Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане




НазваниеСодержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане
страница1/4
Дата публикации22.04.2014
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
c:\users\adm\documents\panasonic\mfs\scan\20131209_134840.jpgСодержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  6. Содержание учебного предмета

  7. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности обучающихся

  8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  9. Приложение к программе



  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 1 «б» класса общеобразовательной массовой школы МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова на 2013 - 2014 учебный год. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.

  • Федеральный перечень учебников на 2013 - 2014 учебный год.

  • Программа формирования универсальных учебных действий.

  • Образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова (по УМК «Гармония»)

  • Учебный план образовательного учреждения на 2013 - 2014 учебный год.

  • Локальный акт образовательного учреждения ( Положение об учебной программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения)

Концепцией курса является:

Современные условия развития культуры общества требуют особого внимания к подготовке личности, которая способна к самостоятельной коммуникативно-творческой деятельности, культурному продуктивному диалогу с миром общества и миром природы. Значительное место в современной информационной культуре занимают средства, формирующие образные представления о мире и отношениях в нем. Механизм восприятия таких образов в значительной степени основан на функционировании языка искусства, в частности языка изобразительного искусства. Пластические искусства, накопившие в себе огромный опыт человечества по сохранению и коммуникативной передаче эмоционально-эстетических отношений, выраженных изобразительно-выразительными средствами, являются естественной основой формирования визуальной коммуникативной культуры личности. Таким образом, основной идеей (концепцией) учебно-методического комплекта стала идея о формировании средствами изобразительного искусства визуальной коммуникативной культуры младшего школьника как части базовой культуры личности.

Эта идея получила свое отражение в специфике отбора и структурировании содержания учебного курса, в формировании методического аппарата, в дидактических средствах. При этом определено, что знания рассматриваются как средство воспитания визуальной коммуникативной культуры личности школьника, а творческий опыт знакомства учащихся с образным языком изобразительного искусства – как основа способа эмоционально-эстетического практического освоения окружающего мира.

Программа реализует образовательную область «Искусство» и ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования для данной образовательной области и предмета:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Программа реализуется в течение первого года обучения в начальной школе, первого года изучения предмета.

Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:

1 класс — «Художник и природа родного края».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.

^ Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.

Программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1—4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание первого года основывается блоке «Художник и природа родного края» В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.

^ Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании

возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности. Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.

Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию. Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);

– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств,

- участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков

всех работ с одного урока и т. п.);

– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник –детскому саду», «Школьник – студенту» и т.п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок

Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
^ Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из

внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать

и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает

воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности

невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности,

которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.

^ Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.

Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

^ Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение

которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия

произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет

способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

^ Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я – художник», «я – зритель», «я – слушатель», «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» – важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это «формула» положительного эмоционального фона обучения.

Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно- сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.

Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность – «диалог культур», в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

^ Система достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего учебного года. При текущем контроле проверяются знания и умения , которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерии оценки качества результатов выполнения заданий:

- чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить ряд необходимых знаний и умений:

- культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа;

- способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;

- самостоятельный анализ рисунка;

- создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно- эстетической информации; воплощение образа в материале.



  1. ^ Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

2.1 Программа составлена на основе авторской: Гармония. Изобразительное искусство. Т. А. Копцева. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Гармония». Смоленск: «Ассоциация XXI век» 2012

2.2

- Рабочая программа в полном объёме соответствует авторской программе по предмету.

- Количество часов в учебном плане образовательного учреждения совпадает с количеством часов в авторской программе.

- Корректировка авторской программы не производилась.

    1. Цели и задачи учебного предмета:

Приоритетная цель начального художественного образования — развитие культуры творческой личности школьника — обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» — культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • овладение элементарной художественной грамотой — азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

  • развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.



  1. ^ Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе реализует образовательную область «Искусство». Программа и материал УМК рассчитан на 1 час в неделю, 33 учебные недели, 33 часа в год.

  1. ^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определённых действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я — автор», «я — зритель», «я — ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально-окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:

формирование основ гражданской идентичности

осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствует развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей

доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.

  1. ^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство » на конец 1 класса.


В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

^ Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

  • умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

^ Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;

  • в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).



  1. ^ Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»




^ Раздел учебного курса, количество часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля

^ ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

(7 часов)

Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломас-теры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин.

Форма хранения ре-зультатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).

Рисунок на свобод-ную тему любимым художественным цветным материалом отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка художника.

Изобразительное ис-кусство и его осно-вные виды. Художник –живопи-сец, график, скульп-тор, архитектор, дизайнер.

Изучение изобрази-тельных возможнос-тей цветных худо-жественных матери-алов: фломастеров, цветных карандашей или пластилина при создании образа цветика – многоцве-тика.

Рука–первый «инст-румент» для получе-ния изображения. Природа дарит художнику матери-алы для творчества: краски, уголь, цвет-ная глина, ветки, камни.

Выразительность на-скальных изображе-ний руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).

Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напо-ми-ающие огонь, жаркое солнце. Холо-дные цвета, напоми-нающие лёд, снег, далёкие небесные просторы.

Природа-художница создаёт выразитель-ные «небесные кар-тины». Восход, закат, северное сияние, гро-зовые облака. Тёмные и светлые краски.

Выразительность ак-варельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными крас-ками по влажному листу. Дары осени: фрукты, овощи, семе-на, ягоды, грибы и др. Природа щедро де-лится своими богат-ствами с человеком.

Сравнение природ-ных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные воз-можности техники обрывной апплика-ции: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.

Выделение компози-циионного центра (крупное изображе-ние в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, не-яркие – по бокам или др.). Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т.п. Выразительные картины природы: ветер, дождь, снег.

Выразительные свой-ства графических ма-териалов: линия, точ-ка, штрих, пятно.

Контраст светлого и тёмного - вырази-тельное средство графики, «искусства чёрно-белого».

Книжная иллюстра-ция: выразительность графического изобра-жения, выполненного тушью (перо, пало-чка), гелевой ручкой или др.

Различать изобразительные воз-можности разных художественных ма-териалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную компо-зицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома(центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую вырази-тельность обложки папки или альбома.

Определять художественный ма-териал по его изо-бразительным свой-ствам. Различать основные виды художественной дея-тельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декора-тивно-прикладное ис-кусство). Оценивать выразительные свой-ства разных материа-лов при оформлении декоративной компо-зиции цветка.

Выполнять элементарные смеше-ния трёх основных цветов: красного, си-него, жёлтого. Выполнять элемен-тарные оттиски или контурное изображе-ние руки.

Оценивать вырази-тельность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.

Украшать перчатку или варежку элемен-тарными узорами с использованием тёп-лых и холодных цветов.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности. Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.

Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.

Оценивать вырази-тельные качества рисунков, выпол-ненных в технике «по-сырому». Выполнять элементарные опера-ции, используя техни-ку обрывной аппли-кации (разрыв листа, сминание, отщипы-вание кусочков бу-маги, приклеивание).

Составлять целост-ную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).

Сравнивать вырази-тельность форм раз-ных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).

Оценивать вырази-тельные качества ком-позиций, выполнен-ных в технике аппли-кации. Высказывать элементарные эмоцио-нальные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.

Выражать эмоцио-нальное отношение к чёрно-белой иллюс-трации.

Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразитель-ные возможности ли-нии, пятна, точки, штриха.

Выполнять иллюст-рацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать ориги-

нальный замысел предстоящей работы.

.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ, сравнение, группировку матери-ала по заданным

критериям; работать в паре или коллек-тивно.


Контроль над выполнением практических заданий.

Фронтальная беседа.

Наблюдение.

^ ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ

(8 часов)

Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной дея-тельности человека.

Белый мел, цветные глины и уголь – первые художествен-ные материалы чело-века. Выразительность на-скального рисунка.

Сангина, уголь, се-пия, соусы, мел – графические матери-алы. Приёмы нане-сения изображения плашмя, торцом, рас-тиркой.

Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна. Рисунки животных разными художественными материалами.

Название рисунка, отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», « Внима-тельный кот», « Кра-сный кот», «Казан-ский кот» и др.

Использование выра-зительных свойств материалов для пере-дачи характера дома-шнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т.п.). Богатство природных форм под-водного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др.

Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др.

Выразительность смешанной техники: восковые мелки (мас-ляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике по-сырому. В при-роде существует большое многообра-зие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания.

Внешний вид птицы, её повадки способ-ствовали созданию сказок, стихов, посло-виц, поговорок, об-разных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова-мудрость, лебедь-преданность и др.

Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэле-ментно.

Рисунки птиц художников В.Вата-гина, Е.Чарушина. Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Оригинальность замысла, индиви-дуальный изобрази-тельный стиль худо-жника.

Приёмы получения рельефного изобра-жения из цветного пластилина. Образы зверей в творчестве художника-графика Е.Чарушина и худож-ника-скульптора Б.Ефимова.

Объём – вырази-тельное средство скульптуры.

Приёмы лепки: вытя-гивание из целого куска деталей и поэлементное сое-динение частей в целое. Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Уссурийский тигр – богатство нашей страны.

Изображение уссу-рийского тигра раз-ными художниками. Животные – символы Нового года. Книж-ные иллюстрации отражают основное содержание литера-турного текста, рас-сказывающего о повадках и поведении животных.

Маски животных. Приёмы изгото-вления масок, на основе маски «очки».


Различать изобразительные воз-можности разных гра-фических материалов.

Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображе-ния плашмя, торцом и растиркой.

Выбирать элемен-тарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно).

Оценивать эстети-ческую выразитель-ность наскальных рисунков. Определять художе-ственный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной дея-тельности (графика, живопись).

Оценивать вырази-тельные свойства разных материалов с целью достижения замысла.

Выполнять элемен-тарные смешения трёх основных цветов: кра-сного, синего, жёл-того. Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подвод-ного мира.

Выполнять компо-зицию, используя кон-траст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.

Использовать выра-зительные возможно-сти смешанной техни-ки: восковые мелки и акварель для дости-жения своего замысла.

Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму.

Участвовать в обсуж-дении содержания и выразительных средств художест-венных произведений.

Высказывать эмо-циональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.

Отражать характер птиц (гордый, внима-тельный, грустный, радостный и т.п.), используя выразитель-ные возможности художественных ма-териалов.

Оценивать вырази-тельность иллюстра-ций с изображением птиц.

Сравнивать выразительность форм разных насекомых.

Выполнять элементарные опера-ции, используя тех-нику лепки из цвет-ного пластилина (скручивание, смина-ние, размазывание, налепление).

Составлять целост-ную композицию, используя части.

Оценивать вырази-тельные качества рельефных компози-ций, выполненных из цветного пластилина. Участвовать в обсуж-дении содержания художественных про-изведений.

Сравнивать и выде-лять выразительные средства плоскостного и объёмного изобра-жения.

Овладевать основами языка скульптуры, ис-пользовать объём для выражения своего за-мысла (сильный, сла-бый, большой, малень-кий).

Создавать индиви-дуально или в группе целостную многофи-гурную композицию, применяя разные при-ёмы лепки. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной худо-жественно-творческой деятельности.

Выражать своё отношение к исчеза-ющим видам живот-ных.

Различать основные виды изобразитель-ного искусства: живо-пись, графика, скульп-тура и декоративно-прикладное искусство.

Выбирать и исполь-зовать способы работы различными художест-венными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радо-стный зверь). Участвовать в обсуж-дении содержания и выразительных средств иллюстрации.

Высказывать эмоци-ональные суждения о выразительности ма-сок животных.

Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши - у зайца, нос пяточком - у свиньи, длинные усы – у кота и т.п.).

Оценивать вырази-тельность масок, изо-бражающих животных.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предсто-ящей работы.

.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям; работать в паре

или коллективно.


Контроль над выполнением практических заданий.

Фронтальная беседа.

Наблюдение.

^ Художник и мир человека (10 ч.)

Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.

Этикетаж: имя авто-ра, возраст, класс, название рисунка.

Содержание рисунка «Я-художник»: атри-буты изобразитель-ного искусства.

Выразительные свой-ства линии: плавная, корявая, непрерыв-ная, прерывная.

Каждый народ – художник.

Выражение природ-ного и националь-ного своеобразия в изобразительном искусстве.

Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - дальше больше, – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние кани-кулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний пода-рок», «Хоровод вок-руг ёлки» или др.

Портрет. Автопорт-рет. «Глаза – зеркало души».

Выражение отноше-ния к портретируе-мому через изображе-ние крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др.

Цвет как средство выражения в порт-рете: тёплый-холод-ный, нюансный-конт-растный, светлый-тёмный.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных про-порций в изобра-жении частей челове-ческого лица.

Выразительные сред-ства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета.

Психологический портрет.

«Все профессии важны…».

Выражение отноше-ния к портрети-руемому через ком-позицию: крупные глаза, добрый, суро-вый, серьезный или уставший взгляд и др.

Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны - участники Великой Отечествен-ной войны. Совре-менные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защит-ники отечества.

Выражение отноше-ния к портретиру-емым через изобра-жение крупных глаз, добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др.
Приёмы изображения человека во весь рост. Учёт основных пропорций при изо-бражении фигуры человека и лица.

Сюжетная картина.

Выражение отноше-ния к портретиру-емым через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т.п.), через изобра-жение важных дета-лей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.

Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.

Сюжетная картина.

Выражение отноше-ния к портретиру-емым через совмест-ные дела, рукопожа-тие, улыбку, добрый взгляд или др.

Приёмы изображения человека в движении во весь рост.

Учёт основных про-порций при изобра-жении фигуры чело-века и лица.

Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В.Му-хиной.

Передача движения в объёме.

Приёмы лепки чело-века во весь рост, учёт основных про-порций при изобра-жении фигуры человека в объёме.

Пассажирский тран-спорт: автобусы, лег-ковые машины раз-ных марок, трамвай, троллейбус, марш-рутное такси и др.

Городской транспорт: машина скорой помо-щи, пожарная маши-на, полицейская ма-шина и др.

Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Машины и пешехо-ды у светофора».



Участвовать в обсуж-дении содержания художественных про-изведений.

^ Видеть и отражать в рисунке характер дея-тельности художника через атрибуты про-фессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т.п.).

Использовать выра-зительные возмож-ности линейного ри-сунка (линия плавная, корявая).

Оценивать вырази-тельность графичес-кого изображения человека.

Осознавать значимые темы искусства и от-ражать их в изобрази-тельной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произве-дении изобразитель-ного искусства и в художественной фото-графии.

Выражать своё от-ношение к красоте родной природы, к традиционным заня-тиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др.

Выбирать и исполь-зовать способы работы различными художест-венными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).

Осознавать значимые темы искусства и отра-жать их в изобрази-тельной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произве-дении изобразитель-ного искусства и в художественной фото-графии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображе-на девочка.

Выбирать и исполь-зовать способы работы различными цветными художественными ма-териалами для переда-чи замысла (весёлая девочка, девочка в на-рядной шляпе, девочка с веснушками и др.).

Осознавать значимые темы искусства и от-ражать их в изобра-зительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произ-ведении изобразитель-ного искусства и в художественной фото-графии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.

Выбирать и исполь-зовать способы работы графическими худо-жественными материа-лами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи за-мысла (весёлый маль-чик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).

Осознавать значимые темы искусства и от-ражать их в изобразительной твор-ческой деятельности.

Выражать своё отно-шение к портрету, на котором изображён мужественный чело-век (пожарник, космо-навт или др.).

Выбирать и исполь-зовать способы работы графическими худо-жественными материа-лами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи за-мысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).

Передавать в самом общем виде пропор-ции человеческого лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной твор-ческой деятельности.

Различать основные жанры изобразитель-ного искусства: порт-рет, пейзаж, натюр-морт, былинный жанр и др.

Выражать своё отно-шение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники отечества.

Выбирать и исполь-зовать способы работы графическими худо-жественными мате-риалами- (фломастера-ми, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый па-па, добрый дед, храб-рый пожарный, спаса-тель, космонавт, фут-болист-чемпион и др.).

Передавать в самом общем виде пропор-ции человеческой фигуры и лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изо-бразительной творчес-кой деятельности.

Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях средствами изобрази-тельного искусства.

Выбирать и исполь-зовать способы работы цветными художест-венными материалами (пастель, краски, цвет-ные фломастеры или др.) для передачи за-мысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колы-бельную, дарим маме цветы или др.).

Передавать в самом общем виде пропор-ции человеческой фигуры и лица.

Осознавать значимые темы искусства и отра-жать их в изобра-ительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к членам своей семьи, исполь-зуя цвет как средство передачи идеи благо-получия, дружбы, лю-бви.

Выбирать и исполь-зовать способы работы цветными художест-венными материалами (пастель, краски, цвет-ные фломастеры или др.) для передачи за-мысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор и др.).

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в про-цессе лепки.

Выражать основную мысль через движение фигур.

Выбирать и исполь-зовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.).

Передавать в самом общем виде пропор-ции объёмной челове-ческой фигуры.

Выражать основную мысль через компози-цию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).

Выбирать и исполь-зовать способы работы цветными фломасте-рами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая по-мощь спешит к боль-ному» или др.).

Передавать в самом общем виде форму и пропорции изобража-емых машин.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать ориги-

нальный замысел предстоящей работы.

.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям; работать в паре

или коллективно.


Контроль над выполнением практических заданий.

Фронтальная беседа.

Наблюдение.

^ Художник и мир искусства (8 ч.)

Книга – источник знаний.

Буквица – первая буква на странице. Красная буква - красивая буква.

Образное решение буквицы, раскрываю-щее замысел автора.

Тёплые и холодные цвета. Контраст свет-лых и тёмных цветов.

Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка.

Искусство мульпи-пликации. Техники кляксография и моно-типия: приёмы полу-чения цветных «му-зыкальных» пятен.

Театр – синтез слова, музыки и изобра-жения.

Выразительность те-невого силуэта.

Техника кляксогра-фия: приёмы нане-сения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, получение симметричных оттис-ков.

Цирковое представ-ление – это всегда чудо.

Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т.п.

Цвет – средство выражения, помога-ющее художникам передать настроение таинственности, нас-тороженности, празд-ничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов.

Элементарные приё-мы изображения жи-вотных в движении (поднятая лапа, хобот и др.).

Основы композици-онного построения изображений: ближе - дальше больше, -меньше, первый и второй изобразитель-ный план.

Первый планетарий в России был открыт в Москве (1929).

В планетариях чита-ются лекции по астрономии и космо-навтике, сопровожда-ющиеся показом ис-кусственного звёзд-ного неба на полу-сферическом экране-куполе и др.

Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плу-тон. Первый искус-ственный спутник земли.

Первые животные-космонавты: Белка и Стрелка.

Первый космонавт планеты – Ю.Гага-рин.

Музей декоративно-прикладного искус-ства.

Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное.

Пасхальное яйцо.

Элементы декоратив-ного узора и их символическое значе-ние: линия, круг, спираль, звезда и др.

Народные промыслы, характерные для региона.

Влияние климатичес-ких и геологических факторов на развитие народных промыслов.

Симметричное изо-бражение.
Павел Третьяков – коллекционер произ-ведений изобрази-тельного искусства.

Выдающиеся произ-ведения живописи, графики и скульп-туры, хранящиеся в Третьяковской галерее: Иванов В. «Явление Христа народу», Кипренский А. «Портрет А.С.Пу-шкина», Антоколь-ский М. «Царь Иоанн Васильевич Гроз-ный» и др.



Участвовать в обсуж-дении выразительных средств книжной гра-фики.

Высказывать эмо-цииональные сужде-ния о цветовом офор-млении буквицы.

Выбирать и исполь-зовать способы работы в технике монотипия для оформления замы-сла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т.п.

Выражать отношение к объекту изображе-ния через цвет.

Участвовать в обсуж-дении выразительных средств техники кляксографии.

Выражать отношение к объекту изображе-ния через силуэт.

Высказывать эмоци-ональные суждения о цирковом представ-лении с участием животных и людей.

Выражать своё отно-шение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки.

Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадоч-ности, используя вы-разительные возмож-ности цветового конт-раста.

Выполнять изображе-ние животного или человека в движении, используя элементар-ные законы компози-ции: загораживание, выделение первого плана.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изо-бразительном творчестве.

^ Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т.п.).

Передавать в самом общем виде пропорции животных.

Осознавать роль музеев в жизни общества.

Участвовать в обсуждении содер-жании произведений декоративно-приклад-ного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элемен-тов и цветового оформления предмета.

Учитывать символи-ческое значение эле-ментов декоративного узора и использовать его в своей работе.

Участвовать в обсу-ждении образного смысла произведений декоративно-приклад-ного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элемен-тов и цветового офор-мления предмета.

^ Уметь получать сим-метричное изображе-ние.

Учитывать символи-ческое значение эле-ментов декоративного узора для украшения предметов симметрич-ной формы.

Осознавать значимые темы искусства и отра-жать их в изобра-зительной творческой деятельности.

Различать основные виды и жанры изобра-зительного искусства.

Выражать своё отно-шение к произведе-ниям изобразитель-ного искусства, хра-нящимся в Государст-венной Третьяковской галерее.

Выбирать и исполь-зовать способы работы художественными ма-териалами для пере-дачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, на перемене, на уроке или др.).

Передавать в самом общем виде пропор-ции изображаемых объектов.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям; работать в паре

или коллективно.


Контроль над выполнением практических заданий.

Фронтальная беседа.

Наблюдение.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconСодержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного...
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconМетодическая разработка раздел учебной программы по курсу «русский язык»
Пояснительная записка (цели и задачи курса «русский язык». общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета...

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconРабочая программа по предмету «Литература»
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconЦентр Образования «Личность»
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconЦентр Образования «Личность»
Пояснительная записка (цели и задачи курса русский язык, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях...

Содержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане iconЗеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 класс
Пояснительная записка (цели и задачи курса русский язык, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница