Конспект урока. Тема «Заповеди»




Скачать 112.28 Kb.
НазваниеКонспект урока. Тема «Заповеди»
Дата публикации05.05.2014
Размер112.28 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
Конспект урока.

Тема «Заповеди»

Основы религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы православной культуры»)

Учебник.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011 г.

Автор Белецкая Светлана Ивановна,

учительоснов религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы православной культуры»)

МКОУ Кантемировский лицей

Кантемировского муниципального района

Воронежской области.

^ Тема урока «Заповеди»

Цель урока.

-ознакомитьучеников с заповедями, данными Моисею;

-объяснить значение заповедей, их конкретизация через работу со «Сказкой ангела» И. Глазуновой, пословицами, игрой-раскраской и ответы на вопросы о том, что означают заповеди и почему их надо выполнять;

-развивать умение логически мыслить;

-давать нравственную оценку поступкам героя.

^ Понятия. Заповеди, скрижали.

Личность. Моисей.

Оборудование.Презентация, листы-раскраски, листы со «Сказками Ангела»Ирины Глазуновой, рабочие тетради, цветные карандаши. Дети с начала урока разбиты на шесть групп.

^ Ход урока.

Тема сегодняшнего урока «Заповеди». На уроке мы узнаем, что такое заповеди, кто, для чего и кому их дал.

Начнем со словарной работы.

Что такое «заповедь»?

(Правило, задание, наказ).^ Работа в тетради.

Обычно урок мы заканчивали просмотром интересной мультипликационной историей из Ветхого завета. Но сегодня я решила поменять порядок на уроке. Приглашаю к интересному просмотру. Будьте внимательны.

^ Просмотр мультфильма. Моисей. Дарование закона.[1 ]

Насколько вы были внимательны, мы проверим отгадав кроссворд.
Кроссворд по мультфильму.

1.Сколько заповедей дал Бог ? (десять)

2. О ком этот сюжет Ветхозаветной истории? (о Моисее)

3. Что было записано на скрижалях? (Заповеди)

4. На какой горе Бог дал Заповеди? (Синай)

5. Что дал Бог Моисею? (Скрижали)

6.Книга, в которой записаны заповеди. (Библия)[2 ]


1Д







2М













Е







О




3З




4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я







С




П




Н

Т







Е




О




А

Ь







Й




В




Й
















Е






















Д










б

и

б

л

И

я





Что же это за правила, данные Богом, давайте прочитаем их![3 ]

skrizhali

Из десяти заповедей выбери те, которые относятся не только к верующему человеку, а ко всем людям. (^ 5-6)

Давайте посмотрим, что они означают.

(Стихи АсиЮсуповныАшкрумовой)[4]

Люби и слушайся ты маму с папой,
Тогда, сказал Господь,
Ты будешь долго жить.
Когда ты вырастешь
И взрослым станешь,
То будут дети и тебя любить.

Бог нас для жизни создает.
Не убивай, благословляй
(Не проклинай) людей.
Убийца против Бога восстает
И носит тяжкий грех в душе своей.
Кому и сколько жить на свете,
Решать дано лишь Богу, дети.

Бог создал мужа и жену
И повелел Он им любить друг друга,
Не разрушать свою семью
И не искать другого друга.
Когда вы вырастете, дети,
То вспомните заветы эти.

Пусть у приятеля игрушки лучше,
Но ничего без спроса не бери.
Бог Сам подарит то, что нужно,
Ты только помолись и попроси.

Не ябедничай взрослым на друзей
И ложных слов не говори.
Не одобряет Бог таких детей,
Правдивым будь и никогда не лги.

 У друга твоего есть все — пускай,
Ему ты не завидуй и чужого не желай.
С другими сравнивать Мы не должны себя —
Бог любит одинаково и друга, и тебя!

Вы не случайно сидите необычно, по группам. Каждая группа получила текст, который не имеет названия, но рассказывает об одной из заповедей. Прочитайте внимательно текст.Сказки Ангела (Десять заповедей для детей)»Ирина Глазунова)


Определите, о какой заповеди идёт речь в вашем тексте.[5]
? ? ?

Юноша был молод и горяч, и потому-то как раз, что был молод, считал себя уж очень умным, опытным, все в жизни понимающим. Раздражали его советы необразованных стариков и родительские наставления. «Ничего они в жизни не понимают!», - думал юноша и все делал по-своему. Не знал он еще, что любовь родительская много больше любого знания. Вот и ушел юноша из дома, захотелось ему пожить без советов и наставлений. Бродил по странам разным, работал, воевал, суета кружила, манила, заставляла все забывать, и ни разу не вспомнил о родителях своих. И вот однажды ранили юношу враги, сильно ранили, много крови потерял молодой человек. Лежит он под деревом бредит, больно ему и тягостно. И зовет в бреду своем горячечном: «Мама! Мама-а-а!». Потому, как человек в горести и беде, даже, просто оступившись на улице, мать сразу вспоминает. А материнское сердце издали беду с чадом своим чувствует. Послала мать отца к сыну, вздрогнуло ее сердечко от беды сыновьей.
Нашел отец юношу под деревом, да хоть и стар был уже, потащил домой. Тяжело старику пришлось, но знал он, что сам по дороге умрет, но сына не бросит.Выходили родители сына. А тут новая беда – оклеветали юношу, мол, бросил он своих товарищей на поле брани, сбежал в трусости. Ведут юношу под конвоем солдаты сердитые, злые, вся деревня на молодого человека пальцем показывает, плюют в него, камни бросают. Вдруг васильки луговые к ногам его упали, синие-синие, как небо, на грязной и пыльной дороге этой лежали они струей пролитого солнца, пятном ярким, надежду дающим. Это мать его, веря и не веря клевете, знала, что любит его и любить будет всегда, каким бы не был ее сын, вот и бросила цветы ему под ноги, чтобы знал это юноша и помнил про любовь материнскую. Нет нежнее и непреходящей любви родительской, данной Господом Богом всем детям своим. Любовь эта всегда рядом, как твоя пустая ладонь, как уставший дневной свет, как ликующее сегодня близкой весной солнце, как ночь, пронзенная стрелой тоски забытых родителей.

? ? ?

Девушка влюбилась в первый раз. В первый раз ей хотелось все время петь, рассматривать облака, поглаживать белого ленивого кота, глубоко вдыхать осенний воздух, слушать нескончаемый шепот падающей листвы и радоваться, радоваться, радоваться. Она так любила этот мир! Ей нравился даже непогода. Она была счастлива. Но, к сожалению, наша любовь не всегда ответна. Бывает так, что кто-то любит, а его вовсе и нет. Так и случилось с девушкой. Не любил ее избранник и сказал ей об этом. Плохо так сказал, грубо, резко.Обрушилась, камнем полетела душа девичья после слов таких. Мир переменился, совсем другим стал – чужим, холодным, не нужным. Она внезапно одна, поселилась в зимней ночи, отдавшись ее черноте, и сама стала такой же, страдая громче сердца своего. Пробираясь со снегом в эту ночь, замерзала девушка, и становилось ей невыносимо грустно. Одела девушка самое любимое свое платье цвета спелой пшеницы и пошла к реке, решив, что жить ей теперь незачем, пусть река примет ее в свои воды холодные. Пришла красавица на берег, глянула вокруг: река шумная, темная, дна не видать, голова от взгляда на нее кружится. Лишь небу ведомы пределы наших сил.Смотрит девушка на реку, и вдруг, страшно ей стало, поняла она, что жизни хотела себя лишить, драгоценного достояния Бога. Жизни, которую дал ей Бог, как огромный дар, и которой не вправе она вот так распоряжаться. Помолилась девушка Богу, что вразумил ее Господь, и мир снова стал для нее прекрасен, потому что окрасила его любовь к Богу, непреходящая, вечная, красивая. Растаяло сердце угрюмое девушки от любви этой.

? ? ?

Двое людей полюбили друг друга. Полюбили так, что решили никогда больше не расставаться и стать мужем и женой перед Богом и людьми, дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Жена вела домашнее хозяйство, муж делал все, чтобы это хозяйство не знало забот и проблем. У них родились дети. Дети любили своих родителей, родители детей и друг друга.Все всегда бывает «однажды». И вот однажды муж отлучился из дома в соседний город, по делам, видимо, на базар. Шел по городу, оглядывался по сторонам, рассматривал новые места, и вдруг, увидел он красавицу женщину, такую красивую, что дух у него захватило. Забыл муж про жену свою любимую, про то как, единственной и нареченной ее называл, и пошел, не оглядываясь, за красавицей. Так и стал муж наведываться в этот город, чтобы с красавицей повстречаться. Но злые языки недобрых людей всегда найдутся. Рассказали они жене его, что есть другая женщина, и что ходит к ней муж.Солнце померкло для жены, деревья застыли, листочком не шелохнут, трава холодной росой, как слезой, покрылась, воронье закаркало. А сердце бедной любящей женщины не выдержало и остановилось.Такова цена предательства семьи, освященной и благословленной Господом Богом.

? ? ?

Бродяга сидел под старым мостом и умирал от голода. Он попил холодной речной воды, завернулся в старую рогожку и начал думать про свою недолгую жизнь. У него были родители, отец-сапожник и мать-ткачиха, были братья и сестры, была жена и дети. Где теперь все это? Почему он сидит в одиночестве под старым мостом? Когда он был мальчиком, первый раз он украл яблоки в соседском саду. Яблоки были незрелые, кислые и пахли прелой листвой, но ему казались вкусными потому, что были чужими. На следующий день у него заболела мать. Он очень хотел помочь матери, поэтому и украл на рынке кошелек, желая порадовать мать пряниками. Но на следующий день мать умерла.Так продолжалось всю жизнь. Человек что-то воровал, и тут же у него из жизни уходило что-то очень важное и дорогое. Так он потерял семью и оказался в этой сырой дыре, в холоде и голоде.Мимо прошла старуха и протянула бродяге кусок хлеба. Он схватил хлеб, и, вдруг подумав, отломил половину и отдал эту половину птицам. Человек так сделал в первый раз в жизни. Первый раз жизни он поделился своим с кем-то другим. Птицы радостно зачирикали и кинулись на хлебные крошки. И тут случилось странное и хорошее событие. Шедший мимо капитан корабля позвал бродягу матросом на свой корабль.Бродяга был рад до неба, его только что спасли от смерти. Он начал молиться и благодарить Бога за свою удачу. И вот во время молитвы понял человек, что каждая сворованная вещь, каждое даже самое мелкое воровство отнимает взамен у нас что-то важное и дорогое. А каждая вещь, отданная другому из милосердия, прибавляет что-то хорошее в нашей жизни.

? ? ?

Девчонка все время хвасталась и привирала. Ей самой хотелось быть такой, какой она была в своих рассказах: красивой, смелой, веселой. Сначала она знала, что врет, а со временем сама начала верить в то, что насочиняла.А однажды в класс, где училась девчонка, пришла новенькая. Новенькая была скромна, послушна и необычайно красива. Ученики сразу полюбили новенькую, приглашали ее играть, мальчишки защищали от чужих, девчонки носили ей яркие ленты, а учителя хвалили, когда она отвечала у доски. Разозлилась девчонка, она столько сил потратила, чтобы быть самой-самой в классе, а тут эта новенькая вдруг, вот так просто завоевала любовь одноклассников. И решила девчонка снова пойти вопреки истине. Наговорила она про новенькую всяких гадостей, чтобы разлюбили ее ребята.Но не вышло ничего у лживой девчонки. К новенькой грязные слова никак прилипать не хотели, все любили ее по-прежнему, а вот с девчонкой дружить вовсе перестали, не нравятся никому злые люди.

? ? ?

Жил-был Художник. Разноцветными своими красками он рисовал прекрасные картины, на которых было все, что видел Художник, как он чувствовал. Мир на картинах художника был прекрасен. Солнце светило так, что люди, глядя на картину, начинали улыбаться. Люди на картинах были такими добрыми.Художник ходил по белому свету и раздаривал свои картины, неся людям радость и любовь. Он знал, что нет на свете художника, лучше, чем он.Однажды Художникувидел Мастера, который также, как и он, стоял на улице с мольбертом и рисовал картину.Подошел Художник к Мастеру, посмотрел на его работу. Увидел Художник, что работа Мастера, лучше, чем у него. Картина Мастера была прекрасна. Вроде все в ней было, как у самого Художника, но небо было глубже, солнце живее, люди счастливее. Понял Художник, что не самый он лучший на свете, что Мастер талантливее его.Черная зависть поселилась в душе у Художника, захотел он, чтобы Мастер исчез с лица земли, чтобы Мастер ослеп и никогда больше не смог рисовать, чтобы случилось так, что Художник был опять на свете единственным, только его картины были бы нужны людям. И вот в этот момент, когда Художник пожелал в душе Мастеру всяческих несчастий, душа его стала другой, изменилась его душа. Вместо прозрачного свежего источника добра и любви превратилась его душа в черный сгусток ненависти и злобы.Так с этого дня перестал Художник быть художником, потому, что больше не мог, рисовать свои прекрасные картины, творить своей кистью лучистой диковинные миражи, которые раньше отражали его светлые глаза. Чтобы не нарисовал Художник, все получалось некрасивым, отвратительным, таким, что никто не хотел даже взглянуть на картину второй раз.Забрал Бог у него дар рисования. Талант дается только счастливым людям. А счастливые люди не могут быть злыми, жадными, завистливыми. Они счастливы своей любовью к миру, Богу, сердце их открыто для всех, милосердно и огромно.

Православный русский народ очень трепетно относился к заповедям и создал пословицы, которые подтверждали правильность Божьих законов.

Какая заповедь отражена в какой пословице?

Слайд 12

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Сгубить легко, да душе каково?

Вору потакать – что самому воровать.

Какова ни резва будь ложь, а от правды не уйдёт.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.[6]
Дорога к храму у каждого своя, но ни у кого она не бывает простой, много препятствий ожидают вас на пути. Я предлагаю выполнить ещё одно задание. Раскрасьте карту, на которой изображена дорога от дома к храму, попробуйте предположить, какие опасности вас ожидают на пути, подпишите названия рядом с цифрами.[7]

Слайд 12



Наш урок подходит к концу. Подведём итог урока..



Источники, использованные при подготовке урока.

1.http://tubethe.com/watch/mpthb7bfADA/moisejj-darovanie-zakona-istorii-vetkhogo-zavetaflv.html;

2. Рабочая тетрадь по основам православной культуры. Стр. 11;

3. Романова Л.И., Веретенникова С.В. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4-го класса / Л.И. Романова, С.В. Веретенникова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. Стр. 24.
4. http://www.invictory.org/library/post-6136-for-kids.html;

5. http://www.chitalnya.ru/work/401676/;

6.http://vseposlovici.ru/pogovorki-poslovici.

7.Романова Л.И., Веретенникова С.В. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 4-го класса / Л.И. Романова, С.В. Веретенникова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. Стр. 25.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconКлассный час мастерская общения Тема: «Заповеди нашего класса»
Цели: определить в процессе коллективной творческой работы заповеди жизнедеятельности классного коллектива

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconПлан-конспект урока (Тема урока)
Цель урока: Сформировать представление о зоне лесов, научить выделять части лесной зоны, характерные признаки растений

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconКонспект открытого урока во 2 классе на районном семинаре
Оборудование: проекты учащихся, семейные слайды, заповеди школьника, цветные карандаши, альбомный лист, номинации, памятка проектной...

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconКонспект урока английского языка в 6 классе. Тема урока
Оборудование урока: Мультимедийный класс (ноутбук, мультимедийный проектор, экран), магнитофон

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе «Б». Тема урока: «Здоровье...
Цели урока: познакомить с основами здорового образа жизни; информировать учащихся об угрожающих и разрушительных действиях вредных...

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconКонспект урока по русскому языку. Тема урока: Упражнения в правописании глагола с частицей "не"
Конкретные цели урока: Повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах; закрепить правописание «не» с глаголом

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconПлан-конспект урока (Тема урока)
А. С. Пушкин Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин торжествуя…»» Урок №2

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconПлан-конспект урока «Октябрь уж наступил…» (Тема урока)
Окружающий мир (Н. Ф. Виноградова,2011г), часть 1, учебник с. 36-37, рабочая тетрадь с. 20

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconПлан-конспект урока строчная и заглавная буквы Н, н (Тема урока)
Цель урока: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Н, н; способствовать развитию фонематического...

Конспект урока. Тема «Заповеди» iconКонспект урока по географии в 6 классе Тема урока: Движение воздуха
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «пребраженская средняя общеобразовательная школа»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница