Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства




Скачать 98.88 Kb.
НазваниеМалая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства
Дата публикации19.10.2014
Размер98.88 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Отрадинская детская школа искусств им. В. и В. Калинниковых»

Малая родина моя.
Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства

(фортепианое отделение) Павлова Н. Ю.

Цель; Познакомить с творчеством земляка - композитора В. Калинникова; провести параллель между его творчеством и творчеством его современников: поэтов А.В. Кольцова, А.А. Фета; художником Васильевым; современной поэтессой М. Корчагиной.

Задачи;

1. Развивать активность детей, стимулировать их творческое проявление.

2. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю, природе; учить видеть вокруг себя красоту.

3. Способствовать развитию воображения ассоциативного мышления, используя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, танцевальную, игровую, изобразительную.

Пособия и материалы; колокольчики, треугольники, металлофоны, арфы, хрустальные стаканы, целлофан, блокноты.

Стихи: А.В. Кольцова, А.А. Фета, М. Корчагиной. Картина Васильева «Болото». Народные потешки.

Музыкальный материал:

В. Калинников «Грустная песенка», «Элегия», «Вальс», «Симфония ч. 2»
^ Ход урока.

Сказать, что сегодня урок мы начнём со стихотворения и предложить послушать его.

Малая Родина - Островок земли,

Под окнами смородина,

Вишни зацвели,

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья,

Ласковая, милая Родина моя.

Кто из вас, ребята, знает, что такое малая Родина. Конечно же, это земля где мы родились и выросли; земля, где нам знакомы каждая кочка, косогор, каждое деревце.

Как вы думаете, у нас с вами есть наша малая родина?

Мы своей малой Родиной считаем наш Мценский край. Это удивительное место с маленькими деревеньками, утопающими в цветущих ветвях калины, величавыми дубравами, белоствольными березками, чистыми родниками и, конечно же, с полями колосящейся пшеницы.

Предложить детям создать деревню, окруженную лесом и лугом, который дышит запахом леса и луговыми цветами и полями колосящейся пшеницы .

^ Коллективное творчество.

Вниманию детей предложить панно, которое нужно дополнить недостающими элементами (цветы на лугах и полях, зверей в берёзовой роще, солнышком, мостом через речку, домашними животными и т. д.). На столике, покрытом зелёным сукном, выставляется домик, плетень и колодец. Получается красочная панорама деревни.

Сказать детям, чтобы деревня получилась почти настоящая. Вот только нужно её как-то оживить, вдохнуть в неё жизнь. Как это можно сделать?

^

Разделить детей на две группы. Часть детей пусть выполняют работу с панно, остальные озвучивают работу на музыкальных инструментах.

Проснулось солнышко, улыбнулось и расправило свои лучики (Арфа)

Заискрились на траве капельки росы (Металлофон)

Деревья в лесу зашумели своей листвой (Фольга, бумага ),

Запели птицы (Свистульки )

Где-то на лугу мужик косу точит ( Скрежет металла)

На ранней зорьке запел петух ( Голосовая имитация (ку-ка-ре-ку)

Скрипнула дверь...

Наверное хозяйка к колодцу собралась?..

А вот и нет.
^ Инсценируем песню В. Калинникова «Киска»
img001.jpg

Идет кисонька из кухни - мяу.

У ней глазоньки опухли - мяу.

О чём, кисонька, ты плачешь? - мяу.

Как мне, кисоньке, не плакать? - мяу.

Повар пеночку слизал,

Да на кисоньку сказал - мяу!

^ Дети размещаются по залу, берут инструменты

и поют, применяя слова народной потешки, передавая настроение песни. Можно имитацию голоса киски передать на металлофоне.

Как грустно нашей кисоньке, сидит она на плетне, лапкой утирается, а под плетнем? Что же здесь происходит?

Обратить внимание, что под плетнем собрались все звери лесные, да весёлые какие. Чему же они радуются? Предложить подняться с ковриков, разбиться на две группы и рассказать, что же радует зверей.

Все:
^ Исполняют канон «Тень - тень»

2.jpg
Первая группа Вторая группа
Тень - тень потетень Тень - тень потетень

Тень — тень потетень Тень — тень потетень

Сели звери под плетень

Сели звери под плетень

Потешелися весь день

Потешалися весь день
(Каждый куплет канона группы исполняют поочередно. Группа. Исполняющая остинато проговаривают, соотвестственно куплету – «зайка прыг», «ой лиса». «мишка ух»

Кода:

Все
Тень – тень потетень

Тень – тень потетень

Тень – тень потетень

Тень – тень потетень

Потешалися весь день
^ Во время исполнения канона можно предложить выполнить «пружинку» с поворотом.

Вот на такой удивительной земле, которая одарила силой и талантом поэтов, художников, композиторов мы с вами живём. В такой маленькой деревне на Мценской земле родились композиторы В. и В. Калиниковы, поэт А. А. Фет, жил Л. Н. Толстой живет наша современница М. Корчагина.

Не каждому человеку дано видеть не только глазами, но и всем сердцем; открывать в обычном необычное. С таким необычным и встретились однажды Виктор и Василий Калиниковы. Для них это была музыка. И, однажды, повстречавшись с ней, они больше никогда не разлучались.

Сказать, что на домашних вечеринках в доме Калиниковых всегда звучала музыка (вальсы, польки, русские народные песни). Наигрывая простые мелодии в детстве, Василий Калинников, уже будучи взрослым, написал серьезные музыкальные пьесы, в которых создал полюбившегося ему образы родного края. Его пьесы, отличаются мелодичностью, напевностью и непосредственностью.

Звучит «Вальс» В. Калинникова.

Спросить какие ассоциации вызывает музыка, на что похожа ?

В каком жанре написана музыка?

Как можно под неё двигаться?

г

^ Импровизируем и декламируем.

Дети встают в круг, на руки одевают варежки - «одуванчики»

1ая часть:

а) Медленно поднимают и опускают правую, затем левую руки. (2 раза)

б) взявшись за руки, выполняют то же движение; затем опускают руки и раскачивают ими вправо, влево; кружатся, останавливаются спиной в круг;

в) взмах правой рукой вверх, вниз; взмах левой рукой вверх, вниз;

Разбиваются парами - «лодочкой» и кружатся; останавливаются и вращают кистями, поднятыми вверх – правая рука, затем левая ; кружатся и приседают на корточки, нагнув голову и обхватив колени руками.

2ая часть:

Начинают постепенно «вырастать» устремляясь вверх, как бы тянутся к солнышку. Дальше покачивают руками вверху, кружатся.
^ Чтец читает стихотворение М. Корчагиной.

Одуванчики - солнышка дети,

Разбежались по теплой земле.

Ничего нет милее на свете,

Чем роса на зеленой траве.

Выйду к речке, рассветом одета,

Постою на зеленом лугу,

В светлом мае - предвестнике лета

Затеряюсь на том берегу.

Безоглядно тебе доверяюсь,

И на сердце от солнца тепло.

Надо мной пролетел белый аист

И весну посадил на крыло.

3 часть:

Выполняют произвольную композицию. С окончанием музыки собирают букет.
Природа - удивительный мир. Он встречает нас морем звуков, запахов и тайн. Она заставляет нас прислушаться, присмотреться, задуматься. Каждый из нас должен уметь любоваться красотой природы, ведь это первый росток доброго чувства, которое зарождается в нашем сердце. Каждый человек выражает его по-разному.

Как вы думаете, чем выражает свои чувства композитор, поэт, художник?

Каждый из них, будь то художник, композитор или поэт, может передать удивительные краски природы по-своему. И каждое слово, мазок или фраза у них дышит любовью к родному краю, к людям вырастившим и воспитавшим их.

Спросить ребят, можно ли соединить краски музыки с красками живописного полотна.

Как вы думаете, дополнят они друг друга или нет? Современник В. Калинникова Ф.А. Васильев написал картину, которая называется «Болото».

Предложить рассмотреть картину, спросить какие краски преобладают в ней, к какому времени года они относятся.

Пусть ребята сами скажут каким инструментом можно изобразить сине — серое предгрозовое небо, увядающую красоту леса и тихое великолепие болота.

Как вы думаете, мы можем придумать свою музыку к этой картине?

Сочиняем музыку.

!-я,3-я часть пьесы
5.jpg


^ Средняя часть: первый период — глиссандо вверх и вниз на детских арфах. Во втором периоде на конец каждой фразы — тремоло на треугольниках
«Грустная песенка» В. Калинникова, исполняет ученица 5-класса, Терешкина А.

(Дети играют на детских музыкальных инструментах)
Вам понравилась наша музыкальная картина?

Не хватает только выразительных поэтических слов.

Давайте послушаем стихи современников В. Калинникова. Стихотворение А.В. Кольцова «Утешение» очень созвучно с музыкой В. Калинникова. Из каждой его строки рождаются звуки, которые затем переходят в красивую мелодию.
^ Озвучиваем стихи (импровизация) А.В. Кольцов.

«Утешение»

(Звучит Элегия В. Калинникова)

(дети самостоятельно, по желанию выбирают шумовые инструменты - свистульки. колокольчики, треугольники и на импровизируют )
Звучит В. Калиников «Элегия»

Внимай мой друг, как здесь прелестно.

Журчит серебряный ручей

Как свищет соловей чудесно

А ты один в тоске своей. . .
Смотри, каком красой в пустыне

Цветы пестреются, цветут,

Льют ароматы по долине,

И влагу рос прохладных пьют.
Вдали там тихо и приятно

Раскинулась берёзы тень

И светит небосклон отрадно,

И тихо входит Божий день....
Там резвый вешний ветерок,

Играет, плещется с водами

Приятно шепчется с листами

И дарит ласками цветок.
Смотри, в разноцветном поле

Гостит у жизни рой детей,

В беспечной радости своей...

Лишь ты мой друг с тоской своей.
Развеселись... проснись душою.

С проснувшейся для нас весною

Хоть юность счастью посвяти

Ах, долго ль в жизни мы гостим.

А вот в стихах А.А. Фета столько в них мелодии, задушевности , что душа сама начинает петь. Природа как бы оживает, превращается в мир, который мы воспринимаем чувствами. Это переживания, мечты и думы. Они то зовут нас на тихий вечерний берег к раскидистым ракитам, то в березовые рощи, то на широкий луг.

Пойду навстречу им знакомую тропою,

Какою нежною, янтарною зарёю

Сияют небеса, нетленные, как рай

Далеко выгнула земля померкший край.

Природа вечера и дышит и не дышит,

И колос, зреющий, едва-едва колышет...

Какая звучащая тишина. Спит и зверь и птица, только слышен шелест листвы, журчание воды. Строки стихотворения очень созвучны с симфонией В.Калинникова. А теперь я дам вам задание: постарайтесь украсить музыку звучанием подходящих музыкальных инструментов. Выберите их сами.
^ Звучит 2 часть симфонии В. Калинникова.
Предложить вниманию детей музыкальные инструменты: металлофон, детские арфы, треугольники, свистульки, хрустальные стаканчики.

(Дети разбирают инструменты, располагаются по залу, играют в оркестре).

Какая благоговейная тишина и близкая сердцу музыка. Сегодня в нашем зале звучали стихи А.В. Кольцова, А.А. Фета, М. Корчагиной и, конечно же, музыка нашего земляка В. Калинникова. Звучала в унисон с нашими сердцами, «как бы заглядывала нам в глаза, звала нас в дорогу, в поле, за околицу». Затихает музыка, заканчивается наш час музыки.

Вышел месяц молодой,

Зажёг звезды чередой,

И пришла пора прощаться

Хоть и жалко расставаться.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconОб итогах конкурса на лучшее поэтическое произведение и рисунок «Моя...
Ическое произведение и рисунок на тему «Моя Каневская – моя малая Родина, я – ее гражданин!» Конкурсной комиссией подведены итоги...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconМетодические рекомендации по организации занятия на тему «Моя малая Родина»
«Моя малая Родина» в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях города Москвы

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconКонспект урока немецкого языка, проведенного в 7 классе по теме «Was nennen wir unsere Heimat?»
«Родина», проектные работы учащихся («Россия Родина моя», «Моя малая Родина»), гимн рф, песни («С чего начинается Родина», «Широка...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconРабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического...
Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconПаспорт творческого проекта «Вдвоем веселее»
Авторы проекта: учащиеся отделения музыкального исполнительства (фортепиано) Дунаева Надежда (3кл.), Мирзоян Татевик (4кл.), Замеженина...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconГ. Новоаннинский Волгоградской области Проект «Моя малая Родина»...
Они способствуют формированию у подрастающего поколения социально-активной гражданской позиции, патриотизма, национальной гордости...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconКонкурс «моя малая родина» Исследовательская работа «Лопшеньга! Красавица моя!»
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Лопшеньгская основная общеобразовательная школа

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconТема: Моя родина-Евпатория
Цели: формировать понятие «малая родина», чувство принадлежности к ней; развивать представление о родном городе; воспитывать любовь...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconНаша Малая Родина!
Родину. Это самые приятные воспоминания, они греют душу и дают поддержку каждому живущему на земле. И у каждого из нас есть свой...

Малая родина моя. Подготовила преподаватель отделения музыкального исполнительства iconВнеклассное мероприятие «Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!»...
Эпиграф «… Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна …Родина» М. Пришвин



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница