Программа Родная сторона




Скачать 109.12 Kb.
НазваниеПрограмма Родная сторона
Дата публикации04.05.2014
Размер109.12 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Культура > Программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА


Согласовано

на заседании научно-методического

совета

протокол №___1___

«_19_»___09____2011 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28

_______________/Н.А.Гринькова
Приказ № 154

От «_01__»____09___2011г

Программа
^ Родная сторона
(Вид программы - экспериментальная)
Внеурочная деятельность начальной школы

(1-4 классы)


Составитель:

Земская Елена Александровна,

учитель начальных классов

Томск, 2011

Введение.

Программа является самостоятельным авторским курсом, разработанным на основе принципов народной педагогики, а также современных теорий и технологий в области педагогики и народного искусства с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников. Она направлена на духовное развитие личности ребёнка в процессе освоения народного искусства и культуры. Погружение ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с культуры близкой им, знакомой, родной.

В воспитании детей роль этнографического музея определяется его основной функцией, заключающейся в документировании объективных процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. Отсюда вытекает основная цель программы - помочь ребёнку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык.

Педагогический аспект работы в нашем музее основан на подходе к этнографии как к дисциплине исторической, гуманитарной и имеющей прикладное значение.

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов.

Этнография способствует развитию личности ребёнка – носителя определённой культурной традиции.

Этнография способствует пробуждению у детей творческой активности.

Методика построения игровых занятий предусматривает обязательное включение практической части: изготовление кукол, лепка из глины, рисование, постановка спектаклей, разучивание народных игр.

«Погружение ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с культуры, близкой им, знакомой, родной. Но эта программа рассчитана не только на русских детей, но и на детей малых этнических групп.

На занятиях этнография и фольклор выступают как единое целое.

Этнография даёт возможность лучше понять смысл фольклорных текстов, а фольклор позволяет сделать изучаемую тему более яркой, образной, интересной.

Особое место отводится народной сказке. Это и чтение, и пересказ, и инсценировка. Именно через сказку народная педагогика раскрывала перед ребёнком нравственные законы трудового народа.

В работе с детьми важно использовать и давно забытые игры. В древности в процессе игры дети приобретали ценные для жизни качества: подготовка к труду, умение вести беседу, развитие коллективизма и др.

Во время практических занятий дети получают первые трудовые навыки, знакомятся с техникой изготовления изделий из природных материалов, своими руками могут изготовить сувенир. Эти занятия способствуют развитию интеллектуальных, физико- моторных, эмоциональных качеств ребёнка, а главное – приобщают к культурному наследию нашего народа.

Интерактивное изучение культурного наследия помогает ребёнку осознать духовный опыт народа, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря ему создаётся взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплочённость, гостеприимство, доброта и взаимопомощь.
^ Цель программы.

Развитие творчески активной личности средствами обрядово-игрового народного творчества, музыкально-поэтического и изобразительно-пластического творчества на основе культурных традиций русского народа.

Задачи программы.

  • Развивать интерес к произведениям народного творчества.

  • Развивать интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря.

  • Обучить основам техники и технологии изготовления изделий традиционных народных художественных промыслов.

  • Активизировать способность к собственному восприятию обрядово-календарного и устного народного творчества.

Прогнозируемые результаты.

  • Появляются знания об основных народных праздниках, обычаях, поэтическом и игровом фольклоре, связанных с природным календарём.

  • Имеются знания об основных приёмах изготовления и росписи изделий из глины и природного материала.

  • Развивается умение сочинять конкретные произведения на основе устного фольклора.

  • Развивается умение играть, соблюдая правила.

  • Применяют на практике полученные знания.

Содержание
ТЕМА: Крестьянский дом.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1. «Как в старину живали».

Знакомство детей с русской избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой.

разыгрывание сюжета сказки « Курочка Ряба».

2. «Мой дом – моя крепость».

Знакомство детей с традициями строительства русской избы, её внешним и внутренним убранством.

аппликация окно с наличниками.

3. «Милости просим!»

Знакомство детей с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях.


разучивание песни «Здравствуйте, люди добрые»

4. Посуда в русской избе.

Знакомство с материалом, из которого изготовлена посуда.

Лепка горшка.



^ ТЕМА: Трудовая жизнь русского народа.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1. «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».

Знакомство детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, а также процессом выпечки хлеба.

разучивание песен, связанных с весенним севом; разучивание пословиц, загадок о хлебе. Чтение сказки «Мужик и медведь».

2. Крестьянская одежда.

Знакомство детей с русской мужской рубахой, её функциями, технологией изготовления.

рассматривание выкроек, сравнение с современной одеждой. Разучивание песни «Лён».

3. «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».

Знакомство детей с традиционными видами женского рукоделия – прядением и плетением.

игра «Плетём поясок», освоение техники плетения пояска. Устройство прялки.

4. Ткачество.

Знакомство с традиционным видом женского рукоделия – ткачеством.


освоение детьми техники ткачества, на примере ткацкого станка в областном краеведческом музее.

5. Полотенце в жизни людей и в мире сказки.

Сравнение современного полотенца и рушника, их функции, отличие друг от друга.

роспись полотенца на бумаге.


^ ТЕМА: Народные праздники.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.Осень. Осенины – осеннее равноденствие.

Осенние заботы земледельцев, сбор урожая, заготовка грибов, ягод, орехов.

Игры «Заинька», «Уж мы вьём капустеньку». Разучивание скороговорок, частушек, выставка «Дары осени».

2.Покров.

Знакомство с праздником.

Игра «Бояре», «Прошибки».

3.Кузьминки – по лету поминки.

Заготовка впрок квашеной капусты.




4. Спиридон – солнцеворот.




Чтение докучных сказок. Приговорки. Зазывалки.

5. Новый год.

Знакомство с историей праздника.

Обряд зимнего засевания. Хоровод. Постановка новогоднего спектакля.

6. Рождество.

История праздника. Колядование.

Колядки. Славы. Стихи о Рождестве.

7. Крещение.

Знакомство с традицией купания в проруби.

Игры со снегом. «Летал соловей».

8. Масленица.

Знакомство с праздником, названиями дней недели. Масленичные блюда.

Рецепты блинов, сжигание чучела. Песня «Ой, блины». Заклички Солнца.

9. Герасим – грачевник.

Знакомство с праздником, очищение жилища, вырезание птиц из дерева.

Заклички прихода весны. Песенки – веснянки. Просилки.

10. Сороки.

Знакомство с праздником, день весеннего равноденствия, выпечка пряничных птиц.

Игры «Жаворонушки», «Месим тесто», «Каравай».

11. Вербица.

Знакомство с праздником

Потешки. Загадки. Игры «Дрёма», «Жмурки».

12. Пасха.

Знакомство с праздником, праздничные блюда.

Пасхальные игры. Славы. Роспись пасхального яйца.

13. Егорьев день.

Знакомство с праздником, посев капусты на рассаду.

Игры «Просо сеять», «Дударь», хоровод «Со вьюном я хожу».

14. Троица.

Знакомство с праздником

Игра «Лесенки Христовы», «Волк и гуси». Гадание на цветках. Песня «Береза».


^ ТЕМА: Семейные праздники.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.«Наше смотрите, свое покажите»

Знакомство детей с семейными праздниками на примере свадьбы; главное – подготовка девушки, что она должна уметь делать (вышивка, тканьё, приданое).

Чтение сказки «Царевна – лягушка», разыгрывание сцен из сказки.

2. «Волшебная дудочка»

Знакомство детей с русской народной музыкальной культурой. Развлекательная, обрядовая, магическая функция народных музыкальных инструментах.

Загадки. Шумовой оркестр.


^ ТЕМА: Русская народная игрушка.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.Крестьянская игрушка.

Знакомство детей с русской народной игрушкой – самоделкой.

Изготовление игрушки из подручного, природного материала.

2. Кукла в жизни девочки.

Познакомить с разными видами кукол; изучить несколько способов изготовления тряпичной куклы.

Изготовление тряпичных кукол.

3. «Потешный промысел»

Знакомство с дымковской глиняной игрушкой.

Изготовление из глины барыни.

4. «Потешный промысел»

Знакомство с филимоновскими свистульками.

Изготовление филимоновского козла и поросенка.

5. «Потешный промысел»

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Изготовление игрушки по выбору.


^ ТЕМА: Народное искусство.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.Лаковая миниатюра.

Знакомство детей с центрами лаковой миниатюры (Федоскино, Палех, и др.).

Роспись шкатулки.

2. Роспись по металлу.

Знакомство детей с центром росписи по металлу – Жостово.

Роспись подноса.

3. Гжель.

Знакомство детей с гжельской керамикой.

Роспись горшка.

4. Роспись по дереву.

Знакомство детей с крупнейшими центрами росписи по дереву (Хохлома, Городец).

Роспись разделочной доски.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Родная сторона iconКонкурс самодеятельных авторов «Щедра талантами родная сторона»
Стихи, отправленные на районный литературно-поэтический конкурс самодеятельных авторов «Щедра талантами родная сторона» в номинации...

Программа Родная сторона iconПовторение морфологии, словообразования, пунктуации в сложном предложении
Лексическая тема: «И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна». /Подготовка к гиа в 9-м классе

Программа Родная сторона iconПроект «всякому мила родная сторона» воспитатель первой квалификационной категории
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации...

Программа Родная сторона icon«Парфеньево- родная сторона» Парфеньево 2011 Вступление Из истории села
Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов этих времен нет, но память о них сохранилась в топонимических...

Программа Родная сторона icon626036, Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Бухтал, ул....
Земли, к которому прикипели не только мысли, но и душа. Действительно, что может быть ближе родного дома, тропинки от ворот, уходящей...

Программа Родная сторона iconКонкурс педагогического творчества ( 2012- 2013 уч г.) Мбоу «Лицей №4»
«Родная природа – это родной край, родная земля, это то «с чего начинается Родина»

Программа Родная сторона iconПрограмма Ладыгина: «Ворон к ворону летит »
К. Г. П а у с т о в с к и й. «Мещёрская сторона» («Обыкновенная земля», «Бескорыстие»)

Программа Родная сторона icon«Сторона белых лебедей»
Алтай. Славится край своими необозримыми степями, стремительными водопадами, высокими горами, дремучими лесами, альпийскими лугами...

Программа Родная сторона iconПояснительная записка по учебной программе «Родная речь»
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф....

Программа Родная сторона iconПрограмма по национально региональному компоненту «хакасия земля родная»
Кононова О. В., Можевикина М. Ш., Петелина В. К., Привалова Г. И., Сагалакова Л. М., Танбаева Т. П., Чаптыкова Т. С., Чугунекова...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница