Скачать 93.93 Kb.
|
Открытый урок по литературе в 5-м классе Культуро-лингвистический анализ текста /По стихотворению И.С.Тургенева «Нищий»/ Дерманская Ирина Петровна, учитель высшей категории МОУ СОШ №1 г. Гусева Калининградской области Тема: Культурно – лингвистический анализ текста /По стихотворению И.С. Тургенева «Нищий»/ Цели Обучающие: 1) углубить знания учащихся о творчестве И.С.Тургенева; 2) обобщить и расширить умение учащихся анализировать текст в культурно – лингвистическом аспекте. Развивающие: 1) овладение опорной лексикой культурно-лингвистического анализа текста, аналитическими конструкциям со значением истолкования художественного образа; 2) совершенствование навыков монологического высказывания с использованием оценочно-экспрессивной лексики; 3) отработка раскованности и речевого много- образия высказываний учащихся. Воспитательные: 1) пробудить интерес к личности и творчеству писателя 2) развитие эмоционально-эстетического воззрения учащихся на мир, гуманного отношения к окружающему миру Оборудование 1. Портрет писателя 2.Презентация Ход урока I. Вступительное слово учителя Сегодня на уроке мы снова обратимся к культурно – лингвистическому анализу текста. Задача нашего урока – смоделировать текст по данному названию, попытаться определить основную проблему произведения, выразить своё отношение к ней. А потом полученное соотнести с оригиналом и определить, насколько мы приблизились к миропониманию автора. Я уверенна, что сегодня каждый из вас сделает маленькое открытие: кто-то по-новому откроет для себя Тургенева-писателя, кто-то – Тургенева-человека, а кто-то под воздействием услышанного и прочитанного совершит жизненные открытия. ^ Фронтальный опрос-беседа – выявление знаний учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева / или сообщения заранее подготовленных учащихся / ^ Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И.С. Тургенева – «Нищий». Алгоритм моделирования текста
3. Объём / крупная или малая форма/
^ 1. Устное выступление учащихся / свою модель текста зачитывает ученик одной из групп, учащиеся из других групп дополняют ответ выступаю- щего / ^ – выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарях, имеющихся в школьной библиотеке /реализация индивидуального до- машнего задания, которое готовит учащийся с низкими оразователь- ми способностями/ / использование презентации Power Point, один из слайдов которой дублирует ответ учащегося/ Нищий – 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая ста- ушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опусти - шинный человек (Нищий духом) /Словарь русского языка. ^ Нищий – 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335 ^ /фотографии нищих людей, скопированные из интер- нета. Использование презентации Power Point / 4.Работа в тетрадях. Заполнение таблицы (заполнение первой колонки) / использование презентации Power Point, которая дублирует вначале первую, а затем, после прочтения оригинала, – вторую колонку/
^ 1. Выразительное чтение учителем оригинала текста. И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий». /Чтение проходит в минорном музы- кальном сопровождении / 2. Рефлексия / беседа с учащимися/ – Какие чувства испытали вы, прослушав оригинал? – Совпала модель, составленная вами по алгоритму, с текстом автора? ^ 1. Беседа с элементами анализа текста – Какие средства изобразительности использует автор, изображая нищ- го? / заполнение второй части таблицы/ – В чём неожиданность восприятия нищего автором? / Реакция автора-повествователя/ – Что делаем мы, встретив нищего? /Отворачиваемся; даём милостыню и быстро уходим; убегаем……/ – А что делает автор? /Протягивает руку нищему, тем самым, совершая событие, нравственное событие/ ^ Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры / реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся с низкими способностями / использование презентации ^ Рукопожатье
« Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра»
«Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда»
«Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови»
– Как обращается автор к нищему? /Автор обращается к нищему, используя слово «брат» / – Что означает это обращение? / Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком./ – Каковы чувства автора по отношению к своему герою? / заполняется последняя часть таблицы в тетрадях учащихся, дублируемой на слайде презентации Power Point / – Что в системе деталей портрета нищего не укладывается в нашей голове? /определение «трепетные руки»/ – В каких ситуациях мы трепещем, испытываем трепет? / когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем / – Что хочет подчеркнуть этой деталью автор? / даже в таком существе живёт человек / – Так что же по отношению друг к другу совершают оба героя? /подаяние/ – Какое подаяние получил нищий? /автор увидел в нём человека, равного себе, т. е. сопереживание, сочувствие/ – А что получил автор? …………………………………. ^ Последние годы жизни и творчества И.С.Тургенева./Реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся с высокими образовательными способностями Всем известно, что слава к И.С. Тургеневу пришла вместе с публикацией рассказов, объединенных впоследствии в сборник «Записки охотника». В течение всей своей жизни, не переставая заниматься самообразованием, Тургенев будет постоянно работать над про- заическими произведениями малого и большого жанра. А последние годы он решился на смелый художественный эксперимент в области малого прозаического жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник «Senilia» («Старческое»). Его составляли очень короткие прозаические тексты, в которых писатель без утайки говорил обо всём, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоми- нал ярчайшее впечатления жизни. Так сложилась жизнь И.С.Тургенева, что, любя Россию, он часто и надолго уезжал за границу. А с1858 года его жизнь стала делиться на «европейские, зимние» и «российские, летние» сезоны. За границей И.С. Тургенев активно пропагандирует русскую литературу и культуру, сам переводит произведения русских писателей на французский и немецкий языки, содействует изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Запад- ной Европы, поддерживает и морально, и материально русских композиторов, художни – ков, оказывает материальную поддержку эмигрантам. В своём дневнике он не без грусти запишет: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил своё оте - чество к восприятию европейской публики». Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он — почетный доктор Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. И, тем не менее, особенно в последние годы жизни, И.С.Тургенев будет глубоко страдать от одиночества /не сложилась личная жизнь, не наладились взаимоотношения с дочерью /, оттого, что он мало сделал для России. В 1882 году он принимает окончатель- ное решение вернуться на Родину. 13 февраля он напишет своему другу Анненкову: «Хочется поскорее добраться до деревни. Авось там присяду за работу». Но тяжёлая болезнь не дала осуществиться планам писателя. Последний в своей жизни Новый год он встретит в обществе русских художников. Бывший на этом вечере великий князь Констан- тин отмечает в своём дневнике: «Иван Сергеевич прочёл три маленьких рассказа. Меня поразило, как он от болезни постарел, ослаб, так что жалко смотреть». В письме к Полон- ским сам Тургенев напишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается, страдания невыносимые…Жажда смерти растёт»…. А когда боль притуплялась и сознание возвраща- лось к нему, он брал в руки перо и продолжал писать свои стихи, которые сам назвал « по- следними вздохами … старика». За несколько дней до смерти Тургенева навестили сооте- чественники, кто-то попросил у умирающего писателя что-либо на память. Тургенев, пока- зав глазами на листки с последними стихами, сказал: «Возьмите вот это» ^ Рано или поздно мы все уйдём из жизни. Будем ли мы испытывать желание уйти хорошо, Достойно? Наверное, и И.С.Тургенев, умирая на чужбине, хотел не только уйти хорошо из жизни, но и ставить после себя что-то хорошее. Ведь даже самый хороший человек – грешный человек. А если он ещё и одинок, то пусть хоть кто-то вспомнит о нём. – Кто обязательно вспомнит автора? /Нищий / – Так что получил автор от нищего? /Благодарность нищего за сочувствие, память VIII. Домашнее задание / учащиеся выбирают одно из заданий в зависимости от уровня образовательных способностей и интересов ученика/ 1.Сочинение – рассуждение «Всякий ли человек заслуживает звание «Человек»? «Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение И.С.Тургенева «Нищий»? 2. Написать стихотворение в прозе. 3. Подготовить выразительное чтение других стихотворений в прозе И.С.Тургенева 4. Нарисовать иллюстрации к стихотворению(ям) в прозе И.С.Тургенева. |
![]() | Произведения отечественной литературы, доступные для восприятия сверстниками. Осознанное правильное чтение художественного текста... | ![]() | |
![]() | Егэ начинается с комплексного анализа текста. Помимо этого, комплексная работа с текстом является в настоящее время одной из форм... | ![]() | Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра |
![]() | Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» | ![]() | Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответьте на следующие вопросы |
![]() | Шаблоны для конструирования печатных букв. Графические модели слов, предложений, текста. Фишки-звуки для построения графической модели... | ![]() | Вопросно- ответная работа о летних каникулах; чтение текста и ответы на вопросы; составл-е предлож-й с новыми словами; письмен упр-е... |
![]() | Цели: 1 Повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте;... | ![]() | Формы, приёмы, методы: беседа, просмотр презентации, самостоятельная работа в группах, проектная деятельность |