Скачать 71.74 Kb.
|
Тема урока: С. Есенин. Стихотворение « Лебедушка» Цели:
Оборудование: Презентация по биографии С. Есенина. Ход урока
Оценка ведётся детьми по следующим критериям. 1. Название, автор. 2. Правильность (как выучено). 3. Выразительность. 4. Манеры.(внешняя форма поведения) III. Сообщение темы урока. У: Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина - замечательного поэта, лирика- пейзажиста.
Д: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Вспоминает сестра Есенина: – “В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь”. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов. У: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. Служба в армии. В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны,выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован происходит его встреча с царской семьей. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Стихи последних лет
Трагический финал. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Сотрудники милиции сбились с ног, разыскивая поэта. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство Память.
Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру. Прежде чем читать это стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча рядом с портретом поэта). Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует). В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи. 2. Чтение стихотворения учителем. 3. Беседа по первым впечатлениям. - Какое настроение возникло у вас? Почему? ^ 5. Работа над языком стихотворения. - Прочитайте 1, 2, 3 строфы. Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование). У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. Посмотрите, как прекрасно раннее утро! Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь? Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”, “тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”, “цветы лазоревые”, “волны пряные”. - Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках). Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору. ^ У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям. Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей. Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах? Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла. Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела? Как защищала детей? Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический? Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей. ^ У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой. Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28) У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба, Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье. Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3) У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет? (Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега). Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям. У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл. Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук [р]. ^ У: Как я читала стихи? (Нараспев). Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах. (В былинах). А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос. ^ Скажи погромче слово “гром”, Грохочет слово, словно гром. Скажи потише “шесть мышат”, И сразу мыши зашуршат. (1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо) У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого. ^ У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей? ( рисунок выполняется коллективно) ^ У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы) У: Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” Что дал вам этот урок? (Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…) |
![]() | Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка” | ![]() | Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. А. Есенина и познакомить со стихотворением «Лебедушка» |
![]() | Цели: организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством С. А. Есенина; помочь раскрыть содержание и основную мысль произведения... | ![]() | Тема урока: С. А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения |
![]() | Д. Н. Мамина Сибиряка, учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, карточки для урока, выставка книг Д. Н.... | ![]() | Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда |
![]() | Формирование ключевых компетентностей младших школьников на уроках литературного чтения | ![]() | Цели урока: ввести учащихся в мир поэзии С. Есенина; активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного... |
![]() | Цели и задачи урока : учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; развивать художественно-образную... | ![]() | Тема. Внеклассное чтение № И. Бунин, С. Есенин. К бальмонт. И северянин. Пейзажная лирика русских поэтов. Литературный салон |