Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"




Скачать 95.31 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"
Дата публикации06.10.2014
Размер95.31 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок

Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века"




Цели:

  1. Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;

  2. Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;

  3. Воспитывающая: пробудить интерес к культуре Серебряного века



^ Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока

II. Новый материал

1 слайд



2 слайд (тема )

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.


А.Ахматова

3 слайд (цель)

1) Слово учителя

Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.

4 слайд (понятие)

Серебряный век (1890-1917)

Серебряный век - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры к концу 19-20 вв. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых “воистину индивидуален” определяют значение этого феномена.

Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников, портреты поэтов, звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: “Серебряный век”. И повторяю снова: “серебряный век”

- Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Составьте словесный ряд.

5 слайд

Серебряный век – блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, свечение, сияние, дымка, туман, тайна, волшебство, шёпот, голоса, глаза…

6 слайд

Серебряный век – исторически непродолжительный период на рубеже XIX – XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области философии, науки, живописи, театрального искусства, музыки, литературы.

7 слайд (философы)

Пришло время, настал черёд философских трудов Н.А. Бердяева , В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, Л.П.Карсавина, утверждающих ценность души человека, открывающих её связи с “вечным Временем и бесконечностью Мироздания, со Смертью, с Любовью”, с Богом.

Впервые название Серебряный век было предложено философом Н.А.Бердяевым Задание:

Сообщение по теме “Н.Б. Бердяев – одинокий странник русской философии”

8 слайд (учёные)

Совершены научные открытия С.И. Вавиловым, И.П. Павловым, А.С. Поповым

Задание:

Какие научные открытия были совершены в начале 19 века?

9 слайд (художники)

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников: И.Е. Репина, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, группы “Мир искусства” (В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К. Рерих, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Б.М. Кустодиев)

Центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала “Мир искусства”. Художники проповедовали “чистое и свободное искусство”

В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в живописи. Если в XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографией, то в начале XX века художники отошли от материального быта и окружили героя вечными образами природы и мифологии.

Задания:

1. Подготовить доклад о художниках группы “Мир искусства”

10 слайд (Серов)

В.А.Серов родился в Петербурге. Сын композитора А. Серова, в доме которого собирались музыканты, художники и писатели. В шестилетнем возрасте потерял отца.

Первые уроки рисования получил в Мюнхене у австрийского художника Кеппинга (1872-1874). Два года занимался живописью и рисунком под руководством И. Репина (1874-1875) в Париже. В 1875 вернулся в Россию. Поступил в Академию художеств, где сдружился в М. Врубелем и Дервизом.

В 1884 начал работать самостоятельно. Сдав экзамены, он получил диплом и в 1887 отправился в Италию. После поездки написал свой первый шедевр - "Девочку с персиками" - портрет В. Мамонтовой. Для "Девушки, освещенной солнцем" (1888) ему позировала Маша Симонович. На первой же выставке картин успех этих двух портретов был ошеломительным. Они стали этапными в развитии русской школы портрета.

В 90-е им исполнена целая портретная галерея деятелей культуры - И. Забелина (1892), И. Левитана (1893), Н. Римского-Корсакова (1898). Одна из лучших работ Серова - портрет Мики Морозова (1901). Портреты и рисунки Ф. Шаляпина, К. Станиславского, М. Врубеля - составили гордость русского искусства. В начале 1900-х художник стал первым портретистом России.

К началу века относится серия его аристократических портретов: князя М. Голицына (1906), княгини Орловой (1911), фабриканта В. Гиршмана (1911). Всего художник создал около 200 портретов и это притом, что портреты писал художник мучительно долго - по 70-90 сеансов.

11 слайд, 12 слайд (репродукции с картин Серова)

13 слайд (театр)

Первые пятнадцать лет XX века – время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается театральное искусство. Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, М.А.Чехов, В.Э.Мейерхольд, К.С. Станиславский, В.И.Качалов – выдающиеся артисты начала века, блиставшие в театрах Петербурга.

Задание: Подготовить доклады о Ф.И.Шаляпине, К.С.Станиславском

14 слайд (музыка)

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского , В.С.Каллиникова.

Задание: подготовить доклад о И.Ф.Стравинском

15 слайд (Стравинский)

И.Ф.Стравинский родился близ Петербурга в семье оперного певца. С девяти лет мальчик играл на фортепиано. Начал самостоятельно изучать теорию композиции. Будучи студентом Петербургского университета (1900-1905), несколько лет брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова, с сыном которого учился. Считал композитора своим "духовным отцом".

Первые сочинения - "Фантастическое скерцо" и фантазия для оркестра "Фейерверк" (1908), сюита "Фавн и пастушка" - были выдержаны в традициях русской музыки XIX века. Но в последущие годы он все смелее обращался к поискам новых музыкальных средств, поражавших современников.

Как один из деятельнейших участников "Русских сезонов" в Париже, оказал С. Дягилеву большую поддержку. Для антрепризы Дягилева Стравинский написал три балета, прославивших его имя во всем мире: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913).

С начала 20-х в творчестве Стравинского начинает преобладать линия "неоклассицизма", направленная к воскрешению различных музыкальных стилей прошлого, от барокко до раннего романтизма.

Большую часть своей долгой жизни Стравинский провел за рубежом в Швейцарии, Франции, куда он переехал в 1920. В 1939 переехал в США, приняв американское подданство в 1945.

В конце 40-х - начале 50-х, творческая манера Стравинского претерпела изменение. Он опять возвращается к додекафонии. В его творчестве начинают играть важную роль духовные сюжеты. Переломным произведением стала "Месса" (1948). Наиболее значительные произведения этого периода - кантата "Священные песнопения" (1956), балет "Агон" (1957) и "Заупокойные песнопения" (1966). Он вел широкую концертную деятельность. В 1965 выступал с авторскими концертами в СССР.

16 слайд (литература)

“Золотой век” в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он недолго, до конца двадцатых годов XIX века. Уже в 1827 году Пушкин чувствовал наступление иной эпохи: “Лета к суровой прозе клонят”. Эпоха прозы продержалась лет шестьдесят. Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Куприн - таковы главные деятели этой полосы в истории русской литературы. Её сменила новая, поэтическая эпоха. Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к её изучению, назовём хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

17 слайд

Представители литературы Серебряного века

18 слайд

Символисты

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 – 1941)

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945)

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942)

Фёдор Кузьмич Сологуб (1863 – 1972)

Александр Александрович Блок (1880 – 1934)

Андрей Николаевич Белый (1880 – 1934)

Вячеслав Иванович Иванов (1866 – 1949)В.Соловьёв, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Северянин, И.Ф.Анненский, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Иванов, А.Блок, В.Брюсов, Н.Гумилёв.

19 слайд

Акмеисты

Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921)

Анна Андреевна Ахматова (18889 – 1966)

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938)

Георгий Владимирович Иванов (1894 – 1958)

Владимир Иванович Нарбут (1888 – 1938)

20 слайд

Футуристы

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) (1885 – 1922)

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

Давид Давидович Бурлюк (1882 – 1967)

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (18887 – 1941)

21 слайд

Имажинисты

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 – 1962)

Вадим Габриэлович Шершеневич (1893 – 1942)

22 слайд

Задание:

Выберите наиболее понравившееся стихотворение. Обоснуйте свой выбор. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

23 слайд (Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (18889 – 1966), представитель акмеизма (“Цех поэтов”)

“Коротко о себе”

“Я родилась 11(23) июня 1889 г. под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до 16 лет”. “Читать я училась по азбуке Л.Толстого.

В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет”. “В 1910 г. я вышла замуж за Н.С. Гумилева”. “В 1912 г. вышел мой первый сборник стихов “Вечер”.

Напечатано было всего 3000 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. В октября 1912 г. родился мой единственный сын Лев.

В марте 1914 вышла вторая книга “Четки”.

Вслушаемся в голос поэтессы Серебряного века. Узнаем, чем замечательна её судьба.

24 слайд

Аудио-фрагмент (свои стихи читает Анна Ахматова)

25 слайд

Прочитайте выразительно стихотворение А.Ахматовой “Песня последней встречи”

Песня последней встречи

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой”
Я ответила: “Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…”

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.




Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!

26 слайд

Это стихотворение о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставания навеки. Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. чувства героини, ее состояние передаются через детали внешнего мира. Но самая сильная эмоционально-психологическая деталь - “Я на правую руку надела Перчатку с левой руки”.Внешне незначительная деталь открывает смятение и драму в душе героини. Прямой диалог в стихотворении - важнейшее средство передачи трагедии расставания. Интересно использование изобразительно-выразительных средств. В стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедия последней встречи.

27 слайд

Подумай и ответь: какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении?

28 слайд

Темы рефератов:

1) Роль деталей в стихотворениях о любви у Ахматовой

Пушкин и Ахматова

3) Влияние творчества Блока на поэзию Ахматовой

4) Лирика А.А. Ахматовой в 20-30-е годы

29 слайд

Список литературы:

  1. А.Ахматова “Воспоминания об А.Блоке” М.,1976

  2. А.Блок “Записные книжки” М.,1976

  3. В.Виленкин “В сто первом зеркале” М.,1987

  4. В.М.Жирмундский “Творчество Анны Ахматовой” Л.,1973

  5. В.Н.Топоров “Ахматова и Блок” М.,1981

  6. Л.К.Чуковская “Записки об Анне Ахматовой” Париж,1976

  7. В.М.Жирмундский “Теория литературы. Поэтика. Стилистика” Л.,1977

Вывод: культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Целый ряд поэтов, живописцев, философов, учёных, музыкантов, актёров, выступивших под знаменем Серебряного века, создали свои неповторимые художественные системы

30 слайд

Тест по поэзии Серебряного века (Приложение)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий)...
«Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма символизма,...

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»
...

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок №11 Литература в 11 классе Тема: Серебряный век русской литературы...
Цели: дать понятие обучающимся о понятии Серебряный век и процессах, происходящих в литературе в период Серебряного века; развивать...

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок литературы по поэзии «серебряного века»
Цели: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического...

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУроков литературы в 11 классе по теме «Основные литературные течения...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок литературы в 11 классе по программе В. В. Агеносова. «Русская...
Урок литературы в 11 классе по программе В. В. Агеносова. «Русская литература ХХ века». Учебник в 2-х частях под редакцией В. В....

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconУрок литературы в 5-м классе Тема урока: Связь веков. Стихи поэтов...
Познакомить с творчеством поэтов “серебряного века” Иваном Алексеевичем Буниным, Анной Андреевной Ахматовой, Всеволодом Александровичем...

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconТрудов
Американская литература XX века; русский символизм; русская поэзия Серебряного века

Урок литературы в 9-м классе с применением икт по теме \"Русская культура Серебряного века\" iconЧувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Место урока в теме и в общем курсе: плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне"; урок продолжает изучение русской...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница