Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане»




Скачать 105.23 Kb.
НазваниеПрезентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане»
Дата публикации23.09.2014
Размер105.23 Kb.
ТипПрезентация
lit-yaz.ru > Культура > Презентация

Торопова Галина Яковлевна, учитель начальных классов, МБОУ « Лянторская СОШ№1»

Литературно-музыкальная гостиная

«Творчество А.С.Пушкина в музыке».
Цель:1.Познакомить учащихся с творчеством великих русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, которые за основу своих произведений взяли произведения великого русского поэта А.С.Пушкина.

2.Приобщить к высокому искусству.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, «Карта музыкальной страны

А.С.Пушкина», презентация - «Творчество А.С.Пушкина в музыке» со слайдами:1.Портрет А.С.Пушкина; 2.Портрет П.И.Чайковского; 3.Портрет М.И.Глинки; 4.Портрет Н.А.Римского-Корсакого; 5.Портрет Арины Родионовны; 6.Пушкин в ссылке; 7.Изображения к «Сказке о царе Салтане»:1) «Три девицы»; 2) «Белка»; 3) «Черномор»; 4) «Царевна Лебедь»; 5) «Черномор»; 6) «Замок Черномора»; 7) «Руслан и Людмила»; 8) «Полет шмеля». 8.Книги с произведениями А.С.Пушкина; 9.Выставка рисунков по сказкам Пушкина; 10.Шмель из бумаги; 11.Отрывок из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»; 12.Музыкальные произведения: «Девицы-красавицы» П.И Чайковского к произведению Пушкина «Евгений Онегин»; романс «Зимний вечер М.Яковлева; «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова к произведению «Сказка о царе Салтане»; «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»; увертюра из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила; вальс Г.В.Свиридова к повести Пушкина «Метель»; тема города Леденца из антракта «Три чуда» к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Участники: герои: Фея, Скрипичный ключ, Балда; танцоры хоровода «Девицы-

Красавицы; два ведущих: I ведущий освещает творчество А.С.Пушкина, II ведущий-творчество композиторов, читающие стихи А.С. Пушкина «Сон» и «Буря мглою».


(Включается слайд с портретом А.С.Пушкина)

1. Звучит «Вальс» Г.В. Свиридова к произведению А.С.Пушкина «Метель».

(Играет ансамбль гитаристов)

2. I ведущий – классный руководитель.

- Наша встреча началась вальсом Георгия Васильевича Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».В этом году наша страна и весь мир отмечают 210 лет великому русскому поэту А.С.Пушкину и наша литературно-музыкальная гостиная посвящена творчеству А.С.Пушкина в музыке.

3. ^ Звучит тема города Леденца к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

(Входит Фея)

Фея: Здравствуйте, ребята. Я – Фея музыки. Ее волшебные звуки привели нас сегодня сюда. Придумана она композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую, наверное, вы все хорошо знаете. Послушайте ее начало: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Кто может сказать, о чем эта сказка и кто ее герои? (Вспоминает вместе с ребятами название этой сказки и ее героев.) Вот видите, у меня есть книга со сказками Пушкина и с замечательными рисунками. Давайте поставим ее на эту подставку.

Вбегает Скрипичный ключ.

Скрипичный ключ: Ой, дорогие ребята и уважаемая Фея, простите меня, что я чуть не опоздал. Но я поспорил с одним приятелем, что сегодня мы будем говорить, как всегда, о музыке, а он утверждает, что о сказках.

Фея: А кто твой друг?

Скрипичный ключ: Это всем хорошо известный герой сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Фея: Так твой друг – Балда? Вот хорошо! Зови его немедленно к нам в гости.

^ Скрипичный ключ: А чего его звать. Вот он сам пришел.

Входит Балда. Он тоже несет в руках книгу со сказками Пушкина.

Балда: Здравствуйте, уважаемая Фея и ребята. Я знаю, что ваши встречи всегда посвящены знакомству с новой музыкой. А нельзя ли вам сделать одно исключение из ваших правил?

Фея: Какое исключение?

Балда: Я прошу, чтобы сегодня ребята вспомнили сказки, которые написал для них мой автор –Александр Сергеевич Пушкин.

Фея: Дорогой Балда, хорошо, что ты пришел к нам именно сегодня. Мы только что начали разговор о произведениях Пушкина.

Скрипичный ключ: Как? А музыка? О музыке мы сегодня не будем рассказывать?

I ведущий:

- Успокойся, дорогой Скрипичный ключ. Все дело в том, что многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с их сочинениями и встретятся сегодня наши ребята. К нам пришли в гости преподаватели из школы искусств и принесли с собой карту волшебной страны А.С.Пушкина, которую мы будем использовать во время нашего путешествия.

Скрипичный ключ: Какой страны?

Фея (подходит к карте и открывает ее): Вот, посмотрите, это «Карта музыкальной стороны Александра Сергеевича Пушкина».

Скрипичный ключ и Балда (вместе) : Вот это да-а-а!

Скрипичный ключ: Только кто же нас будет провожать по этой карте, ведь мы дороги не знаем!

Фея: Почему не знаем? Ведь с нами – герой одного из произведений Пушкина, веселый и хитрый Балда. Что, Балда, будешь нашим провожатым в музыкальной стране Пушкина?

Балда: С удовольствием! Только я прошу вас взять мне одного помощника.

Скрипичный ключ: Какого помощника?

Балда: Пусть нам помогает найти верную дорогу волшебный шмель.

Скрипичный ключ: Какой еще волшебный шмель?

Фея: Я догадываюсь. Наверное, Балда имеет в виду шмеля из сказки о царе Салтане. В шмеля, как вы помните, превращался князь Гвидон.

Балда: Совершенно верно.

Фея: Тогда минуточку внимания. Крибле, крабле, буме! (Делает волшебные пассы руками и жезлом. Потом достает из складок платья бумажного шмеля.) Вот тебе помощник, Балда.

Балда: Спасибо. (Прикрепляет шмеля на первый пункт карты- «Народная музыка»)Давайте начнем наше путешествие по этой музыкальной стране с рассказа о том, что Пушкин любил слушать русские народные песни.

II ведущий – преподаватель музыки из школы искусств.

- Верно. Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники- певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляниях и праздниках. Вот почему многие стихи самого Пушкина так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для взрослого произведения- романа в стихах под названием «Евгений Онегин». (Перелистывает страницы книги «Евгений Онегин, роман в стихах», взятой с подставки.) Но русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил по роману Пушкина оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы-красавицы». Девушки собирают ягоды и поют песенку о том, как они любят весело и шумно играть. Петр Ильич Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, тоже очень напоминающую народную- бесхитростную, запоминающуюся, но мелодичную и светлую.

Идет слушание хора «Девицы-красавицы» П.И.Чайковского. (Под песню «Девицы-красавицы» девочки одетые в народные костюмы в духе того времени танцуют хоровод).

Скрипичный ключ: А теперь куда приведет нас наш проводник шмель?

Балда: Следующий пункт нашего путешествия называется «Нянины сказки». (Переставляет шмеля на нужное место карты.)

I ведущий. (Слайд - портрет Арины Родионовны).

- Все мы слышали о том, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна. Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был в ссылке в Михайловском.

(Слайд «Зимние вечера в Михайловском»).

- Там, под завывание вьюги и вой волков, поэт коротал глухие зимние вечера с няней. В письме своему другу он писал об этом так: «Она единственная моя подруга -* и с нею только мне не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых ласково называет ее своей подругой, голубкой, а в стихотворении «Сон» - мамушкой.

I чтец читает стихотворение «Сон».

Скрипичный ключ: Благодаря своей нянюшке, Пушкин записал сюжеты многих народных сказок.

Фея: А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями. Предлагаю перелететь на следующий пункт нашей карты - «Лицейская служба».

Балда: Пушкин получил хорошее образование. Он окончил лицей, где в годы учебы и начал сочинять стихи. А почему мы сделали такой скачок: после рассказа о няне Пушкина принялись вспоминать его учебу?

I ведущий

- Потому что есть еще одно стихотворение Пушкина о его няне, которое, наверное, знает каждый из нас.

(Читает стихотворение II чтец полностью).

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.<…>

Скрипичный ключ: Это очень популярное стихотворение. Как раз в нем поэт вспоминает о своей ссылке в глухом селе.

II ведущий

- Правильно. Но это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он вместе учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер». Обратите внимание, как его мелодия передает, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, которые неоднократно пришлось выслушивать Пушкину, а с другой стороны – нежность, которую выражает поэт своей няне.

(Звучит запись романса «Зимний вечер» М.Яковлева.)

Балда: Теперь шмель перелетает в следующую точку карты. Она называется «Три чуда и шмель». Ой, шмель у меня в руках прямо бьется и гудит, наверное, он чувствует, что мы приближаемся к его сказке.

Фея: Да, мы находимся в сказке под длинным и сложным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Скрипичный ключ: Но мы привыкли называть эту сказку короче – просто «Сказка о царе Салтане».

(Просмотр отрывка из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»).

II ведущий

- Оперу на сюжет этой сказки написал Николай Андреевич Римский-Корсаков, Оперное либретто дословно пересказывает сказку Пушкина. Римский-Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев. Одно из самых знаменитых мест оперы – отрывок под названием «Три чуда». Ребята, помните, какие? Первое чудо – белочка.

(Слайд: I чудо- «Белка»).

Скрипичный ключ: Можно, мы продолжим чтение этих стихов вместе с ребятами? Помогайте, ребята, подсказывайте мне слова.

«Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом…

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде»».

II ведущий

- Вот сейчас вы услышите, как главную партию исполнит музыкальный инструмент, который называется флейта. У флейты – нежный, очень высокий голос. Слушая эту музыку, представьте себе, ребята, что это белочка поет таким высоким звонким голоском. (Идет слушание отрывка «Белка» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.)

II ведущий

- А еще вы знаете напев русской народной песенки, которую упоминает Пушкин,

- «Во саду ли, в огороде». Давайте споем начало этой песенки вместе с ансамблем гитаристов
Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Скрипичный ключ: Можно, я назову, каким было второе чудо в этой сказке?

Балда: А я подскажу.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.
Скрипичный ключ продолжает:

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

(Слайд «Богатыри»).

II ведущий:

- Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри. Послушайте, как композитор рисует нам их облик. Сначала мы услышим призывный голос трубы, потом их тяжелую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно постепенно она будет нарастать, усиливаться – как будто богатыри подходят все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише. (Идет слушание отрывка «Богатыри» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.)

(Слайд «Царевна-Лебедь»).

II ведущий:

- Последнее чудо в этой сказке – Царевна Лебедь. «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду – превращению Царевны Лебеди. Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра будут рисовать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню: это тот момент, где птица – лебедь обернется прекрасной девушкой.

Идет слушание отрывка «Царевна Лебедь» из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

Балда: А какую пьесу написал Римский-Корсаков про нашего шмеля, в которого превращался князь Гвидон?

II ведущий:

-Эта музыкальная пьеса так и называется – «Полет шмеля». Вы можете представить себе, как назойливо жужжит шмель?

(Слайд «Полет шмеля»).

II ведущий:

- А в своей пьесе «Полет шмеля» композитор передает, как может жужжать шмель с помощью инструментов симфонического оркестра. Обратите внимание: основной мотив здесь строится на быстром повторении одних и тех же нот. Пьеса очень быстрая, и мелодия постоянно меняется6 то она звучит низко, басовито, будто шмель жужжит где-то возле вас, то вдруг взмывает вверх и становится высокой, пронзительной.

(Идет слушание пьесы «Полет шмеля» Н.А.Римского-Корсакова).

Скрипичный ключ: Посмотрите, на нашей карте остался только один последний пункт. Он называется «Замок Черномора».

Балда: Да, наше путешествие закончилось. (Переставляет шмеля на последнюю точку.)А кто сочинил музыку для замка Черномора? Мне кажется, что это имя мы уже упоминали в нашем путешествии.

I ведущий:

- Ты совершенно прав, уважаемый Балда. Когда мы рассказывали ребятам о чудо-богатырях, которые из моря выходили, то главным у них там был военачальник по имени Черномор. Но в произведениях Пушкина два Черномора. Один- добрый, это Черномор из «Сказки о царе Салтане…»

(Слайд «Черномор из сказки «О царе Салтане...»

А второй- злой, он живет в поэме «Руслан и Людмила». Этот Черномор похитил прекрасную девушку по имени Людмила и силой волшебства перенес ее в свой дворец. И вот сейчас музыка нарисует нам появление злого волшебника Черномора. Композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Ребята, обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия- высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков напомнит о том, что это герой – сказочный, и бояться его не надо.

( Слушание «Марша Черномора» М.И.Глинки.)

I ведущий(Слайд с портретом М.И. Глинки)

- М.И.Глинка в русской музыке занимает такое же положение, как А.С.Пушкин в русской литературе. Если Пушкин- первый наш поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, основоположник русской классической музыки.

(Слушание увертюры М.И.Глинки к опере по поэме Пушкина «Руслан и Людмила»).

(Слайд «Руслан и Людмила»).

Балда: Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений Пушкина и познакомились с музыкой, написанной русскими композиторами к этим произведениям.

Фея: Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

Скрипичный ключ: По произведениям Пушкина сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.

Фея: Ребята, когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь - в музыке.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconПрограмма «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока:...
«Сказки о царе Салтане…» (аудиозапись), портрет А. С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconТема: Описание внешности человека. Портрет. Цели урока
В. Г. Перов «Тройка», А. Г. Венецианов «Захарка», А. М. Герасимов «Портрет дочери», А. А. Иванов «Портрет мальчика», Ф. С. Рокотов...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconТема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница,...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconУрока: интегрированный Тема: «Красота и величие русской природы в...
Оборудование: икт, портрет Н. А. Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А. А. Рылова «Зелёный Шум»; портрет...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconСтатья: Магомед-Нури Османов
Портрет: Азаргун, иранский художник, воссоздал портрет на основе исторических изысканий

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconЧтение Цели урока: Дидактические
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, динамики, презентация, рушники, самовар с баранками, чугунок с картошкой, портрет...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconВикторина «Сказки А. С. Пушкина» Цели
Портрет А. С. Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», иллюстрации художников к сказкам А. С. Пушкина,...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconТема урока: А. С. Пушкин. Стихи о зиме
Оборудование урока: портрет А. С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, проектор, компьютер, презентация к уроку

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными места
...

Презентация «Творчество А. С. Пушкина в музыке» со слайдами Портрет А. С. Пушкина; Портрет П. И. Чайковского; Портрет М. И. Глинки; Портрет Н. А. Римского-Корсакого; Портрет Арины Родионовны; Пушкин в ссылке; Изображения к «Сказке о царе Салтане» iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст произведения, репродукции картин о зиме, иллюстрации детей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница