ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО развитию ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разделы
| Музыкально-теоретические знания. Рекомендуемые «дополнительные опоры»
| Модели для творческого музицирования
| Виды творческих заданий
| Игры, музыкальный и литературный материал
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1. В мире музыкальных шагов
| Долгие, короткие и очень короткие звуки (шаги);
темп (медленный, умеренный, быстрый);
регистр (низкие, средние, высокие звуки);
динамика (громко, не очень громко, тихо).
Фиксация ритмического рисунка с помощью палочек, традиционной записи.
Соединение слогов и слов с определенными длительностями (топ-топ, цок-цок, тара-тара, дили-дили и др.)
| │ │ ∏ ∏ ∏ │ │ ∏ ∏∏ │
∏∏ ∏
| 1. Ритмизация слов фраз, стихов (с сопровождением хлопками и т. п.).
2. Сочинение ритмических вступлений и сопровождений к песням.
3. Сочинение небольших ритмических пьес («шаги» зверей, птиц, сказочных героев и т. п.).
4. Выбор увертюры к сказке из двух предложенных контрастных музыкальных произведений
| 1. Считалки, прибаутки, дразнилки, небольшие стихи.
2. Музыкальные произведения для слушания:
Е. Тиличеева «Медведь», В. Стоянов «Лошадка»;
Т. Ломова «Дождик»;
Д. Кабалевский «Барабанщик» и др.
3. Песни:
«Праздник в зоопарке» (муз. Л. Бирнова, сл. В. Викторова);
«Прокати, лошадка, нас» (муз. В. Агафонникова, сл. И. Михайлова);
«Дождь» (муз. А. Перцовской, сл. Т. Лейкиной);
«Ежик и барабан» (муз. С. Беляева, сл. Г. Виеру);
«Барабан» (муз. А. Лепина, сл. Н. Френкель) и др.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
| 4. Игры:
«Ритмическое «эхо»; «Музыкальная тропинка».
5. Игры-сказки:
«Пузырь, Соломинка и Лапоть» (рус. нар.)
| 2. Я – маленький композитор
| Мелодия. Основные направления мелодического движения (звуковые дорожки). Фиксация мелодического рисунка с помощью кружков. Использование знаковых партитур
| Повторение одного звука; чередование двух соседних звуков; терцовые ходы;
постепенное движение вверх и вниз в
пределах трех-пяти звуков;
движение по звукам трезвучия;
скачки на кварту и квинту (1-У ст.)
| 1. Импровизация окончаний мелодий.
2. Мелодические вопросы и ответы, состоящие из одного или нескольких слов. Моделирование музыкальных партитур на основе потешек, считалок, кричалок.
3. Сочинение небольших песенок на стихи.
4. Подбор мелодий на инструменте (диатонический металлофон, фортепиано и др.)
| 1. Небольшие стихотворения.
2. Песни-модели:
«Небо синее» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова);
«Два кота» (польск. нар.);
«Мой гусенок» (венг. нар.) и др.
3. Музыкальные игры:
«Мелодическое «эхо»;
«Что это такое?»; «Магазин игрушек»;
«Музыкальный телефон»
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 3. Моделирование музыкального языка
| Мелодия и аккомпанемент. Сильные и слабые доли (тяжелые и легкие шаги). Двухдольность и трехдольность. Запись и воспроизведение моделей, собственных сочинений. Моделирование ритма.
Моделирование темпа. Моделирование метра и размера
| Типы аккомпанементов в маршах:


В польках:

В вальсах:

Ту-у ( ),
Та ( ),
та-ти ( ).
Умеренно, медленно, замедляя.
Двигательное метрирование
| 1. Исполнение остинатных аккомпанементов в ансамбле с педагогом.
2. Сочинение песенок в определенных жанрах на предложенные стихотворения.
3. Сочинение пьесок разных жанров.
4. Исполнение сочиненных пьесок в ансамбле с другими детьми или педагогом.
Использовать различные виды равномерного движения: а) двигательное исполнение; б) графическое исполнение.
Использование различных видов равномерного движения: звучащие жесты, а также любые движения тела
| 1. Небольшие стихотворения.
2. Песни и пьесы для слушания и исполнения: песенки-модели.
«Мороз» (рус. нар. потешка), «Чешская полька»;
Э. Денисов «кукольный вальс»;
С. Майкапар «Вальс»и др.
3. Музыкальные игры: «Магазин игрушек».
4. Небольшие потешки, считалки, стихотворения.
В. Гаврилин «Антошка»,
«Чепуха» (рус. нар. прибаутка).
5. Песенки-модели:
«Дождик» (рус. нар. прибаутка);
«Скок, скок» (рус. нар. потешка);
«Герасим-грачевник» (рус. нар. игра)
| |