Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5




Скачать 263.45 Kb.
НазваниеУчебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5
Дата публикации15.05.2014
Размер263.45 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
lit-yaz.ru > Культура > Учебно-тематическое планирование
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_______Яруллина С.Г. директора по УВР «Юхмачинская СОШ»

Протокол № ____от ________Рахматуллина Л.А. ______Романов А.Н.

«____» __________2011г. «____»__________2011г. Приказ №_____от

«__» ________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Гимадеевой Зульфии Насыховны, учителя музыки,

5 класс

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___ от

«____» __________2011г.

2011/2012 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по предмету искусство (музыка)

Класс 5

Учитель Гимадеева Зульфия Насыховна

Количество часов 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков __ ч.

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.:Просвещение, 2006г.»

Учебник ^ Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007 г.

Дополнительная литература ________________________

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)

^ Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

    ^ Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

— воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

— освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

      

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для ^ VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

      ^ Основные методические принципы построения программы V—IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

^ Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

^ Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

^ Принцип интонационностивыступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

^ Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельностина уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность инетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыкипредполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыкипредполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемностьвопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урокаиспользуется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций»(в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—IX классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.


5 класс (35 ч)

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),

изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.),

театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),

кино.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

^ Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.

Во ноле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна-то ли во ноле дороженька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

^ Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.

^ Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина, «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

^ Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка. Украинская народная песня.

Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1-я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. ^ Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А Моцарт.

^ Dona nobispacem.Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare.Г. Гендель;

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

^ Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки».Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

^ Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

^ Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

^ Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

^ Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Д. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

^ Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.

^ Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

^ Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concertogrosso.Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. ^ Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

^ Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.

Прелюдия. М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси.

^ Мимолетности № 1, 7, 10. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рисунок, А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

^ Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

^ Требования к уровню подготовки учащихся V класса

Обучение музыкальному искусству в V классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

^ Раздел 1. Музыка и литература

Задачи:

Повторение изученного в начальной школе.

Дать представление о существовании неразрывных

связей музыки с другими сферами искусства:

литературой и изобразительным творчеством.

Воспитание слушателя.



№ Дата

Тема урока

Используемый муз.материал.

Работа с

понятиями

Задача урока

1

Что роднит музыку с литературой

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы

2

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

3

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические,заклички.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

4

Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Романс

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»

Симфоническая миниатюра

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Симфоническая сюита

.

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

Вокализ, песня без слов, баркарола

Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Симфония-действо.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

10

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Зерно-интонация

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

Прелюдия. Этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Канон

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль

Музыкальный портрет

Более подробно ознакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца

Более подробно ознакомить учащихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

16


Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл




Речитатив. Ария. Хор.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыграть отдельные сцены.

17

Мир композитора

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

^ Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

Задачи: Дать представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством. Привитие интереса к миру творчества. Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства. Воспитание зрителя и слушателя.

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства

19

Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Песенность

Солист, орган.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

20

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

21

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты

Выразительность

Изобразительность Контраст

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

«Весть святого торжества».

Сюита – фантазия.

Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

26

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

Симфонический оркестр.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

27

Образы борьбы и победы в искусстве

Ритм. Динамика. Штрихи.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

28

Застывшая музыка

Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

29

Полифония в музыке и живописи

Полифония. Фуга

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

30

Музыка на мольберте

Образы живописные и музыкальные

Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

31

Импрессионизм в музыке и живописи

Импрессионизм

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

32

О подвигах, о доблести, о славе...

Реквием

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

33

В каждой мимолетности вижу я миры...

Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

34

Мир композитора. С веком наравне

Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

35

С веком наравне

Обобщение музыкальных представлений учащихся.

Учебно-методический комплект

  1. Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

  3. Музыка. 5 кл.: Творческая тетрадь: Пособие для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Музыка. 5 кл.: Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным...

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconПояснительная записка Учебно тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» Класс 3
«Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». / Москва, «Просвещение», 2010

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconТематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс
Учебно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс (102ч, 3 ч в неделю) авторы А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconУчебно-тематическое планирование по английскому языку Класс: 2
Планирование составлено на основе фгос ноо и приказа мо и н рт от 23. 06. 2012 №7699/12

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconПримерное календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное...
Примерное календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение, икт» 2 класс

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconУчебно-тематическое планирование по литературе Класс
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,...

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconУчебно-тематическое планирование по английскому языку предмет
Планирование составлено на основе авторской программы Биболетовой "Enjoy English" для 2-11 класс. Издательство: Титул, 2010

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconУчебно-тематическое планирование по английскому языку предмет
Планирование составлено на основе авторской программы Биболетовой "Enjoy English" для 2-11 класс. Издательство: Титул, 2010

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconПримерное календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение, икт 3 класс

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5 iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» 7 класс
«Музыка 1-8 классы.» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница