Скачать 80.04 Kb.
|
![]() ![]() Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» 658420, Алтайский край, Локтевский район, Г.Горняк, ул. Усадебная 23 Тел.: 83858630723 Урок по теме «Россия - наша Родина» Автор разработки: учитель истории Шевченко Л.Н. Г.Горняк 2012г. Цели урока: - активизировать необходимые знания учащихся о понятиях Родина, Россия, национальность; - сформировать представление о понятиях материальный и духовный мир человека, культурные ценности; - формировать умение работы с опорными листами, поиском нужной информации для записи в них через работу с учебником; - вырабатывать умение работы с картами; - прививать чувство уважения к своей Родине и культурным традициям её народов. ^ I.Организационный момент. II.Вступительное слово учителя. Подготовка к активному восприятию темы. III.Целеполагание. IV. Новая тема. V.Домашнее задание. VI.Обобщение изученного материала. Оборудование: - презентация, включающая в себя материал о РФ, Алтайском крае, Локтевском районе, г. Горняке; - портфолио 7 а класса с материалом о традициях класса и традициях семей отдельных учеников; - атласы по истории за 6-9 классы ^ - опорные листы для внесения нужной информации; - пять учеников для выразительного чтения стихотворений о Родине В.Степанова. ^ II.Вступительное слово учителя. Подготовка к активному восприятию темы. Сегодня наш урок посвящён теме «Россия – наша Родина», и если мы обратим свои взоры на карту мира, то сразу увидим, что наша страна отличается от многих других своими огромными размерами. Но не только это является отличительной чертой России – наша Родина очень красива с её бескрайними полями, лесами, реками и озёрами. Она богата природными ресурсами, но главным её сокровищем являются люди – дружелюбные, щедрые, открытые, гостеприимные и, конечно же, талантливые. Вот как о нашей стране замечательно написал детский поэт В.Степанов в стихотворении «Необъятная страна» (звучит стихотворение в исполнении одного из учеников) Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. - Скажите, пожалуйста, а почему мы называем нашу страну Родиной? Давайте попробуем подобрать как можно больше однокоренных слов к слову Родина (запись в опорных листах слов родители, родня, род, родной, народ, родиться, рождение…), что их объединяет? - А ещё слово Родина можно заменить похожим по смыслу словом, каким же? Правильно, Родину мы ещё по-другому называем Отечеством, интересно, почему? Попробуем и к нему подобрать слова-синонимы (отче, отчий край, отчество, отечественный…) Совместное чтение 2 абзаца о понятиях Родина и Отечество. - Когда мы с вами начнём подробно изучать историю нашего Отечества в 6 классе, то вы узнаете, что на протяжении веков название нашей родины менялось. Полистайте атласы и скажите, как наши предки именовали Родину в разные времена? (запись в опорных листах Древняя (Киевская) Русь, Московская Русь, Российская империя, РСФСР, СССР). Говорят, что есть понятия «большая Родина» и «малая родина», можете ли вы объяснить их? Большой родиной для нас является наша страна – Российская Федерация, а малой - Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк. -Назовите, пожалуйста, столицу нашей страны и известные города. Есть ли у нашей страны свой герб и флаг? Что на них изображено? (Звучат стихотворения В.Степанова о гербе и флаге в исполнении детей). Москва. Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля Москва – это сердце России, Которое любит тебя. ^ У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. ^ Белый цвет- берёзка. Синий - неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет. III.Целеполагание. - Ребята, посмотрите на рубрику «Вы узнаете» и скажите, что нового мы узнаем на уроке? - Что такое духовный мир человека. - Что такое культурные ценности и для чего они существуют. ^ Чтобы нам правильно заполнить схему в опорном листе, самостоятельно прочитайте один абзац «мир, окружающий нас…» и найдите, на какие два вида делится наш мир, и что мы относим к каждому из них. (Материальный и духовный). Совместное чтение далее до слов «как во внутреннем… - Как вы поняли, ребята, от чего зависит, радуется или печалится человек? Правильно, от него самого, от того, как он строит отношения с другими людьми. - Согласны ли вы, что в нашем мире есть место светлому и тёмному, красивому и безобразному, хорошему и отвратительному? Давайте попробуем подобрать синонимичные, то есть противоположные качества, написанным в ваших опорных листах: ^ – зло Любовь – ненависть Честь – бесчестие Милосердие – жестокость Правда- ложь - Какие качества вам нравятся больше? Если кто-то считает, что лучше те качества, которые мы написали справа – то этому человеку непременно нужно познакомиться с нашим учебником «Основы светской этики»! Этот учебник волшебный, так как учит человека быть добрым, честным, справедливым, порядочным. (Слова слева можно раскрасить цветными карандашами). - Знаете ли вы, что означает слово «традиция»? Кроме того, существует термин «культурная традиция». Что он обозначает, прочитаем на странице 5 учебника. (Запись термина в опорный лист) - А зачем нам нужно беречь традиции? Почему в нашей стране много культурных традиций? Действительно, в России проживает много народов, и каждый имеет свои особенности, свои традиции, которые мы должны уважать. (Чтение стихотворения В.Степанова) ^ Живут в России разные Народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один – черкеску носит, другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один – кумыс готовит. Другой – готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина Россия У нас у всех - одна. Рассказ учителя о традициях своей семьи, традициях своего класса с помощью портфолио. ^ . Я уверена, что в ваших семьях соблюдаются свои традиции – им и будет посвящено наше домашнее задание. Составьте рассказ о традициях вашей семьи, опираясь на вопросы страницы 5, не забудьте обратиться при этом к своим близким – родителям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам. Желаю вам удачи! ^ Беседа по вопросам: - Что вам было известно по нашей теме до урока? - Что нового вы открыли для себя на уроке? - Чему может научить человека наш учебник «Основы светской этики»? - Ребята, я очень рада вашей активной работе на уроке и хочу, чтобы вы поделились тем, что мы обсуждали на уроке, с родителями, бабушками и дедушками, друзьями. С нетерпением буду ждать следующей встречи, так как хочу лучше узнать традиции в ваших семьях. До новых встреч! Приложение Урок по теме «Россия – наша Родина». 1.Подберите однокоренные слова к словам Родина -____________________________________________ ___________________________________________________ Отечество - _________________________________________ ___________________________________________________ 2.Посмотрите атласы и запишите названия нашей Родины в разные времена: 1________________________________________________ 2________________________________________________ 3________________________________________________ 4________________________________________________ 5________________________________________________ 6________________________________________________ Мир делится на _____________________ ____________________ 3.Подберите синонимы к словам: Добро - _____________________ Любовь - _____________________ Честь - _______________________ Милосердие - _____________________ Правда - ______________________ 4.Культурные традиции – это__________________________ ___________________________________________________ ^ Составьте рассказ о традициях вашей семьи, используя вопросы на странице 5 учебника. Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов! Урок по теме «Россия – наша Родина». 1.Подберите однокоренные слова к словам Родина -____________________________________________ ___________________________________________________ Отечество - _________________________________________ ___________________________________________________ 2.Посмотрите атласы и запишите названия нашей Родины в разные времена: 1________________________________________________ 2________________________________________________ 3________________________________________________ 4________________________________________________ 5________________________________________________ 6________________________________________________ 3.В нашей стране проживает_______миллиона человек. 4.Народы России говорят на ________ языках. Домашнее задание: 1.Напишите название известных городов России и Алтайского края:___________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ 2.Название рек и озёр России и Алтайского края: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Если бы вас попросили рассказать о том, чем вам нравится малая родина – Алтайский край, Горняк, - какие достопримечательности вы бы посоветовали обязательно посмотреть? Составьте об этом устный рассказ. Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов! |
![]() | Наша Родина носит красивое и звучное имя – Россия. Многие считают эту страну загадочной, таинственной. А вы со страниц устного журнала... | ![]() | Наша Родина Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся. Наша страна большая и очень красивая |
![]() | Слайд №2 Родина. Она есть у каждого, у всех. И куда бы ни забрасывала нас судьба, на каком краю земли мы бы не оказались, Родина... | ![]() | Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры |
![]() | Н. Н. Есть на карте Свердловской области скромный уголок земли, имя которому – Большой Исток. Это наша родная сторонка, наша малая... | ![]() | Лаврентьева Т. К. – руководитель информационно-методического центра отдела образования администрации города Георгиевска |
![]() | Яценко Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №3 г. Бородино Красноярского края | ![]() | Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику |
![]() | Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич,, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб,... | ![]() | Цель урока: Сформировать представления у обучающихся о понятиях «Российская Федерация», «субъекты Российской Федерации», «государственный... |