Ю. ………………………… 65
Использование проектного метода в преподавании

курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Бартенева И.Ю. ……………………………………………… 70
Методические рекомендации по использованию

музыкального материала на уроках «Основы религиозных

культур и светской этики». Лебедева О.В. …………………. 85

РАЗДЕЛ 2

Методические разработки уроков по комплексному

учебному курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

^ Модуль «Основы православной культуры»

Урок «Пути разные – цель одна». Неганова Г.Н. ………………… 89

Урок «Христос и его крест». Князева О.Н. ………………………. 93

Урок «Пасха». Мельникова О.К. …………………………………. 101

Урок «Православное учение о человеке». Лебедева О.В. ………… 104

Урок «Милосердие и сострадание». Лебедева О.В. ……………… 106

Урок «Храм». Иванов Д.В. ……………………………………….. 111

Урок «Отношение христианина к природе». Быкова Е.С. ……… 117

Урок «Христианская семья». Быкова Е.С. ………………………. 122
^ Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Урок «Культура и религия». Малова Н.А. ………………………. 127

Урок «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».

Лобкова Е.В. ………………………………….……………………. 129

Урок «Священные сооружения» (2 ч.). Стукалова И.А. ………… 132
^ Модуль «Основы исламской культуры»

Урок «Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан».

Стукалова И.А. …………………………………………………… 135
Модуль «Светская этика»

Урок «Добро и зло». Альбещенко О.Н. …………………………… 139

Урок «Добро и зло» (1-й час). Сорокина О.М. ……………………. 142

Урок «Добро и зло» (2-й час). Сорокина О.М. ……………………. 144

Урок «Свобода и моральный выбор». Ананьева М.А. ……………. 146

Урок «Дружба». Смирнова Н.А. …………………………………. 148



Введение
Апробация курса «Основы религиозных культур

и светской этики» в Костромской области

Шереметова Галина Павловна,

проректор Костромского областного института

развития образования
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года №1578-р Костромская область является одним из 18 субъектов Российской Федерации, в которой апробируется новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор региона не случаен, так как в области сложились предпосылки для участия в эксперименте.

Накоплен позитивный опыт по духовно-нравственному воспитанию школьников и учащейся молодежи. Действующая система непрерывного духовно-нравственного образования отличается целостностью, вариативные программы духовно-нравственного образования детей и учащейся молодежи реализуются на всех ступенях образования. Содержательным ядром системы является программа социокультурного курса «Истоки», которая реализуется с 2005 года в 100% школ и учреждений начального и среднего профессионального образования, в также в 63% учреждений дошкольного образования. Общий охват учащихся составляет более 56 тысяч человек. В учреждениях дополнительного образования реализуются проекты «Без истока – нет реки», «От истоков к современности», «Вифлеемская звезда», «Моя малая родина», «Святыни земли Костромской», «Святые заступники Руси», «Семья – ковчег спасения». Вся эта деятельность создала необходимые условия для следующего шага – введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который не противоречит ни одной из ранее реализуемых программ, а наоборот – дополняет и расширяет тенденции «Истоков».

По мнению разработчиков эксперимента, новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Все это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

В апробации нового курса в Костромской области принимают участие 393 общеобразовательных учреждения, 444 класса, 5450 четвероклассников. 72,3% учащихся изучали в текущем году «Основы православной культуры», 8,9 % – «Основы мировых религиозных культур», 18,64% – «Основы светской этики» и 0,16% – «Основы исламской культуры».

Преподают предмет 539 учителей, преобладают учителя начальных классов (62%), учителя русского языка и литературы (8%) и истории (11,6%).

Основанием для введения нового учебного курса стало распоряжение администрации Костромской области от 26 ноября 2010 года №373-ра «Об утверждении плана мероприятий по апробации комплексного учебного курса в общеобразовательных учреждениях «Основы религиозных культур и светской этики» и приказ департамента образования и науки Костромской области от 12 марта 2010 года №469/1 «Об апробации комплексного учебного курса в общеобразовательных учреждениях «Основы религиозных культур и светской этики».

В ходе проведения эксперимента был организован мониторинг. 16–17 марта социологическое исследование проведено Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Костромским центром региональных исследований. Опрос респондентов был проведен в городах Кострома и Мантурово, а также в поселках Чернопенье, Караваево и Шувалово. В исследовании приняли участие 269 учащихся четвертых классов, 133 родителя, 26 педагогов, 9 руководителей управления образования, 16 руководителей школ.

В мае – июне исследования проведены региональным институтом развития образования, в котором приняли участие родители, педагоги и учащиеся всех муниципалитетов области.

Цель исследований: изучение отношения учащихся, учителей, родителей, руководителей образовательных учреждений, представителей религиозных организаций и органов исполнительной власти к введению в учебную программу комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Результаты мониторингов фактически совпадают, что свидетельствует об объективности результатов.

80% педагогов, преподающих данный предмет, 83,3% руководителей управления образования однозначно ответили, что введение нового курса является положительным явлением, остальные педагоги и руководители тоже склонны к положительной оценке. 79,9% родителей заинтересованы в дальнейшем изучении курса. Сравнительный анализ ответов респондентов позволяет говорить о том, что представители всех заинтересованных в проведении эксперимента сторон основное положительное значение от введения в учебный процесс курса видят в том, что он направлен на духовное и культурное развитие детей. В то же время, каждая категория опрошенных выделяет для себя дополнительные плюсы от нового курса. Так представители управления образования (100%) считают, что данный курс позволит дополнительно воспитать у детей культуру межнационального общения, подавляющее большинство руководителей школ (80–90%) полагают, что данный курс позволит сформировать у школьников ценность здорового образа жизни. Большинство опрошенных педагогов (66,7%) и представителей различных конфессий (60%) рассчитывают на то, что введение нового учебного курса позволит сформировать у подростков уважительное отношение к традиционным российским религиям, к вере, религиозным убеждениям. Для родителей основным положительным значением введения курса является духовное и культурное развитие детей (68,1%) и расширение их кругозора (50,4%).

Были названы возможные отрицательные последствия введения нового курса. Так представители разных конфессий опасаются принудительного навязывания подросткам веры и религии (80%), либо того, что сформированное отношение к вере и религии будет «слишком казенным» (80%), их опасения разделяют представители управления образования (50%).

Одним из возможных негативных последствий введения курса около половины опрошенных учителей считают увеличение нагрузки на школьников, их опасения разделяют руководители школ (40%) и родители (31%).

Вероятно, поэтому две трети всех респондентов высказываются за факультативное преподавание курса.

Подавляющее большинство учащихся (87,8%) проявляют живой интерес к предмету, им было интересно на уроках. В большей степени на уроках по новому курсу им понравились изучение праздников и традиций (78%), беседы о хороших и плохих поступках (70%), знакомство с памятниками культуры (39%), беседы о нравственных качествах человека (38%). Лишь только 12% выскакали мнение об отсутствии интереса к предмету, назвав две основные причины – наличие большого объема незнакомых слов и как следствие – непонятность материала (21,8%) и противоположное мнение – многое из изучаемого материала им уже было знакомо (20,7%).

Интересу к новому предмету, безусловно, способствуют и наглядные формы обучения: используют аудио-, видеоматериалы, презентации на уроках 93,3% учителей, принимающих участие в исследовании. Основные формы работы на уроке – работа с текстом учебника (100%), дискуссии (100%), организация творческой работы с учащимися (66,7%).

63% родителей ответили, что их ребенок делится с ними впечатлениями об уроках, совместно обсуждаются многие темы, что тоже подтверждает интерес и детей, и родителей к новому курсу.

Еще одним положительным фактором внедрения экспериментального курса является его нейтральность по отношению к представителям разных религиозных течений и к нерелигиозной части населения. Как признают все опрошенные педагоги и руководители школ, преподавание курса не создает почвы для межконфессиональной разобщенности.

Уровень знаний учащихся по курсу достаточно высокий, причем это касается и светского и религиозного материала – это еще один фактор, который говорит об успешности проведения эксперимента.



РАЗДЕЛ 1

Культурологический подход в преподавании комплексного

учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики»

Лебедева Ольга Васильевна,

к.п.н., доцент КГУ им. Н.А. Некрасова,

учитель ОРКСЭ МОУ лицея №17 г. Костромы
Прежде чем рассмотреть вопрос о культурологическом подходе в преподавании нового курса, кратко остановимся на понятиях: «культура», «культурология», рассмотрим соотношение культуры и религии.

^ Что такое культура?

Слово cultura происходит от глагола colo, что значит «возделывать почву», «обрабатывать». Отсюда – agricultura, т.е. земледелие. Мы говорим о культуре льна, хлопка, кукурузы, имея в виду весь комплекс знаний, приемов, относящихся к выращиванию и использованию этих растений.

Итак, первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание. Очеловечивание природы как среды обитания.

В современном языке этот термин употребляется в двух значениях – в «широком» и «узком». В широком смысле – это обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Сложна и ответственна проблема соотношения культуры и религии. Еще совсем недавно в популярной марксистской литературе воспроизводилось просветительское понимание религии как чего-то стоящего «вне культуры». Средние века трактовались как «темный провал» в истории. Религия рассматривалась как результат обмана и невежества. Утверждалось, что она «уводит» из жизни, нравственно унижает человека и препятствует развитию личности. Сегодня начинает преобладать другая точка зрения: религия – полноправная часть культуры, возможно даже более важная, чем наука, искусство и философия.

Уже одно только сходство между словами «культ» и «культура» позволяет говорить о смысловой близости этих понятий. Оба происходят от одного корня. Культ есть почитание, обожествление какого-либо существа, вещи или явления. Культура есть выделение из порядка природы каких-то ее частей, их облагораживание и возделывание. Однако культура создается человеком. Культ же, как религия, есть результат Откровения Бога человеку. Исторически и по существу дела религия во многом предшествует культуре.

Культура ценна многообразием и богатством возможностей. Но важно, чтобы везде соблюдались принципы свободы выбора вероисповедания, терпимость к иноверцам и чтобы религии не замыкались каждая в себе, а вели свободный и уважительный диалог друг с другом.

Хотелось бы остановиться и на таком важном понятии как «культурология». Как войти в истинный, невыдуманный мир культуры? Культурология открывает нам такую возможность. Она не рассказывает нам всего, что известно историкам, и не ставит целью просто рисовать картины иных обществ, перечислять интересные и занимательные факты. Нет! Она дает нам некоторые важные идеи, принципы, помогающие собирать и систематизировать множество событий, ситуаций, и с помощью разума и воображения воссоздать черты иных культурных миров. Понимание иных культур, а так же своей – цель культурологии. Культурология – наука, изучающая смыслы, которыми наполнен для человека мир.

^ Культурологический подход направлен на изучение и понимание смыслов, которыми наполнен для человека мир. Объектом изучения являются: картина мира (система представлений о сущности времени, пространства, природы, общества, человека); стиль мышления (рациональные и эмоциональные установки, диктующие логику мышления); кодекс поведения (система установок, определяющая единую направленность поведения человека, социальные нормы и правила). Таким образом, культурологический подход позволяет увидеть образ мира и Человека в этом мире, позволяет понять менталитет – как образ мыслей и душевный склад – не только человека, но и эпохи.

Культурологический подход к содержанию образования, а также целостность его структуры были предложены более двух десятков лет назад, однако до сих пор в проектировании и реализации содержания образования прослеживается некая однобокость. Это проявляется в том, что в содержании образования технологически целесообразно и относительно полно проработаны лишь компоненты опыта знаний, умений, навыков. К отражению опыта творческой деятельности ученые только приступили. Что касается опыта эмоционально-ценностного отношения, то он практически не зафиксирован в содержании образования, а, следовательно, и реализация его в педагогическом процессе протекает хаотично и интуитивно.

Приведу пример из опыта своей работы, который позволит увидеть, что анализ художественного произведения может играть роль воспитания на уроке, если в преподавании использовать культурологический подход. Ребята на уроке с большим вниманием рассматривают картину Рембрандта «Изгнание торгующих из храма». Не сразу находят в многофигурной композиции образ Христа, прежде всего потому, что он написан художником не традиционно, не так, как мы привыкли видеть его на картинах и иконах. На вопрос «Каким мы здесь видим Иисуса Христа?» – ребята отвечают: «негодующим, гневным», а некоторые даже охарактеризовали так: «злой», «жестокий, потому что замахивается на людей плеткой». Как же так? Иисус Христос и вдруг такая характеристика образа?!

Подобные проблемные ситуации я стараюсь разрешить с помощью беседы, которая помогает ребенку как бы лично пережить происходящее. Образ Иисуса Христа, который любит людей и готов жизнь за них отдать во имя их спасения, я сопоставляю с образом любящих родителей: «Разве в вашей жизни не было таких поступков, которые, буквально, выводили из себя отца или мать?» А ведь негодование родителей по поводу какого-то проступка своего ребенка идет от большой любви к нему, желанию видеть его хорошим человеком. Это надо ценить в родителях, а не обижаться на них и не называть злыми. Самое страшное – это равнодушие. Именно оно – причина многих бед, в воспитании в частности.

Культурологический подход достаточно давно существует в высокой академической науке. Назову имена нескольких ученых классиков: академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик Сергей Васильевич Аверинцев (филолог, богослов, искусствовед, культуролог), Алексей Федорович Лосев (как его называли – «последний мыслитель серебряного века», советский философ, историк античной философии, доктор филологических наук;), Михаил Михайлович Бахтин (философ, осмысливающий культуру через идею диалога), Юрий Михайлович Лотман (русский литературовед, культуролог, известен своими трудами по семиотике) и другие.

Алексей Федорович Лосев (монашеское имя Алексея Лосева – Андроник) на деле воплотил завет глубоко почитаемого им последнего оптинского старца Нектария – «терпение и пождание». В этом и заключался «естественный путь» русского философа А. Лосева. Хотелось бы, чтобы и наш учительский путь был естественным. Нам тоже нужно «терпение и пождание».

Думается, что и над словами Сергея Васильевича Аверинцева можно поразмышлять нам, учителям. «Вера живет в самой глубине сердца, оттуда излучаясь на все остальное. Именно поэтому я недоверчиво отношусь к попыткам чересчур полагаться на то, что весь наш народ словно бы с такого-то числа объявлен православным. Куда-то подевался вопрос, еще вчера казавшийся острым: какие найти слова, чтобы вот им – молодежи – говорить о Боге?»

Действительно, Вера – это духовное состояние человека, требующее глубокого размышления, невмешательства извне. Конечно, каждый педагог (тем более православный) мечтал бы, чтобы ребенок глубоко прочувствовал, пропустил через себя христианские заповеди, заветы предков, но торопливость в этом деле, напористость вызовут обратную реакцию, тем более, что за детьми стоят родители, многие из которых неверующие.

Мое глубокое убеждение: если мы хотим достичь положительных результатов в духовно-нравственном воспитании наших детей, педагогам необходимо использование двух подходов в образовании: культурологический и коммуникативный.

Согласимся с мнением протодькона, профессора Московской духовной академии, старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрея Кураева о том, что «надо говорить культурологически, влюбить в мир православной культуры, без призыва к этому».

Представим различие культурологического и религиозного подходов в таблице.


^ Культурологический подход

в общеобразовательной школе

Религиозный подход

в школе при церкви

Отличия:

1) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит;

1) принятие веры обязательно, воспитание и обучение учащихся происходит по догматам и канонам веры;

2) система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера — главный предмет изучения курса ОРКСЭ

2) Закон Божий   главный предмет изучения в комплексе религиозных дисциплин;

3) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства;

3) личное отношение к молитве, иконе, хору-молитве, которые являются для верующего атрибутом культа;

4) экскурсии в музеи и храмы;

4) обязательное участие в церковных службах и соблюдение правил повседневной жизни верующего человека;

5) объяснение материала от третьего лица;

5) объяснение материала от первого лица;

6) учащиеся только читают молитвы и анализируют их как жанр со своими выразительными средствами, хоры-молитвы слушают; творческие работы по изобразительному искусству опосредованно связаны с духовно-религиозным содержанием;

6) молитвы учат наизусть, хоры-молитвы поют, иконы рисуют;

7) исторический, искусствоведческий методы изучения материала; прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством;

7) богословский подход к изучаемому материалу;

8) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства.

8) изучение основ культуры только избранной религии

Общее:

Знание содержания, образов, символов, канонов искусства на религиозную тему.


Кстати, особую важность ныне приобретает систематическое просвещение учителей и формирование правильного отношения к религиозной сфере ценностей. Несомненно, их вес в нынешнем обществе растет. Необходимо понять, что мы не можем больше закрывать глаза на это. Если школа отделена от Церкви, то не отдалены от Веры наши школьники, их родители, учителя. Возникает редкостная общественно-педагогическая ситуация, когда зачастую дети знают о Вере своих предков больше, чем учитель. И ставят об этом вопросы, справедливо ожидая от учителя убедительных ответов.

Согласимся с мнением доктора исторических наук, культуролога А.В. Камкина о том, что если, по-прежнему, не говорить с детьми (уважительно и благодарно) о сберегаемых веками нашим народом и Церковью духовно-нравственных ценностях, то – «свято место пусто не бывает»! Немедленно хлынет волна сектанства, разрушительную силу которой трудно даже представить. Религиозный раскол станет еще одним средством разрушения российского единства. Речь идет о том, что религиозная образованность отныне должна стать необходимой частью национальной культуры. Именно религиозная образованность поможет предостеречь наших детей от духовных подмен и безликих суррогатов массовой культуры.

Но в то же время, учителю нужно придерживаться в преподавании нового курса следующей установки: «Основы религиозных культур и светской этики» – предмет не религиозный, а светский. Это предмет культурологический.

^ Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Лебедева Ольга Васильевна,

к.п.н., доцент КГУ им. Н.А. Некрасова,

учитель ОРКСЭ МОУ лицея №17 г. Костромы
Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.

Известно, что характерной особенностью научного познания является то, что науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается её объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов. Введение в школы этого предмета необходимо особенно сейчас, в наше время, когда происходят процессы глобализации образования. Надо иметь в виду, что наряду с положительными сторонами, технологизация, компьютеризация образования порождает у молодых людей фрагментарность восприятия мира, удаляют ученика от учителей и от других учеников. Ослабевает воспитательное воздействие педагогов на учащихся. Ученики стали выступать в большей степени как потребители знаний, «потребители культуры». Они значительно меньше, чем раньше, участвуют в распространении и тем более в воспроизводстве культурных ценностей. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» как культурологическая дисциплина призван дать учащимся целостное представление о мире. Тем более что в данном предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей искусства.

Способность поставить себя на место другого человека   вот что дает нам опыт искусств, опыт проживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою. Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним. Поэтому используемые произведения искусства (рекомендованные в качестве иллюстрации или прочтения) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, при условии, конечно, грамотного методического изложения сути художественного произведения.

Чем выше развито эстетическое чувство (в самом широком смысле, включая и нравственное чувство), тем скорее, острее и точнее человек реагирует на наличие важных для него фактов и ситуаций. Развитое эстетическое чувство является крайне ценным индикатором, барометром. Оно скорее, чем наука, отзывается на совокупное положение дел в реальном мире. Оно позволяет «схватить» образ целостной жизненной ситуации до того, как она будет строго и подробно проанализирована жесткой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее.

Очевидно, пора серьезно осознать, что сама квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости и нравственному цинизму.

У искусства столь же многовековой опыт развития, как и у науки, и чтобы подняться на сегодняшний уровень человеческих отношений, эмоциональных критериев предков, зафиксированных в искусстве, искусство это нужно научиться воспринимать.

Согласимся с мнением Б.М. Неменского о том, что логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и перестать превращать одну форму сознания в критерий суда над другой. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием – с другой.

Б.М. Неменский, размышляя о соотношении логического и эмоционального, дает два параллельных пути познания, которые можно представить себе в следующей схеме (имея в виду, что к каждой позиции нужно прибавлять: «в основном») [2, С. 14]:


Форма

мышления

Форма

познания

Форма

деятель-ности

Предмет

познания

Путь

освоения

Итоги

познания

Итоги

развития

1. Рацио-нально-логическая (научно-теоретическая)
2. Эмоцио-нально-образная (художественная)

Понятие

Художественный образ

Естественно-научная

Гуманитарно-научная
Художественная

Реальность

Отношение к реальности

Изучение содержания
Переживание (проживание) содержания

Понимание закономерностей природы и общества


Отношение: эмоционально-ценност-ные критерии жизнедеятельности

Научно-теоретическое мышление (рациональное)

Эмоциональное, художественно-образное мышление
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconУчебное пособие Нижний Новгород 2007 удк 373. 167. 1 Ббк 24 я 72
Предназначено для учащихся и учителей общеобразовательных учреждений как естественного, так и гуманитарного направлений, а также...

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconПособие для учителей общеобразовательных учреждений удк 372. 8: 004 ббк 74. 263. 2
Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова]. – М. Просвещение, 2011

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является...

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconМетодическое пособие Волгоград 2010 ббк 78. 307(2Рос-4Вог) К79
Креативность библиотекаря : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел нииМР; [сост. А. А. Бауэр; ред.: М. Ю. Караваева,...

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconПсихология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69
У 69 Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.— (Библиотека практической психологии)

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconМетодические указания Николаев, 2005 удк 811. 161. 1 (075. 2) 372....
Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconУчебно-методическое пособие Киров 2013 удк ХХ ххх ХХ ббк ХХ хх и...
Допущено редакционно-издательской комиссией методического совета фгбоу впо «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для студентов...

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconСправогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83
Книга предназначена для логопедов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов педагогических вузов и...

Методическое пособие Кострома, 2011 удк 373. 167. 1: 21 ббк 86. 2я72 iconБиблиографический указатель Махачкала, 2011 ббк 78, 5 л 52 удк 002...
Летопись печати Дагестана за 2011 г.: Государственный библиографический указатель / Сост. З. А. Абдурагимова. – Махачкала: нб рд,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница