Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
страница1/9
Дата публикации19.10.2014
Размер1.35 Mb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)

============================================================

Министерство культуры Челябинской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1» г. Сатка Челябинской области


Номинация конкурса: Дополнительное образование

детей и школьников

^ Методическое пособие

«Конспекты по отечественной музыкальной литературе»

Автор: Павлова Наталья Николаевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории МБОУ ДОД «ДШИ №1», г. Сатка

^ Место выполнения работы: МБОУ ДОД «ДШИ №1», г. Сатка Челябинской области, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.10



Пояснительная записка
Конспект [< лат. conspectus обзор] – краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.п.).

Данное пособие представляет собой краткую, конспективно изложенную информацию о различных периодах развития русской музыкальной культуры, композиторах и музыкальных произведениях, предусмотренных учебной программой по предмету «Отечественная музыкальная литература». Она является вспомогательным материалом для преподавателя, учеников и не претендует на замещение учебников, другой музыковедческой литературы, рассказа преподавателя или докладов учащихся.

Содержание «Конспектов» выстроено в хронологическом порядке, от музыки древних славян до современного российского искусства. Теоретический и музыкальный материал систематизирован. Рассмотрение творчества композиторов в большинстве случаев предваряется эпиграфом-цитатой, отражающим наиболее характерные особенности их стиля.

Для знакомства с темами обзорного плана типа «Музыкальная культура первой половины XIX века» автором предлагается следующая таблица:


Общественно-политические события

Точные науки, философия

Литература, изобразительное искусство, театр

Музыка

Композиторы

Исполнители

Концертная жизнь

Образование

Критика, публицистика, наука

1

2

3

4

5

6

7

8


Учащиеся заполняют таблицу, систематизируя и распределяя весь фактологический материал по столбикам. Информация может быть почерпнута из учебника или сообщена преподавателем.

«Опорные конспекты» также служат вспомогательным материалом при подготовке учащихся к контрольным работам, итоговым и зачетным урокам. Представленная работа полезна не только педагогам и учащимся музыкальных школ, колледжей, но и всем, кому необходима краткая информация об истории отечественной музыкальной литературы и русских композиторах.

^ Русская музыкальная культура до XVII века.
На территории современной России древние племена поселились в VI-VIII вв. н.э. Они назывались антами, позже – россами. Их искусство было синкретическим, мировоззрение – языческим.

Основной жанр – песни:

  1. Семейно-бытовые (плачи, колыбельные, обрядовые);

  2. Календарные или земледельческие.










Народная музыка

Духовная музыка (церковная)

Профессиональная (светская) музыка

1.

Киевская Русь (X–XII вв.). 988 г. – Крещение Руси. Владимир Мономах

Былины (герои – князья, богатыри)

Византийские религиозные песнопения. Знаменное пение (крюковое письмо). Монодия.

Отчасти – искусство скоморохов (синкретическое). Инструментарий: гусли, труба, бубны, сопель, свирель, цевница.

2.

Новгородская Русь (XII–XIV вв.). Вече. Татаро-монгольское иго. «Слово о полку Игореве». Феофан Грек.

Былины более лирические и бытовые по содержанию (Садко). Былины-скоморошины (социально-обличительного содержания с грубоватым юмором)

Колокольные звоны. Многоголосие в знаменном пении (братья Савва и Василий Роговы – распевщики, Иван Шайдур – теоретик, усовершенствовал систему записи музыки); театральные представления в церкви.

Появляются инструменты: домра, гудок. Народный театр Петрушки.

3.

Московская Русь (XV–XVI вв.). Иконопись (Феофан Грек, позже Андрей Рублев).

Историческая песня, протяжная песня.

Влияние народной песни на знаменные распевы (Федор Крестьянин). Строчное пение (как партитура). Полифонический склад.

«Хор государевых певчих дьяков».


4.

XVII век. Царство, столица – Москва. Династия Романовых. Завоевания в Сибири и на Дальнем Востоке.

Исторические песни (разинский цикл).

Партесное пение, хорально-гармонический склад. Николай Дилецкий «Мусикийская грамматика»

Кант – бытовая многоголосная песня. Сначала тексты религиозные, потом – разнообразные. Инструментарий: клавесин, клавикорд, во дворце – орган (Симон Гутовский). Театральные спектакли сопровождались хоровой, вокальной и инструментальной музыкой.


^ Восемнадцатый век
«Век разума и просвещения».

Расцвет философии, науки и искусств. Классицизм.

Литература: Руссо, Дидро, Вольтер (Франция);

Гете, Шиллер (Германия);

Музыка: Бах, Гендель, Глюк, мангеймская симфоническая школа, Гайдн, Моцарт.

XVIII век в России связан прежде всего с именами Петра I и Ломоносова. Государственные реформы коснулись всех сторон жизни общества.

В музыке:

  1. Принудительное посещение концертов, где исполнялись произведения европейских авторов.

  2. Исполнение на ассамблеях модных за границей танцев: гавот, аллеманда, менуэт.

  3. Появление военной музыки.

  4. Вводится в обиход обычай домашнего музицирования; репертуар: народные песни, канты любовного содержания.

  5. Обучение музыке не только детей из богатых семей, но и крепостных.

Помимо кантов бытового и лирического содержания, появляются канты-виваты, прославляющие и восхваляющие Петра I и Родину («Радуйся, росско земле»).

Кант «Буря море раздымает».

Кант о Полтавской победе «Орле Российский»


Крестьянская песня

Городская песня

– исполнялась хором (или запевалой с хором);
– диатонические натуральные лады, модальность; подголосочная полифония;
– сложные, смешанные, переменные размеры; свободная текучая ритмика, нерифмованные тексты; многозвучные распевы.

– соло с сопровождением гитары, балалайки, клавесина или трехголосие по образцу канта;

– функциональная гармония, мажор и минор, аккордовая фактура (гомоф.-гармонический склад);

– простые размеры, ритмоформула, четные структуры, четкий ритм.


Первые нотные сборники народных песен: «Собрание русских простых песен с нотами» (В.Ф.Трутовский); «Собрание народных песен с их голосами» (Н.А.Львов, И.Прач); «Исторические песни Западной Сибири» (К.Данилов).
^ Хоровой концерт.

Традиции партесного пения. Композиторы: М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский, А.Л.Ведель.

М.Березовский «Не отвержи мене во время старости»

I ч.Аdagio – сурово-драматическое, имитационная полифония; II ч.Allegro; III ч.Аdagio; IV ч.Фуга – кульминация концерта. Интонационная основа – знаменный распев, а техника – европейская.

Концерты Бортнянского более камерны и лиричны.
^ Бытовая вокальная лирика.

Основной жанр – «российская песня» (произошла от канта). Характерна любовная тематика. Сборник Г.Н.Теплова «Между делом безделье, или Cобрание разных песен с приложенными тонами на 3 голоса» – первый печатный сборник российских песен, издан в 1759 г. Тексты А.П.Сумарокова, И.П.Елагина и других поэтов-современников. Сентиментализм. Использованы ритмические фигуры европейских танцев, прежде всего менуэта. «Мы друг друга любим» – трехголосие кантового типа, форма куплетная; автор текста – Сумароков.

Ф.М.Дубянский писал песни в духе народных, с интонациями вздоха, задержаниями: «Стонет сизый голубочек» на слова И.И.Дмитриева (трехголосие по типу канта, подголосок флейты). «Уже со тьмою нощи» на слова В.В.Капниста – одноголосие с гармоническим сопровождением, ритм баркаролы (6/8).

Песни О.А.Козловского – одноголосие с развитой фортепианной партией, более сложный гармонический язык. «Прежестокая судьбина» на слова неизвестного автора – песня трагического содержания с большим фортепианным вступлением и заключением; уменьшенные гармонии, альтерированные аккорды, нисходящие секунды, виолончельный подголосок.

Примечание: подчеркнуты особо значимые темы, разделы, произведения.

Опера.

В 1702 г. в Москве открылся общедоступный театр «Комедиальная храмина». Спектакли ставились немецким антрепренером Иоганном Кунстом. Постепенно в труппу вливались русские актеры. Первые оперы (seria) ставились в 30-е гг. при дворе Анны Иоанновны.

Композитор ^ Франческо Арайя:

1736 г. – «Сила любви и ненависти», «Цефал и Прокрис» на русском языке (либретто Сумарокова).

Кроме итальянских приезжали и французские оперные труппы. В 70-е гг. формируется русская опера «buffa».

Первые русские оперы были песенными, т.е. сопровождались народными песнями: «Танюша» (Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский), «Анюта» (М.Попов).

Композиторы: ^ В.А.Пашкевич, Е.И.Фомин, Д.С.Бортнянский, М.М.Соколовский.

Литераторы: А.П.Сумароков, Н.П.Николаев, А.А.Аблесимов, Я.Б.Княжнин, Н.А.Крылов.

«Мельник – колдун, обманщик и сват» – пьеса Аблесимова, мелодии подобрал и обработал Соколовский – дирижер и скрипач Московского оперного театра.

«Санктпетербургский гостиный двор» – музыка В.А.Пашкевича, либретто М.А.Матинского.

«Несчастье от кареты» – музыка В.А.Пашкевича, либретто Я.Б.Княжнина. «Ямщики на подставе» Е.И.Фомина, либретто Н.А.Львова. Хоровая песенная опера. Хор ямщиков «Высоко сокол летает» и песня Тимофея «Ретиво сердце молодецкое» в духе протяжных.
«Скупой» (1782 г.). Авторы: В.А.Пашкевич, Я.Б.Княжин. Яркие характеры, сквозные сцены, свежесть музыкального языка => выдающееся произведение. Монолог Скрягина – аккомпанированный речитатив, сочетание трагического и комического (текст).
Мелодрама «Орфей». Автор – Е.И.Фомин, пьеса Я.Б.Княжнина. Участники: драматические актеры – Орфей и Эвридика, мужской хор (возвещает решение божества), симфонический оркестр и балет. Увертюра – сонатное Allegro с медленным вступлением. Вступление – Largo, короткие мотивы, уменьшенные созвучия, нисходящие секунды. Г.П. – образ Орфея, мятежный, устремленный; тонико-доминантовые гармонии, секвенции. П.П. – образ Эвридики: 1 тема – светлая, грациозная (F-dur), 2 тема – трепетная, печальная (b-moll). Монолог Орфея – чередование реплик героя с симфоническими фрагментами.
^ Инструментальная музыка.

В конце XVIII века появляются первые образцы инструментальной музыки. Излюбленный жанр – вариации. Темами служили народные песни или популярные танцы.

^ В.Ф.Трутовский «Во лесочке комарочков» (тема и 12 вариаций).

И.Е.Хандошкин – скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, педагог, фольклорист. Соната g-moll для скрипки соло в 3-х частях. Преобладают трагические, скорбные образы; виртуозный, концертный стиль.
Фортепианные сонаты Д.С.Бортнянского: изящество стиля, тонкая нюансировка, прозрачная фактура. ^ Соната F-dur – одночастная, светлая и изящная по характеру. Соната C-dur в 3-х частях.
Музыкальная культура первой половины XIX века
Романс.

Период высокого расцвета русской романсовой лирики. Кант→российская песня→романс (песня на романском языке). Воздействие народной музыки. Поэзия Пушкина. Романсисты пушкинской эпохи: А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, Н.А. и Н.С.Титовы, А.П.Есаулов, М.Л.Яковлев, И.И.Геништа, М.И.Глинка, Д.Н.Кашин, А.Д.Жилин.

^ Разновидности романса. Самыми распространенными жанрами становятся:

1) «Русская песня», возникшая как подражание народной музыке. Авторы текстов – поэты И.И.Дмитриев, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, А.Ф.Мерзляков, А.А.Дельвиг, Е.А.Боратынский, Н.П.Огарев. Первые образцы русских песен созданы Д.Н.Кашиным (1769-1841). Кашин нередко придавал им форму концертной песни-арии, в которой народная мелодия «распевалась» в свободном импровизационном стиле;

2) Элегия – особый вид лирико-философского романса, в котором преобладают созерцание, размышление, глубокое раздумье (элегия Геништы на слова А.С.Пушкина «Погасло дневное светило», элегия Глинки «Не искушай» на слова Боратынского);

3) Баллада – излюбленный вид романтической поэзии и музыки. Это произведение повествовательного характера, посвященное мрачным, таинственным, остро драматическим событиям, нередко связанное с народными преданиями, включающее фантастический элемент. Создателем баллады является А.Н.Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова В.А.Жуковского);

4) Застольная песня – соприкасается с походными, боевыми песнями. На это указывают четкий маршеобразный ритм и куплетная форма с запевом солиста и припевом хора. В них часто превозносились сила разума и просвещения, любовь к свободе;

5) Различные типы романсов национально-жанрового плана – цыганские, испанские, восточные, итальянские, «рыцарские» в ритме марша или полонеза и т.д.
Музыкальный театр.

Поиски новых форм и жанров.

  1. Драма или трагедия с музыкой (О.А.Козловский, А.Н.Титов, С.И.Давыдов).

  2. Водевиль (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Н.Верстовский).

  3. Историческая опера («Иван Сусанин» К.А.Кавоса).

  4. Сказочно-фантастическая опера («Февей» В.А.Пашкевича, «Днепровская русалка» Ф.Кауэра, – С.И.Давыдова).

  5. Балет (С.И.Титов, К.А.Кавос, Ф.Е.Шольц; балетмейстеры И.И.Вальберх, А.П.Глушковский, Ш.Дидло). После разгрома декабристов ведущие балетмейстеры отстраняются от работы, а на спектакли , связанные с русскими сюжетами, накладывается запрет.

Значение первой половины XIX века для русского музыкального театра – в формировании основных жанров.

^ Русские композиторы – современники Глинки
Александр Александрович Алябьев

(1787-1851)

Выдающийся композитор, автор романсов и песен, шести опер, 20-ти водевилей, одного балета, музыки к драматическим спектаклям, симфонических и инструментальных произведений.

^ Вокальное творчество.

Разнообразно по жанрам и тематике. Чуткое отношение к поэтическому тексту.

«Соловей» на слова А.А.Дельвига. «Русская песня», куплетная форма, медленный запев в духе протяжных (орнаментальная мелодика, распевы), быстрый припев (четкий ритм, аккордовая пульсация в аккомпанементе), звукоизобразительность – трели соловья.

«Как за реченькой слободушка стоит», на слова А.А.Дельвига. «Русская песня», 3-частная форма, крайние разделы – быстрые, в духе плясовых, средний – медленный лирический, на народной теме «Чем тебя я огорчила».

«Иртыш» на слова И.И.Веттера. Элегия, куплетная форма, в куплете два контрастных раздела: 1) сосредоточенный, спокойно-повествовательный (речитативная мелодика, ровные восьмые сопровождения); 2) страстный, патетический (выразительная декламация, широкие скачки, тремоло в аккомпанементе).

«Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина. Элегия, пейзажная лирика, настроение печали, легкой грусти. Вступление и заключение – жалобные переливы колокольчиков.

«Два ворона» на слова Пушкина. Баллада, декламационная мелодика, фортепиано дублирует вокальную партию, форшлаги в высоком регистре имитируют крик ворона.

«Узник» на слова Пушкина. В народном стиле, мелодия суровая и сдержанная (сходство с революционными песнями), мерная поступь, хроматизмы и нисходящие секунды.

«Кабак» на слова Н.П.Огарева. «Русская песня», сочетание плясового напева и трагического текста; куплетная форма.

«Нищая» на слова П.Беранже. Романс социально-обличительной тематики, характерной для позднего периода творчества Алябьева. Образ нищей старости и одиночества. Мерная поступь аккордов, g-moll, Moderato, интонации стона.

Среди камерно-инструментальных произведений наиболее известным является Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ля минор.
^ Александр Егорович Варламов

(1801-1848)

Композитор, гитарист, певец, вокальный педагог («Школа пения»), дирижер.

Творческое наследие включает в себя романсы и песни, музыку к спектаклям, водевили, 2 балета. По складу дарования – лирик. Большинство романсов – «русские песни». Мелодика романсов Варламова пластична, широкого дыхания, развивается свободно и легко.

^ Вокальное творчество.

«Красный сарафан» на слова Н.Г.Цыганова. «Русская песня», форма складывается из двух больших разделов: диалог дочери с матерью, каждый раздел написан в куплетной форме. Секстовый зачин, параллельный мажоро-минор, вариантное развитие.

«Ах ты, время, времечко» и «Что мне жить и тужить» на народные слова – малый цикл. Первая – в духе протяжных песен (медленный темп, подголосочная полифония, свободная ритмика, широкая мелодия), вторая – плясовая (быстрый темп, четкий ритм, 2/4).

«На заре ты ее не буди» на слова А.А.Фета. Элегия, ритм вальса, гитарный аккомпанемент, куплетная форма.

«Горные вершины» на слова И.Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Элегия, пейзажная лирика, настроение тихой и светлой грусти, ощущение покоя и безмятежности (умеренный темп, спокойное движение восьмых, фортепианное вступление играет роль рефрена).

«Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова. Бунтарский, мятежный образ (упругий, четкий ритм болеро, Allegro, стремительные взлеты мелодии).

«Оседлаю коня» на слова А.В.Тимофеева. Баллада, диалог между человеком с мечтой о воле и злой тоской. Два контрастных раздела, сквозное развитие (образ молодецкой удали, порыв к счастью).
^ Александр Львович Гурилев

(1803-1858)

Сын крепостного музыканта, ученик Д.Фильда и И.Геништы. Композитор, фольклорист, пианист, педагог. Творческое наследие составляют романсы и песни, фортепианные произведения, «47 избранных народных песен». Лирическое дарование.

^ Вокальное творчество.

«Матушка-голубушка» на слова Ниркомского. «Русская песня», прототипом послужил «Красный сарафан» Варламова. Образ более страстный, чувственный; секстовый зачин, интонации вздоха, задержания.

«Колокольчик» на слова Макарова. Элегия, задушевная, красивая мелодия, ритм вальса.

«Вьется ласточка сизокрылая» на слова Н.П.Грекова. Изящная миниатюра в ритме вальса. Плавная мелодия, гармонический мажор, вокальные украшения.

«Разлука» («На заре туманной юности») на слова А.В.Кольцова. Спокойное повествование перерастает в драматический монолог (кантилена→речитатив). Сопровождение: мерные аккорды в начале романса, паузы и тремоло в конце.

«И скучно, и грустно» на слова М.Ю.Лермонтова. Элегия, монолог. Речевые интонации, «гитарные переборы», Andantino.
^ Алексей Николаевич Верстовский

(1799-1862)

Композитор, музыкально-общественный деятель. Автор опер, водевилей, музыки к спектаклям, романсов.

Вокальное творчество. Незначительная часть наследия, «творческая лаборатория».
«Черная шаль» на слова А.С.Пушкина. Баллада («молдавская песня»). Исполнялась как драматическая сцена: в костюме, в сопровождении оркестра, со световыми эффектами. Большая роль фортепианной партии, сквозное развитие, динамическое нарастание. Вокальная партия – патетическая декламация.

«Два ворона» на слова А.С.Пушкина. Повествовательная баллада, речитативная мелодика.

«Цыганская песня» («Старый муж, грозный муж») на слова Пушкина из поэмы «Цыганы». Страстная, патетическая мелодия, куплетная форма, плясовой аккомпанемент.

«Колокольчик» на слова неизвестного автора. «Русская песня», фортепианное вступление – звучание колокольчика (форшлаги в высоком регистре).
«Аскольдова могила» (1835 год), опера в 3-х действиях. Либретто М.Загоскина.

^ I действие. Хор рыбаков «Ну-те, братцы» в духе трудовых песен. Мерное чередование аккордов, мужской хор, тонико-доминантовые гармонии. Хор киевлян «При долинушке береза» – быстрая хороводная (смешанный хор, ритм мазурки).

II действие. Ария Неизвестного «Скоро выйдет месяц ясный», состоит из двух разделов: первый – сумрачный, сосредоточенный, отражает душевную борьбу героя (низкий регистр, речитатив, паузы), второй – решительный, энергичный (быстрый темп, широкая мелодика, пульсация в оркестре).

^ III действие. Хор девушек «Ах, подруженьки» в духе плачей, причитаний. Нисходящая мелодика, интонации вздоха, уменьшенные созвучия. Баллада Торопа «Близко города Славянска» – спокойное повествование, постепенная драматизация. Звукоизобразительность (конский топот). Хоровые реплики стражников.
^ Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)




Музыку создает народ, а мы, художники, только ее аранжируем.

М.И.Глинка


Гениальный композитор, основоположник русской профессиональной музыки. Был популярен как композитор и певец. Наследие: 2 оперы, 8 симфонических произведений, камерно-инструментальные ансамбли, музыка к спектаклям, около 80 романсов, песен и арий.

Мироощущение композитора было классическим (светлым, гармоничным, уравновешенным). Глинка чутко относился к народной песне; его произведения глубоко национальны, пронизаны духом русского фольклора, несмотря на то, что собственно цитат немного. В его творчестве соединились классические и романтические черты. Классические: сюжеты (идеальные герои), крупные жанры и формы, отточенность и детализация музыкального языка, ясный гармонический слог, логика и уравновешенность форм. Романтические: чувственность, эмоциональность (мечтательность, душевный разлад), симфонические миниатюры, национальный колорит.


Оперы Глинки положили начало основным направлениям русского оперного искусства: народной музыкальной драме и опере-сказке. Симфонические произведения определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. «Вся русская симфоническая школа, как дуб в желуде, в «Камаринской» Глинки» (П.И.Чайковский). В вокальной лирике он достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста.
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

опера в 4-х действиях с эпилогом.

Героическая народная музыкальная драма, премьера состоялась в 1836 году. Либретто барона Розена, с 1917 года текст С.Городецкого.

Русские в опере характеризуются песенными, кантиленными темами, хоровыми и вокальными эпизодами. Поляки – аристократическими польскими танцами, ритмами мазурки и полонеза даже в хоровых эпизодах.

Увертюра. Сонатное Allegro со вступлением. Медленное вступление – печаль о герое – открывается начальной попевкой мужского хора интродукции, затем музыка трио «Ах, не мне, бедному» из эпилога. Г.П. – тревожная, стремительная тема из финала III действия. П.П. – песня Вани «Как мать убили». Русским темам уже в экспозиции противопоставлена польская: в Св.П. появляются 3-х дольный размер и интонации мазурки. Разработка, реприза динамичны и полифоничны. Кода – более напряженное противопоставление «русских» и «польских» тем, постепенно музыка выливается в ликующие колокольные перезвоны, приводящие к победному звучанию Г.П. в G-dur.

^ I действие. Интродукция – монументальная хоровая сцена. Первая тема (мужская) – торжественная, величавая «Родина моя». Широкая мелодия, распевы, запевала – хор. Вторая тема (женская) – быстрая, радостная «На зов своей родной страны», параллельные терции, G-dur. В развитии темы соединяются в контрапункте, образуя хоровую фугу.

Каватина и рондо Антониды – характеристика лирического персонажа. Каватина – в духе протяжных, многозвучные распевы, подголоски деревянных духовых, f-moll. Рондо – в духе быстрых «бытовых» песен, As-dur, фиоритуры.

Выход Сусанина (бас). «Характер важный» (Глинка). Широкая, распевная мелодика, скачки в вокальной партии, подлинная народная песня (лужского извозчика) на слова «Затоптан хлеб в полях». Реплики Сусанина чередуются с хоровыми.

Трио «Не томи, родимый» (Сусанин, Антонида, Собинин). Настроение печали и томления, в духе романса, b-moll, Andante.

Финальный хор «Не впервые русским людям» в духе солдатских песен, маршевый, мужественный, запевала – хор.

^ II действие. Экспозиция польского лагеря.

Полонез (польский) – торжественный, парадный, воинственный.

Краковяк – стремительный, темпераментный с характерным синкопированным ритмом. Рондо.

Вальс – камерный, лирический, прозрачная оркестровка, синкопы, 6/8.

Мазурка – блестящая, бравурная, с хором – воинственная. После прихода гонца – интонации тревоги, растерянности. Сигнал к походу – соло трубы.

^ III действие можно разделить на две половины: первую – до прихода врагов, вторую – с момента их появления. В первой половине преобладают спокойные и светлые настроения.

Песня Вани «выражает тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю… Характер ее наивный, как и характер самого сироты» (Глинка). Аккомпанемент в духе колыбельной, «народная» мелодия, распевы, параллельный мажоро-минор, куплетная форма.

Квартет (Антонида, Ваня, Собинин, Сусанин) – мир, благоденствие и покой.

Приход поляков, завязка конфликта. Среди тихой беседы и приготовлений к свадьбе (тема семейного счастья) слышатся интонации и ритм полонеза. Вокальная партия Сусанина широкая, распевная, в размере 4/4; звучат мужская тема интродукции со словами «Страха не страшусь» и новая тема «Велик и свят» – предвосхищение финального хора «Славься». Партия поляков строится на мотивах и ритмах мазурки и полонеза.

Свадебный хор «Разгулялися, разливалися» (девушек) – спокойный, безмятежной красоты. Секстовый зачин, широкие скачки, почти без сопровождения, 5/4.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» – печальный, горестный. Интонации стона, плагальные обороты, нисходящая мелодика, g-moll, тоникальность.

Заключительный хор тревожный, мужественный, на теме ополченцев (Г.П. увертюры).

^ IV действие. 1 картина – сцена у посада.

Речитатив и ария Вани: речитатив складывается из коротких, отрывистых мотивов, ария – песенного склада. Хор посадских людей и ополченцев.

2 картина – сцена Сусанина с поляками в лесу.

Хор поляков – мрачный, подавленный, на ритме мазурки; хроматизмы, неустойчивые аккорды, тусклые тембры оркестра.

Ария Сусанина начинается речитативом «Чуют правду…». Настроение глубокого раздумья и сердечной скорби. Мелодика широкая, неторопливая, песенная («Ты взойдешь, моя заря»). «Гусельный» аккомпанемент (арфа), плагальность; 3-х частная форма, средний раздел более драматичен.

Монолог Сусанина – ретроспекция тем Собинина, Антониды, Вани, семейного счастья; последний раздел «Ах ты, бурная ночь» – драматический взрыв чувств.

Сцена метели – фугато, сочетание картины разбушевавшейся стихии и душевного состояния героя. Тема рондо Антониды, ритм мазурки.

Финал – развязка драмы. Ответ Сусанина полякам «Хитрить мне нужды нет» решительный, исполненный достоинства; дважды звучит мотив лужского извозчика, в оркестровой партии интонации песни «Вниз по матушке по Волге».

^ Эпилог. Картина народного торжества на Красной площади в Москве.

Хор «Славься» – богатырский образ народа-победителя. «Гимн-марш» (Глинка). Торжественный, величавый, C-dur, tutti, ff. Средний раздел – трио «Ах, не мне, бедному» (Ваня, Антонида, Собинин). Завершает оперу хор «Славься» в исполнении 3-х хоров и 2-х оркестров (один из них – духовой, на сцене), к ним присоединяются колокола.

«Руслан и Людмила»

«Большая волшебная опера» в 5-ти действиях.

Премьера состоялась 27.11.1842 г. Либретто по поэме А.С.Пушкина.

Увертюра. Строится на темах из оперы. Характерны четкость форм, яркая образность, лаконичность. Вступление – «богатырские удары кулаком» - фанфарное, призывного характера. Плагальный оборот – национальный колорит. Г.П. – радостная, стремительная, «летит на всех парусах». Св.П. – чуть тревожная, грозные аккорды, отрезок целотонной гаммы Черномора. П.П. – лирическая, возвышенная, тема из арии Руслана II действия. Разработка динамична, «бег» и «аккорды оцепенения». Реприза – П.П. в A-dur. Кода – последнее конфликтное столкновение. Утверждаются основные интонации Г.П. и вступления (в опере они звучат в финале 5-го действия).

^ I действие. Интродукция – величественная хоровая сцена. «Диалог» хора и Баяна. Первая реплика Баяна «Дела давно минувших дней» – интонационное ядро всех тем интродукции. Древнерусский колорит: гексахорд, «гусли» (арфа и фортепиано), переменный лад. Две песни Баяна: «Оденется с зарею» и «Певец» (вторая – памяти А.С.Пушкина). Реплики гостей.

Каватина Людмилы – сочетание кокетства, простодушия и лирики. Целая сцена с участием хора. Первый раздел – обращение к отцу «Грустно мне, родитель дорогой», романсовые интонации, мелизмы, фиоритуры. Второй раздел – обращение к женихам «Не гневись, знатный гость», шутливого характера.

Хор «Лель таинственный» в духе языческих песнопений (5/4, узкий диапазон, без распевов, октавные дублировки).

Сцена похищения Людмилы – таинственная, фантастическая. Нисходящая целотонная гамма, короткие мотивы у флейты-пикколо (молния), «аккорды оцепенения».

Квартет «Какое чудное мгновение» (Руслан, Светозар, Ратмир, Фарлаф) – канон.

Действие заканчивается сценой сбора витязей в путь, на поиски Людмилы.

^ II действие. Оркестровый антракт – сумрачный, фантастический (рассказ Головы и тема Наины)

Баллада Финна – рассказ о своей жизни. Куплетно-вариационная форма, подлинная финская тема.

Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» – комическая басовая скороговорка, быстрый темп, моторная ритмика.

Ария Руслана – разносторонняя характеристика героя, 3 раздела. Первый раздел – речитатив «О поле, поле» – глубокое раздумье, речевые интонации. Второй раздел «Времен от вечной темноты» – элегический, более напевный. Третий раздел – «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» – боевой порыв, мужество и геройская удаль; сонатная форма, Г.П. – маршевый ритм, акценты, восходящие скачки, П.П. – лирическая, широко распевная («О, Людмила»).

Диалог Руслана с Головой. Рассказ Головы (мужской хор, поющий в унисон).

III действие. Антракт – «яркая, звездная ночь и волшебный замок вдали» (Б.Асафьев).

Хор дев Наины («Персидский хор») – атмосфера теплой южной ночи, полной страстной истомы. Подлинная восточная тема, вариации на неизменную мелодию; меняются фактура, инструментовка, гармонии, лад.

Каватина Гориславы «Любви роскошная звезда» – патетическая, речитативного склада; нисходящие секвенции, альтерированные ступени.
Ария Ратмира – на подлинных восточных напевах.

Танцы волшебных дев – балетная сюита из разнохарактерных танцев.

^ IV действие. Сады Черномора.

Сцена и ария Люмилы – характеристика заглавной героини. Форма близка к рондо, рефрен – «Вдали от милого в неволе» – горестный, на интонациях плача. Эпизод «Ах ты, доля, долюшка» – медленный, лирический, жалобный, романсовые интонации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница