Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




Скачать 404.51 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/3
Дата публикации11.08.2014
Размер404.51 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции УМК «Гармония», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания ) МОУ « Куанпамашская ООШ» Новоторъяльского района Республики Марий Эл.

Тема воспитательной системы школы - воспитание эстетической культуры духовности, патриотических чувств у учащихся. Школа ставит следующие цели: воспитание высоконравственных, образованных, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине.
Задачи: внедрение современных технологий воспитания, ЗОЖ, направленных на духовно- нравственное развитие личности и сотрудничество семьи и школы в воспитании и обучении школьников.
Воспитательная работа является целостным образованием, которая состоит из разделов, направлений, обеспечивающих формирование целостной личности. Этот процесс целенаправленного развития личности к окружающей жизни, к разным её сторонам, к самому себе. В процессе образования и воспитания школа работает над формированием познавательной, творческой, самостоятельной деятельности, над воспитанием эстетической культуры, духовности, патриотических чувств у учащихся.
Основные направления воспитательной деятельности : воспитание познавательных интересов через конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, школьные олимпиады;
-воспитание патриотизма проводится на материалах краеведческой работы, истории и традиции школы , наших земляков через кружковую работу, исследовательскую деятельность. Идея патриотизма отражается в мероприятиях в честь ГСС Г.Ф.Бастракова, исторических датах календаря;
- воспитание нравственно- эстетических качеств включает формирование общечеловеческих норм морали, развитие культуры общения, развитие потребности в прекрасном , развитие творческих способностей детей. Эти задачи реализуются через этические беседы, часы общения классными руководителями, проводятся коллективно- творческие дела по направлению « Милосердие»- операции «Забота» , «Обелиск», конкурсы рисунков по различной тематике.

Спортивно- оздоровительное воспитание ведётся по программе « Здоровье». Это решается не только через уроки, но и через прогулки, экскурсии, игр на свежем воздухе. По плану спортивно-массовой работы проводятся различные соревнования школьников. Особое внимание в системе воспитательной работы уделяется работе детского объединения, насчитывается 5 отрядов. Основная цель - сделать жизнь детского объединения полезной и дать возможность для раскрытия и развития способностей отдельной личности. Для претворения в жизнь этих положений и выполнения цели вытекают следующие задачи :
-организация активного, интересного, полезного досуга;
- создание условий для самоутверждения личности в коллективе, раскрытие творческих способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- проявление заботы друг о друге, сплочение коллектива.

Способы достижения цели:
1 Организация разнообразной, творческой деятельности, участие в кружках, школьных и районных мероприятиях.
2.Для самоутверждения ребенка проводятся различные формы коллективной и групповой работы.
3. Организация деятельности, позволяющая приобретать навыки достойного поведения и усвоение правил этикета.
Работа детского объединения является частью воспитательной деятельности в школе. Направлением деятельности является развитие интересов и творческих способностей, возможность для раскрытия творческих способностей, культурно-массовых и спортивных мероприятий . Для решения поставленных задач проводятся различные дела по различным направлениям воспитательного характера. Дети проявляют свои способности в познавательных, спортивных КТД , принимают участие в районных, республиканских конкурсах.

Направление «Спорт и здоровье» входит в спортивно- оздоровительное воспитание. Это сознательное отношение к сохранению здоровья по программе «Здоровье», это решается через уроки, прогулки, экскурсии, игр на свежем воздухе, беседы, питание учащихся, прохождение медосмотра.. Мероприятия проводятся согласно плана спортивно-оздоровительной работы: классные часы общения, тематические встречи по ЗОЖ- «Курение- враг здоровья», «Наркотики : употребление и злоупотребление» и другие, спортивные соревнования. Дети с большим интересом занимаются в спортивных кружках: «волейбол», «футбол» не только в кружковые дни, но и в обычные , хотя температура воздуха в спортзале была низкой .В ежегодно проводимом районном конкурсе «Безопасное колесо» дети занимают призовые места , защищали честь района в республиканском конкурсе ЮИД. Отмечены памятными призами и дипломом. Работая по направлению «Милосердие» выходим за пределы школы: ухаживаем за обелиском, делаем лесенки через овраг, посещаем пожилых.

Направление «Свой голос» объединяет детей с целью развития личности в выпуске газет, её оформлении. Члены редколлегии проявляют активность самостоятельности, были выпущены 4 номера газеты «От А до Я». В районном конкурсе стенных газет заняли 3-е место.

Направление «Зелёный мир» предусматривает изучение природы, заботу об окружающей среде, экологическую работу. Поэтому проведение различных конкурсов, практические дела, экологические игры имеют большое значение с познавательной точки зрения. Ежегодно участвуем в конкурсе «Мир заповедной природы». Победители конкурса выезжают для получения наград в офис заповедника.

Деятельность д.о. осуществляется под руководством педагога – организатора, а также классных руководителей.

В системе дополнительного образования заняты учащиеся 5-8 классов. Дети вовлечены в краеведческий кружок « Поиск» через Дом Детского творчества. Кружок позволяет заниматься поисковой краеведческой и исследовательской работой. При школе функционирует краеведческий музей, в котором ведётся экскурсионная работа, работа с архивными документами, проводятся встречи с интересными людьми.

Воспитательные задачи решаются на каждом учебном занятии, во внеурочное время, на внеклассных и классных мероприятиях, нацеленные на духовное развитие личности. Это кружки творческого характера: «Музыкальный», «Умелые руки», «Художник-Тюбик». Дети мастерят, рисуют, изготавливают поделки, принимают участие в различных районных и республиканских конкурсах: «Природа глазами детей», «Мы - наследники Победы», « Золотые россыпи России» . Учащиеся выступают с музыкальными номерами, интермедиями на празднике пожилых людей, перед родителями, к Дню учителя, на Дне матери.

Система ученического самоуправления находится на должном уровне, у детей есть инициатива. Хорошо поставлена работа дежурных учащихся в школьной столовой. Работает актив учащихся. Но ученическое самоуправление может быть успешным, если дети сами будут участвовать в жизни школы, где есть стремление улучшить работу, где каждому есть дело, где проявляется инициатива и творчество.

Гражданско- патриотическое направление включает воспитание у учащихся чувства любви к своей малой родине, чувства патриотизма, становление гражданина в нравственном и физических отношениях, освоение духовных традиций своего народа. Воспитание патриотизма проводится на материалах краеведческой работы, истории и традициях школы, наших земляков через кружковую, исследовательскую работу. Идея патриотизма отражается в мероприятиях в честь ГСС Г.Ф. Бастракова, исторических датах календаря. Большую работу проводит учитель истории и ИКН Иванова А.Г. Её учащиеся принимают участие на краеведческих чтениях, конференциях, конкурсах «Мой семейный архив» , Краеведческие чтения, « Кладоискатели «, « История детского движения».
В школе функционирует краеведческий музей, который объединяет детей в исследовательскую и краеведческую работу. Дети участвуют в конкурсе рисунков « Мы- наследники Победы» , участвуют в социально- значимом проекте «Я- гражданин России», республиканском конкурсе « Открытка- ветерану»,собирали материал о тружениках тыла; установили доски Памяти об ушедших и не вернувшихся с войны и таблички с указанием « Здесь живёт труженик тыла» во всех деревнях поселения.
На здании школы вывешены мемориальные доски Герою Советского Союза Г.Ф. Бастракову, участнику афганской войны С.Л. Бастракову, погибшему в Республике Таджикистан. Дети приняли участие в республиканском историко- экологическом марафоне «Зелёная планета»- акции «Помним и чтим» ( о ГСС Г.Ф.Бастракове), «Зелёные островки Памяти»( об аллее павшим воинам), «Букет победителю»( подарок –ветерану). Отмечены за все работы дипломами.

В операции «Забота» ( закреплённые учащиеся классов) работают учащиеся 5-6 классов. У обелиска дети дежурят по графику, делают лесенку через овраг, посещают родник. Поздравляют с праздником ветеранов педагогического труда, выступают перед пожилыми. Вахта Памяти, торжественные линейки, смотр строя и песни, участие детей в районе и перед населением воспитывают патриотические чувства у детей.

Профилактическая работа и правовое воспитание тоже занимают место в воспитательной деятельности. Составлен план работы с организацией досуга детей, профилактической работы, правового всеобуча, спортивной работы. Детей знакомятся с Конвенцией о правах ребёнка, изучают Устав школы, правила для учащихся, в школе проводятся встречи с правоохранительными органами. Учителя, классные руководители беседуют с родителями, посещают семьи, проводятся совместные рейды учителей по деревням «Школьник в вечернее время».Разрабатываются мероприятия « Недели семьи».

Работа семьи и школы включает такие задачи, как укрепление связи школы и семьи, активизирование участия родителей в жизни школы. Основными способами общения родителей и учителей являются классные, общешкольные родительские собрания, индивидуальные встречи, консультации, организация телефонной связи. Формы работы разные, но преобладающими являются родительские собрания, встречи родителей и учителей, направленных на обсуждение интересующих вопросов. Тесное сотрудничество с родителями позволяет приблизить семью к школе. На родительских собраниях рассматриваются вопросы питания, приобретения книг, вопросы психологической особенности детей, педагогического характера.. Традиционными стали проведение Дня матери и 8 Марта, также родители принимают участие в Новогоднем празднике. Вручаются благодарственные письма родителям, которые являются активными участниками проводимых дел и оказывают помощь в учебно - воспитательном процессе школы. В школе работает родительский комитет, совет школы.

Целью методической работы является повышение педагогического мастерства учителей, обобщение и распространение опыта классных руководителей через МО и психолого-педагогические семинар . Классные руководители используют различные формы деятельности воспитательного характера- беседы, классные часы, праздники- дни рождения, экскурсии, участвовуют в общешкольных мероприятиях, но основные формы работы сводятся к беседам, классным часам. Ведётся мониторинг использования в педагогической деятельности форм и методов воспитательной работы по четвертям, диагностика эффективности задач воспитания, решаемых классным руководителем, диагностическая карта классного руководителя. Составлен план внутришкольного контроля за организацией воспитательной деятельности, мониторинг повышения квалификации классного руководителя. Проверяются вопросы занятости детей в кружках, классных мероприятиях.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

Администрация Муниципального образования « Масканурское сельское поселение»;
Куанпамашский фельдшерский пункт;
Сельская библиотека;
Сельский Дом культуры;
Совет ветеранов

^ Портрет ученика МОУ « Куанпамашская ООШ»

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

^ Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным , чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

^ Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность , представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

^ Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Гармония»

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Гармония» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. УМК «Гармония » создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.

Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Во всех учебниках «Гармонии» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Гармония» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний

Октябрь

Праздник осени (Праздник урожая);

Ноябрь

День народного единства; День здоровья; День матери

Декабрь

Новогодний праздник.

Январь

День Памяти Героя Советского Союза Г.Ф.Бастракова

Февраль

День защитника России.

Март

Праздник мам

Апрель

День Земли

Май

9 мая – День Победы, Праздник последнего звонка
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconНормативно-правовая база программы духовно-нравственного развития...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка …3 Программа духовно-нравственного развития...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconРабочая программа курса «выразительное чтение» учитель начальных...
Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой...
Прогамма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка программа составлена на основе Примерной программы...
Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
На в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница