Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель»




Скачать 78.69 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель»
Дата публикации13.06.2014
Размер78.69 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Культура > Конспект
УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

141323, п. Лоза, д. 21, Сергиево-Посадский район, Московская область

Тел. 8 (496) 551-96-27

Конспект открытого урока

МХК

по теме

«Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель»

Урок подготовлен и проведен

учителем МХК

I квалификационной категории

Чесноковой Галиной Александровной

17.04.2013 г.

17.04.2013. г.

Урок 29. Тема: «Мифотворчество - характерная черта русского модерна в живописи. М.А.Врубель».

Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн.

Задачи:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн;

  2. Развитие у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;

  3. Постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях М.А.Врубеля;

  4. Эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: ТСО (компьютер, проектор, экран), пазл «Демон сидящий», репродукции картин М.Врубеля, учебник МХК для 11 класса под редакцией Л.Г. Емохоновой

^ Методы обучения:

а) эмоционально-образное погружение;

б) комплексное воздействие искусств;

в) активизация восприятия, воображения и творческого мышления;

г) анализ художественных впечатлений.

^ Тип урока: повторительно-обобщающий ( с элементами мини-проекта)

Структура урока:

I.Повторение изученного материала (беседа учителя по вопросам с классом)

II.Изучение нового материала:

1.Демониада М.Врубеля (мини-проект учащегося; работа с презентацией; определение задачи изучения нового материала).

2.Царевна-Лебедь (рассказ учителя, анализ произведения)

3.Пан (рассказ учителя, анализ произведения)

III.Обобщение изученного материала (итоговая беседа с классом)

IV .Домашнее задание.

^ I.Тема «Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи» не только завершает двухчасовой цикл, посвященный искусству модерна, но и подводит итог раздела «Художественная культура второй половины XIX-начала XX в».

Итак, модерн…

Классу: - Что означает слово «модерн»? (новый, современный)

– Когда и в связи с чем появился этот стиль? (конец XIX-начало XX в.; это реакция на эклектику в архитектуре, попытка синтезировать все предшествующие традиции: античности и Средневековья, классицизма и романтизма, Запада и Востока).

– Что стало знаковым выражением стиля? (волнистая линия)

– Что своим культом провозгласило искусство модерна? (красота, цельность художественного образа)

– Приведите примеры:

1).в архитектуре – «Бетховенский фриз» Густава Климта в г Вена;

2).Особняк Тесселя в Брюсселе Виктора Орта;

3).Ярославский вокзал в Москве Федора Осиповича Шехтеля;

4).Собор Святого Семейства в Барселоне Антонио Гауди. Готический по формам, но модерновый по духу, он напоминает больше карнавальную мистерию, чем религиозную святыню.

СЛАЙД. Чтобы настроиться на восприятие русского модерна, отличного от модерна европейского, обратимся к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который отечественную культуру рубежа XIX-XX вв. уподобил «нервному пламени свечи, которое вспыхнуло ослепительно феерическим светом перед тем, как погаснуть навсегда. Этот период расцвета литературы, искусства и религиозной мысли, названный Серебряным веком, обнаружил устремленность к вечному в мире явлений и жажду духовной красоты». Манифестом времени стало стихотворение Н.Гумилева «Солнце духа» (учитель читает стихотворение; стр. 211 – книга для учителя).

Поиск духовной красоты, выйдя за пределы прозаической действительности, сосредоточился в области художественной фантазии, что способствовало возрождению интереса к мифологии, легенде, сказке.

^ Классу: - Вы уже знакомы с творчеством Валентина Александровича Серова. Назовите его произведения, известные вам («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы»).

Как вы видите миф в его творчестве? (В.Серов приобщается к мифотворчеству путем претворения в живописной форме старых мифов).

^ II. 1.СЛАЙД. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) создавал НОВЫЕ МИФЫ И НОВЫЙ ПРЕОБРАЖЕННЫЙ МИР (слова на доске).

Классу: - Вместе с Михаилом Врубелем создаем героя, образ которого всецело взят из искусства (СОБИРАЕМ ПАЗЛ «ДЕМОН») –работа в парах.

^ II. 2.СЛАЙД «ДЕМОН СИДЯЩИЙ» Демон -невероятно многозначный образ, ибо как подлинный мифологический персонаж, он не может сопоставляться с реальным человеком.

(Учащийся рассказывает о Демониаде Врубеля по заранее подготовленному заданию, (см. приложение 1)

В эту картину был влюблен Александр Блок, назвавший ее символом нашего времени. Он же усмотрел в калористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому Демону: «Он был похож на вечер ясный - ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

В конце 1890-х годов с Частной оперой Саввы Мамонтова, где пела Надежда Забела, жена Врубеля, активно сотрудничал Николай Римский-Корсаков. Одна за другой на сцене театра поставлены его произведения «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Надежда Забела выступала в заглавных ролях и вскоре стала любимой певицей композитора. Врубель не был в стороне от всего этого, привлеченный Мамонтовым к постановке в качестве театрального художника.

^ II. 3.СЛАЙД «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ». Толчком к созданию Царевны-лебеди послужило фотоизображение Надежды Забела в театральном костюме. Но в отличие от оперного (и пушкинского) прототипа, утрачивающего чары, чтобы стать жизнерадостной девицей, Врубель избирает для своей героини участь царицы ночи, берегущей свою призрачно-печальную сказку. Из глубины веков открывается Врубелю чудесное. Как настоящий язычник, он воспринимает природу магически. Каждое событие, предмет в ней когда-то родились из хаоса небытия. Врубель дает возможность приоткрыть дверь в заповедник хранимых им преданий старины, чтобы удивить ими, но не объяснить. Многие критики отмечали саму «нематериальность» живописной материи, каким-то чудом выраженную художником.

Великий Врубель запечатлел здесь момент преображения.

(ЗАЧИТАТЬ – «СКАЗКА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ», с.16-17)

В своих произведениях Врубель обращается к легендам и мифам разных народов.

II. 4.СЛАЙД «ПАН». Пан-персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, а сам Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.

Заметим, что сам Врубель в качестве главной причины появления этой работы называл впечатление, произведенное на него рассказом Анатоля Франса «Святой сатир».

СЛАЙД – разбор природы на картине «ПАН».

Пан, взглянув на нас своими светлыми глазами, словно бы дает нам свой наказ: «Умейте радоваться жизни! Я влюблялся, страдал, но я умел радоваться, я был счастлив! Не забывайте обо мне! Любите жизнь!»

О творчестве М.А.Врубеля можно говорить часами. Я думаю, мы все-таки достигли поставленной задачи.

Классу: - Какой? (Увидели, что Врубель создавал новые мифы и новый преображенный мир).

Дарование М.А.Врубеля многогранно. Он - живописец, прекрасный портретист, только портретов жены – 7. Он – скульптор, он – керамист-более 200 керамических работ, прежде всего выполненных в Абрамцево, он – дизайнер.

Кончина Врубеля последовала 14 апреля 1910 г. Недооцененный при жизни, он в следующем столетии превратился в культовую фигуру русской живописи. Провидческий дар его искусства, открывший новый принцип восприятия и художественного воплощения мира, был уже всем очевиден.

Классу: – Как вы думаете, почему Михаил Врубель продолжает оказывать такое воздействие на нас сегодня? (После творческих дерзаний М.Врубеля стали возможны любые эксперименты в искусстве).

^ III. Итак, что же представляет собой искусство второй половины XIX - начала XX в.?

( учебник, с. 185-зачитать).

IV. Домашнее задание: урок 29

Приложение 1.Врубель на протяжении всего своего творчества обращался к образу Демона.

Кроме картины «Демон сидящий», он написал «Демона летящего» и «Демона поверженного».

Картина « Летящий Демон» писалась в пору творческого подъема и спокойной уверенности в своих силах. Все это должно было отразиться в ней, а сама она была призвана стать гимном свободе и красоте. Сказались в этой попытке и новые идеи и веяния, начавшие тогда проникать в Россию. Только что появились первые переводы сочинений Ницше. Врубель с увлечением читал их. Врубель страстно взялся за работу, но, в конце концов, оставил ее. Причины последнего не до конца ясны. Возможно, это произошло из-за того, что на картине «нечувствительно» материализовался не совсем тот образ, который придумал художник. При всем стремлении к свободе этот образ художника связан с настроениями «гибельности» и обреченности.

Всмотритесь в лицо Демона – это лицо трагедии (точнее, предчувствия ее). Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица – все это, помимо желания художника, работает на создание образа «мировой скорби».

«Демона поверженного» называют «запойной» работой ( художник работал над ней по 17 часов в сутки). Работа над этим полотном совпала со все более проявлявшимися симптомами грозной болезни. Современница художника вспоминала позже: «Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке ( чувственность, страсть к красоте), что люди считают долгом отвергать из-за христианских идей. Врубеля томило творческое беспокойство: картина уже висела на выставке «мира искусства», но художник, каждое утро приходивший в зал с кистями, все менял и менял лицо Демона. Оно « становилось все страшнее и страшнее, -свидетельствовал А.Бенуа,- мучительнее и мучительнее, его (Демона) поза, его сложение имели в себе что-то пыточно -вывернутое…» Врубель называл свое творение не иначе как «ikone», настаивая тем самым на его сакральном характере.

Для Врубеля Демон – это символ неуступчивого характера, страдающего, но непреклонного в своем сопротивлении миру, живущего по правилам, по установленным законам.

Посмотрим еще раз на картину Врубеля. Печальный юноша изображен среди сияющего холодным светом мира. У него есть силы, красота, но нет желания что-то сделать, он скован тоской и одиночеством. Сердце Демона открылось для любви, но его любовь несет гибель, смерть. Мятежный дух страдает, но в нем есть не только тоска и печаль , но и мечта о лучшем мире, где нет лжи, где есть свобода, правда, безграничное доверие. Сам Врубель всегда стремился к такому миру, мечтал о жизни чистой, ясной, свободной, в этом он видел подлинную красоту человека и смысл жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Л.Г.Емохонова. МХК М ., «Академия», 2009 с. 532

2.Л.А.Ефремова. Галерея гениев. Врубель М., «ОЛМА Медиа Групп, 2010

3.В.А.Пажинская-Откидач. М.А.Врубель Мир волшебства и фантазии.

С-Пб, изд. «Детство-Пресс», 2008

4.Художественная галерея. Врубель. DeAGOSTINI №48/ 2005

5.М.Ю.Лермонтов «Демон», любое издание

6.Л.Н.Гумилев «Солнце духа», любое издание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconУрок в 7-м классе (музыка+история) по теме "Патриотизм характерная черта руссского народа"
Бинарный урок в 7-м классе (музыка+история) по теме "Патриотизм характерная черта руссского народа"

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconТретий том "Драматической Вселенной" следует считать в то же время...
А темперамента (насколько это удобно заметить), но также что более значительно характерная черта того периода, в который мы живем....

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconКонспект открытого урока- путешествия по русскому языку по теме:...
Встаньте ровненько, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу, садитесь! Желаю успеха в работе на уроке-путешествии «Тайны русского...

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconКонспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского «вечер»
План конспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского «вечер» как этапное в становлении русского романтизма»

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconКонспект открытого урока русского языка
Цель урока: закрепить знания о частях речи, формировать навык устной и письменной речи

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconКонспект открытого урока по теме: «Односоставные предложения»
Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по синтаксису простого предложения; обобщить и систематизировать...

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconКонспект открытого урока по теме «Отношение христианина к природе»
Цель урока: знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божию; осознание ответственности человека за вверенный...

Конспект открытого урока мхк по теме «Мифотворчество характерная черта русского модерна в живописи. М. А. Врубель» iconКонспект урока композиции в 5 классе по теме «черный и белый на палитре. Шахматная сказка»
Аксенов Ю. Г., Левидов М. М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи М, Советский художник, 1986



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница