Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна




Скачать 228.57 Kb.
НазваниеУрока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна
Дата публикации26.05.2014
Размер228.57 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.Ф.И.О. учителя: Белова Нина Андреевна

2.Класс: 3 б Дата: 22.11.13г. Предмет: литературное чтение Тип урока: урок «открытия» нового знания

3.Тема: Японские хокку


Цель урока

Познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Иссы в жанре хокку

Задачи урока

Образовательные:

- формировать понятие «японские хокку», дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития;

- учить определять жанровые особенности японских хокку, их формулу построения;

учить воспринимать авторское видение мира, его позицию;

Развивающие:

- формировать умения работать с поэтическими произведениями.

- пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, анализировать, побуждая к самостоятельному творчеству.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения. Стремиться пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Уметь работать с текстом, ориентироваться по тексту, совершенствовать умения эмоционально выражать собственные мысли, переживания, опираясь на текст произведений

Метапредметные:

познавательные – пробуждать в детях чувство прекрасного и радости бытия, подготовить детей к встрече с творчеством великих поэтов, научить их сопереживать и размышлять. Научить видеть отличия между обычной разговорной речью, эпосом и поэтической речью.

коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оснащение/ресурсы урока


учебник «Литературное чтение» 3класс, автор Свиридова В.Ю., словарь, тексты хокку, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, образец оригами, тексты хокку для индивидуальной и парной работы, проектор, музыкальное сопровождение

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения к деятельности)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

6.Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания

учебного действия

Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений.

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Построение учащимися нового знания и формирование умений его применять

Усвоение учащимися нового способа действия.

Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия.

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия


Дорогие ребята. Сегодня у нас гости, они пришли к нам на урок литературы. Давайте пригласим их с собой в увлекательное путешествие в Мир литературы. Сегодня мы посещаем сады поэзии.(Звучит мелодия, на экране идут слайды о красотах Японии.)

В какой стране мы побывали? Вот сегодня мы побываем в японских садах поэзии. Но прежде выслушаем самые интересные факты об этой прекрасной стране и её удивительных людях. Ребята должны кратко рассказать об этом.

- Прочитайте

название темы нашего урока

-Что вам известно по этой теме?

Каков девиз нашего урока?

(На доске девиз: «И пробуждается поэзия во мне…»)
Когда у человека появляется потребность говорить стихами?

Вы уверены, что сможете прикоснуться к чувствам, впечатлениям и переживаниям поэтов? (Учитель читает хокку)

Уродливый ворон –

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

(Прикрепляет красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске) -Что скажете? Красиво?

Что бы вы хотели ещё узнать? Каких знаний у нас не хватает, чтобы раскрыть все тайны хокку.

Все секреты жанра хокку мы будем расследовать в мастерской стихосложения

Прочитайте хокку, записанное на доске белым мелом. Узнаете?

Да, это трехстишие, которое я прочла вам в начале нашего урока.

Уродливый ворон-

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

-Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение! Используются ли автором сравнения, эпитеты, метафоры?

Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта, он творит чудо: он будит фантазию читателя. Искусство писать хокку - это умение сказать многое в немногих словах! - Прочтите хокку, написанное на доске розовым мелом.

- Попробуйте прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.

Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же ...

В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему?

-Ребята, есть ли в хокку недоговоренность?

Японцы полагали, что поэзию придумал бог, а прозу изобрел человек. Из-за краткости хокку каждое слово в нем особенно значимо. Японские стихи всегда оставляют чувство недосказанности и требуют от читателя ответной игры воображения. Для жителей Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности

Мы можем по-своему воспринимать стихи автора. Можем спорить, отстаивать свою точку зрения, и даже философствовать! Но поводом к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь быстротечна, как рябь на воде, ведь жизнь – росинка ... Но прислушайтесь к голосу поэта, сколько незабываемого горя в этом «и все же...» Очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой тебе человек!

Исса родился в крестьянской семье. Отец мечтал о том, чтобы сын стал преуспевающим торговцем. Для этого он отправляет его учиться в город. Но Исса стал поэтом, ходил по селениям, зарабатывал на жизнь сочинением хайку. В 50 лет Исса женился. Любимая жена, 5 детей. Счастье было быстротечным. Исса теряет всех близких. Может быть, поэтому он грустит даже в солнечную пору цветения:

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни ...

Даже тогда ..

Верно, в прежней жизни

Ты сестрой моей была,

Грустная кукушка

Недосказанность, это один из его принципов. Красота в глубине вещей. Сумей ее заметить, а для этого нужен тонкий вкус.

На непревзойденную высоту поднял жанр великий японский поэт Мацуо Басё. Его стихи знает наизусть каждый японец.

Басё родился в семье небогатого самурая. Родные поэта были образованными людьми, и сам Басё уже в детстве начал писать стихи. Необычен его жизненный путь. Он принял постриг, но настоящим монахом не стал. Басё поселился в маленьком домике. Эта хижина воспета в его стихах. Случилось несчастье – сгорела хижина Басё. И он начал многолетнее странствие по Японии. Он был мудрым учителем. Один из его учеников – Сико. Помните:

О, кленовые листья.

Крылья вы обжигаете Пролетающим птицам.

Ф и з м и н у т к а

Работа в мастерской стихосложения продолжается;

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела ...

О, с какой неохотой!

Басё

1 группа. Если бы ты был ХУДОЖНИКОМ…

Какие картины ты бы написал к этому стиху?

2 группа. Если бы ты был МУЗЫКАНТОМ…

Какую бы ты написал музыку для этого стиха?

3 группа. Если бы ты был СКУЛЬПТОРОМ…

Какому бы ты слову или словосочетанию поставил памятник и за что?

Но я еще хочу дать вам формулу построения хокку.

5+7+5.

Какая из них соответствует построению хокку?

(верно, вторая)

- Хотите доказать, что хокку соответствуют этой формуле?

Практическая работа

(В хокку должно быть 17 слогов, должен присутствовать особый ритм 5-7-5) .

Что нового вы узнали о японских хокку?

- А сейчас я предлагаю вам попробовать самим написать хокку. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из вариантов.

Вариант 1: Утро зимнего дня ...

Вариант 2: Время бежит ...

Вариант 3: Роса ...

- Вижу, как вам хотелось прочесть свои стихи! Я очень рада! Но наша поэтическая мастерская не закрывается, впереди нас ждет еще много открытий.

- Хорошие слова сказала Вера Маркова (один из лучших переводчиков хокку в России) запись на доске:

“Читая стихи (яп.) следует помнить одно: все они коротки, но в каждом из них поэт искал путь от сердца к сердцу”.

(на фоне музыки)

ПРИРОДА одаривает нас своей красотой и простотой. И всё зависит от самого человека: сумеет ли он принять этот дар, не растерять его, сохранить и поделиться с другими.

– Кто из вас может сказать, что видит прекрасное вокруг себя?

– Кто из вас уже может поделиться этим видением с другими? Каким образом?

– Кто из вас может сказать: «И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…”?

- Хочу сказать вам на японском языке. Гокуросама! Что означает – спасибо за помощь!

Домашнее задание выберите для себя сами :

Вариант 1: Работать с материалом учебника

Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы

Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.

- ВСЕМ СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ!


- В Японии.

- Япония – страна

восходящего солнца. Она расположена на Востоке.

- Она расположена на островах. Этих островов около четырех тысяч. Столица – Токио.

- Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басё, и он жил в 17 веке.

- Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать.

До 6 лет им все разрешают, но потом воспитывают очень строго.

- В Японии существует обычай любоваться цветущей сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.

- В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурок, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят в мусорный контейнер.

- Японцы видят красоту и в самых обычных вещах.

Все девочки учатся искусству составления букетов.

В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев.

- Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький.

-Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.

- Японцы – вежливый народ. А дети уважают своих учителей.

-Японские хокку.

Хокку-это стихи, хоть и без рифмы; у всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать; в хокку говорится о людях и о природе;

Ответы детей.


Когда душа человека переполняется разными чувствами: восхищения, весёлости, торжества, грусти и печали, таинственности, любовании

Да. Необычное стихотворение. Это хокку. Это можно доказать. В нем совсем нет рифмующихся слов; в этом стихотворении только три строки, а это доказательство того, что это хокку).

Дети высказывают своё мнение.

Дети выразительно читают хокку, высказывают своё мнение

- Ворон - некрасивая птица, и он не может быть прекрасным; в природе нет некрасивых животных или птиц, и ворон тоже красив, но по-своему; снег был первый, значит он пушистый и чистый, а так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен;

Тут их нет.

Формулируют собственное мнение и позицию

Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда-нибудь кончается; автор думает и о том, что много времени впереди

Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь) Дети, проанализировав хокку, выделяют главные особенности его: краткость, недосказанность

Дети слушают информацию учителя о поэте Исса


Анализируют строки

Дети слушают на японском языке стихи в жанре хокку

Формулируют собственное мнение, обосновывают его

Дети работают в парах. У них на партах по три текста


Дети считают строки, делят слова на слоги и делают выводы. У каждого ребенка по нескольку текстов, но только один подходит к формуле 5+7+5, например:

Ветвь цветущая - 5

Скрыла от очей моих – 7

Ясную луну – 5
Ответы детей


Дифференцированный подход учащихся к выполнению данного задания

После выполнения задания дети читают свои стихи.

Дети высказывают свои мнения, делятся впечатлениями.


Познавательные: актуализация личного жизненного опыта

Регулятивные: дополнение, уточнение высказанных мнений по существу поставленного задания.

Познавательные:

осуществление актуализации личного жизненного опыта

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции.

Познавательные: выдвижение гипотезы и обоснование ее.

Познавательные: актуализация личного жизненного опыта.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: анализ степени выразительности чтения и правильности выполнения задания.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: общее решение в совместной деятельности, в ситуации столкновения интересов.

Познавательные: выдвижение гипотезы и обоснование ее. Осуществление анализа стихотворения.

Регулятивные: оценивается правильность выполнения действий.

Познавательные: выделяется существенная информация из текста.

Коммуникативные: учет разных мнений. Приход к общему решению совместной деятельности

Познавательные: выделение существенной информации из текста.

Познавательные: формулировка собственного мнения о работе своей группы.

Регулятивные: оценка правильности выполнения действий.

Коммуникативные: взаимоконтроль выполнения действий.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: анализ работы в парах.

Регулятивные: внесение необходимых корректировок в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: актуализация личного жизненного опыта

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconГод образования школы 1963
С основания школы на протяжении всей своей трудовой деятельности проработали в родной школе такие учителя, как Бармина Нина Ивановна,...

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconРабочая программа По учебному курсу «Литературное чтение» Для 1- 4 класса
Рабочую программу составили учителя Белова И. А., Лунякова Н. Н., Белоусова Е. М., Долотова В. А

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconБелякова Нина Алексеевна
Белякова Нина Алексеевна родилась в самую стужу на Новый год в 1952 году в семье учителя литературы. Профессию свою выбрала сознательно....

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconУрок-обозрение. Анна Андреевна Ахматова
Для изучения творчества Анны Ахматовой можно использовать нестандартные формы занятий: в форме урока-обозрения и урока-взгляда

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconВсем троим по сорок с хвостиком
Нина и миша. Нина в зелёном махровом халате (Вьетнам), руку одну нина держит в кармане. А миша в полупальто стареньком, синего цвета;...

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна icon11 класс. Профиль лингвистический Бурцева Нина Александровна, гимназия...
Вид урока: внутрицикловой, характеризующийся субъект-субъектными отношениями и учетом, развитием и реализацией индивидуальности ученика,...

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconМахмудова Нина Васильевна
Нина Васильевна уделяет внимание целенаправленному поиску новых эффективных методик обучения и воспитания и других компонентов личностно-ориентированного...

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconНиколай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)
Мать – Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии, была прекрасно воспитана. Брак,...

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconУрока письма и занятия учителя-дефектолога в 7 классе на тему: «Обращение....
Цель: систематизировать знания учеников по теме «Обращение» в процессе совместной работы учителя письма и учителя-дефектолога

Урока ф. И. О. учителя: Белова Нина Андреевна iconЮ. Н. Макарычев и др. Алгебра М., Просвещение
Слово учителя: объявляется тема и цель урока; тип урока; знакомство с капитанами команд и экспертами – учащимися из 10 класса; объявляется...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница