Рабочая программа по модулю «Основы светской этики»




Скачать 153.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по модулю «Основы светской этики»
Дата публикации04.09.2014
Размер153.19 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» из курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания

гражданина России, программой общеобразовательных учреждений по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (А. Я. Данилюк). – Москва, «Просвещение, 2012 год.

Уровень образовательной программы базовый.

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.

Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной

школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравствен-ные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.

Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доб-роты.

^ Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинстве, о смысле жизни, долге.

Цель – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами светской этики в России;

- развитие представлений младших школьников о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание из значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, их роли в культуре, истории и современности России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).

^ Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре

Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.




Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики», автор А. Я. Данилюк, учебник для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2012

2. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», автор М.Т. Студеникин, книга для 4 класса (для учителя). М. «Просвещение» 2012

3. Дополнительная литература: энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем, интернет-сайты.

^ Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»



п/п

Тема

урока

Основные

понятия

Деятельность

учащихся

Методы и формы контроля,

рефлексии

Домашнее задание,

привлечение родителей

Дата

1

Россия – наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.




2

Что такое светская этика.

Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает.

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, моральный, этический.»


Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?




3

Культура и мораль.

Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ


Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье.




4

Особенности морали.

В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Самостоятельная работа «Выписать из

пособия основные особенности морали как

вида духовно-нравственной культуры»


Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.




5-6


Добро и зло.

Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурных традициях



Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, которые показались «особенно

важными»


Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Пословицы о добре




7-8

Добродетель и порок.

Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»


Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая.




9

Свобода и моральный выбор человека.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор»

Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло.




10

Свобода и от-ветственность.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры.




11

Моральный долг.

Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.




12

Справедли-вость.

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

Придумать рассказ о справед-ливом и несправедливом человеке




13

Альтруизм и эгоизм.

Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.

Самостоятельная рабо-та «Найти и выписать определения альтру-изма и эгоизма»

Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма.




14

Дружба.

Добродетельные отношения. Дружба.

Коллективная рефлек-сия, предусмотренная в электронном сопровож-дении к уроку

Написать рассказ о своём друге




15

Что значит быть моральным.

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Самостоятельная рабо-та «Продолжить пред-ложение «Быть мораль-ным – это значит…»

Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло»




16-17

Подведение итогов. Презентация творческих проектов

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Подготовка творческой работы.

Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы.


Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюст-ративного материала.




18

Род и семья-исток нравственных отношений.

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Коллективная рефлексия


Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумай-те и изобразите герб своей семьи.




19

Нравственный поступок.

Поступок. Нравственный посту-пок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Самостоятельная рабо-та «Выписать из посо-бия пять компонентов нравств. поступка»

Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения




20

Золотое правило нравствен-ности.

Золотое правило нравственности

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства


Самостоятельная рабо-та «Выписать из посо-бия золотое правило нравственности в поло-жительной или отрица-тельной формулиров-ке»

Оценить поступок героя

сказки с точки зрения

золотого правила

нравственности




21

Стыд, вина и извинение.

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

самостоятельная работа с источниками инфор-мации, работа с иллюст-ративным материалом

Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.




22

Честь и достоинство.

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Коллективная рефлексия


Подобрать пословицы, в кото-рых говорилось бы о чести и достоинстве




23

Совесть.

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Самостоятельная рабо-та «Составить план статьи»

Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.




24

Нравственные идеалы.

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Самостоятельная рабо-та «Составить несколь-ко предложений о по-двигах русских богаты-рей или рыцарей»

Подготовить рассказ на

тему «Нравственный

образец богатыря»




25

Нравственные идеалы.

Джентльмен. Леди.

Коллективная рефлексия


Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди»




26

Образцы нравственнос-ти в культуре Отечества.

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков.

Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями, защитниками Отечества?»




27

Этикет.

Этикет. Образец. Правила этикета.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам, выступления

Коллективная рефлексия, самостоятельная работа с источниками


Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.




28

Семейные праздники.

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Коллективная рефлек-сия, устный рассказ на тему

Подготовить рассказ о семейном празднике.




29

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

Коллективная рефлексия


Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»




30

Любовь и ува-жение к Оте-честву. Духов-ные традиции многонационального народа

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.


Коллективная рефлексия, работа с иллюстративным материалом


Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина




31-34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы. Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.Презентации творческих работ.

Подготовка и презентация творческих проектов.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconКонспект урока в 4 классе по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики»
Конспект урока в 4 классе по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» автор учебника: М. Т. Студеникин

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» математике для 4 класса разработана на основе государственного...

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» icon«Моральный долг»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» icon«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от...

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconУчебное пособие «Основы светской этики», толковый словарь, материалы...
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание курса с распределением учебных часов по разделам...

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconПреподаватели кафедры социальных дисциплин тогирро и преподаватели...
«Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях в 2012/13 учебном...

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconРабочая учебная программа основы мировых религиозных культур и светской...
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи

Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» iconТематическое планирование по курсу «Основы православной культуры...
«Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе (ІV четверть)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница