ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по аппликации реализует образовательную область «Художественное творчество» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Лукоморье» муниципального образования город Ноябрьск.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи «Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Реализация данной программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности 1 раз в 2 недели, всего 18 раз в год, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в неделю для детей шестого года жизни составляет не более 25 минут.
Данная программа имеет целью формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (аппликация);
- развитие детского творчества ;
- приобщение к изобразительному искусству.
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный
компонент, который представлен следующими темами:
- «Детский сад»
- «Мой дом – Север. Профессии»
- «Осень. Лиственные деревья.»
- «Грибы. Ягоды.»
- «Мой город. Моя улица.»
- «ПДД. Транспорт.»
- « Дикие животные.»
- «Зима. Зимние забавы.»
- «Зимующие и перелетные птицы.»
- «Хвойные деревья.»
- «День оленевода»
- «Весна»
- «Насекомые».
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.*
*Пункт 2.10 Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655
Возможные пути интеграции образовательной области «Художественное
творчество». По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
- «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу и результатов продуктивной деятельности.
- «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
- «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
- «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
- «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
- «Музыка», «Чтение художественной литературы» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество». ^
(образовательная область «Художественное творчество»)
^
| Средства, методы и приемы
| Формы организации детей
| Примерный объем (в неделю)
| ^
| Непосредственно образовательная деятельность
| Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации
| Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры. Разговор об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.
Чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий.
Рассматривание эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайндеятельности.
Исследования.
Детские игровые проекты.
Экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки.
Дошкольники посещают музеи вместе с родителями.
Детско-родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция».
Ситуации индивидуального и коллективного творчества, способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремления договариваться друг с другом, радоваться общему результату.
Использование современных информационных технологий: ресурсно виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.
Упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные творческие способности.
Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства – музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, Кощея, птиц и животных.)
Создание творческих работ при использовании разных видов деятельности, изобразительных техник и материалов: фантазирование на темы: «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета грусти и радости»; сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, аппликации и лепки; применение нетрадиционных изобразительных техник (Коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонити).
| Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
| 20 мин.
| Родительские собрания
Консультативные встречи
Вечера встреч
«Круглые столы»
Тематические выставки
Дни открытых дверей
КВН
Викторины
Праздники
Семейные конкурсы
Экспресс-опрос
Обмен опытом
Видеоопрос
Выставки-презентации
Семинары
Семинару-практикумы
Анкетирование
Интервьюирование
Интерактивное общение
Видеопрезентации
|
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МАДОУ обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности, содержание мониторинга и ответственного.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Формы мониторинга – наблюдение за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа, критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга 1 раз в год (май) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с Программой.
^
№п\п
| Тема
| Количество
| Объем
| 1.
| Аппликация по образцу
| 10
| 4ч10мин
| 2.
| Аппликация по замыслу
| 4
| 1ч40мин
| 3.
| Аппликация объемная по представлению
| 4
| 1ч40мин
|
|
|
|
|
| Итого:
| 18
| 7ч30мин
|
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
и интегративных качеств у детей
Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжки графика, народное декоративное искусство, скульптура).
Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знает особенности изобразительных материалов.
Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
^
Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие ( квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. ^ Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится один раз в год (май) в конце учебного года в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.
^ 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушения речи).
2 Э. К. Гульянц. И. Я. Базик. Что можно сделать из природного материала.
3. Н. В. Штейнле. Изобразительная деятельность.
Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности.
Т.Г. Казакова. Развивайте у дошкольников творчество.
Н.П. Саккулина. Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду.
М.А. Гусакова. Аппликация.
Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду.(Программа и методические рекомендации).
Т. С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
^
Дата
(месяц)
| Календарь праздника
| Тема, форма проведения
| Содержание
| Компонент ДОУ
| Материал
| Сопутствующие формы работы
| План
| Факт
| сентябрь
| День нефтяника: мой дом – север, профессии
| 1.«Чум» (Ком.178)
| Учить детей создавать несложную композицию; закреплять приемы вырезывания и наклеивания
| Физ-ка «Братцы»
^
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, матерчатые бумажные салфетки
| Рассматривание картин, ч.х.л., песни о городе.
|
|
| ^ детский сад, профессии
| 2.«Детский сад мы строим сами»
(аппликация модульная)
Лыкова, стр. 66
| Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики). Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно – выразительными средствами. Развивать чувство композиции
| Физ-ка
«руки в стороны»
^
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, матерчатые бумажные салфетки
| Рассматривание иллюстраций, наблюдение, чтение художественной литературы, отрывок стих. В. Маяковского «Кем быть?»
|
|
| октябрь
| Всемирный день животных: домашние животные
| 3.«Наша ферма»- аппликация из геометр. фигур. Лыкова.с.42
| Познакомить возможность создания образов разных животных. Закрепить умение вырезать овалы из бумаги сложенной пополам.
| Физ-ка «Кролик» Кислова,стр.79
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, матерчатые бумажные салфетки
| Рассматривание иллюстраций, беседа о животных, д,игра «Чей детеныш?», геометрическая мозаика, загадывание загадок.
|
|
| ^ «Откуда хлеб пришел»
| 4.«По замыслу» Комарова,97
| Развивать умение задумывать содержание своей работы в соответствии с умениями и навыками. Закрепить умение вырезать и аккуратно наклеивать изображения.
| Физ-ка «Руки вверх, в кулачок» Петрова, стр.38, 48
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, матерчатые бумажные салфетки
| Беседа, рассматривание сюжетных иллюстраций, чтение стихотворения о хлебе.
|
|
| ноябрь
| День единения и
примирения: «наша Родина – Россия»
| 5.«Корабли охраняют нашу Родину» Комарова.169
| Упражнять в вырезывании и составлении и зображения предмета, передавая основную форму и детали. Воспитывать любовь к Родине.
| Физ-тка «Буратино» Кислова, стр.16
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, матерчатые бумажные салфетки
| Беседа о Родине. Слушание песен, стихов о Родине, о России.
|
|
| ^ Моя улица.
| 6.«Наш город – улица года» -сюжетная аппликация. Лык.с.30 Швайко, стр 104
| Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой. Совер-ть технику вырезания ножницами.
| Физ-тка «Карусели» Кислова. Стр.107
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, матерчатые бумажные салфетки
| Рассматривание иллюстраций, игр. упр-е «Скажи наоборот»; д.игра «Скажи со словом городской»
|
|
| декабрь
| Зима.
| 7.«Цветочные снежинки»- декоративная аппликация. Лык.с.102
| Учить детей вырезать снежинки. Закрепить способ симметричного вырезывания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз.
| Физ-тка
«Снег, снег, белый снег»
^
| Красивые фантики 30-50 шт.; ножницы, дид.пособие «Бумажный фольклор» с элементами прорезного декора.
| Подготовка коллекций фантиков; беседа о старинных народных традициях украшения окон к зимним праздникам. Показ детям снежинок вырезанных из цветной фольги.
|
|
| ^ Обувь. Головные уборы.
| 8.«Нарядные пальчики»(пальчиковый театр)-с элементами конструирования. Лык.с.86
| Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое.
| Физ-тка «Пальчик-мальчик» .Лык.с.86
| Прямоугольники и квадраты, вырезанные из цветной бумаги, мягкой ткани, фольги, фантики, ножницы, фломастеры для дорисовывания рожиц на пальчиках.
| Рассматривание кукольной одежды. Игра с силуэтными куклами( подбор одежды для разных ситуаций – праздника, зимней и летней прогулки, работы и т.д.)
|
|
| январь
| Каникулы.
| 9.«Снеговики в шапочках и шарфиках»- из бумаги с элементами рисования. Лык.с.90
| Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путем сложения его пополам.Развивать глазомер.
| Физ-тка
«Зарядка»
^
| Квадраты и прямоугольники разного размера, вырезанные из мягкой бумаги белого, розового цвета; ножницы, клей, фломастеры для дорисовки.
| Рассматривание шапочек и шарфиков. Лепка снежных фигурок и сооружений, снеговиков и других форм из мягкого снега на прогулке. Экспериментирование с бумагой разной фактуры и плотности.
|
|
| ^ Дикие животные зимой.
| 10.«Кто в лесу живет»
Лыкова, стр. 60
| Учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы
| Физ-тка «Тень, тень - потетень»
^
| Бумага для показа обрывной аппликации, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, силуэты изображения лесных животных.
| Беседа, рассматривание энциклопедии, календарей, чтение
стихотворения
|
|
| Птицы: зимующие, домашние
| 11. «Золотой петушок»
^
Казакова, стр. 164 «Синички». Швайко с.53
| Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Совершенствовать технику аппликации – самостоятельно выбирать и сочетать способы аппликации
| Физ-тка
«Птички прыгают, летают» Кузнецова, стр.42
| Бумага для показа обрывной аппликации, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, силуэты изображения птиц
| Рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа о сказочных птицах, чтение стихотворений, считалок, загадок о разных птицах
|
|
| февраль
| Международный день повара. Труд повара. Пищевые продукты. Посуда.
| 12.«Жила-была конфета» - Лыкова, стр.78 (по замыслу)
| Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития.Развивать композиционные умения.
| Физ-тка «На носочки поднимайся»
^
| Наборы цветной бумаги, краски, баночки с водой,ножницы, клей, матерчатые и бумажные салфетки.
| Рассматривание иллюстраций витрин магазин, буклетов и страничек рекламных буклетов, беседа о кондитерских продуктах, о посуде, о труде повара.
|
|
| ^
| 13.«Матрос с сигнальными флажками» Комарова,стр.118
| Упражнять в изображении человека в вырезывании частей, костюма.рук, ног, головы. Закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной вдвое.
| Физ-тка «Будто ты солдатик стойкий» Кузн.стр.63
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, салфетки.
| Чтение стих. , пение песен, беседа с детьми о прочитанных рассказах о российских воинах.
|
|
| март
| День оленевода: дом, мебель.
| 14.«Заснеженный дом» Лыкова, стр.112
| Учить создавать выразительный образ заснеженного дома, расширить спектр технических приемов обрывной аппликации.
| Физ-ка «Вот на краешке с опаской» Кислова, стр.120
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, салфетки.
| Чтение х.л., беседа, рассматривание картин, загадать загадки.
|
|
| ^ Рыбы.
| 15.«Рыбки в аквариуме»- коллективная.Лык.стр.194, Комарова,157
| Продолжать учить детей силуэтному вырезыванию на глаз простых по форме предметов. Развивать координацию движений рук и глаз.
| Физ-ка «Семейная зарядка» Кислова, стр.48
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, салфетки.
| Рассматривание плаката «Морская азбука», комплекта карточек с изображением рыбок.
|
|
| апрель
| День космонав- тики
| 16.«Звезды и кометы»- (подг.) Лыкова, стр.180
| Вызвать интерес к составлению созвездий из вырезанных звезд. Развивать внимание, чувство формы. Учить вырезать пятилучевые звезды.
| Физ-ка «На рекете мы летим»
| Фольга золотистая, серебристая, цветная бумага разной фактуры, ножницы, клей, салфетки
| Рассматривание картин, иллюстраций, беседа, загадать загадлки, прочитать стихотворения о первом космонавте.
|
|
| ^ Наше тело.
| 17.«Веселые портреты» Лыкова, стр.18
| Учить детей составлять портрет из отдельных частей.Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое.
| Физ-ка «Семейная зарядка» , Кислова.стр.48
| Цветная бумага для причесок, ножницы, клей, матерчатые салфетки, картон.
| Чтение романа-сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе». Рисование палочками на песке.Беседа о здоровье.
|
|
| май
| День Победы.
| 18.«Открытка – пригласительный билет» Комарова, стр.135
| Закреплять умение задумывать содержание своей работы.Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами.
| Физ-ка «Будто ты солдатик стойкий» Кузнецова, стр.63
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, салфетки.
| Беседа, рассматривание иллюстраций. Слушание песен о Дне Победы.
|
|
| Международный день семьи.
| 19.«Наша дружная семья» Лыкова, стр.124
| Учить детей оформлять самодельный семейный альбом.Развивать композиционные умения, чувство цвета.
| Физ-ка «Семейная зарядка"
| Цветная бумага, простые, цветные карандаши, клей, ножницы, кисточки, салфетки.
| Беседа, рассматривание семейных альбомов. Чтение худ. лит-ры.
|
|
| |