Скачать 479.58 Kb.
|
![]() РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности духовно-нравственное направление кружок «Круглый год» форма проведения и название начальная ступень, 1-2 классы класс (ступень) или возраст обучающихся руководитель: Лебедева Н.А. –учитель начальных классов, высшая квалификационная категория Ф.И.О., должность, категория 2013 год I.Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы коллектива педагогов БОУ ДОД ВО «Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры» З. К. Бакулиной, В. Е. Павловой, Е. Ю. Мельниковой, Программы духовно-нравственного воспитания в контексте ФГОС НОО. Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, религиозной культуре, и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Важнейшим средством передачи и освоения компонентов традиционной материальной, духовной и соционормативной культуры (этнокультурного опыта) являются традиции. Каждый народ не просто стремится сохранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и переносит их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности, сохранить самобытность региональных культур. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных ценностей, традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Традиции, обычаи, обряды выступают как средства связи личности и общества. Освоение детьми традиций народной культуры обеспечивает формирование фундамента, на котором впоследствии строятся их нравственные и художественно-эстетические идеалы. Передача детям социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей предшествующих поколений осуществляется через труд, добротворческую сознательную деятельность и изучение основ народной культуры Вологодской области. Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере традиционной народной культуры для обучающихся начальной школы обусловлена необходимостью решения задач этнокультурного воспитания, результатом которого выступает формирование личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, содержанием – ценности традиционной народной культуры, а средствами – нормы и традиции культуры своего этноса. ^ является формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к традиционной народной культуре региона. Задачи: знакомство с этнокультурой региона и формирование готовности использовать приобретённые знания и опыт в повседневной жизни; приобретение опыта этнокультурной деятельности; приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе освоения традиционной культуры; формирование устойчивого познавательного интереса к традиционной народной культуре, уважения к истории, культурным и историческим памятникам. ^ Основная идея программы состоит в том, что деятельность воспитанника должна быть нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, и только потом – на развитие специальных предметных компетенций. Поэтому образовательный процесс не ограничен обучением с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков, а нацелен на создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся общностей взрослых и детей, на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. Педагогический процесс представляет собой комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры. В процессе занятий обучающиеся осваивают фольклор, народные игры; знакомятся с календарными и семейными обрядами, узнают семантику и особенности народного костюма, традиционного домостроения; изготавливают народную игрушку. Содержание программы основано на фольклорно-этнографическом материале Вологодской области и выстроено с учётом циклов народного календаря (сезонных периодов календарного года). Народный календарь является как содержательной основой процесса обучения, так и методом освоения народной культуры. Каждая тема программы раскрывается в содержании нескольких видов деятельности: художественное творчество и трудовая деятельность (народная игрушка), познавательная (народный календарь и др., проектная деятельность), игровая деятельность (музыкальный фольклор и народные игры), досугово-развлекательная (праздники, гуляния, вечоры, проблемно-ценностное общение (вечоры, гуляния, праздники), туристско-краеведческая деятельность (народный календарь, праздники, фольклор, народные игры и др., проектная деятельность). В процессе изучения праздников и значимых дней календарного года обучающиеся приобретают первоначальные знания по этнографии, традициям материального быта, семейно-бытовым обрядам, народной педагогике и др. В ходе изготовления народных игрушек дети осваивают принципы конструирования вещей, активно включаются в процесс формирования предметного мира традиционной культуры. Народные игры обогащают опыт творческого общения с другими людьми, позволяет усваивать различные социальные роли. Освоение и исполнения образцов музыкального фольклора способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. ^ Программа рассчитана на 2 учебных года. Количество часов в течение одного учебного года – 34. Продолжительность занятия – 1 учебный час. Занятия проводятся в учебных аудиториях и помещениях, предназначенных для активной двигательной деятельности. ^ : игра, народный праздник, экскурсия, вечера, проект и т. д. Подведение итогов деятельности организуется в форме выставок, концертов, защиты проектов и т. п. ^ Построение и содержание программы внеурочной деятельности «Круглый год» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка, принцип проектности. Принцип природосообразности предполагает, что процесс освоения традиционной народной культуры должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать у него ответственность за развитие самого себя. Важной конкретизацией принципа является категория возрастосообразности. В младшем школьном возрасте перед ребёнком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его полноценное личностное развитие. Среди них особого внимания требуют социально-культурные (морально-нравственные, познавательные, ценностно-смысловые) и социально-психологические (становление личностного самосознания). Принцип культуросообразности предполагает, что индивидуальное и коллективное творчество воспитанников должно строиться в соответствии с ценностями и нормами традиционной народной культуры региона, не вступая в противоречие с общечеловеческими ценностями. Принцип коллективности предполагает, что процесс изучения и освоения народных традиций осуществляется в детско-взрослом коллективе, даёт воспитаннику опыт взаимодействия с окружающими людьми, создает условия для самопознания, художественно-творческой самореализации. Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных явлений и предметов, собственных действий по отношению к малой родине, Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют воспитанника на действия во благо Отечеству). Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка предполагает обеспечение подлинной целостности формирования его духовно-нравственного развития, социальной ответственности и активности. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и ребёнка, содержанием которого является обмен ценностями, выработанными культурой конкретного общества. Диалогичность требует не столько равенства между педагогом и ребёнком, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Принцип проектности предполагает ориентацию деятельности детей на самостоятельные проектные действия в логике «замысел – реализация – рефлексия». ^ Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:
^ 1 год обучения Тема 1. ««Осень, осень, в гости просим…» Занятие 1. «Круглый год» Понятия: «календарь», «народный календарь», «круглый год». Природные сезоны. Будни и праздники. Виды деятельности: рисование (аппликация, макетирование) на тему «Народный календарь». ^ Осень в народном календаре. Традиции праздника «Семён-летопроводец». Проводы лета. Виды деятельности: разучивание народной игры «Калечина-малечина», считалки «Трынцы-брынцы». ^ Традиции праздника «Рождество Пресвятой Богородицы». Понятие «урожай». Урожай зерновых как главный итог труда человека на земле. Значение хлеба. Виды деятельности: разучивание игры «Катай каравай»; коллективная работа «Выпечка традиционного ржаного хлеба». ^ Понятие «народная игрушка». Материалы для изготовления народной игрушки. Вид деятельности: изготовление народных игрушек из овощей, плодов. Тема 2. «Батюшко Покров, покрой землю теплом…» Занятие 1. «Скоро, девушки, Покров, скоро нам гуляночка…» Традиции праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Понятие «частушка». Вид деятельности: разучивание частушек о празднике. Занятие 2. «Тёпло лето прожили, до Покрова дожили…» Праздник «Покров». Вечора (традиционное застолье, народные игры). Занятие 3. «Был праздник, будет и труд» Народная глиняная игрушка. Образы, технология изготовления. Вид деятельности: изготовление игрушек из глины. Занятие 4. «Делу - время, потехе - час» Значение народной игры. Многообразие народных игр. Особенности игр осенне-зимнего периода. Вид деятельности: разучивание игры «Сиди, сиди, Яша». Тема 3. «Зазимье пришло, вечёрки привело …» Занятие 1. «Человек без дому, что птица без гнезда…» Традиционное жилище. Виды жилых построек Вологодской области. Устройство традиционного дома. Экскурсия в традиционные жилые постройки (реальная или виртуальная экскурсия). Разучивание игры «У дядюшки у Якова». ^ Традиции праздника «Кузьминки». Традиционное застолье (кузьминская каша, народные игры, частушки). Занятие 3. «Клубок катится, нитка тянется…» Технология изготовления народной игрушки из ниток. Виды деятельности: изготовление из ниток куклы девочки. Занятие 4. «В хороводе были» Понятие «хоровод». Разучивание хоровода. Виды деятельности: изготовление из ниток куклы мальчика. Тема 4. « Зима не лето – в шубку одета» Занятие 1. «Ваня в кафтане, Маня в сарафане…» Народная одежда. Значение и функции одежды. Мужской и женский костюмные комплексы. Пословицы и поговорки о народной одежде. Виды деятельности: работа с альбомом-раскраской «Традиционная одежда Вологодской области». ^ День Наума-грамотника в народном календаре. Грамота. Славянская азбука. Пословицы об обучении грамоте. Виды деятельности: рисование букв славянской азбуки. Занятие 3. «Народился наш Спаситель, всему миру Искупитель» Традиции праздника «Рождество Христово». Разучивание рождественской песенки «Маленький вьюнчик». Занятие 4. «Придут Святки, все святые вечера…» Обряды святочного периода: Колядование. Гадания. Разучивание колядки. Разучивание игры «Пахом». Тема 5. «Пришла Коледа - отворяй ворота!» Занятие 1. «Мы ходили, мы искали Коляду…» Традиции праздника «Васильев вечер» (Старый Новый год). Обряд колядования (моделирование ситуации «Обход домов колядовщиками»). Занятие 2. «Святы, святы, святочки, святые вечерочки». Святочная вечора (игры, хороводы) Разучивание игры «Ремешки». Занятие 3. «Стану сказку сказывать…» Понятия «сказка»; «диалект», «диалектная речь». Знакомство с текстами вологодских сказок в этнографическом исполнении. Тема 6. «Вся семья вместе, так и душа на месте» Занятие 1. «Вся семья вместе, так и душа на месте…» Традиционная семья. Поколенный состав. Система внутрисемейных взаимоотношений. Семейный лад. Уклад жизни традиционной семьи. Разучивание игры «Горе моё, гореванье моё». Виды деятельности: рисование «Большая семья» (коллективная работа). ^ Дети в традиционной семье. Функции детей в повседневной, праздничной и обрядовой жизни. Виды деятельности: изготовление тряпичной куклы «Младенчик». ^ Взрослые члены семьи (родители, старшее поколение). Функции взрослых в повседневной, праздничной и обрядовой жизни. Виды деятельности: изготовление тряпичной куклы «Столбушка». ^ Понятия «род», «родня», «родственник». Физическое и духовное родство. Наименования степеней родства в вологодской устной традиции. Повторение народной игры «У дядюшки у Якова». Исполнение частушек о родне. |
![]() | «Духовно нравственное воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности». Проект определяет основные направления деятельности... | ![]() | Приложения 23 |
![]() | Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции... | ![]() | Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения... |
![]() | Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов | ![]() | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности |
![]() | Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011 | ![]() | Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся... |
![]() | Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной... | ![]() | Программа предназначена для работы с учащимися в возрасте 8 10 лет. Программа составлена на основе авторской программы «Путешествие... |