Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,»




Скачать 180.4 Kb.
НазваниеРазработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,»
Дата публикации21.07.2013
Размер180.4 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»
Сценарий проведения урока с использованием информационных технологий.
Разработка урока по Истории Средних веков «Культура Западной Европы в XI – XIII веках»
Кибкало Надежда Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №61».

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс

Тема урока « Культура Западной Европы в XI – XIII веках,»
^ Учебный предмет - история
Кибкало Н.Г., учитель истории СОШ №61
Дата разработки декабрь 2011г
Возраст учащихся (6 класс)
Цель урока

- Обобщить и систематизировать знания об

особенностях развития Франции и Англии в XI – XIII в

- Сформировать общие представления о культуре

Западной Европы в XI – XIII веках

- Развить умения и навыки соотносить и сравнивать

полученные знания, использовать их при ответе на

поставленные вопросы.

- Воспитать культуру общения, умения выслушивать

мнение других,

- Сформировать коммуникативные навыки учащихся.

Задачи урока: 1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в XI – XIII веках, как частью культуры всей Европы. 2.Породолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события. 3. Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса. 4.Развитие интереса к истории Средних веков. 5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры

^ Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: комбинированный, урок повторение и обобщение изученного материала

Жанр - урок

Основные понятия: исторические источники, культура, искусство, архитектура, скульптура, шедевр

^ Основные понятия: университет, схоластика, романизм, готика, витражи

Оснащение урока: «политическая карта мира», , карточки задания, карточки-рисунки, учебник «История средних веков» Агибалова Е.В., Донской Г.М.
^ Этапы занятии

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.
II. Актуализация, мотивация знаний учащихся

Учитель: в начале нашего знакомства с историей средних веков я говорила вам, что это самый большой период в истории человечества, он охватывает более 10 веков, и его условно делят на раннее средневековье, расцвет, классическое средневековье и позднее средневековье. Изучив крестовые походы и нормандское завоевание Англии мы завершаем знакомство с классическим средневековьем и завершим его рассмотрением культуры (архитектуры, искусства, литературы) – удивительной и неповторимой, поражающей воображение людей даже сегодня спустя многие и многие века. Поэтому цель нашего урока изучение культуры Западной Европы в XI – XIII веках. Ну а для начала вспомним тему прошлого урока.

^ III. Повторение изученного материала.

1 задание «историческая рыбалка»

учитель: сейчас мы с вами будем повторять терминологию, от каждой команды по два игрока, по очереди они будут вылавливать рыбку с термином, если они дают правильно определение рыбка засчитывается, если нет, то «уплывает» обратно. У каждого игрока есть две попытки, остальным членам команды нельзя выкрикивать или подсказывать с места, это тоже может привести к потере рыбки (ученикам предложен импровизированный аквариум, где «плавают» картонные рыбки с прикрепленными терминами, ученики вылавливают их удочкой с магнитом)

Терминологии

1. сословие (группа людей с определенными правами и обязанностями)

2. феодал (человек владеющий землей)

3. духовенство (молящееся привелегерованное сословие)

4. генеральные штаты (сословный орган власти)

5. парламент (собрание представителей сословий)

6. книга страшного суда ( перепись населения в Англии)

7. грамота о вольностях ( грамота о привилегиях англичан)

8. щитовые деньги ( военный налог)

9. сорок дней короля ( особый военный закон Франции)

2 задание «Кто? Где? Когда?»

учитель: сейчас я буду показывать каждой команде карточку с вопросом, нужно быстро и правильно дать ответ, если команда не может ответить - право ответа переходит соперникам.

(для 1 команды)

1. кто завоевал Англию в 11 веке

2. где была проведена всеобщая перепись населения

3. когда была подписана хартия вольностей в Англии

(для 2 команды)

1. кто подписал хартию вольностей в Англии

2. где были созваны Генеральные штаты

3. когда появился парламент в Англии

(для 3 команды)

1. кто созвал Генеральные штаты во Франции

2. где был впервые созван парламент

3. когда начинается эпоха нормандского завоевания в Англии


^ IV. Изучение нового материала

учитель: молодцы, хорошо поработали, много повторили и вспомнили, теперь переходим к изучению нового материала, открываем тетради, тема у нас на доске, вы записываете ее в свои тетради. Начинаем изучение культуры с образования, каким оно было в средние века, что собой представляло, (доклад ученика)

(под запись)- растет образованность людей, больше школ, нецерковных. Схоластика - наука основанная мнении авторитетов. В XIIв в Европе. появляются университеты. Университет – союз профессоров и студентов.

Дополнительный материал. Сейчас я прочитаю отрывок произведение средневекового автора, а вы определите, что он описывал «для проведения занятий нет единого помещения. Учителя проводят занятия или у себя дома или в общежитиях, или снимают дома для занятии. Дом представляет собой комнату с кафедрой для магистра и соломой на полу для студентов».

Крупнейшие университеты Европы : Болонский (Италия, юридический), Салерно (Италия, медицинский), Оксфордский (Англия, физико-математический), Парижский (Франция, богословский).

Обучение в университете – артистический факультет (лат. «артес» -искусство) – 6 лет, обучали семи свободным искусствам (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия), 5-6 лет – медицинский или юридический факультет, 15 лет – богословский факультет.

Учитель: образование способствовало развитию литературы, (сообщение ученика )

^ Под запись : в XI - XIIIв распространяются героические народные сказания, рыцарская, городская и крестьянская литература.

Дополнительный материал.

«Песни о Роланде»( героические народный эпос)

Готовятся на бой полки неверных:

доспехи сарацинские надели

и сарагосские надели шлемы

у них у всех мечи из стали вьеннской

а копья – валенсийкого железа.

Взвились знамена – алы, сини, белы.

День ясный, и сияет солнца свет,

в его лучах горят огнем доспехи.

И сотни труб военных загремели,

Их грозный звук до франков долетел.
Ф. Петрарка «На жизнь Луары» ,( рыцарская литература).

И мира нет - и нет нигде врагов;

Страшусь – надеюсь, стыну – и пылаю;

В пыли влачусь – и в небесах витаю;

У неё в плену неволи я не знаю.
Трувер, «Альба» ,( рыцарская литература).

Боярышник в саду листвою поник,

Где с дамой рыцарь ловит каждый миг:

Вот-вот рожка раздастся первый клик.
Виллон, «Баллада о перевернутых истинах» (городская литература).

Лишь для забот нам отдых нужен,

Лишь от врага придет покой,

Лишь ворох сена – лучший ужин,

Лишь спящий – верный часовой.
Народная песня (крестьянская литература)

Юный хлопец, ты невесту не ищи себе на глаз.

Уши, думаю, здесь к месту и помогут в самый раз.

Пусть бела и пусть румяна панна ангельским лицом,

Но беда, коль эта панна с очень длинным языком
Учитель: ну а теперь давайте познакомимся с архитектурой средневековья, именно в это время распространяются два удивительных стиля архитектуры – романизм и готика, (доклады).

^ Дополнительный материал.( учащимся демонстрируются рисунки с изображением замков и храмов в стиле романизм и готика)

Учитель: ну и последнее что мы разберем – скульптура и живопись, (доклад)

^ Под записьпоявляются витражи – картины из цветного стекла, в архитектуре новые стили романтический и готический.

Дополнительный материал.( учащимся демонстрируются рисунки с изображением скульптур данной эпохи).

Учитель: ну вот мы познакомились с культурой, давайте повторим и вспомним все о чем мы сегодня говорили.

^ V. Закрепление, интерактивная часть занятия

1 задание Игра «Архитекторы»

Учитель: сейчас я раздам вам рисунки, с обратной стороны нужно подписать к какому стилю они относятся, на время. побеждает и зарабатывает баллы команда первой правильно написавшая стили
^ 2. задание кроссворд

Учитель: сейчас я раздам вам кроссворд, нужно быстро заполнить его, побеждает и зарабатывает баллы команда первой правильно заполнившая его












































2


























































4



















5


































6




























7















































Вопросы, по горизонтали

1. факультет, на котором учились 15 лет в средние века

2. ученик университета

3. наука, основанная на мнении авторитетов

4. сколько свободных искусств изучали на артистическом факультете

5. глава университета

6. поэты певцы в средние века

7. картины из цветного стекла

8. один из архитектурных стилей средневековья
Задание 3. конкурс Капитанов «мешок с вопросами»
учитель: ко мне подходят капитаны команд, на столе лежит мешочек с набором карточек, капитаны по очереди берут карточки и отвечают на вопросы на нём, правильный ответ – балы команде.

Карточки

1. образование в XI – XIII веке можно было получить

2. в каких городах были самые известные университеты

3. какие виды литературы существовали в XI – XIII веке

4. семь свободных искусств

5. какие архитектурные стили существовали в XI – XIII веке

6. что нового появилось в искусстве в XI – XIII веке

7. какие факультеты имел парижский университет в XI – XIII веке

8. какой стиль появился раньше романтизм или готика

9. сколько лет учились в университете


^ Задание 4 игра «исторический волейбол»,

конкурс вопросов,(каждая команда должна придумать по 2 вопроса соперникам, учитывается оригинальность вопроса и тему урока)

учитель : молодцы, сегодня вы все хорошо поработали, много нового и интересного узнали, давайте подведем итог нашей игры, подсчитаем баллы набранные каждой командой и узнаем победителя.

Урок заканчивается выставлением оценок и записью в дневники домашнего задания.

учитель : все молодцы спасибо за урок, свободны.

Используемая методическая литература:

1.Чизолм Д.,Майлз Л., Рид С. Энциклопедия для школьников. - М.,2001.

2 Я познаю мир: Энциклопедия: История. - М., 1996

3. http://7chydessveta.com/hramartemidi.html

4. http://chydessveta.libfree.ru/articles/category/20/message/28/

5. http://www.domcity.ru/ancient/

7. http://miraclesworld.narod.ru/

Приложение 1
Кроссворд












































2


























































4



















5


































6




























7















































Вопросы, по горизонтали

1. факультет, на котором учились 15 лет в средние века

2. ученик университета

3. наука, основанная на мнении авторитетов

4. сколько свободных искусств изучали на артистическом

факультете

5. глава университета

6. поэты певцы в средние века

7. картины из цветного стекла

8. один из архитектурных стилей средневековья

Приложение 2 Романский стиль (доклад)

Схема романского храма в разрезе





Стиль, господствовавший в Европе вХI - XIII веках называют романским (от латинского слова "Рома" - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли древнеримские строительные приемы. Дух воинственности пронизывает романские храмы, восходящие к раннехристианской базилике. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма  символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Композицию в средневековье понимали буквально, как складывание, составление нового из готовых форм. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий.  Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”.
Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества

^ Романские соборы



Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме
Германия, XI-XIIвека





^ Собор в Вормсе 1181 -1234 гг.

Рождение готики




Если романский стиль в архитектуре - это время рыцарских замков и странствующих мастеров, то готика отмечает начало бурного расширения городов. Город быстро рождает новые, ранее невиданные типы здания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т.д. Окончательно складывается в тот период и тип городской ратуши. Теперь это двух- или трехэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с парадными залами для городского совета и суда - во втором, с подсобными помещениями - в третьем. Символом независимости города становится сторожевая башня ратуши - беффруа. Воплощением новых тенденций в культурной жизни зрелого средневековья явился городской кафедральный собор готического стиля. Городской собор с XIII века становится не только местом богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен был вмещать почти все сильно возросшее население города. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического    собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок,  вимпергов, фиалов, заостренных арок.  Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки Во многом готический собор сохранял традиции романского. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом богослужений. Но готика была связана с новой конструкционной системой - каменным каркасом, т.е. взаимосвязанными каменными стержнями. Это позволило "прорубить" в соборах большие окна и практически “растворить” стену в пространстве воздуха. Этому же способствовала и стрельчатая арка, т.е. две арки, скрещивающиеся под углом и облегчающие готическую конструкцию. Промежутки между опорными столбами теперь повсеместно заполняются витражами - красочными мозаичными окнами, во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру. Наружние каркасы усиливали рельефную выразительность здания, подчеркивая его устремленность вверх. Человек чувствовал себя маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания - все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.



















Схема готического храма в разрезе

Церковь Сен-Шапель в Париже (XIII век)



^ Готические соборы




Собор Парижской Богоматери.
XII-нач.XIV века.
Вид с юго-востока




^ Собор в Солсбери XIIвек
Англия

Средневековая литература

«Песни о Роланде»( героические народный эпос)

Готовятся на бой полки неверных:

доспехи сарацинские надели

и сарагосские надели шлемы

у них у всех мечи из стали вьеннской

а копья – валенсийкого железа.

Взвились знамена – алы, сини, белы.

День ясный, и сияет солнца свет,

в его лучах горят огнем доспехи.

И сотни труб военных загремели,

Их грозный звук до франков долетел.
^ Ф. Петрарка «На жизнь Луары» ,( рыцарская литература).

И мира нет - и нет нигде врагов;

Страшусь – надеюсь, стыну – и пылаю;

В пыли влачусь – и в небесах витаю;

У неё в плену неволи я не знаю.
^ Трувер, «Альба» ,( рыцарская литература).

Боярышник в саду листвою поник,

Где с дамой рыцарь ловит каждый миг:

Вот-вот рожка раздастся первый клик.
^ Виллон, «Баллада о перевернутых истинах» (городская литература).

Лишь для забот нам отдых нужен,

Лишь от врага придет покой,

Лишь ворох сена – лучший ужин,

Лишь спящий – верный часовой.
^ Народная песня (крестьянская литература)

Юный хлопец, ты невесту не ищи себе на глаз.

Уши, думаю, здесь к месту и помогут в самый раз.

Пусть бела и пусть румяна панна ангельским лицом,

Но беда, коль эта панна с очень длинным языком

^ Игра «Архитектор»











































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconМетодическая разработка единого урока, подвигам жить в веках. Преподаватель...
Категория учащихся: учащиеся коррекционных групп со гбоу нпо «Профессиональное училище №35 с. Каспля»

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconРусские земли в XIII-XIV веках: пути политического развития
Ключевым моментом в истории русских земель в XIII-XIV веках является монголо-татарское иго, которое и определило пути их дальнейшего...

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconЛитература и культура средних веков, Возрождения и XVII xviii веков
Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII – XVIII веков: Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050300. 62 – Филологическое...

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconРазработка урока по истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение демократии в Афинах
Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом...

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconКультура Западной Европы эпохи Средневековья и Возрождения
Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.: «Владос»: «Лань», 2001 (гриф умо) (26 экземпляров)

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconТип урока
Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. «Серебряный век»

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconТема: "Культура доколумбовой Америки"
Параграф №46 учебника "История средних веков" под редакцией Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского

Разработка урока по истории Средних веков, 6 класс Тема урока «Культура Западной Европы в XI xiii веках,» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница