Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»




НазваниеКонспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»
страница1/4
Дата публикации22.05.2014
Размер0.51 Mb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Культура > Конспект
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Конспект Лекций
Дисциплина

народная художественная культура

Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»
Специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»
Гуманитарный институт
Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

Красноярск
2010

^ РАЗДЕЛ 1. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОКИ И ФОРМЫ
Лекция 1. Общее понятие о народной художественной культуре, историческая динамика ее развития.
^ ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.1. Народная художественная культура как система элементов.

1.2. Историческая динамика развития народной художественной культуры.

1.3. Устойчивые характеристики произведений народного искусства.

1.4. Системность народной художественной культуры.
1.1. Народная художественная культура как система элементов.

Термин «народная художественная культура» часто используется в качестве аналога народного творчества. При этом целостное понятие культуры и художественной культуры не является тождественным понятию «творчество», а скорее включает в себя понятие творческого процесса как основного средства, метода воплощения системы ценностей данной культуры, как некоего обязательного элемента.

Понятие «народная художественная культура» определяет собой особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен существования этноса.

^

Как правило, выделяют следующие составляющие народной художественной культуры:


1. Народные верования в качестве мифологии народа;

2. Фольклор словесный и музыкальный;

3. Декоративно-прикладное искусство;


4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий разные формы народной художественной культуры.

Эта классификация условна, потому что, например, фольклором можно назвать и праздники, и верования и декоративно-прикладное искусство.

В данной структуре народные верования, а именно – мифология, миф народа, являют собой исключительное ядро народной художественной культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве.

Таким образом, структуру народной художественной культуры можно представить следующим образом: миф – ее центр, другие ее виды (фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура) – формы существования данного мифа в жизни народа.
1.2. Историческая динамика развития народной художественной культуры.

Народная художественная культура формируется в архаическое время существования этноса. В дальнейшем народная культура продолжает свое формирование в русле слияния целостной нации, сохраняя при этом исходные установки ведущей своей составляющей – мифа. Это время бытования народной художественной культуры в качестве актуальной – ежедневно востребованной человеком, ее носителем. В ситуации смены мифа происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов и тогда можно говорить не столько о бытовании народной художественной культуры в качестве актуальной, сколько о процессе перехода ее в ранг традиции.

Специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня), и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная – любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая не имеет связи с образованностью. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Аудитория народной культуры – это всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
1.3. Устойчивые черты произведений народной художественной культуры.

Народная художественная культура представляет собой тщательно отобранный канон видов и форм, народные произведения обладают следующим спектром устойчивых свойств:

1. Традиционность: народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

2. Коллективность: народность как анонимность авторов. Произведения народной художественной культуры не имеют закрепленного авторства не только по причине давности их существования, но и по причине основного принципа – вариативности его в процессе исполнения, в этом случае исполнитель выступает соавтором. В то же время авторство нивелируется за счет следования традиции. Творческая индивидуальность в народном искусстве выражается через соответствие традиции, школе, канону, тогда как в среде профессиональной художественной интеллигенции нормой является и противопоставление себя им.

3. Совмещение творчества и исполнения – характерно для всех видов народного творчества, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народное искусство предполагает естественную включенность зрителя/ слушателя в процесс исполнения.

4. Предельное единство видов народного искусства: в народных обрядовых действах слиты поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создают неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами.

5. Народная культура представляет собой выражение национального характера в его самых фундаментальных чертах, при этом народная культура также и архетипична, а потому у многих народов имеются сходные ее формы, сюжеты, темы.

6. Народное искусство обладает характеристикой вневременности: оно понятно всем эпохам и поколениям, поскольку в основе его лежит представление о мире и человеке, что не теряет актуальности.

7. Народное искусство отличается особой цельностью и целостностью восприятия мира, с которым оно соотносится как микрокосм с макрокосмом. Народное искусство – это не быт, а бытие, оно не просто "выражает" мировоззрение, а само является мировоззрением, народным переживанием мира, знанием о мире. В сущности, это не что иное, как национальный психо-лого-космос (в то время как восприятие мира в профессиональном искусстве несет сильный отпечаток аналитичности, сформированный культурой рационального мышления).

8. Специфическая "природность" народного искусства. Народный художник чувствует себя частью природы. В народном искусстве природа, социальная среда и бытовая культура не представляются в их разделенности, а воспринимаются слитно, как синкретическая целостность. Природа в контексте народного искусства – это не объект непосредственного индивидуального созерцания, а природа, вошедшая в культуру и обобщенно выраженная в ее глубинных, архетипических мотивах, темах и традициях (например, в растительных орнаментах, "звериной символике", мифологических образах и т.д.). Это переживание природы в народном искусстве тесно связано с национальной спецификой, с переживанием человеком того особого географического ландшафта, который явился местом жизни данного народа. Синтез "природного" и "народного" оказывается главным источником эстетического переживания в народном искусстве.

9. Произведение народного искусства не воспринимается как изолированный от повседневности объект. Это жизнестроительное искусство, оно существует не вне потока жизни, а внутри него, как некая составная часть интегральной деятельности человека, образуя одновременно и ее предметную среду, и встроенную в нее совокупность символов, «материализующих», «выносящих вовне» внутренний мир человека – его картину мира, и в то же время включающих человека в целое мира.

Деревенский дом, убранство, предметы быта, окружающая природа воспринимаются как единый ансамбль, формирующий народную модель мировоздания. Это единство находит свое отражение в особом строе образов народного искусства, в частности, в так называемых "образах-уподоблениях", в которых совмещается космический и человеческий планы бытия (отсюда активное возникновение символичности природных явлений в народной культуре).
1.4. Системность народной художественной культуры.

Системообразующим принципом народного искусства, по мнению большинства исследователей, использовавших системный подход к его изучению, является этничность.

Народное искусство как система взаимосвязанных элементов и разнообразных связей с внешней средой организуется этническим сознанием, регулирующим процессы адаптации этноса к природной среде и внешнему этнокультурному окружению в меняющихся исторических и социально-экономических условиях. В этом смысле его следует рассматривать как акт этнического самоопределения народа.

Народная художественная культура является выражением народной картины мира, фиксированной в мифе. Формы народной художественной культуры появляются как средства явления картины мира народа и включения человека в мировую структуру.

Как говорили еще в начале XIX века, народное художественное творчество выражает дух народа. Полтора века интенсивных исследований, сопровождавшихся дискуссиями фольклористов, литературоведов, искусствоведов, культурологов, историков, философов создали принципиально новое качество в понимании сущности народного искусства и народности как эстетического понятия. "Дух народа" из метафизической метафоры превратился в рационально структурированную целостность свойств, связей и элементов, доступную эмпирическому наблюдению и рациональному пониманию. В результате этого появилась возможность не только изучать народное творчество, но и воспроизводить решающие условия его функционирования, что позволяет "удерживать" аутентичные пласты народности в культуре, несмотря на резкое изменение социально-экономических условий и практически полное исчезновение начальных условий формирования и развития народного искусства.

Народная художественная культура в системном качестве представляет собой сегодня не столько единый пласт культуры, сколько несколько взаимодействующих между собой культурных потоков. К. Макаров на основе анализа русского и украинского декоративно-прикладного искусства выделил пять таких "потоков", которые почти всегда "смешиваются" и в художественной практике, и в художественной теории:

1. Профессиональное искусство – формируется на базе широких академических знаний и опыте мирового искусства.

2. Народное искусство – основывается на выработанной веками традиционной и четкой системе художественных средств, каноне прекрасного, традиции, которая передается из поколения в поколение.

3. Профессиональное искусство художников, сознательно работающих в русле народного творчества и стилизующих свои произведения в духе народного искусства.

4. Народное искусство, перенесенное в область заводского промышленного производства.

5. Самодеятельное искусство – не имеет своей школы и устойчивой традиции.

Таким образом, аутентичная, первичная форма народности в исторической перспективе не имеет однозначных очертаний. Она является множественной и зависит от того, как группируются различные потоки художественной культуры и какие связи различных потоков в том или ином контексте являются для человека – носителя культуры, более значимыми.
Лекция 2. Мифологические корни народной художественной культуры
2.1. Миф как народная картина мира.

2.2. Особая функциональность произведений народной культуры.
2.1 Миф как народная картина мира.

Миф – это символическое понятие, обозначающее символическое повествование в религии, в отличие от символического поведения (культ, ритуал) и символических мест и предметов (предметов культа). Мифы представляют собой своеобразные сообщения о богах и сверхчеловеческих существах, вовлеченных в особые события или обстоятельства, происходящие во времени, которое не уточняется, но считается существующим вне обычного человеческого опыта. В отношении мифов, как и в отношении всего религиозного символизма, не предпринимаются попытки доказать их подлинность или хотя бы дать им правдоподобное толкование. Миф в контексте культуры, выстроенной на его основе, является авторитетным и не нуждается в каком-либо обосновании.

Слово «миф» происходит от греческого «mythos», которое имеет множество значений, начиная от значения «слово», «сказание», «рассказ», заканчивая таким аспектом его содержания, как «вымысел». Миф бесспорно достоверен, это доказывает существование в греческом языке слова «logos», которое тоже переводится как «слово», «рассказ», но его достоверность или истинность, в отличие от мифа, может быть доказана и продемонстрирована.

Природа мифа двойственна – одновременно иллюзорна и реальна. Для наблюдающего извне миф – это абсурд, для находящегося в мифе – не требующая доказательств реальность, исходные условия для действования в мире.

Миф являет собой результат мироотношения целых поколений народа в естественности среды – в природе, примитивно организованном обществе. Как результат мироотношения миф есть картина мира народа, он является ставшей четкой структурой человеческого знания о мире, выражающая все закономерности Космоса как Мирового порядка («космос» - греч. «порядок»). Именно поэтому миф, по сути, является ядром народной художественной культуры, стартовой площадкой для развития любой культуры. Именно миф являет собой структуру Мира, Мировые законы и систему человеческих ценностей, позволяющих человеку быть органическим элементом этого мира, жить сообразно целому Космоса.

Миф нарушает законы формальной логики, обладает «логикой чудесного». В мифе реализуется память об идеальном прошлом, которое хотят возродить в настоящем. Миф не лишен рационализма, но он особый. Рационализм заключен в функциональности – мифы помогают в обретении места в жизни, в консолидации общества, в поиске и придании смысла человеческой деятельности.

Онтологическая ориентация мифа всепроникающий космологизм – закодирована потребность человека понять мир, любой элемент картины мира может быть соотнесен с космосом и выведен из него.

Человеку всегда важно достичь абсолютной стабильности бытия. В мифе осуществляется связь личного опыта с социальным и космическим. Установки и ориентиры культуры в форме символики представляют собой смысловой миф данной культуры. Он является высшим знанием, прежде всего, потому, что обнаруживает себя как «вместилище смыслов» данной культуры. Это рационально понятое значение и объяснение феноменов жизни народа на основе мифологического знания. Следование этому знанию – знак принадлежности данной культуре. Миф выступает тем особым культурным организмом, с помощью которого человек усваивает нормы восприятия мира, мышления о нем в определенной смысловой матрице. Базовое переживание мифа – эгоцентрическая позиция, все, что находится за пределами мифа человека, бессмысленно для него. Миф также играет роль регулятора социальных отношений данного сообщества.

Основа мифологической картины мифа – представления о хаосе и космосе, пространстве и времени. Высшей ценностью обладает та точка, где представлен акт творения. Пространство мифа прерывисто, его базовые зоны – профанное и сакральное (мир человеческий и мир божественный), а такжеь «свое» и «чужое» (как миры людей внутри и вне культуры).

Сакральное (лат. «sacer») означает «священное» и в мифе фиксирует основы бытия. В религиозно-мифологических представлениях сакральное устойчиво ассоциируется с недоступностью, благостью и тревожностью. Рядовому человеку недоступны сакральные области мира – божественный мир, мир духов, но он нуждается в тесной связи с ними, а потому каждое сообщество людей имеет своего проводника – сакральную личность. Такой личностью выступают шаман, жрец, способный общаться со священным лишь в определенное время и в определенном месте. Для такого общения необходимо особое, «сильное» время, критическое для существования космоса и социума, а также место, отмеченное деяниями мифических персонажей-космотворцев, выделяемое сообществом из окружающей среды как особое. Общение с сакральным есть, по сути, ритуальная инсценировка мифа – первособытия, возрождающая на время праздника первозданный хаос. Посредством ритуала сообщество способно приобщиться к жизни Космоса, совершая «деяние» в противовес «недеянию» своего повседневного языческого бытия (табу).

Сакральное или ритуальное состояние выворачивает обыденные культурные нормы, уничтожает время и пространство в обыденном смысле, делает возможным все то, что было возможно в мифические первовремена. Отсюда вытекает творческая роль сакрального, которое трансформирует традицию, и также социотерапевтическое значение ритуала, посредством которого сублимируются накопившиеся обиды, агрессия, снимаются все границы и различия и достигается экстатическое слияние общины. Поэтому сакральное как благостно, так и достаточно опасно, и лишь немногим - отмеченным печатью инобытия, людям необычным, общество доверяло постоянный контакт с сакральным. Эти избранные люди также зачастую воспринимаются членами сообщества как опасные с позиции их выдающихся способностей.

Сакральное относится к первичному, древнему состоянию, поэтому все в мире, прежде всего, культурная традиция, обязано ему существованием. Сакральное – творящее начало, богатое и щедрое, т.к. не имеет границ, а потому сакральное действо часто позволяет менять границы, снимает ограничения, смешивает роли. Такова идея сакрального, без труда читающаяся во всех объектах, которые человек той или иной культуры и эпохи признавал священными.

Все объекты, фиксирующие сакральное в рамках культуры, отличает:

1. Полиморфизм, т.е. незаконченность – отсутствие четких границ, символизирующие вечную творимость. Созерцающий сакральное именно потому ощущает священный трепет, что оно как бы проникает в него самого, делая участником и материалом творения. В этом мистический смысл и сила сакрального.

2. Полисемантизм, вытекающий из полиморфизма: чем более неопределенна форма объекта, тем большее количество смыслов способен он порождать в созерцающих. Сакральное – овеществленная метафора, сила которой зависит от множественности и удачности открывающихся за ней смыслов.

3. Жертвенность: сакральное избыточно и щедро, и благодаря его санкции в мире появляется все новое, как бы эманирующееся из священного источника. Сакральное может позволить себе отторгать от своего богатства, жертвуя профанному миру свою силу. Такова жертва шамана, умирающего и возрождающегося в каждом акте камлания.
2.2. Особая функциональность произведений народной художественной культуры.

Миф архаический являет структуру Космоса, общую для массы народов, поскольку мироотношение народов в архаическое время исходной точкой имело практически равные, по крайней мере, очень сходные условия. Структура мира нераздельна, целостна и в то же время трехчастна. Мир непременно включает в себя следующее (в наиболее распространенной – вертикальной модели):

1. Верхний мир – небесная сфера, мир божественный;

2. Средний мир – земная сфера, мир человеческий;

3. Нижний мир – подземная сфера, мир хтонических божеств.

С одной стороны мир есть нераздельное целое, а с другой стороны появляется некая диффузия, его членение на мир естественного (человеческое пространство) и мир сверхъестественного (пространство божеств). Необходимо возникает нужда человека в связи с целостностью мира, то есть и со сверхъестественной сферой. Тем более, что в контексте такой картины мира пространство жизни человека и он сам предельно зависимы от влияния Верхнего и Нижнего миров. Отсюда – религиозная направленность мифологии как средства восстановления связи с Космосом (ре-лигио как восстановление связи).

Мифологический комплекс обладает особым качеством: он абсолютно проницаем – постоянно происходит перемещение сверхъестественных сил из одной сферы мира в другую или одновременное их присутствие во всех сферах; существуют некие медиаторы – жрецы, шаманы, кто также имеет возможность проникновения в иные сферы.

Миф выступает средством восстановления связи человека с Космосом и космическими процессами, потому органически из мифа и в силу человеческой необходимости возникают формы народной художественной культуры: появляется культ, обряд и все средства осуществления обряда – словесные и музыкальные произведения, обрядовые предметы. Именно поэтому миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всем протяжении ее истории.

Таким образом, основная функция народной художественной культуры и всех его форм – сакрализация всех аспектов жизни человека, в том числе быта, включение человека в структуру Мира и нахождение гармонии в нем, восстановление связи человека с целостностью Космоса.

Основные законы Космоса, являемые мифологией:

1. бинарность Мира;

2. цикличность Мира (годовой, суточный циклы, цикл «жизнь – смерть – новая жизнь»).

Произведения народной художественной культуры являются формами фиксации мифа и особыми средствами включения человека в пространство мифа, то есть включение его в картину мира, в мир – включения ритуального или ежедневного.

Ритуальное включение предполагает использование целого ритуального комплекса, который содержит следующие элементы:

1. миф – священное событие, его содержание;

2. местоположение – священное место;

3. время – «узловое» время дня и года;

4. церемонию – обрядовую практику.

Произведения народного искусства являют собой тексты, фиксирующие как миф, так и возможность действия человека в его пространстве, особую схему действия человека в мире, которая позволяет ему жить в согласии с целым Космоса. Специфика текстов состоит в том, какого рода язык задействован при его создании – какого рода знаки оно содержит: вербальные (слово), визуальные (изображение), аудиальные (звук). В настоящий момент, когда миф народный не является актуально действующим, данные произведения все же позволяют проникнуть в их собственное содержание при прочтении их с позиции текста.

В период смены культурного мифа происходит процесс десакрализации исходного мифа и форм народной художественной культуры, именно потому мы имеем их в качестве традиции и во всевозможных видоизменениях и обытованиях. Непосредственно из мифов выросли сказки о животных (прежде всего о зверях-трикстерах, очень близкие к тотемическим мифам и мифам о трикстерах — негативных вариантах культурных героев) и волшебные сказки с их фантастикой. Не вызывает сомнений генезис из тотемического мифа универсально распространённой сказки о браке героя с чудесной женой (мужем), временно выступающей в звериной оболочке. Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть людоеда, или об убийстве могучего змея — хтонического демона воспроизводят инициационные мотивы, специфичные для героических мифов и др. Характерные для классической волшебной сказки предварительные испытания будущим помощником героя также восходят к мотивам инициации (помощник, даритель – это дух-покровитель или шаманский дух-помощник). В архаическом фольклоре народов, в среде которых эти архаические формы не потеряли еще своей актуальности существующая терминология отличает мифы безусловно достоверные, сакральные, порой связанные еще с ритуалами, и эзотерические, от сказок на те же сюжеты.

В процессе превращения мифа в сказку происходит десакрализация, деритуализация, замена мифического времени неопределенно-сказочным, замена первичного добывания культурным героем различных объектов их перераспределением (привилегированными объектами добывания оказываются чудесные предметы и брачные партнеры), сужение космических масштабов до семейно-социальных. Брачные связи в мифах были только средством для получения поддержки со стороны тотемных зверей, духов-хозяев и подобных существ, представляющих природные силы, а в сказках они становятся главной целью, так как повышают социальный статус героя.

В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов.

В актуальности же произведения фольклора и других форм народной художественной культуры функционируют в качестве посредников между человеком и мифом, человеком и миром, человеком и Космосом.
Лекция 3. Историческая динамика народной художественной культуры в России.

^ ПЛАН ЛЕКЦИИ:

3.1.Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры.

3.2. Влияние принятия Русью христианства на народную художественную культуру.

3.3. Реформы Петра I и народная художественная культура.

3.4. Народная художественная культура на рубеже XIX и XX веков, в XX-м и начале XXI века.
3.1.Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры.

Источники по восточнославянскому фольклору можно разделить на несколько групп:

1) Сведения по «высшей» мифологии, содержащиеся в «поучениях против язычества» и русских летописях Х – XIII веков. Хронологически и тематически к ним примыкает знаменитое «Слово о полку Игореве», но и здесь мы встречаемся в основном с именами богов и кратким описанием их функций. К группе древнейших источников можно было бы отнести и «Велесову книгу», приписываемую новгородским жрецам Х века, если бы не сомнения в ее подлинности.

2) Памятники материальной культуры. Это археологические находки: медные застежки плаща – фибулы, ювелирные изделия, скульптурные изображения, в том числе знаменитый Збручский идол, а также традиционные орнаментальные композиции вышивки, резьбы по дереву.

3) Сведения по «низшей» народной мифологии, сохранившейся в некоторых аспектах до наших дней в форме суеверий и т.д. Этнографы, начиная с XVIII века, собрали богатейший материал, включающий описания крестьянских праздников, обрядовых песен, поверий, заговоров. Интересный материал дает сопоставление функций древних богов и заменивших их в аграрно-календарном цикле православных святых.

К VI веку н.э. относятся первые письменные сведения о славянах. К этому времени у славян начала складываться более или менее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Основа языческой религии – многобожие, пантеизм. В контексте язычества особенно важно, чтобы все виды деятельности человека – государственная, хозяйственная, военная, семейная – находились под покровительством высших сил.
3.2. Влияние принятия Русью христианства на народную художественную культуру.

Основу заимствованной славянами вместе с христианством византийской картины мира составил синтез античной эллинистической философии, христианского религиозного учения и религиозно-мистических идей ближневосточного происхождения. Христианская картина мира византийских греков заметно отличалась от западной религиозности: если в картине мира латинян главное внимание уделялось крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду, то в православной картине мира на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его воскресение, устремление души верующего к божественному свету, к победе добра над злом. Эти различия во многом породили дальнейшее расхождение между византийской и западноевропейской культурами, в частности, отраженные в литературе и искусстве.

Крещение киевских славян началось с приказа Владимира уничтожить языческие кумиры. Насильственное изменение картины мира всегда вызывает сопротивление. Крещение Руси знаменует собой кульминацию столкновения на восточноевропейских просторах нескольких великих культурно-религиозных традиций. Если до принятия христианства языческие взгляды на мир были одинаково характерны как для простого крестьянина, так и великого князя, то после этого события в общественных взглядах произошли изменения. Городская знать довольно быстро усвоила христианское образы, а большинство простых людей, формально принявших крещение, по существу оставались язычниками, лишь поверхностно усвоившими основы православного вероучения. Такая ситуация сохранялась на Руси в течение нескольких веков, и только к ХVII веку, по мнению некоторых исследователей, православие стало преобладать в сознании народа, потеснив язычество. Феномен, когда древние языческие суеверия и элементы христианского вероучения уживаются вместе, называется двоеверием. Уникальная ситуация двоеверия сложилась и на Руси.

Принятие Древней Русью православия привело к кардинальным изменениям в картине мира. Очень многие языческие верования не исчезли, а лишь обрели христианизированную форму.

Синтез двух религий – старой и новой – действительно породил у славян-христиан некую новую картину мира: небо в ней было занято силами небесными, праведными и божественными, а преисподняя, подземный мир, болота, ямы и овраги – силами нечистыми и темными. Земля превратилась в место борьбы двух миров и начал, а человек и его душа стали средоточием этой борьбы. При этом воля Божья и промысел Божий господствовал над всем и определял все. И если народные образы божественной силы восходили к христианству, то образы нечистой силы – к славянскому язычеству.

Тем не менее, византийско-христианский элемент в новой картине мира славян самым существенным образом изменил образ окружающей действительности. Если бы нам удалось реконструировать картину мира жителя Киевской Руси, сложившуюся вскоре после крещения, то мы бы увидели, что в этой картине, как и в Византии, все мироздание ориентируется по вертикали – от земли к небу – и выглядит как сосуществование двух иерархий – земной и небесной. Небесная иерархия возглавляется Богом – творцом всего сущего, а во главе земной иерархии стоит глава государства. В ходе дальнейшей истории эта особенность картины мира служила постоянным источником преклонения перед носителем власти, рассматривавшимся в качестве наместника Бога на земле.

После крещения – в период с конца X по XII век – наиболее мощно проявилось влияние Византии на русскую художественную культуру. Основную задачу по формированию и поддержанию новой картины мира государство возлагало на церковь. А потому церковь вмешивалась в художественную жизнь не менее или даже более чем государство. В этом основная причина того, почему скульптура в допетровской Руси почти не существовала, по крайней мере, старательно исключалась из художественной практики: по древнему постановлению православной церкви объемная скульптура запрещалась, поскольку напоминала языческих идолов – так ваяние было исключено из сферы религиозного искусства.

Принятие христианства приводит к подавлению древнеславянского музыкального искусства, но вместе с тем начинает развиваться церковная музыка. Русская православная церковь целиком переняла у Византии богослужебный ритуал, тексты церковных песнопений в славянском переводе, систему осьмогласия, приемы распева отдельных песнопений. Древнейшее церковное пение явилось на Русь вполне готовым и было исключительно византийского происхождения. Отсюда проистекала другая особенность русского музыкального искусства – отсутствие на Руси инструментальной церковной музыки: православная русская церковь, как и греческая, допускала в богослужении только вокальную музыку. При этом инструментальная музыка Древней Руси и представляет собой пласт народной художественной культуры.

Помимо двух основных источников формирования новой картины мира (христианского и языческого) существовал еще и третий источник – византийская и отчасти западная народная и городская культура, которая придавала национальной славянской картине мира специфический характер. Вполне возможно, что именно влиянию этой культуры мы обязаны юродством, впоследствии ставшим на Руси одним из социальных институтов, скоморошеством, городской карнавальной, ярмарочной и лубочной культурой.
3.3. Реформы Петра I и народная художественная культура.

Время реформ Петра как этап перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени и период смены ее знаковой системы. В то же время это и время нового расслоения культуры России, а именно – художественной культуры. Официальная линия развития профессионального искусства теперь является ориентированной на западноевропейскую художественную традицию, а народно-национальная линия продолжила существование народной художественной культуры в ее прежних и новых формах. При этом официальная линия в большей степени транслируется крупными центрами, начиная с новой государственной столицы, а традиционные формы народной художественной культуры продолжают поддерживаться в деревнях и в среде провинциальных городов.

Таблица 3.1.

Сферы художественной культуры в России XVIII века

«официально-государственное»

направление

«народно-национальное»

направление

Сфера сугубо профессионального искусства

Сфера народного профессионального и «любительского» искусства

Деятельность иностранных мастеров, их местных учеников, русских мастеров-пенсионеров, выпускников АХ

Деятельность русских сельских и городских мастеров

Характерно: четкая стилевая определенность (барокко, рококо, классицизм), подчиненность архитектуре как ведущему виду искусства – ведущая роль архитекторов

Характерно: сохранение славянских, древнерусских традиций; область народных промыслов; частичная ассимиляция с западноевропейской традицией

Искусство авторское

Редко авторское, чаще анонимное искусство

Ориентир на западноевропейские художественные традиции

Ориентир на продолжение собственно русских традиций и их синтез с новыми тенденциями

Доминирует в Петербурге, откуда транслируется в крупные центры – города, поместья

Доминирует в сельской местности, в малых провинциальных городах, остается и в крупных городах; в рамках городской культуры смешивается и с западными тенденциями

Народно-национальное искусство XVIII - XIX веков к концу XIX века консервируется в качестве традиции народных промыслов в сфере декоративно-прикладного искусства. Нельзя говорить о том, что древнерусская знаковость в других сферах искусства была полностью трансформирована. Так, традицию древнерусских скоморохов в XVIII – XIX веках продолжали так называемые балаганы, напоминающие сегодняшний цирк. Из традиции выступавших в балагане раешников в России получили массовое распространение лубочные картинки. Они тяготели к серийности и могли составлять целые лубочные книжки-картинки, снабженные характерными подписями. Уже во второй половине XVIII века это привело к появлению массовой народной лубочной литературы, включавшей в себя переделки сказок, былин, произведений древнерусской литературы (исторических сказаний, рыцарских романов, приключенческих повестей), житий святых, а также песенники, сборники анекдотов, сонники. Фактически это была массовая культура того времени, развлекавшая народ, а заодно приобщавшая его к чтению.
3.4. Народная художественная культура на рубеже XIX и XX веков, в XX-м и начале XXI века.

Век XIX, рубеж XIX – XX веков – время возрождения народной художественной культуры силами и стараниями образованного сообщества - активистов этнографического и фольклористического движений, профессиональными художниками. Впоследствии народная культура способствовала формированию такого направления в изобразительном искусстве и архитектуре, как неорусский стиль.

ХХ век – время консервации традиционных видов русского декоративно-прикладного искусства в качестве народных промыслов: школы и традиции – превращение в элемент рынка, промысел. Развитие фольклористики в среде университетов.

Современные судьбы разных видов и жанров народной художественной культуры многообразны, различны их удельный вес в современном народном репертуаре, отношение к ним аудитории, функции в современном народном быту. Вместе с тем намечаются и общие тенденции затухания традиционных жанров в целом. Тенденции эти, явные в судьбе заговоров, обрядовой поэзии и былин, менее выражены в сказке и лишь слабо намечены в традиционной лирической песне.

Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия.

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные, оппозиционные друг другу тенденции:

1) процессы глобализации – процесс постоянного заимствования культурных ценностей в мире, образование неких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству. При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов: они способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей, но в то же время обостряется возможность утраты народами своей культурной самобытности.

2) процессы регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов – потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве.

В то же время нельзя утверждать, что народная художественная культура полностью трансформируется и теряет свою актуальность, поскольку в вариативности, постоянной трансформации в границах традиции и есть суть народной культуры.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям...
«Народная художественная культура», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность»

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconЛитература укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»
Для контроля знаний, умений, навыков и компетенций по дисциплине «Литература» предполагается проведение входного, зачетного и итогового...

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconМировая художественная культура Конспекты лекций
История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» icon1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 16
«Народная художественная культура», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность»

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconРоссийской федерации
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 073100 Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано, орган, баян, аккордеон...

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы)...
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Физическая культура»
Учебная дисциплина «Физическая культура» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки...

Конспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» icon«Калининградский областной институт развития образования»
«Православная культура», «Истоки», «Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура», «Отечественная история (5,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница