Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности




НазваниеСодержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности
страница1/6
Дата публикации06.08.2014
Размер0.91 Mb.
ТипИсследование
lit-yaz.ru > Культура > Исследование
  1   2   3   4   5   6





С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3-7
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности.

1.1. Принципы культурно-досуговой деятельности и их особенности…………………………………………………………………8-14

1.2. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении…………………………………………………………………15-24

1.3. Работа социального педагога по организации культурного досуга школьников в современных условиях…………25-34

1.4. Современные формы культурно-досуговой деятельности, их особенности, характерные черты……………………………………….35-43
ГЛАВА 2. Практическое исследование социально-педагогической деятельности в области организации культурного досуга современных школьников.

2.1. Констатирующий этап практического исследования……...44-57

2.2. Формирующий этап практического исследования…………58-67

2.3. Итоговый этап практического исследования………………..68-74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение

Актуальность
В наше время культурно-досуговая деятельность широко распространена и имеет великое множество её видов и форм. Она является неотъемлемым механизмом воспитания, образования и социализации не только детей и подростков, но всех и каждого. Многие великие деятели не раз подчеркивали истинную значимость культурно-досуговой деятельности, как рычага становления и одухотворения личности. Что же несет собой она? Под культурно-досуговой деятельностью подразумевается ряд целенаправленных специально организованных мероприятий с целью духовного обогащения, воспитания чувства патриотизма, чувство гражданской ответственности, гражданского долга, расширения кругозора и тп. Из этого мы видим, что направлений культурно-досуговой деятельности очень и очень много, так как существует великое множество тематик, таких интересных и познавательных тем, о которых участвующий в процессе культурного досуга даже мог и не подозревать. В современной России существует уже сложившаяся кульутрно-досуговая традиция, которая несет в себе просветление сознания, становление духовности. Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в то же время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

В процессе развития направления культурно-досуговой деятельности сыграли немалую роль идеи о взаимосвязи социальных и педагогических факторов в процессе целостного формирования личности, о единстве процессов воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития личности (В .П. Бедерханова, Л.И.Новикова, Н.Е. Щуркова). Выявлено, что впервые высказанная А.С. Макаренко идея о значимости детского коллектива для развития личности отдельного индивида получила развитие в последующем в науке и практике зарубежной и отечественной педагогики (О.С. Газман, И.П.Иванов, В.А. Караковский, Л.И.Новикова, С.А.Шмаков и др.)
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Становление позитивного отношения к досугу, рациональная его организация, является необходимым условием обогащения пространства социализации и саморазвития личности подрастающего человека.

Разработкой проблемы досуговой деятельности и активного отдыха человека занимаются представители различных сфер науки. Философы рассматривают досуг как свободную, «самоценную деятельность» и подчеркивают, что основой досуга является социальная и духовная активность личности, которая характеризуется особой жизненной позицией, ориентированной на неформальное, свободное притягательное общение и удовлетворение спонтанных интересов, а, следовательно, является первым опытом социального самоутверждения человека (Л.П. Буева, В.Д. Патрушев, Г.Н. Филонов).
Социологи отмечают значимость досуга для усвоения социальных норм и правил внутренней свободы, данной природными и приобретенными дарованиями, и внешней свободой, данной обществом (Б.А. Грушин, Б.Г. Мосалев, З.А.Петрова, В.Н. Пименова)
Представители медицины и психологи отмечают, что активный досуг, как естественное психо-физиологическое состояние, способствует выбросу психической энергии и психологической разгрузке. (А.А. Дубровский, С.А. Касьбанова, А.А. Микулин).
Социально-педагогический смысл досуговой деятельности раскрывается в педагогических исследованиях: он многомерен и вбирает в
себя времяпрепровождение ребенка с использованием ресурсов таких масштабных феноменов, как спорт, туризм, прикладное творчество, техническое моделирование, рисование, и игровую, танцевальную, театральную деятельность и, прежде всего, разнообразное общение. (Л.Н. Буйлова, Е.И. Добринская, Г.А. Евтеева).

Но во всех подходах идет толкование о досуговой деятельности на основании определенных принципов, столпов организации свободного времени, а также характерных особенностей для данного вида деятельности. Главной особенностью является то, что мир вокруг нас постоянно меняется, преобразует и преобретает новые формы, которые несомненно влияют на весь педагогический процесс. Следовательно и организация культурно-досуговой деятельности должна идти в ногу со временем и прогрессом, так как именно современными формами и видами деятельности можно вовлечь и заинтересовать современную же молодежь. Эта особенность является константой, которую нужно учитывать в организации плодотворной культурно-досуговой деятельности.

Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования: «Особенности культурно-досуговой деятельности социального педагога в современных условиях».

Проблема исследования:

Каковы особенности видов и форм культурно досуговой деятельности школьников?

Цель работы:

Изучить особенности культурно-досуговой деятельности современных школьников.
Объект исследования:

Культурно-досуговая деятельность учащихся в условиях современной школы.

Предмет исследования:

Социальный педагог в организации культурного досуга современных школьников.

Гипотеза исследования:

Современная культурно-досуговая деятельность обладает множеством видов и форм её проведения, социальный педагог должен ориентироваться в этой области для более успешных результатов своей работы.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

- выявить основные принципы культурно-досуговой деятельности;

- определить, как работают принципы культурно-досуговой деятельности в современных условиях;

- изучить особенности деятельности социального педагога;

- структурировать современные формы культурно-досуговой деятельности;

- обозначить особенности современного культурного-досуга;

- экспериментально показать работу особенностей и принципов на примере культурно-досуговой программы.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- изучение документации;

- наблюдение;

- беседа;

- социометрия;

- игровые методы;

- агитационные методы;

- методы планирования и организации;

- тренинги

- изучение продуктов деятельности.

База исследования:

Исследование проводится на базе средней общеобразовательной школы №99. Района Фили-Давыдково города Москвы.

Работа проведена в 3 этапа:

  1. Поисковый этап работы.

  2. Исследовательский (экспериментальный) этап работы.

  3. Итоговый (контрольный) этап работы.


Глава 1. Теоретические основы руководства социальным педагогом культурно-досуговой деятельностью современного школьника.

1.1. Принципы культурно-досуговой деятельности и их

особенности.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. Поэтому система культурно-досуговой деятельности просто необходима для правильной социализации и воспитания детей. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция. Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. [24., c. 5-18]

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

1. ^ Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов. Досуг, по определению философа М.С. Кагана, особый вид деятельности, предполагающий и интеллектуальные, и духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение; а значит и доступность культурного досуга должна быть максимальной, так как каждый человек имеет разностороннее развитие, раскрывающееся в процессе досуговой деятельности. В наше время открывается всё больше и больше культурно-досуговых центров, домов творчества, музеев и прочих учреждений, служащих идее духовного и интеллектуального обогащения детей. Самое главное, что эти заведения действительно доступны абсолютно для любого пришедшего и желающего примкнуть. Более того, в наше время широко развита сеть знакомства детей и подростков с подобными заведениями, чтобы они сами могли по своим интересам и потребностям выбрать себе тот досуг, который для них наиболее близок. [44., c. 43]Существуют специально созданные и организованные программы культурного досуга для детей и подростков. Сюда входит и посещение музеев, кинотеатров, домов творчества, разнообразных культурных учреждений, учреждений патриотического направления, музыкальных и изобразительных студий и т.п. В рамках культурно-досуговой деятельности также организуются различные увлекательные и познавательные экскурсии, обучающие игры, различные виды приобщения к прекрасному.

Г.Н. Филонов: «Детский коллектив является составной ячейкой общества, в которой осуществляется важнейшая задача – формирование нового человека. Поэтому в определенной мере он воспроизводит систему отношений, составляющих основу накопления молодежи социального и нравственного опыта». Ведь каждому присуще внутреннее чувство красоты, чувство прекрасного; в нас уже врожденна вера в любовь, в культуру, так как человек – существо социальное. [68]

Каждый имеет право приобщиться к духовности. Поэтому в наше время сеть культурного досуга очень и очень широка и доступна для каждого, что является неотъемлимым фактором благополучной социализации детей и подростков.

2. ^ Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей. [46]

Высказывание Г.Л. Смирнова отображает всю суть и значимость культурно-досуговой деятельности: «Перед воспитанием стоит своего рода сверхзадача – выработать у подрастающих поколений стремление и умение заниматься самовоспитанием, умение соизмерять свои желания и поступки с общественными принципами и нормами, жить во имя больших общественных целей». [68]

Суть данного принципа непосредственно в культурно-досуговом процессе заключена в том, что внимание ребенка не должно быть опосредованным, рассеянным, оно должно быть сконцентрировано и включено в процесс приятия культурных ценностей. Механизмом является непосредственно самодеятельность. Она показывает уровень заинтересованности детей, уровень их морально-нравственной обогащенности, их интерес. Самодеятельность – это процесс непосредственного воспроизведения полученной информации для её лучшего усвоения. Согласитесь, что всегда приятней делать что-то своими собственными руками, своим собственным умом и воображением, нежели просто слушать лекцию. [22., c. 183] В процессе самодеятельности включается и работает творческое воображение, творческое мышление, которые основаны на желании сделать своё произведение не просто, как сам факт, но сделать его как можно лучше! Это принятие основной социальной роли – роли добропорядочности, доброкачественности.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. [61]

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.

3. ^ Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника культурно-досуговой акции. [25., c. 54-58] Каждый педагог, занимающийся культурно-досуговым обогащением своих подопечных должен осознавать, что каждый ребенок, каждая личность в своем роде уникальна, поэтому к каждому отдельному ребенку должен быть совершенно индивидуальный дифференцированный подход. Целью которого является донесения до каждого ребенка истинного смысла и максимального количества культурных ценностей, заложенных в основу каждой конкретной культурно-досуговой программы. Cоциально-философские и психологические гуманистические идеи об общественной сущности человека, о влиянии внешнего и внутреннего на процесс формирования и трансформаций личности, раскрытые в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, И.В.Дубровиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна.
Основная задача – заинтересовать каждого отдельного ребенка, создать такие условия, в которых ему было бы наиболее приятно и интересно получать и усваивать информацию. В наш век гуманистического подхода этот принцип наиболее актуален и действенен. Личность ребенка является главной целью педагогического процесса, поэтому основное внимание уделяется именно комфорту и качеству развития именно личности ребенка, морально-нравственному обогащению.

4. ^ Принцип систематичности и целенаправленности предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. [43., c. 12]

Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом. Но самое главное, что все должно быть связно, неразрывно и непрерывно. Деятельностный подход, предполагает, что основой, средством и условием развития личности является деятельность субъекта (К .А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, И.А.Зимняя, М.С. Каган, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина).
Подход должен быть именно системным, чтобы обеспечить максимальную обеспеченность ребенка информацией и ценностями. Одна программа должна следовать в неразрывной связи за другой. К примеру: посещение музея, посвященного Великой Отечественной Войне должно быть непосредственно связанным с последующим мероприятием (например патриотической викториной, конкурсом чтецов и тп.) на тему патриотизма и почитания ветеранов Великой Отечественной. Каждый метод в своем роде имеет малое значение в воспитании и социализации детей. Результат может принести именно целостный подход к решению поставленной задачи. 5. Принцип преемственности в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое. Ведь культурный дух заложен именно в имеющемся опыте, сложившемся на протяжении многих и многих десятков лет. Проявлением взаимодействия поколений как раз и является такой механизм, как «традиции». В традициях лежит основа всей культуры, всех ценностей, всех социальных установок. [24] Это и уважение и почитание старших, это и вежливое общение, знание своего культурного наследия, понимание морально-нравственных ценностей общества, социальных установок. Основной задачей данного принципа является то, что ребенок должен осмыслить увиденное, услышанное, пропустить через себя и осознать, что он – единичка всего этого мира, является его неотъемлимой частью и его продолжением, достойным продолжением. Ребенок должен стать проводником этих традиций и установок для следующего поколения, стать самим носителем родной культуры.

6. ^ Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. [29] Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник. Всё это для наиболее лучшего усвоения ребенком информации. Ведь наиболее четкие воспоминания у человека связаны именно с положительными эмоциями, с яркими впечатлениями. Есть одно высказывание, которому уже больше, чем сто лет: «Самый страшный враг педагогического дела – рутина». [67] Принадлежит оно О. Кайдановой, но, не смотря на свой возраст, оно по прежнему актуально и справедливо и в наши дни. Поэтому культурно-досуговая программа должна быть не только познавательной, но и увлекательной; а так как мы имеем дело непосредственно с детьми – то наиболее лучшим вариантом является как раз вариант игры. Дети любят играть, соревноваться, а если это соревнование еще и во благо, которое несет в себе принципы морально-нравственные и интеллектуальные, то это является абсолютно верным ключом к решению педагогических задач.

А.В. Мудрик: «Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки культурно-досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки)». [68]


1.2. ^ Деятельность социального педагога в образовательном учреждении.
«Социальный педагог - это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая; социально-педагогическая; воспитательная; культурно-просветительская; коррекционно-развивающая; управленческая.

Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Основу их деятельности составляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей. Они оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями. В учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением в штатном расписании предусматривается введение ставки социального педагога из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 воспитанников. Такая должность обязательно должна быть и в штатном расписании образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». [54]

Так гласит правовой документ об основах работы социального педагога. Он представляет собой комплекс общих положений, но не раскрывает сути профессии. Так чем же занимается социальный педагог и каковы его функции на местах?

Социальный педагог – специалист по работе не только с нуждающимися в помощи детьми и семьями, но с весьма и весьма широким контенгентом и профилем деятельности. Но суть его именно в помощи и поддержке успешной социализации детей. Для обеспечения поставленной профессиональной перед социальным педагогом открыт широкий спектр программ, методик, средств и методов ведения профессиональной деятельности. К ним относятся и формы работы с семьей, с администрацией учебного заведения, работа непосредственно с ребенком, юридические, медицинские, педагогические, психологические, философские, социологические аспекты. Многообразие форм и видов социально-педагогической деятельности обуславливается нечетко прописанным функционалом социального педагога, несмотря на имеющийся табель обязательств социального педагога перед учреждением-работодателем. Именно «работодателем», так как социальный педагог работает не только в учреждениях образовательного типа, но и в милиции, и даже известны случаи социального педагога в составе Вооруженных Сил Российской Федерации на посту доселе именуемом как «политрук». [65]

Социальный педагог ведет свою деятельность на основе запроса: от администрации, от родителей, от комиссии по делам несовершеннолетних и тп. Деятельность социального педагога регламентируется законодательными актами, должностными обязанностями и морально-нравственными устоями. Например: социальный педагог не имеет права вести частного психологического исследования, так как не имеет на это обязательного медицинского диплома, также он не может ставить диагнозы, в итоге работа социального педагога несет своего рода рекомендательный и статистический характер, зачастую являясь именно «специалистом-транзитом» между запросом и конкретным специалистом (психолог\медик\юрист и тп.) Но и, в то же время, социальный педагог является мощным самобытным регулятивным органом, который занимается серьезными вопросами касательно лишения родительских прав, распределение и передачи жилищной площади выпускникам детского дома и тп. [50]

  Мухарямова Н.С.: "Социальный педагог обеспечивает физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил". [68]

Социальный педагог на базе образовательного учреждения обладает не узким профильным функционалом, а является «носителем» многих знаний по разным направлениям. Социальный педагог включает себя определенную весомую часть школьного психолога, зачастую являясь именно им, педагога дополнительного образования, вожатого летнего лагеря, школьного юриста и тп. Он не должен ограничиваться лишь своим функционалом, так как социальный педагог это именно тот специалист, который должен жить и «дышать» своим делом, так как в школе этот человек имеет большую власть и подчиняется лишь только непосредственно директору школы. Настоящий специалист должен знать очень многое о том месте, где и с кем он работает, поэтому ведется активная работа с педагогическим коллективом, изучение материально-технической базы образовательного учреждения; также положительным фактором является непосредственное участие в организации внутри- и внешкольных мероприятий и даже их инициирование. К социальному педагогу дети и весь педагогический коллектив должен тянуться, так как профессионал может успешно помочь практически любому. Это не просто красивые слова, так оно и обстоит на самом деле. [23., c. 45-49]

Социальным педагогом ведется активная работа по изучению внутришкольного климата, организация внешкольных связей: сюда входят и муниципальные административные учреждения, и различные культурно-досуговые заведения, центры творчества, центры повышения квалификации и прочая целевая инфраструктура по содействию в организации продуктивной работы образовательного учреждения. И соответственно социальный педагог должен уметь продуктивно работать в среде взаимоотношений во всех сферах своей деятельности. Его личные и профессиональные качества, знания, умения и навыки должны быть абсолютно компетентными, так как фактически в наших руках будущее нынешнего поколения, а значит и наше собственное будущее. Прежде всего, важна мотивация. Мотивация должна быть в меру альтруистической на основе биофильной ориентации. [44., c. 43] Это, наверно, идеальное сочетание для умелого специалиста. Среди личных качеств социального педагога важна эмпатия, гуманизм, интеллектуальность, коммуникабельность, всесторонняя развитость, а самое главное, конечно же, любовь к детям и своей профессии. Среди профессиональных качеств важна прежде всего компетентность, способность к принятию решений, целеустремленность, организаторские способность и владение профессиональными коммуникативными навыками. Также в профессиональную компетентность входит и владение техническим обеспечением, способность чувствовать себя комфортно в любой сложившейся ситуации. [61]

В своей социально-педагогической деятельности необходимо придерживаться определенных принципов, устоев и законов. Основное педагогическое правило «Не навреди!» является основным и в социально-педагогической среде. Деятельность опирается прежде всего на принцип гуманизма. Нет детей более нуждающихся или менее нуждающихся, все люди на Земле – это одно целое человечество, вне расы, вне национальности, вне материального положения. К устоям относится сама структура процесса деятельности. [55]

Пример:

- На первом этапе осуществляется выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель, задачи, понятийный аппарат; выдвинута рабочая гипотеза; изучалась и анализируется научная философская, социологическая, социально-педагогическая и психологическая литература, анализ государственных нормативных актов, тематических программ, осуществляется первичный сбор эмпирического материала с тем, чтобы сформулировать исходные позиции работы; разрабатывается программа опытно-экспериментальной работы для апробации теоретической концепции исследования.

- На втором этапе проводится опытно-экспериментальная работа (формирующий эксперимент), на основе которой уточняется рабочая гипотеза;

- На третьем этапе анализируются, обобщаются и оформляются результаты проведённого исследования, разрабатываются научно-методические рекомендации по внедрению их в практику. Основные методы исследования: контрольный эксперимент, статистическая и графическая обработка данных, интерпретация полученных результатов.
Необходимым фактором является научная новизна исследования.


В своей деятельности социальный педагог в России в основном опирается на 3 документа:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка; [28]

2. Закон об образовании РФ;

3. Конституция РФ.

Социально-педагогическая деятельность строго регламентирована законодательными актами и сам специалист не имеет права заниматься какой-либо частной коммерческой практикой на стороне.

Основной функционал социального педагога в образовательном учреждении можно изобразить в виде схемы:



Социальный педагог в отличие от других специалистов в своей деятельности должен уделять особую роль и значение работе с семьей. Именно в семье ребенок проводит основное свое время и именно там он должен получать максимум тепла, любви, ласки и понимания. Работа с семьей ведется для коррекции внутрисемейного климата, психолого-педагогической поддержки воспитания и тп. [49]

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [2]

Существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

^ Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

^ Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

^ Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

^ Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. [3., с. 20-23]

Во все времена школа не оставляла без внимания работу с семьей и социальным окружением своих учеников. Но это, как правило, происходило от случая к случаю, чаще всего по каким-то чрезвычайным поводам. Сейчас в учебных заведениях появились специальные люди, призванные постоянно и целенаправленно заниматься с детьми, испытывающими трудности в процессе социализации, попадающими под негативное влияние. Не обвинитель, а защитник. Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детишками, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой группы риска вдвойне, а то и втройне сложнее. [40]

Анализ деятельности социальных педагогов Москвы и Московской области показывает, что многие из них ограничивают свою работу лишь формальными действиями. Составляют списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживают связи с различными социальными учреждениями. Все это, безусловно, нужно, но главное в другом. Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала является, во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска». [42] Таким образом, основной объект деятельности - подростки и их социальное окружение. Эта работа может принести плоды лишь тогда, когда ведется целенаправленно и систематически, а не носит, как показывает анализ, ситуативный и стихийный характер, начинаясь только тогда, когда подростки уже совершили неблаговидные проступки. К тому же подчас она носит формальный характер: пригласят родителей, поприсутствуют на комиссии по делам несовершеннолетних. Еще проведут с самими подростками назидательную или устрашающую беседу. Воспитательный эффект от таких действий незначителен: подросток молча или с определенными комментариями выдерживает все процедуры и продолжает прежний образ жизни.

Есть и такая тенденция: так называемых «трудных» стараются привлечь к участию в школьных мероприятиях, но такое «привлечение» чаще всего заканчивается в лучшем случае пассивным присутствием, а чаще - отсутствием или какой-нибудь выходкой. [44]

Подростки остро чувствуют искусственность подобных действий и соответствующим образом на них реагируют. Очевидно, что их интересы лежат за пределами школы, и именно там они получают возможность самореализации. И воспитатели, которые в своих действиях не выходят за школьный порог, оказываются бессильными что-либо изменить.

Ставка некоторых социальных педагогов лишь на различные формы просветительной деятельности, такие, как беседы о вреде курения и употребления алкоголя и наркотиков, об ответственности за правонарушения, приносит кое-какие положительное результаты, но не является панацеей, позволяющей добиться успеха. Факты свидетельствуют, что основные просчеты и ошибки в работе с детьми «группы риска» состоят в том, что педагоги, как правило, используют репрессивные, подавляющие формы и методы, не учитывают специфику мировоззрения и психологии этих подростков. Такие методы в большинстве случаев не достигают эффекта даже в работе с благополучными школьниками, а уж на детей, имеющих склонность к асоциальному поведению, и вовсе не действуют. Социализация таких детей предполагает иные принципы и подходы. Надо учитывать, что социальный педагог всегда имеет дело с конкретным случаем, с отдельной личностью и должен учитывать все особенности ее становления и социального окружения. Основной способ его деятельности - поддержка позитивных устремлений, помощь в самореализации, физическом и духовном развитии. Он призван стать для ребенка, имеющего неблагоприятный социальный фон, защитником его интересов; создавать условия для изменения общественного мнения в позитивную сторону, проявляя уважение к личности, терпение и веру. Свою деятельность он строит на совместном с подростком поиске путей и способов самореализации в организованном культурном пространстве, показывая все его преимущества перед стихийными группами. [65]

Будучи координатором воспитательной деятельности как внутри школы, так и за ее пределами, он поддерживает у родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы гуманистический подход. В его задачу входит изменение отношения взрослых к процессу социального взросления детей, к осознанию ими того факта, что только контролирующая функция, которую они выбирают как основную, не убережет подрастающее поколение от различных негативных влияний. Надо помочь ребенку сформировать определенную систему ценностей, научить взаимодействовать с различными людьми, а для этого никогда, особенно в трудном отроческом возрасте, не терять душевного контакта с ним, создавая условия для развития положительного социально-активного начала. Родители и учителя - союзники социального педагога, им необходимо совместно вырабатывать стратегии педагогической и социальной поддержки. [57., c. 56]

Деятельность социального педагога чрезвычайно важна в современной школе.

^ 1.3 Работа социального педагога по организации культурного досуга школьников в современных условиях.

в структуре личности подростка нет ничего

устойчивого, окончательного, неподвижного…
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconОрганизация работы в рамках городской опорной методической площадки...
Ром прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает...

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconЕжели вы вежливы. Сценарий занятия в «Школе Мальвины»
Бюджетное учреждение культуры Большереченского муниципального района Омской области в сфере культурно-досуговой деятельности и

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconРазвитие культурно досуговой деятельности в 2010 году
...

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности icon5. Программа конкурса
Организация культурно – досуговой деятельности, развитие творческого потенциала трудящейся молодежи

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconМетодические рекомендации по теме: «Формы организации культурно досуговой...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Норильска»

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности icon• уроки культуры чтения
Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconРекомендации по выполнению дипломной работы специальность "Социальная педагогика"
При этом тема и исследовательская часть работы должны отражать специфику социально-педагогической деятельности и быть связанными...

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconПрограмма культурно-досуговой деятельности «лето в стиле «актив»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconМетодическая разработка конкурса «Мы сочиняем и рисуем сказку»
Составитель: Ипатова Н. Т. – заведующий отделом культурно-досуговой деятельности мбук «оцнт и мр»

Содержани е введение глава теоретическое исследование работы социального педагога в области культурно-досуговой деятельности iconУчреждения (с указанием юр лица, филиала, отдела)
Информационно-методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности и народного творчества, повышение квалификации специалистов...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница