Скачать 89.05 Kb.
|
Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Журавли». (Урок внеклассного чтения). Автор: Богаева Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №57» г. Оренбурга. Краткая аннотация.
Цели: 1) дать самое общее первое представление о Н.А. Заболоцком как о поэте-философе, сочетающем в своем творчестве единство природы и человека; 2) отметить в стихотворении «Журавли» средства выразительности, за счет которых создается музыкальность поэтического текста; 3) развивать навыки выразительного чтения лирического произведения. На уроке использованы следующие приемы: - филологический анализ текста; -эвристическая беседа; -словесное рисование. На уроке использован метод проблемного изложения. Оборудование: мультимедийная презентация учащихся, аудиозаписи песен на стихи Н.А. Заболоцкого. Ход урока.
Учитель подводит итог изученному на прошлом уроке и постепенно переходит к новой теме.
Эпиграфы к уроку: 1)…И сам я был не детище природы, но мысль ее!.. Н.А.Заболоцкий. 2)… Мысль- Образ- Музыка- вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт… Н.А.Заболоцкий. Ход урока.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не просто урок литературы. Мы будем рассуждать о том, какими невидимыми нитями связаны человек и природа и как бывает важно почувствовать себя частицей чего-то большого и высокого. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в конце урока вы не просто узнали что-то новое, а ощутили мощь и полноту воздействия на человека настоящей поэзии и настоящего искусства. Об этом мы уже говорили на прошлом уроке. А сегодня продолжим разговор на эту тему. -Изучая сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», мы отмечали, что человек набирается жизненного опыта у природы, исследуя ее. ^ А сегодня мы будем рассуждать о поэте, который многие свои стихи посвятил природе. Но связь с природой он ощущал философски, говоря: «И сам я был не детище природы, но мысль ее!». (Эпиграф к уроку). Сегодня мы будем знакомиться с творчеством Н.А.Заболоцкого.
- В пятом классе мы с вами уже читали его стихи. Многим из вас они так понравились, что к сегодняшнему уроку вы подготовили выразительное чтение наизусть любимых стихотворений поэта . - Давайте послушаем эти поэтические тексты и дадим оценку чтению стихов ваших одноклассников. (^ ). III.Прослушивание аудиозаписи песни на стихи Н.А. Заболоцкого в исполнении А.Фрейндлих «Опадают последние маки». -А сейчас вы послушаете не просто стихи, а то, как звучит текст поэта в переложении на музыку. (Звучит запись). -Ребята, не правда ли, что это чудесная музыка и чудесные стихи? -А что вы можете сказать о человеке, написавшем эти строки? (Это человек добрый, нежный, тонко чувствующий природу, стремящийся к гармонии, каждая частица природы для него важна). IV.Краткое индивидуальное сообщение ученика о жизни и творчестве поэта (мультимедийная презентация). -Но наше представление о поэте будет неполным, если мы не обратимся к ключевым вехам его жизненного и творческого пути. Поэтому давайте послушаем сообщение вашей одноклассницы о Н.А.Заболоцком, которое она готовила вместе с другой ученицей (называет ее), составляя мультимедийную презентацию о поэте. (^ ). V.Беседа о том, какие впечатления жизни оказали влияние на творчество Н.А.Заболоцкого. -Что вам показалось особенно интересным в биографии поэта? -Какие впечатления жизни оказали влияние не его творчество? Вывод: он многое испытал, увидел, пережил, и из всего извлекал определенный жизненный опыт. VI.Слово учителя о том, что поэт считал главным в творческом процессе. - Жизненный опыт Н.А.Заболоцкого стал главной ценностью его жизни. Поэтому в стихотворении «Завещание», написанном в 1947 году, есть такие строки: Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я. И, несмотря на то, что «покоя в мире нет», он впоследствии напишет: «Я люблю эту жизнь со всеми радостями и великими страданиями». А жизнь, по мысли Н.А.Заболоцкого,- это жизнь природы. Но как же донести до читателя, слушателя свое видение мира, свое представление о нем? По мысли Заболоцкого, поэт должен создавать в стихотворении Мысль, Образ, Музыку. (Обращение учителя ко 2-му эпиграфу). - Вот как об этом писал Заболоцкий: «Мысль- Образ- Музыка- вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт». - Давайте посмотрим, что в стихотворении «Журавли» является Мыслью, Образом, Музыкой? VII.Чтение учителем стихотворения «Журавли». VIII.Беседа по вопросам о смысле прочитанного. (Эвристическая беседа). -О чем это стихотворение? (О полете птиц из Африки к «берегам отеческой земли»). - Чем заключается трагедия нарисованной Заболоцким картины? (Дело не только в том, что гибнет птица. Разрушается гармония мира). -Какие слова помогают понять нам это? («Частица дивного величья» - это не просто журавль, птица, а частица красоты, «величья»). - Кто или что убивает птицу? (Человек). - А почему человек не назван в стихотворении? Почему мы видим лишь «черное, зияющее дуло»? ( У смерти нет ни имени, ни обличия, есть только символ смерти, мрака). ^ «Зияющий» - обнаруживающий глубину, пустоту. ( Потому что совершившего « это» невозможно назвать человеком. На его месте лишь понятие неодушевленное). IX.Повторное выразительное чтение текста стихотворения учащимися. X.Филологический анализ поэтического текста. ^ . - Мы прочитали эти строки плавно, величаво. Почему? (Здесь рисуется полет птиц). - Какая картина возникает перед глазами? (Ученики словами описывают то, что они себе представляют). - Чтобы еще ярче вы представили себе картину происходящего, рассмотрите внимательно репродукцию с картины Н.Рылова «В голубом просторе» и дополните рассказ предыдущих учеников. (Учащиеся дополняют). -Итак, журавли красивы, их крылья отливают серебром, их полет организован «треугольником». А как об этом пишет автор? - Какими художественными средствами передается красота полета птиц? (Эпитет, инверсия). - А что означает слово «утопая»? (Погружаться в воздушную стихию, испытывая радость и удовлетворение от полета). - С помощью чего передается плавность полета птиц? (С помощью обособленных оборотов). -Обратите внимание, что стаю птиц Заболоцкий называет народом! И это не просто одушевление природы, а полное ее очеловечивание, т.е. журавли и человек- братья! ^ - Здесь меняется ритм, исчезает плавность. Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности? (Союз «но»). - Как вы думаете, какими звуками наполнена 1-я и 2-я строфа? (Шелест трав, крик журавлей, шум ветра). - 3-я и 4-я строфа? (3-я – самая тихая, мир как будто замер перед лицом смерти. 4-я – звук выстрела, это передано при помощи звука «р») ^ Читаем медленно, с паузами, особенно «погружаемся медленно на дно». - Как вы понимаете слова: «В искупленье собственного зла им природа…» О каком зле природы по отношению к журавлям идет речь? (Человек – детище природы, её частица – сам несет в природу разрушение). - В связи с чем в стихотворении звучит обращение к молодым? Какие человеческие качества напоминают поэту гордый полет журавлей? (В жизни человека это важно: не сломаться от потерь, всегда стремиться к высокому, сохранять гордый дух, непреклонную волю) - Как вы объясните смысл следующих перекличек в стихотворении? С ![]() Ч ![]() огромных горя, обняли холодную волну У ![]() (Эти фразы одухотворены жизнью. В них красота, сила. Они как будто повторяют первые, но смерть лишила их поэтичности). - Чем необычно сочетание слов «золотого зарева пятно»? Посмотрите на репродукцию картины, представьте себе это. (Золотое зарево – образ красивый, поэтичный. Пятно – слово неэстетичное. Их соединение – гибель красоты – обвинение тому, кто совершил злодеяние – убил птицу. Здесь автор намеренно употребляет оксюморон). XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися целиком. (Учащиеся читают стихотворение, соблюдая правильную интонацию) XII. Подведение итогов урока. - Итак, ребята, как же слова Заболоцкого: «Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт», - воплощены в этом стихотворении? - Что значит Мысль? (Это то, что наследует молодость от старших поколений) - Какой образ создает поэт? (Это образ вожака, пробуждающего у читателя чувство ответственности за окружающую нас природу) - О какой музыке идет речь? (Это музыка стиха, сочетание звуков. Ее осуществление поэт видел в том, чтобы в произведении слова образовывали «живые гирлянды и хороводы», они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать друг другу свидание и дуэли) - Давайте еще раз посмотрим, как это осуществляется в стихотворении: «Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну». Поучается «ауканье» звуков, что придает стихотворению особое благозвучие, музыкальность. Вывод: Н. А. Заболоцкий, действительно, не просто детище природы, он мысль ее, то есть певец, устанавливающий связи всего, что внутри человека, со всем, что вне его. Постоянный круговорот, совершающийся в природе, ее движение – все это воплощено Заболоцким в стихотворении «Журавли». XIII.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Н.А Заболоцкого «Журавли». |
![]() | Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе | ![]() | Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе |
![]() | Конспект урока литературы в 12 классе, проведенного в рамках теоретико-практического семинара «Дидактическая работа учителя вечерней... | ![]() | Автор: Валитова Р. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «Шыгырданская сош №1» |
![]() | Предметные цели урока: провести исследовательскую работу по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Дождь» | ![]() | Учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Нижнебалтачево Манапова Е. З. Мр татышлинский район р башкортостан |
![]() | Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», закрепить умения анализа произведения | ![]() | Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» и «Времена гола» П. И. Чайковского... |
![]() | ... | ![]() | Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» |