Урок " Триумф и трагедия Владимира Маяковского " Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского»




Скачать 206.07 Kb.
НазваниеУрок " Триумф и трагедия Владимира Маяковского " Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского»
Дата публикации29.09.2014
Размер206.07 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского"

Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского»
Цели:

Образовательная: Обеспечить в ходе урока повторение ранее изученного материала по творчеству В. Маяковского, закрепление и применение знаний в ходе анализа стихотворений.

Развивающая: Способствовать развитию у учащихся памяти, формированию умений анализировать стихи, делать выводы, выделять суть стихотворения.

Воспитательная: Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, учить умению любить.

Формировать негативное отношение к человеческим порокам и порокам общества, умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.

Формировать компетентности: социальную, коммуникативную, поликультурную, соморобразовательную.

Планируемый результат :

1. Знать биографию В. Маяковского.

2. Уметь читать стихи В. Маяковского.

3. Уметь анализировать стихи В. Маяковского
Организационные формы обучения: урок обобщения знаний.
Организация деятельности на уроке: групповая, индивидуальная.
Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный с приемами активации (сравнения, сопоставления и причинно-следственных связей).

Проблемный (частично поисковый, исследовательский).
Методы контроля: индивидуальный.
Вид контроля: текущий.


Оборудование:

Плакаты.

Тексты стихов.

Магнитофон.

Видеомагнитофон.

Вступление

Учитель:

На мой взгляд, В. Маяковский является одним из величайших поэтов XX века, поэтом трагической человеческой и поэтической судьбы. Может быть, именно он наиболее ярко символизирует силу иллюзий и глубину разочарований эпохи 1910-1920-х гг.
Что мы знаем о Маяковском? Кто он? Что вы о нем сможете сказать?
80 с лишним лет прошло с того трагического утра 14 апреля 1930 года, когда перестало биться сердце поэта, называвшего себя «агитатором, горланом, главарем» революции - сердце В. Маяковского. Но до сих пор наше представление о его смерти остается обывательским: застрелился, не разобравшись в собственных любовных историях. Мне бы хотелось вместе с вами взглянуть на жизнь и творчество Маяковского под другим углом зрения и подумать над вопросом – что же заставило этого сильного человека, понимавшего масштаб своего таланта и значение уже сделанного, поставить «точку пули в своем конце»?
Итак, тема сегодняшнего урока: триумф и трагедия В. В. Маяковского (в тетрадь)
Учитель: Наша задача: а) осмыслить трагедию Маяковского; б) определить основные темы его творчества; в) попробовать определить особенности его поэзии.
Эпиграф (на доске):
^ Но я себя смирял, становясь

На горло собственной песне.
Учитель: Давайте начнем все сначала. Вы уже знаете, что первые десятилетия XX века были богаты на литературные течения и направления. Одним из них был футуризм. Футуризмом увлекся и молодой поэт В. Маяковский.
Что такое футуризм? Что он из себя представляет?
Учащиеся: Слово «футуризм» происходит от латинского слова «будущее». Футуристы пытались полностью порвать с традиционной культурой, утверждая новую эстетику – эстетику будущего.
Учитель: Правильно. Все для них начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Если хотите, футуристы были одновременно похожи на лермонтовского Печорина и тургеневского Базарова. Один, как вы помните, считал своей задачей разрушение существующего порядка, подготовку площадки для строительства здания новой жизни. Другой мучился одиночеством в обществе, которое глубоко презирал. Футуристы тоже презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали.
Борьбу с современностью они вели по нескольким направлениям сразу.
Вспомните кафе «Бродячая собака», о котором я вам рассказывала. В нем собирались художники, музыканты, философы. Поэты декламировали свои стихи. Все это завораживало, расслабляло, было предназначено узкому кругу избранных. Но не имело никакого отношения к тому, чем жила основная часть России.
И вот на сцену выходил высокий широкоплечий мужчина в ярко-желтой кофте и читал стихотворение «Нате!» (ученик читает стихотворение «Нате!»).

Реакция публики: свист, крики: «Долой Маяковского!», «Долой футуризм!».
Что им не нравилось? Грубая, жесткая правда, которую открыто высказал поэт? Сам поэт, смеющийся и «плюющий в лицо» «почтенной публике»? «Непристойные» образы вроде «стоглавой вши»? Непривычный и неприличный цвет кофты? Пожалуй, все вместе взятое.
Ученики:

1.«Нате!» - это стихотворение, в котором поэт берет на себя право не уважать своих читателей и не дорожить их мнением. Чего здесь больше – вызова, хулиганства или желания привлечь к себе внимание, - сказать трудно. Но в нем, как в капле воды, отражены основные темы и мотивы поэзии раннего Маяковского и русского футуризма вообще – вызов существующему строю, общественному благополучию, желание взорвать устоявшиеся представления о поэзии, неудовлетворенность сложившимся порядком и смутная жажда яркой и необычной новизны.
2. Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью. Поэтому основные темы поэмы «Облако в штанах» Маяковский определяет так «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой вашу религию!». «Вашу» - это, прежде всего, буржуазную, довольную собой, глухую к чужой боли, равнодушную к подлинному искусству.
Учитель:

Давайте подведем короткий итог и ответим на вопрос, так в чем же новаторство ранней поэзии Владимира Маяковского? (отвечает 1 группа)

1. Во-первых, в стремлении говорить «языком улицы», грубым языком о грубой правде жизни. Во-вторых, в желании разрушить сложившуюся в обществе систему ценностей. Футуристы и ранний Маяковский декларируют необходимость пробуждения в человеке неудовлетворенности тем, что есть, и желания пересоздать мир и себя. В-третьих, в попытках изменить место и роль поэзии в жизни общества. Поэзия должна стать идеологией, т. е. учебником, сборником ответов на вопросы «что такое хорошо и что такое плохо». В-четвертых, поэтический словарь был расширен Маяковским за счет неологизмов: мещанье, двухметроворостая, серпастый, молоткастый и т. д.

2.Наконец, в изменении законов построения стиха. Футуристы и ранний Маяковский хотели уйти от размытого, привычного, «гладкого» поэтического слова. Поэтому они резко расширили поэтический словарь за счет того, что начали пользоваться «языком улицы», т. е. словами, считавшимися «непоэтическими» - просторечиями, жаргонизмами, сниженной лексикой.

3.Призывы «сбросить Пушкина с корабля современности», утверждения о том, что они, футуристы, создают нечто небывалое, - все это своеобразная игра, способ привлечения к себе внимания публики. Порвать с традицией нельзя. Ее можно только переосмыслить. Чем, на самом деле, и занимался Маяковский. Который, кстати, знал наизусть роман Пушкина «Евгений Онегин», множество стихотворений Лермонтова, Некрасова, поэтов-современников. Да, футуристы заявляли о своей приверженности будущему. О том, что именно они приближают его в своем творчестве. Но основной формой приближения и утверждения прекрасного будущего для Маяковского стало неприятие современности. Насколько точен он в своем критическом понимании современности, настолько же неопределенны его представления о том, что должно прийти ей на смену.
Учитель:

Как же случилось, что Маяковский увлекся футуризмом?

Давайте вспомним основные вехи биографии поэта (ученики кратко рассказывают биографию В.Маяковского - 2 группа).
1.Скорее всего, участие в революционной борьбе было для Маяковского кратковременным увлечением. В Москве Маяковский учится в художественном училище и вскоре всерьез увлекается поэзией. Его учителем становится Давид Бурлюк, первый учитель Маяковского и в живописи, и в поэзии. Вместе с Бурлюком они формируют новое направление в русской поэзии – футуризм. С этого момента Маяковский с головой уходит в поэзию.
2. Раннее творчество Маяковского – это эпатаж, бунт, борьба. Необычными, вызывающими были даже названия стихотворений: «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Мама и убитый немцами вечер», «Флейта-позвоночник», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и т. д. Но были и другие стихотворения, которые говорили о том, что за внешней грубостью скрывается нежная и ранимая душа поэта. Например, стихотворение «А вы могли бы?» (читает ученик).
Учитель:

Искренняя, трогательно-доверительная интонация этого стихотворения связана с поиском Маяковским морально-психологической опоры в реальном мире. Это отразилось в стихотворении «Послушайте!» (ученик читает стихотворение «Послушайте!»).
Запишем в тетрадь выводы из нашего анализа: для футуризма Маяковского характерны сложные развернутые метафоры, образ города как живого существа, лексика цвета, интерес не столько к содержанию, сколько к форме стихотворения.

3. Да, в творчестве раннего Маяковского соседствуют и переплетаются вызов, нарочитая грубость, хулиганство (один из фильмов, в котором снялся до революции Маяковский, так и называется – «Барышня и хулиган»), и удивительная нежность, ранимость, незащищенность. Корней Чуковский вспоминал, что по стихотворениям представлял себе Маяковского человеком тщедушным, слабым, интеллигентным. И очень сильно удивился, познакомившись с Маяковским лично. Перед ним стоял молодой человек огромного роста, вызывающе уверенный в себе, покровительствующий всем и ко всем снисходительный.

Учитель:

Мы знаем, что революцию 1917 года не все писатели восприняли одинаково. Двойственным было отношение к ней Максима Горького, не приняли революцию Александр Куприн и Иван Бунин. А как отнесся к ней Маяковский?
Ученик:
4. Революцию 1917 года Маяковский воспринял как исполнение своей мечты и подтверждение своей правоты. Из автобиографии: «Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Революционная устремленность отразилась в стихах «Левый марш», «Наш марш», в октябрьской поэме «Хорошо!» и поэме «Владимир Ильич Ленин». Недаром в своем произведении послеоктябрьских лет, в поэме «Про это», он писал:
Что мне делать, если я во всю,

Всей сердечной мерою,

В жизнь сию, сей мир,

Верил, верую.
Учитель: «Сей мир» у Маяковского – это не весь мир, а мир социализма, первая страна победившего социализма – СССР.

Воспевая завоевания революции, Маяковский защищал ее чистоту, боролся с пороками, которые мешали становлению нового общества. Можно выделить целый цикл сатирических стихотворений, в которых поэт казнит ударами своего стиха халтурщиков и трусов, обывателей, бюрократов и прочий человеческий сор. Это стихотворения «Трус», «Сплетник», «Подлиза», «Халтурщик», «Служака», «О дряни» и другие.
Вот одно из этих стихотворений ( ^ Ученик читает стихотворение «Прозаседавшиеся»).
Пока еще Маяковскому кажется, что все эти «прозаседавшиеся», «проворовавшиеся», «примазавшиеся» к революции и социализму – случайное и временное явление. Что-то вроде утреннего тумана, рассеивающегося при первых лучах солнца. Чуть позже он поймет, что именно этот человеческий тип и пришел к власти в стране, начал диктовать поэту свои условия и правила.
Но это будет позже. А пока Маяковский считает себя «голосом» нового мира. Ему доверяют. Его часто выпускают за границу. Выезжая за границу, Маяковский вез туда, как он надеялся, новую идеологию. Встречали его по-разному. Эмигранты – холодно, а часто и открыто враждебно. Деятели искусства – с любопытством. Его слушали, ему аплодировали. Покорял удивительно красивый и выразительный голос, мастерское чтение, личное обаяние. Но соглашаться с его идеями не торопились.

А как Маяковский воспринял заграницу?
^ Отвечает 3 группа:
1. За границей Маяковский открыто восхищался достижениями науки и техники. Но о чем бы ни писал Маяковский в стихах о загранице, он обязательно подчеркивал присущие капиталистическому миру социальные противоречия. О них – стихотворение «Black and White», в котором контраст белого и черного цветов переносится на отношения между неграми и «белыми». Москва (т. е. советская Россия) в этом стихотворении – то место, где нет деления на негров, желтых и белых, нет расовой и социальной несправедливости.
2. В каждом произведении цикла стихов о загранице Маяковский противопоставляет советскую идеологию буржуазной. Послушайте стихотворение «Прощание», которое звучит как утверждение того, что лучшей земли, чем Россия, нет (ученик читает стихотворение «Прощание»).
Учитель: Как любой поэт, не обошел Маяковский и тему любви.

Сейчас вы услышите стихотворение, посвященное Лиле Брик - «Лиличка!» 1916 года.

Лиля Брик – женщина, которая пожизненно владела Маяковским, они неразрывно связаны всей прожитой жизнью, любовью, холодом и голодом.
Ученик:

Из воспоминаний Галины Катанян о Лиле Брик:

«Лиля Брик – сложный, противоречивый, обаятельный человек. В чем-то она вровень с Маяковским: я не слыхала от нее ни одного банального слова, и с ней всегда было интересно. Она очень щедрый и широкий человек.

У нее безукоризненный вкус в искусстве, всегда свое собственное, самостоятельное, ни у кого не вычитанное мнение обо всем, необычайное чутье на все новое и талантливое. Она безошибочно угадала в молодой дебютантке великую балерину Плисецкую и стала одной из верных ее поклонниц.

Первое впечатление – очень эксцентрична и в то же время «дама». Холеная, изысканная. У нее прелестный рот с крупными миндалевидными зубами, сияющие, теплые ореховые глаза. Изящной формы руки, маленькие ножки. Могла пленить кого угодно...»
(Звучит песня «Лиличка!» - видеофильм «Владимир Маяковский «Вместо письма» в исп.Павла Морозова)
Анализ стихотворения.

1. Какое впечатление возникает от стихотворения?

2. Герой – реальный человек или романтический?

3. Каковы реалии стихотворения?

3. Каков язык стихотворения?
Запишем в тетрадь: стихотворение отличается глубоким лиризмом; в стихотворении оригинальная, индивидуализированная любовная лексика («отчаяньем иссекусь», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «я тебя короновал», «душу цветущую любовью выжег» и т.д.)
Учитель:

Лилия Брик была первой сильной любовью поэта. Эта женщина стала и его роковой любовью: она ушла от Маяковского, но и не дала ему возможности быть счастливым с другой.

В 1928 году Маяковский пишет стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», в которую влюбился в Париже с первого взгляда. Дадим ее портрет.
Ученик:

Из воспоминаний современников:

« Татьяне Яковлевой было двадцать с лишним лет. Высокая, длинноногая, с яркими желтыми волосами, довольно накрашенная, «в меха и бусы оправленная»… В ней была молодая удаль, бьющая через край жизнеутвержденность, разговаривала она захлебываясь, плавала, играла в теннис, вела счет поклонникам… Годы, проведенные в эмиграции, отразились на ней снобизмом, тягой к хорошему обществу, комфортабельному браку.

Татьяна была поражена и испугана Маяковским, встреча с ним опрокидывала всю ее жизнь. Трудному Маяковскому в трудной Москве она предпочла легкое благополучие с французским мужем из хорошей семьи. В конце концов она вышла замуж за виконта. Маяковский был безутешен…»

Итак, «Письмо Татьяне Яковлевой» ( читает ученик)

Анализ стихотворения.

  1. Каково впечатление от стихотворения?

  2. Чем оно отличается от предыдущего?

  3. О чем говорят последние строчки стихотворения: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму одну или вдвоем с Парижем»?


Обратите внимание, и любовь у Маяковского подчинена той же задаче – утверждению революции и социалистической действительности:
В поцелуе рук ли, губ ли,

В дрожи тела близких мне

Красный цвет моих республик

Тоже должен пламенеть.
^ Запишем в тетрадь: тема любви в стихотворении тесно переплетается с темой патриотизма.

Учитель:

В стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Маяковский признает, что любовь – это большая вдохновляющая сила:
Любить – это значит: в глубь двора

Вбежать и до ночи грачьей,

Блестя топором, рубить дрова,

Силой своей играючи.
И это большое, сильное чувство под названием «любовь» необходимо,
Чтобы подымать и вести, и влечь,

Которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи головы спиливать с плеч

Хвостатой сияющей саблей.
^ Выступает ученик:

А. Рывлин. Господа, прошу слова. Я – поэт Аркадий Рывлин. Я бы тоже хотел сказать несколько слов в защиту Владимира Маяковского. Я хочу рассказать вам о том, как мог любить этот человек. Это было в Париже. Маяковский влюбился. Но без взаимности. Однако даже после отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой долгие годы шли цветы – цветы от Маяковского.
Париж говорит о её осанке:

Русская, но парижской чеканки.

И взгляд у неё, как весна, распахнут.

И чем-то похожа она на яхту.
^ А он - ледокол из Страны Советов,

Таранящиё время и лёд планеты.

И я никогда себе не представлю,

Что где-то и кем-то он вдруг оставлен.
Что ледоколу льдинки ломкие?!

И что ему буруны яростные?!

Но от него уходит тонкая.

Но от него уходит парусная.
Уходит самая красивая,

Любимая, но мало любящая.

И, сдерживать себя не в силах, я

Кричу ей в прошлое из будущего:
Не уходите! Нет! Не надо!..

Ведь это флагман!.. И на вахтах

Как важно для такой громады,

Чтоб рядом – тоненькая яхта.
И с точки зрения поэзии

Я сразу отвергаю мнение,

Что гению всего полезнее,

Когда любовь бросает гения.
Я против!.. И, неуспокоенный,

Я не хочу, чтоб у поэта

Такой ценой, ценой пробоины

Рождалось новое «Про это»!..
И нового не надо «Облака»

Ценой крушенья в человеке!

Но женщина, всех краше обликом,

Ушла… И навсегда… Навеки…
Был отказ её – как удар.

Он уехал в рассветном дыме.

Но парижский свой гонорар

Он оставил цветочной фирме.
И теперь, - то ли первый снег,

То ли дождь на стекле полосками, -

В дверь стучится к ней человек,

Он с цветами от Маяковского.
И теперь, как просил поэт,

Ей букеты вручают броские, -

То ли чёрных тюльпанов свет,

То ли лунных гортензий свет,

То ли пармских фиалок свет, -

Со словами: - От Маяковского.
Стук рассыльных, как всякий стук…

Но нелепо, нежданно, странно,

Маяковский – и астры вдруг!

Маяковский – и вдруг тюльпаны!

Маяковский – и розы чайные!

Что в них – нежность или отчаяние?!
Или сила, что не расплёскана?!

Или рыцарство Маяковского?!

Или ревность, что так отточена,

Что любой букет – как пощёчина.
^ И, может, робок и несмел,

Я был неправ, когда поэта

Сберечь хотел, укрыть хотел

От этой боли без ответа?..
Всё было б тише и ровней…

Цветы б не шли со звёздной силой…

Так, может быть, спасибо ей?!

Спасибо, что не полюбила?!
Спасибо, что идут цветы…

Но как бессмысленно решение, -

Что, может, высшей красоты

Нет без высокого крушения.
Мне горько, что другим я был.

Что слишком ровен и спокоен,

Я от крушений уходил

И уходил я от пробоин…
Цветы!.. Она их то клянёт,

А то, смущаясь поневоле,

Берёт, но не цветы берёт,

А, кажется, букеты боли.
И в них, лучами освещённых,

Ей робко светят, обнаружась,

И вся его незащищённость,

Беспомощность и неуклюжесть.
^ И пусть один под звёздным крошевом,

И пусть навек любимой брошен он,

Но я завидую по совести

Той боли и неразделённости.
Завидую, что нежен, груб ли я, -

А нет ни вьюг, ни ветров дымных,

И всё в порядке, всё долюблено,

Сверхаккуратно, сверхвзаимно.
Завидую обиде рубящей,

Да и цветам свежей, чем губы…

Он шлёт их даже и нелюбящей,

А я не шлю и той, что любит.
У рассыльных привычный труд, -

Снег ли, дождик ли над киосками, -

А букеты его идут

Со словами: - От Маяковского.
А потом этой смерти бред.

Застрелился… Весна московская.

Маяковского больше нет…

А букеты – от Маяковского.
Эти фирменные, усадебные,

Что вовеки не станут свадебными.

Эти самые бесподобные!

Только всё-таки не надгробные!..
Жизнь ломается. Ветер крут.

А букеты его идут.

А букеты его идут,

Хоть Париж уже под фашистами…

А букеты его идут,

И дрожат лепестки росистые.
И чтоб выжить, она пока

Продаёт их (зима ли, лето ли) –

Эти чёрные облака,

Эти белые облака,

Что зовутся его букетами.

А потом несёт букеты

Чёрных угольных брикетов

И морковок двух букет,

Как однажды нёс поэт:

« Не домой, не на суп,

А к любимой в гости

Две морковинки несу

За зелёный хвостик».

Две морковинки – как чудо.

Может, он их на рассвете

Из двадцатого, оттуда,

Ей доставил в сорок третий…
И розы вдруг не пахнут розами.

Пусть даже их недавно срезали,

А пахнут буднями и прозою

Куда скорее, чем поэзией.
И хризантем осенних золото,

Воспетых красками и строфами,

Когда в глазах темно от голода, -

Вдруг пахнет хлебом и картофелем.
Или чашкою кофе,

Или даже и кремом…

Но букеты, как строфы

Лепестковой поэмы.
Строфы не рифмовались,

А скорей продавались.

Но без этой поэмы

Очень многое немо.
Без такого сияния,

Без такого свечения

Как неполно собрание

Всех его сочинений!
^ Яхта, яхта!.. В глазах слеза.

И сейчас, через годы, вижу я:

Были алыми паруса –

Стали крашеными и рыжими.
И всё чаще теперь, наверное,

О Москве она вспоминает, -

А любовь, что была отвергнута,

И её, и Париж спасает…
Вот уже и Берлин берут,

А букеты его идут.

Жёны мёртвых уже не ждут, -

А букеты его идут.
И хоть старости лёг маршрут,

Старость сумрачна и сурова.

А букеты его идут – от живого и молодого…

От живого и молодого.
И за жизнь, за любовь разрубленную

Это ими он голосует,

Недолюбленное долюбливает

И к любимой своей ревнует.
И равняться с ним, видно, нечего,

Но коль встречу судьбу такую,

Чем же я долюблю ушедшее?!

Чем же я тогда доревную?!
Учитель:

Да, совладать с любовью нельзя, а значит, ее нужно использовать для общего дела – борьбы с врагами революции. Это не пропаганда. Маяковский искренне верил в это. Назначение поэта он понимал как служение революции и, следовательно, советской власти. Когда он писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», он тоже был абсолютно искренен. Поэзия представляется ему как равноправная часть общей работы по созиданию нового мира. Поэтому он пишет не только стихотворения, но и едкие частушки, рекламные тексты («Нигде кроме, как в Моссельпроме!»), рисует плакаты и тексты для них в Окнах РОСТА. Отличие Маяковского от других советских поэтов в том, что он открыто заявлял о своей позиции и стремился ее обосновать. Еще в 1920 году в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» он провозглашает:
Светить всегда, светить везде,

До дней последних донца,

Светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой – и солнца.
Маяковский считает труд поэта тяжелым. А оружием поэта – его стихи:
… И сегодня рифма поэта –

ласка, и лозунг, и штык, и кнут.
Но уже, наверное, тогда поэт понимал то, что делает. Иначе бы в конце своей жизни, в неоконченной поэме «Во весь голос» он не написал:
Но я себя смирял, становясь

На горло собственной песне.
Так подспудно оформлялась трагедия Маяковского: собственную песню он подчинил исключительно политической борьбе. Чем занимается Маяковский в 20-е годы?

Ученики:

1. В начале 1930 года была организована выставка, посвященная двадцатилетию творчества Маяковского. Он сам трудился над ее оформлением. На ней были выставлены плакаты, которые Маяковский рисовал и сочинял к ним стихи. Плакаты эти были новым языком, которым поэт говорил с «безъязыкой улицей», говорил так, чтобы быть ей понятным. Работа в «Окнах РОСТА» была необходима во время Гражданской войны, когда не хватало газет, и ощущался дефицит информации. И плакаты - яркие, красочные, очень смешные и точные – выставлялись в витринах самых крупных магазинов.
2.Плакаты, реклама, сборники стихов – все, что создал Маяковский, было выставлено как итог двадцатилетней работы. На выставке побывали учащиеся, студенты, интеллигенция, рабочие, словом, все, кто любил Маяковского. Экскурсия шла за экскурсией. Но никто из власть предержащих не приехал взглянуть на итог двадцатилетней работы, казалось бы, официального поэта. И тогда Маяковский, может быть, впервые так остро почувствовал и отчетливо понял, что стал всего лишь орудием в руках власти. 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Как сказал Владимир Высоцкий, «лег виском на дуло»…
Учитель: В предсмертной записке с присущей ему иронией поэт написал: «О моей смерти прошу не сплетничать, покойный этого не любил». Согласимся с этой просьбой и не будем больше углубляться в личную жизнь Маяковского.
Учитель: Трагедия Гражданской войны. Рабочие и крестьянские восстания, жестоко подавленные большевиками, голодомор, унесший сотни тысяч человеческих жизней. Разве Маяковский этого не видел и об этом не знал? Разве не понимал, почему его восторженные заграничные слушатели не торопятся разделить с ним восхищение страной советов? Разве Маяковский не видел и не понимал, что «тина», которой «подернулась советская мешанина», превращается в непробиваемую кору из бюрократов, чинуш, приспособленцев, бездарей, которые постепенно перетянули власть на себя, подмяли и опошлили идеалы революции?
Итоги:
Ученики:

1.Видел, знал и понимал. Однако долго надеялся на то, что в один прекрасный момент все изменится. Канут в небытие герои его сатирических произведений, прекратятся насилие и кровь, исчезнут нищета и беззаконие. Но мечта все больше и больше расходилась с действительностью. А действительность с каждым днем становилась все мрачнее и тягостнее. Над страной сгущался страх приближающихся репрессий 1930-х годов. Власть, отодвигая Маяковского от себя, перестав выпускать его за границу, игнорируя его выставки и юбилеи, давала понять, что воспевать советский строй уже недостаточно. Нужно оправдывать ВСЕ ее действия. Но этого Маяковский себе позволить уже не мог. Оставалась одна надежда – на потомков, которые услышат, прочитают и поймут.
Мой стих трудом громаду лет прорвет

и явится весомо, грубо, зримо,

как в наши дни вошел водопровод,

сработанный еще врагами Рима.
Так писал Маяковский в одном из своих последних произведений: во вступлении к поэме «Во весь голос», обращаясь и к нам.
2.После смерти Маяковского его недруги с удвоенной силой стали травить поэта, препятствовать изданию его произведений. Смерть поэта объясняли тем, что он запутался в своей личной жизни. А в конце 1980-х – начале 1990-х годов Маяковского атаковали с другой стороны – уже противники советской литературы. Они попытались вычеркнуть его имя из литературы, заменить его другими именами. Но Маяковский пережил их всех. И сегодня открывается нам как поэт великой и глубоко трагической эпохи.
И нам необходимо знать ВСЮ правду о нем и его времени.

Учитель. Прошло более 80 лет со дня смерти Маяковского, а благодарные потомки помнят своего поэта. Помнят его самого, читают его поэзию, размышляют над строками, которым суждено было стать классическими, размышляют, спорят, отвергают и восхищаются. Поэзия Маяковского никого не оставляет равнодушными.

Поэт нам завещал:

пробуйте, творите, дерзайте;

смело, ни перед чем и ни перед кем не сгибаясь, отстаивайте дело своей жизни, делайте своё «делаемое дело»; любите, а ушедшей от вас женщине сумейте вслед сказать: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconЛитература: Стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»
Маяковского) – сочетание традиционных подходов и новых технологий (элементов исследовательской деятельности, творческой мастерской)....

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «В. Маяковский. Начало пути»...
...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconРеферат. Тема: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»
В 2011 году в мире будет отмечаться важное географическое событие – столетие с момента достижения Южного полюса. Это событие явилось...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconУрок литературы и мхк. Тема: Содружество поэзии и живописи: В. В. Маяковский и кубофутуризм
...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» icon24 января в 18. 00 в Центральном Доме культуры «Триумф» состоялась...
В этот вечер поздравляли всех бывших, настоящих и будущих студентов, а творческие коллективы цдк «Триумф» подготовили для гостей...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconУрока: «Сатира В. В. Маяковского дореволюционного периода»
В. В. Маяковского дореволюционного периода, дать учащимся представление о раннем творчестве В. В. Маяковского как представителя футуризма;...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconЛюбви в лирике Маяковского
Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconУрока. 11 класс. Тема: Лики любви в лирике В. Маяковского
Задачи: образ-я – дать представление о любовной лирике В. Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство, познакомить...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconКурсовая работа по русскому языку Тема: Окказиональное словообразование...
Рассмотрены наиболее типичные случаи употребления окказионализмов, сферы их применения и структура. Примеры, приведенные в данном...

Урок \" Триумф и трагедия Владимира Маяковского \" Тема :«Триумф и трагедия В. Маяковского» iconТворчество В. В. Маяковского
Укажите город, в котором лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» встречается со сво­ей возлюбленной



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница