Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы»




НазваниеЛитература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы»
страница1/6
Дата публикации31.10.2014
Размер0.74 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6


Дошкольное автономное образовательное учреждение «Детский сад №370 «г. Перми
«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

Заведующий МАДОУ №370

Шапко Ольга Александровна.

Воспитатель

Телегина

Наталия Валентиновна

Пермь – 2012г.

Содержание

Введение
1. Состояние вопроса в теории и практике.

    1. Основные понятия проблемы.

1.2 Возможности приобретения детьми культурного богатства русского народа.-----------------------------------------------------

1.3Этапы приобретения культурного богатства русского народа.--------------------

^ 2.Психолого – педагогические основы приобретения детьми культурного наследия народа.

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3.1 Этапы работы по приобщению детей к истокам народной культуры.

3.2 Результаты поисковой деятельности.
Выводы и рекомендации

Литература

Приложения:

1.Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы»

2. Приложения №2 «Диагностика знаний детей третьего этапа работы»

3. Приложения №3 «Конспект комплексного занятия « Хлеб – всему голова!»

4. Приложения №4 «Конспект комплексного занятия « В гостях у Матрёшки».

5. Приложения №5 «Конспект занятия

6. Приложения №6 «Сценарий праздника « Капустка»

7. Приложения №7 «Сценарий праздника « Пришла Коляда!»

8. Приложения №8 «Сценарий праздника « Ай – да, Масленица!»

9. Приложения №9 «Анкета для родителей»

10. Приложения №10 « Консультация для родителей»

11. Приложения №11 « Перспективный план по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры»

12. Приложения № 12 Фотоматериалы

Введение.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось несколько новых комплексных программ (например «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Детство».) которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновлённое содержательно-методическое обеспечение. Особое значение и актуальность имеет раздел « Социально – нравственное воспитание детей»

Сегодня наше общество претерпевает крушение идеалов, отрицание общечеловеческих ценностей, что может привести к необратимым последствиям в социальном и духовном развитии. Поэтому содержание воспитания должно быть направлено на воспитание культурного человека, знающего, любящего свой край, свою Родину.

С сожалением приходится осознать актуальность слов К.Д. Ушинского говорившего в своё время: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим отечеством, литературой, географией… а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: своей Родиной, и всем, что с ней связано…»(16)

Как научить ребёнка любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России, любить её природу, жизнь её народа, его труд, искусство, верования и быт.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

Для работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» были выбраны следующие приоритеты:

1.^ Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты должны быть национальными.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4.Очень важно познакомить детей с народно-прикладным искусством. С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

5.Создание предметной среды, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

6.Определяющим является непосредственное общение с родителями, бабушками, дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребёнка.

7.Важным этапом формирования у ребёнка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своём городе, крае, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Итак, цель нашей работы: активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Данная цель основана на формировании эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

В своей работе мы планируем достижение следующих предполагаемых результатов:

1.У детей сформирован устойчивый интерес к изучению истории, быта и традиций русского народа.

2.Дети используют в активной речи русский фольклор.

3. Дети принимают активное участие в проведении народных праздников.

4.Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами.

5.Знают, любят и умеют играть в русские народные игры.

6.Умеют различать изделия разных народных промыслов. Любят мастерить своими руками.

7.Любят и знают свой край.


1. Состояние вопроса в теории и практике.
^ 1.1Основные понятия проблемы.
Для того чтобы иметь ясное представление о теоретических составляющих данной проблемы, остановимся на базовых понятиях, которые неизбежно встретятся при определении возможности приобретения детьми культурного богатства русского народа.

Если в животном мире достигнутый уровень развития поведения передаётся от одного поколения к другому так же, как и строение организма,- путём биологического наследия, то у человека свойственные ему виды деятельности, а вместе с ними и соответствующие знания, умения и психические качества передаются другим путём – путём социального наследия.

Каждое поколение людей выражает свой опыт, свои знания, умения, психические качества в продуктах своего труда. К ним относятся как предметы материальной культуры (окружающие нас вещи), так и произведения духовной культуры (язык, наука, искусство)

Каждое новое поколение получает от предыдущих всё, что было создано раньше, вступает в мир, «впитавший» в себя деятельность человека. Овладевая этим миром человеческой культуры, дети постепенно усваивают вложенный в неё общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны человеку. Это и есть социальное наследие.

Конечно, ребёнок не в состоянии расшифровать достижения человеческой культуры самостоятельно. Он делает это при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых во время образовательного процесса.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Следовательно, обучение – процесс усвоения определённых знаний, умений и навыков под руководством педагога.(19)

С обучением неразрывно связано воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности ребёнка и коррекции его недостатков. (28)

В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает разнообразные действия: практические, внутренние.

Практические ведут к получению определённого внешнего результата.

Внутренние – это те, с помощью которых ребёнок рассматривает предметы, выясняет их свойства, устанавливает связи, создаёт замысел игры, рисунка, постройки.

Формирование таких внутренних действий составляет основное содержание психического развития ребёнка. Это действия восприятия, мышления, памяти. Они обеспечивают ориентировку предмета в окружающем мире, ознакомление с условиями, в которых должны выполняться практические действия.

Действия осваиваются ребёнком в деятельности, иначе говоря, в активном взаимодействии с окружающей действительностью. (24)

На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок последовательно осваивает несколько видов деятельности. Среди них выделяют 3 ведущих вида деятельности: общение, предметную деятельность и игру. В возрасте от 3 до 7 лет наряду с игрой ребёнок овладевает продуктивными видами деятельности – рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.

Каждый вид деятельности способствует усвоению таких действий и образованию таких психических процессов, которые необходимы для выполнения определённой продуктивной деятельности.

Через продуктивную деятельность происходит сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятий и представлений ребёнка, которое учит способам обследования внешних свойств предметов, позволяет добиться, чтобы восприятие стало полным.

Определим восприятие, как отражение действительности в момент их воздействия на наши органы чувств. Результат – создание образов и эталонов.(28)

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, при помощи которых устанавливают соответствующие свойства и отношения.

Представления – это образы, ранее воспринятых предметов и явлений, сохраняющихся в памяти человека.

Представления способствуют развитию ребёнка, т.е. идёт процесс количественных и качественных изменений личности ребёнка под влиянием определённых факторов.

Личность, по определению Выготского Л.С., это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми.(5)

Духовное начало личности существует и проявляется в гражданской позиции. При этом гражданственность определяется, как качество личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения(1).

Формирование гражданственности – основная цель гражданского воспитания. Сюда входит и такое понятие как гражданин – это человек, принадлежащий к постоянному населению определённого государства, обладающий правами и обязанностями, установленными законодательством данного государства(1).

В.И.Даль объясняет понятие патриот – это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.» (8) А патриотизм как общечеловеческую ценность, высоконравственное чувство, активную гражданскую позицию личности, олицетворяющую любовь к своему отечеству, сопричастность его истории, культуре, достижениям; потребность в достойном, самоотверженном ему служении.

В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

С содержательной точки зрения патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения воспитанников в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам (7).

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это относится к быту - укладу повседневной жизни, включающей как удовлетворение материальных потребностей людей, так и освоение духовных благ, культуры; общение, отдых, развлечения. Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

В культурном наследии народа есть традиции. Они имеют своё рождение и долгий период утверждения и развития. Специфика которого обусловлена прежде всего конкретно – историческими и этно - социальными условиями.

В образовании народных традиций важное место занимает обычай, т.е. привычка, принятое, усвоенное дело(1)

Сложившаяся традиция является механизмом передачи народной культуры от одного поколения к другому через нравственное воспитание. Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, коллективизм и т д. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы выражают её определённые отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.(24)

^ Отношение к другим людям предполагает воспитание заботы о старших и младших в семье, товарищеской взаимопомощи, взаимного уважения между людьми.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, честности и правдивости, простоты и скромности.

^ Отношение к своему труду проявляется в развитии творческого начала в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.

^ Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм.

Природа даёт богатейший материал для развития наблюдательности, воображения, эстетического чувства, которое формируется в эстетическую культуру.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconЕ. В. Солохина © Перевод, приложения Н. Эстель
Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион». Эпос нолдоров. /Пер с англ. Приложения: Словарь имен и названий. Словарь эльфийских корней

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconЛитература 80 Приложения 88

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconПлан 1 июня 2011 г. 1: 35 Структура приложения(mvc) База данных Использованные технологии
«Модель-представление-контроллер» — шаблон проектирования, в котором модель данных приложения,пользовательский интерфейс и управляющая...

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconО проведении первого этапа
Цель первого этапа: провести срез знаний по русскому языку как иностранному (далее рки) среди учащихся общеобразовательных учреждений...

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconV. Литература >VI. Приложения
Родительские собрания, консультации и беседы – действенная форма общения с родителями

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconКриминалистические проблемы раскрытия и расследования преступлений,...
Объем работы недостаточен. В количество рекомендуемых листов не включается литература и приложения. Рекомендуемый объем квалификационной...

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconРуководство и контроль Производственные совещания Укрепление материально-технической...
Формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconЛитература Приложения
Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconУрок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные...
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных...

Литература Приложения: Приложения №1 «Диагностика знаний детей первого этапа работы» iconС. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница