Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г




НазваниеИнформация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г
страница1/6
Дата публикации15.08.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г.


Сегодня читательская культура личности является приоритетным направлением, рассматриваемым мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. По мнению Н.В.Орловой методиста Свердловской области «Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ». Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления в связи с требования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, роль книги неизмеримо возрастает.

Во исполнение рекомендаций Министерства образования и науки УР от 29.11.2010 г. 2011 год в образовательных учреждениях УР объявлен Годом формирования читательской компетентности.

В каждом районе города Ижевска руководителями районных методических объединений были составлены планы организации и проведения Года формирования читательской компетентности, подобные планы работы составлены в каждом образовательном учреждении города Ижевска. В ноябре 2010 г. все руководители районных методических объединений и представители отделов образования по районам города Ижевска приняли участие в республиканском совещании МОиН УР по проблеме формирования читательской компетентности. Управлением образования администрации города Ижевска направлены во все образовательные учреждения информационные письма с рекомендациями по организации и проведению Года формирования читательской компетентности. Совместно с ММЦ проведено 10.02.1011 г. совещание-инструктаж по данному вопросу.

Библиотекари образовательных учреждений работали в 2011 г. согласно годовому плану, утвержденному директором школы, по следующим направлениям: работа по увеличению книжного фонда и его сохранности, работа с читателями, проведение библиотечных уроков, классных часов по проблемам читательской компетентности, месячника школьной библиотеки, мероприятий по привлечению обучающихся к использованию книг, энциклопедий, справочников для формирования читательской компетентности, по организации мероприятий совместно с городскими библиотеками, по привитию школьникам потребности в систематическом чтении.

Вопросы формирования читательской компетентности рассматривались с привлечением всех участников образовательного процесса: родительская, ученическая и педагогическая общественность.

В соответствии с планом работы в 52 образовательных учреждениях по данному вопросу подготовлены и проведены Педагогические советы, в 34 – педагогические краеведческие чтения, в 85 образовательных учреждениях данный вопрос рассмотрен на заседаниях Методического совета, школьных методических объединений. Библиотекари приняли активное участие в семинарах, конференциях, посетили курсы повышения квалификации. В рамках плана мероприятий вопросы формирования читательской компетентности в течение 2011 г. рассматривались на заседаниях районных методических объединений школьных библиотекарей. В октябре 2011 г. Управлением образования совместно с ММЦ организован и проведен городской семинар для школьных библиотекарей, в ходе которого обсуждались вопросы написания Программ развития библиотек, информатизации, обеспечения бесплатными учебниками и др. Школьные библиотекари приняли участие в «Методической неделе школьного библиотекаря», организованной ММЦ. Руководящие и педагогические работники образовательных учреждений города Ижевска подготовили материалы для публикаций в изданиях ММЦ, для «Педагогического родника» ИПКиПРО УР, на методических порталах в Интернете «Педсовет.ру» , «ПроШколу». Управлением образования Администрации города Ижевска в ноябре 2011 г. проведена V (заочная) Городская Научно-практическая конференция по теме «Формирование читательской компетентности», по итогам которой будет издан специальный выпуск Вестника образования Управления образования Администрации города Ижевска. В данном вестнике будет представлен опыт образовательных учреждений по вопросам формирования читательской компетентности, методические разработки внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний, педагогических советов.

Одним из приоритетных направлений работы школьных библиотек на сегодняшний день является формирование читательской компетентности обучающихся. Работа по решению этой задачи ведется в нескольких направлениях.

Первое направление организация и проведение городских семинаров для руководителей структурных подразделений (библиотек). За период с 1 сентября 2011г состоялось 5 городских семинаров по следующим темам:

1.«Школьные библиотеки в меняющемся мире: современные технологии и формы сотрудничества, на этом семинаре обсуждались такие вопросы, как:

-теоретические основы и практические методы разработки «Программы развития школьной библиотеки» в соответствии с ФГОС (МБОУ Лицей №41, МБОУ ЭЛМИ №29).

-формы и направления проведения декады библиотек;

-роль библиотеки в краеведческой работе (из опыта работы МБОУ СОШ №60).

2.«Школьная библиотека: грани сотрудничества». На данном семинаре были представлены доклады:

- «Организация работы лаборатории читательской компетентности на базе школьной библиотеки» (МБОУ СОШ №20);

- «О работе библиотечного клуба «Наше слово» (МБОУ СОШ №55);

- «Проведение театральной недели как одна из форм работы библиотеки» (МБОУ СОШ №89);

- «Книга как произведение искусства» (МБОУ СОШ №85);

- «Кто такой компетентный читатель» (МБОУ СОШ №60).

3. Третий семинар был посвящен вопросу: «Многофункциональная деятельность школьной библиотеки», проходил на базе МБОУ СОШ №9. В ходе работы этого семинара были обсуждены вопросы:

- «Организация выставки в условиях школьной библиотеки» (МБОУ СОШ №88);

- «Виртуальная книжная выставка Забытых книг любимые страницы. Мужество. Отвага. Честь» (МБОУ СОШ №70);

- «Особенности работы выставки в школьной библиотеке» (МБОУ СОШ №87). 4.Четвертый семинар был по теме: «Формирование читательской компетентности у младших школьников в условиях введения ФГОС» (на базе МБОУ «СОШ №42»).

На пленарном заседании прозвучали доклады:

- «Опыт формирования читательской компетентности у учащихся младших школьников»;

-«Технология формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников».

Участники семинара побывали на серии открытых уроков по темам:

- Развитие творческой активности средствами УМК «Перспективная начальная школа»;

- Технология формирования читательской компетентности в образовательной системе «Школа 2100»;

-Формирование ценностных отношений учащихся посредством художественного текста;

-Развитие познавательной активности в условиях реализации технологий правильного типа читательской деятельности;

-Формирование умений работать с информацией. УМК «Перспективная начальная школа».

В заключении семинара для его участников были проведены Мастер - классы:

- «Технология формирования правильного типа читательской деятельности на уроках литературного чтения»,

- «Создание мультимедийной продукции, способствующей продуктивному чтению и работе с информацией»,

- «Внеурочная деятельность, как средство реализации технологии продуктивного чтения. Внеклассное чтение».

Второе направление работы по формированию читательской компетентности - организация методической недели для руководителей структурных подразделений (библиотек) на базе МБОУ «Гимназия №56» с 14 по 18 ноября 2011года.

Каждый день был посвящен одной теме:

- «Информационное сопровождение учебного и воспитательного процесса в школе»;

- «Библиотека – центр информации для педагогов и учащихся»;

- «Технология презентации в целях формирования читательской компетенции»;

- «Проектная деятельность школьной библиотеки»;

- «Основные нормативные документы современной библиотеки».

В ходе методической недели проведен мастер – класс по технологии презентации с целью повышения уровня информационной культуры руководителей структурных подразделений (библиотекарей).

Методическая неделя получила хорошие отзывы от библиотекарей, поступили предложения продолжить такого рода мероприятия. Особенно активное участие в методической неделе приняли руководители структурных подразделений (библиотек) Октябрьского и Первомайского районов.

В октябре 2011 г. был организован и проведен в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска Месячник школьных библиотек, который проводится уже третий год. По итогам проведения Месячника 2011 г. Управлением образования Администрации города Ижевска подготовлен и направлен во все образовательные учреждения специальный выпуск Вестника образования. Результаты проведения Месячника рассмотрены на городском семинаре школьных библиотекарей в ноябре 2011 г. и размещены на сайте официальном сайте Администрации города Ижевска в разделе «Документы для руководителей образовательных учреждений».

Проблемы формирования читательской компетентности рассмотрены с привлечением родительской общественности на родительских собраниях в 67 образовательных учреждениях, Попечительских советах, Советах школы, Родительских комитетах (33 ОУ). Школьными библиотекарями проведены Дни открытых дверей для родителей, подготовлены памятки по проблеме чтения.

Основная часть мероприятий школах проведена для учащихся - это классные часы, внеклассные мероприятия, акции, недели начальной школы, русского языка и литературы, экскурсии в книжные магазины с обзором печатных изданий для подростков, викторины, конкурсы (рисунков, стихов, поделок, сочинений) по прочитанным произведениям, оформление тематических стендов, встречи с писателями, журналистами, краеведческие чтения и др. Часы чтения в 2011-2012 учебном году проводятся в рамках внеурочной деятельности в 1-х классах по общеинтеллектуальному направлению (134 программы, охват 1688 чел., 90,2%) в соответствии с введением ФГОС НОО. В других классах (2-11 классы) часы чтения были организованы в течение занятий по интересам в рамках групп продленного дня, классных часов. Наиболее распространенной формой стали библиотечные уроки, которые проводят школьные библиотекари в основном в лекционных залах. В течение 2011 г. такие уроки были организованы для учащихся 1-11 классов в 86 образовательных учреждениях города. Краеведческие чтения для учащихся организованы в 80 образовательных учреждениях города Ижевска, из них 50% проведены с привлечением социальных партнеров, в том числе городских и отраслевых библиотек. В 81 образовательном учреждении в течении 2011 г. проводились классные часы по вопросам формирования читательской компетентности для обучающихся 1-11 классов. Совместно с представителями и сотрудниками городских библиотек организованы внеклассные мероприятия в 72 образовательных учреждениях.

Особые условия для формирования читательской компетентности необходимо создавать для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь для слепых и слабовидящих детей. В городе Ижевске дети инвалиды по зрению обучаются в МБОУ СОШ № 53. Учителями и учащимися ведется работа по созданию тактильных книг. Тактильные книги, созданные учащимися МБОУ СОШ № 53, учувствуют в Республиканском и Российском конкурсах. Книга, посвященная 250- летию города Ижевска передана в фонд центральной библиотеки для слепых (г.Москва). МБОУ СОШ № 53 активно сотрудничает с библиотекой всероссийского общества слепых. Учащиеся специальных (коррекционных) классов IV вида МБОУ СОШ № 53 (слабовидящие дети) и педагогические работники являются победителями республиканских конкурсов, организованных библиотекой ВОС, например Шамшурина Н.Г., библиотекарь МБОУ СОШ № 53 заняли II и III места в номинации «Тактильная книга».

В соответствии с рекомендациями МОиН УР в городе Ижевске продолжается работа по развитию сетевого взаимодействия с городскими библиотеками и социальными партнерами. Так в 2011 г. 50% мероприятий по формированию читательской компетентности проведены с привлечением социальных партнеров. Только за 2011 г. для взаимодействия привлечено 23 социальных партнера (например, ОАО «Ижсталь - Мечел», - Союз журналистов России, молодежные театры, СМИ, детские сады), без учета республиканских и городских библиотек. Ежегодно увеличивается количество мероприятий и проектов, реализованных совместно с городскими библиотеками. В 2011 г. организовано сетевое партнерство с 28 библиотеками, в том числе 24 – городские библиотеки, 4 – отраслевые (библиотека общества слепых, библиотека УдГУ, библиотека ДК «Восточный» и библиотека профкома ЭМЗ).

Постоянно ведется работа в образовательных учреждениях по улучшению материально-технического обеспечения школьных библиотек. Так, количество ИКТ единиц с 294 в 2009 г. увеличилось до 371 единицы в 2011 г. Самое лучшее обеспечение информационно-коммуникационным оборудованием в школьных библиотеках Устиновского района, самое низкое – Ленинский, Первомайский, Индустриальный районы. Продолжается работа по созданию разделов «Школьная библиотека» на официальных сайтах образовательных учреждений. Так в 2009 г. такие разделы были в 4 образовательных учреждениях, в 2010 – в 11, в 2011 – в 31. В остальных учреждениях информация по мероприятиям библиотеки анонсируются на сайтах. Управлением образования информация о деятельности школьных библиотек размещается на официальном сайте Администрации города Ижевска. В 2011 году был пополнен книжный фонд учебниками для 1 класса. Общее число книг фонда школьных библиотек образовательных учреждений города Ижевска составило в 2011 г. 1343029 ед. Доля учебников по городу Ижевску составляет 35,66% (Первомайский район – 39,3%, Индустриальный – 30,2%, Октябрьский – 30,6%). В связи с освоением выделенных в декабре 2011 г. дополнительных финансовых средств на приобретение учебников для учащихся 2-х классов 2012-2013 учебного года по состоянию на 01.01.2012 г. доля учебников увеличилась во всех образовательных учреждениях. За три года увеличилась и доля изданий в общем фонде библиотеки, пользующихся повышенным спросом, с 33,09% в 2009 г. до 39,4% в 2011 г. Увеличение составило 6,3%.

В соответствии с рекомендациями МОиН УР ведется работа по развитию проектной деятельности в школьных библиотеках. Так в 2011 г. в 52 образовательных учреждениях реализованы проектные линии по вопросам формирования читательской компетентности.

При подведении итогов проведения Года формирования читательской компетентности Управлением образования Администрации города Ижевска проведен анализ деятельности школьных библиотек за три последних года. Таким образом, в 2011 г. в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска работают 93 школьные библиотеки, имеется 70 лекционных залов. За последние три года при увеличении количества учащихся в муниципальных образовательных учреждениях сокращается количество пользователей школьных библиотек. В 2009 г. этот показатель составил 62535 пользователей, а в 2011 г. – только 54104 чел. с учетом педагогических работников. Почти в 2 раза количество пользователей сократилось в Устиновском районе (2009 – 23091, 2010 – 24012, 2011 – 13965 чел.). О снижении доли читающих обучающихся говорит и показатель количества книговыдачи, который в 2009 г. составил – 744992, а в 2011 – только 680144. Но стоит отметить, что благодаря проведенным мероприятиям по формированию читательской компетентности данный показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 возрос на 13,4% (2010 г. – 589304, 2011 – 680144). Такое увеличение в целом по городу Ижевску произошло благодаря усилиям образовательных учреждений Первомайского района. Это единственный район, где за три года наблюдается положительная динамика по данному показателю. За три года сократилось и количество книговыдачи в год на одного обучающегося с 12,5 в 2009 г. до 10,8 в 2011 г. Но также наблюдается положительная динамика 2011 г. по сравнению с 2010 г. В результате систематической работы по вопросам читательской компетентности в 2011 г., данный показатель удалось повысить на 8,4% (2010 – 9,9; 2011 – 10,8). Аналогичная ситуация прослеживается и с количеством книговыдачи на одного пользователя – в 2011 г. увеличение зафиксировано на 27%. Сравнительный анализ книговыдачи на одного обучающегося и одного пользователя показывает, что в основном мероприятия в образовательных учреждениях были направлены не столько на привлечение новых пользователей, сколько ориентированы на имеющихся читателях, поэтому показатель по пользователям выше, чем в целом по категории учащихся. К сожалению, о снижении показателя категории читающего ученика говорят и показатели количества посещений. Так в 2011 г. этот показатель по сравнению с 2009 г. снизился на 6,8%. Положительная динамика наблюдается только в Первомайском районе – в 2011 г. показатель увеличился на 12% по сравнению с 2009 г. Если сопоставлять показатель количества посещений с городскими библиотеками, конечно, посещение в школьных библиотеках в разы выше, но стоит отметить и тот факт, что, к сожалению, за три последних года также наблюдается отрицательная динамика. Количество посещений на одного учащегося сократилось на 20%. В основном сокращение происходит за счет учащихся третьей степени обучения (10-11 класс). Количество посещений на одного активного пользователя в период с 2009 по 2011 г. осталось примерно на том же уровне, а в 2011 г. по сравнению с 2010 увеличилось на 15%. Это снова подтверждает тот факт, что в основном мероприятия Года формирования читательской компетентности были ориентированы на категорию активных пользователей. Так как в период с 2009 по 2011 г. наблюдается стойкая положительная динамика по увеличению количества первоклассников, число вновь привлеченных читателей в 2011 г. возросло на 5%. Отрицательная динамика зафиксирована только в Октябрьском районе – показатель снизился на 18,5%.

Таким образом, мероприятия по формированию читательской компетентности в рамках Года формирования читательской компетентности в 2011 г. в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска прошли организовано, интересно, привлечены все участники образовательного процесса, рекомендации МОиН УР и Управления образования Администрации города Ижевска выполнены. Благодаря целенаправленной системной работе образовательных учреждений в 2011 г. по данной проблеме имеется положительная динамика по вопросам вовлечения школьных библиотек в проектную деятельность, информатизации, укреплении материально-технической базы школьных библиотек, увеличению фонда учебной литературы, методической работе школьных библиотекарей и руководителей районных методических объединений, привлечению социальных партнеров, в том числе городских и отраслевых библиотек. Но, к сожалению, анализ по ряду вопросов показывает, что проблема формирования читательской компетентности стоит достаточно остро как в целом в школах РФ и УР, так и в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска – сокращается количество активных пользователей, снижаются показатели книговыдачи и посещений. Целенаправленная работа в 2011 г. позволила добиться положительных сдвигов и по этим проблемным вопросам по сравнению с 2009 и 2010 г. Качественный и количественный анализ показал, что мероприятия в основном были ориентированы на имеющихся пользователей.

В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что задача формирования читательской компетентности у обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска должна стать одной из приоритетных. Для достижения положительной динамики, привлечения учащихся к чтению необходимо организовать целенаправленную и долгосрочную работу с детьми, их родителями и педагогами.

Перспективными задачами для руководителей библиотек являются:

- информационное сопровождение учебного и воспитательного процессов в ОУ;

- продолжение работы по повышению уровня читательской компетентности обучающихся;

- расширение социального окружения школьных библиотек;

- продолжение разработки и реализации Программы развития библиотек;

- создание фонда медиатеки;

- прохождение библиотекарями курсов повышения квалификации.

Учитывая результаты проведенного анализа, Управление образования Администрации города Ижевска рекомендует руководителям образовательных учреждений:

  1. Продолжить работу по формированию читательской компетентности с привлечением всех участников образовательного процесса;

  2. Разработать разделы «Школьная библиотека» на официальных сайтах образовательных учреждений;

  3. Продолжить работу по увеличению фонда школьной библиотеки, в том числе увеличению доли учебной литературы;

  4. Продолжить работу по разработке и утверждению Программ развития Школьных библиотек;

  5. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы школьной библиотеки;

  6. Продолжить практику проведения Часов чтения и Библиотечных уроков для учащихся 1-11 классов;

  7. Активизировать работу по вовлечению новых читателей, в том числе из числа педагогических работников образовательных учреждений.


Объявить 2012 год Годом информатизации школьных библиотек.

Миссия: формирование информационного мировоззрения

Цель: формирования информационной культуры
Калиниченко О.В.

51-22-34
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconКонкурс «Поколение активных» на лучшее первичное отделение Пятигорской...
Смс в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях среднего общего образования, в образовательных учреждениях...

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconКонкурс «Поколение активных» на лучшее первичное отделение Пятигорской...
Смс в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях среднего общего образования, в образовательных учреждениях...

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconМетодические разработки по «Правилам благоустройства города Ижевска»...
Уо №802 от 29. 12. 2012 года на Экспертном совете при Управлении образования Администрации города Ижевска

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconРекомендации для работы комиссий по проверке организации школьных...
Составить график проверки на учебный год с охватом всех образовательных учреждений, осуществляющих школьные перевозки

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconРасценки на платные дополнительные образовательные
На основании Положения «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях города...

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconО положении "Об организации привлечения дополнительных источников...
...

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconПриказ 11. 05. 2011г. 114-ад Об окончании 2010/2011 учебного года...
Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, приказа Управления образования администрации...

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconПрограмма стажировки пояснительная записка к программе стажировки...
Программа предназначена для стажировки руководителей образовательных учреждений, лиц, ответственных за организацию питания школьников,...

Информация по итогам организации и проведения Года формирования читательской компетентности в муниципальных образовательных учреждениях города Ижевска в 2011 г iconПриказ 09. 11. 2012 г. Ростов-на-Дону №768 Об организации и проведении...
Ростовской области от 18. 09. 2012. №812 «О порядке подготовки, организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница