Скачать 1.66 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (2013-2014 учебный год) УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад №9 «Радуга» г. Горячий Ключ Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением ОСНОВНАЯ ^ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ^ - ДЕТСКИЙ САД № 9 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Автор: Милашенко Людмила Дмитриевна, старший воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с №9, первая категория ^ : МБДОУ ЦРР-д/с №9 Краснодарский край, г. Горячий Ключ ст. Саратовская, ул. Шоссейная 45 УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ ЦРР-д/с №9 _____________________________ инициалы, фамилия _____________________________ дата утверждения М П СОГЛАСОВАНО Советом педагогов, протокол № __ от ______________ года ^ Часть 1.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ Раздел 1. Пояснительная записка …………………………………………………...……………… стр.4 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении…………………………………..…. стр.7 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования………………………………………………………………………………..... стр.8 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования………………. стр.9 Особенности осуществления образовательного процесса…………………………...… стр.11 Принципы и подходы к формированию образовательной программы……………….. стр.13 Раздел 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении ………..…..стр.14 Модель оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР-д\с №9 ………………………………стр.22 Модель организации образовательно-воспитательного процесса на один день по направлениям развития дошкольника……………………………...………….. стр.26 Проектирование воспитательно-образовательного процесса………………………….. стр.27 Раздел 3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей..……………………………………………………... стр.36 Раздел 4. Содержание коррекционной работы Комплексирование программ, методик и технологий в соответствии с направлениями коррекции………………………………………………………...…… стр.56 Система работы педагога-психолога ……………………………………………………. стр.60 Система работы учителя-логопеда ………………………………………………...……. стр.61 Раздел 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования …………………………………………………..стр.63 Планируемые результаты освоения детьми парциальных и дополнительных программ (вариативная часть ООП- региональный компонент)…………………….... стр.64 Раздел 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ………………………………………………………………...….. стр.67 Часть 2.ВАРИАТИВНАЯ Раздел 1. Дополнительные образовательные услуги Дополнительные образовательные услуги………………………………………..…..… стр.71 Взаимодействие с семьей при реализации программы дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей ……………..……… стр.75 Раздел 2. Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей и в группах семейного воспитания Модель организации работы группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке ………………………………………………………….... стр.76 Организация воспитательно-образовательного процесса в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет общеразвивающего вида в рамках действующей группы среднего дошкольного возраста …………………...…………………………… стр.78 Раздел 3. Содержание регионального компонента Содержание регионального компонента ……………………………………………..…. стр.79 Интеграция регионального компонента в образовательные области основной общеобразовательной программы МБДОУ №9 ………………………………...………стр.79 Компоненты нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста в МБДОУ № 9 ……………………………………..…….. стр.81 ^ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 9 Муниципального образования город Горячий Ключ разработана в соответствии с п.5 ст.14, п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о ДОУ и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР-детский сад №9 разработана на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР-детский сад №9 – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей дошкольного возраста. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР - детский сад №9 обеспечивает построение целостного педагогического процесса, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому. Основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР - детский сад №9 Муниципального образования город Горячий Ключ предназначена для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса с мотивационным обоснованием выбора комплексной и парциальных программ, их комплексированием, введением дополнительных образовательных услуг с учетом особенностей и возможностей дошкольного учреждения и запроса родителей. Образовательная программа определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Она является основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль. Образовательная программа разработана творческой группой дошкольного учреждения в составе: - Долгополова Т.Ф. руководитель МБДОУ ЦРР — детский сад № 9 Муниципального образования город Горячий Ключ; - Милашенко Л.Д. , старший воспитатель, - Балобанова Л.Н., старшая медицинская сестра, - Лисницкая О.А., педагог-психолог, - Долгополова Л.Ю., инструктор по физической культуре, - Омельченко Т.Н., педагог дополнительного образования по изодеятельности, - Войнова Н.Н.., педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности, - Дубовская Р.А., музыкальный руководитель, - Диденко Н.П., Пусько В.А., воспитатели Родители: Куц А.В., Таранец О.А. Программа составлена на основании следующих документов: - Конституция Российской Федерации, - Закон РФ «Об образовании», - Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»; - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»; - Письмо Минобрнауки России от 21.10.2010 №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - Приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» №655 от 23.11.2009г.; - Приказ «Об утверждении федерально-государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» №2151 от 20.07 2011г. - Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» №2562 от 27.10.2011г. - Постановление «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» №505 от 05.06.2001г. - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.2660-10. - Устав МБДОУ ЦРР - детский сад №9 муниципального образования город Горячий Ключ № 854 от 17.04.12 - Учредительный договор - Договоры между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации - Лицензия на образовательную деятельность № 23 № 002662 от 28.12.2009г., выданная департаментом образования Краснодарского края); - Лицензия на осуществление медицинской деятельности по сестринскому делу в педиатрии при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии № ФС -23-01-003003 от 29.04.2010 г. -Свидетельство о государственной аккредитации (серия АА 007406 от 22 мая 2003 г.). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 9 муниципального образования город Горячий Ключ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по нескольким направлениям: познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей. МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 г. Горячий Ключ расположен по адресу: 353280, Краснодарский край, город Горячий Ключ, станица Саратовская, улица Шоссейная, 45, тел. 8(861-59)-3-14-80. Учредителем МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 является администрация муниципального образования город горячий Ключ, в лице управления образования. Учреждение имеет: Устав № 854 от 17.04.12 г, лицензию на образовательную деятельность от 28.12.2009 г. (серия 23, № 002662); лицензию на осуществление медицинской деятельности ФС-23-01-003003 № 002662 от 29.04.2010 г. Детский сад расположен в двухэтажном здании типового проекта, постройки 1985 года. Осуществляет педагогическую деятельность с 1 сентября 1986 года. В 1998 году дошкольному учреждению был присвоен статус учреждения - Центр развития ребенка. В 2006 году ДОУ прошел очередную аттестацию как учреждение первой категории – Центр развития ребенка. Посещают учреждение дети с нормой развития в возрасте от 3-х до 7 лет. В соответствие с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в МБДОУ № 9 г. Горячий Ключ обеспечивается право ребенка на качественное образование, учитываются возможности и потребности детей в воспитании и развитии. С этой целью в учреждении функционирует 12 групп, из них 8 групп с режимом полного дня пребывания - 12 часов: с 7-00 часов утра до 19.00 часов, выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни. Для детей организованно пяти разовое горячее питание. Все группы комплектуются на основе социального заказа, потребностей родителей воспитанников. Преподавание в дошкольном учреждении ведется на русском языке. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 г. Горячий Ключ функционируют 8 групп общеразвивающей направленности: -2 группы младшего возраста (от трех до четырех лет) – 41 ребенок; -2 группы среднего возраста – (от четырех до пяти лет)- 49 детей; -2 группы детей старшего дошкольного возраста (от пяти до шести лет)- 47детей; -2 подготовительных к школе группы (от шести до семи лет)- 49 детей Вариативное образование в МБДОУ ЦРР - д/с № 9 г. Горячий Ключ представлено четырьмя группами: - 1 группа кратковременного пребывания по предшкольной подготовке (от 6 до 7 лет); -1 группа кратковременного пребывания общеразвивающего вида (от 4-5 лет); - 2 группы семейного воспитания. В МБДОУ ЦРР-д\с №9 осуществляется опытно-экспериментальная работа по проектам: - «Психолого-педагогическое использование сказок, сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников»; - «Сотрудничество с отцами»; - «Маршрут здоровья - Терренкур». ^ Детское учреждение посещают 186 детей из 185 семей Основной контингент воспитанников нашего дошкольного учреждения — дети с нормой физического и психического развития.
^
^ Приоритетным направлением деятельности МБДОУ ЦРР - д/с №9 является художественно-эстетическое развитие ребенка. Проблема воспитания творческого члена общества является достаточно актуальной в современной действительности, и дошкольное учреждение намеренно делает воспитательно-образовательный акцент на организацию эффективной работы в данном направлении. Эффективность и качество образовательного процесса в направлениях связано с привлечением узких специалистов и педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, по изобразительной деятельности, музыкальных руководителей, владеющих несколькими музыкальными инструментами, исключительным исполнительским мастерством. Для реализации данного направления в дошкольном учреждении имеются дополнительные помещения, оборудованные залы, студии. - Музыкальный зал, - театральная студия, - изостудия. ^ В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей — как физического, так и психического. Основываясь на принципах гуманистической педагогики, педагогический коллектив дошкольного учреждения считает главной целью создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Исходя из обозначенной цели, коллектив ДОУ ставит следующие задачи: Задачи деятельности МБДОУ ЦРР – д/с №9 по физическому развитию воспитанников:
Задачи деятельности ДОУ по социально-личностному развитию воспитанников:
Задачи деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников:
Задачи деятельности ДОУ по познавательно-речевому развитию воспитанников:
Задачи коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения ДОУ:
Задачи ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников:
^ Отличительная черта воспитательного процесса в детском саду – его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности. Данный принцип требует обеспечения в ДОУ психологической комфортности воспитанников, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Педагогический процесс МБДОУ ЦРР № 9 г. Горячий Ключ имеет свои национально-культурные и демографические особенности. Краснодарский край, в котором находится учреждение, является многонациональным, но учреждение посещают дети в 100% случаев, говорящие на русском языке, основное вероисповедание родители называют христианское, 80% из которых относят себя к православным христианам. Краснодарский край имеет богатую самобытную культуру кубанского казачества, культуру, созданную на стыке украинского, русского народов и народов Северного Кавказа. Образовательный процесс в МБДОУ ЦРР - д\с № 9 выстроен с учётом особенностей города Горячий Ключ, станицы Саратовской и Краснодарского края. При разработке планирования образовательного процесса во всех возрастных группах учитываются климатические условия нашего региона: непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию в большей её части вынесена на воздух. При осуществлении воспитательно - образовательного процесса также учитываются экологические и природные особенности местонахождения детского сада, что позволяет вести углубленную эколого-образовательную и эколого-оздоровительную работу. В содержание программного материала включены формы работы, реализующие региональный компонент, которые направлены на ознакомление с историческим прошлым и современными достижениями в развитии нашего города, станицы, с национально-культурными особенностями Краснодарского края (знакомство с историей Кубани, произведениями искусства, художественного слова, фольклора, музыки, азами казачьей культуры и казачьего быта), с климатическими, природными условиями и экологической обстановкой нашего края и соседствующей с нами автономной республики Адыгея. В системе воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям реализуются методические материалы из опыта работы ДОУ города и края. В целях ознакомления воспитанников с культурно-историческими, природно- климатическими, экологическими, национально-культурными и этнокультурными особенностями региона в учреждении создана и используется развивающая среда: мини-музей «Уголок кубанского быта», музей под открытым небом «Кубанский хуторок» краеведческая экспозиция «Наш край-жемчужина России», фото -экспозиции «Атамань», «Мой город». МБДОУ ЦРР - детский сад №9 находится в типовом здании. Каждый групповой блок имеет игровую и спальную комнаты, комнату для принятия гигиенических процедур, раздельные для девочек и мальчиков туалетные помещения, буфетную для хранения и мытья посуды, отдельную раздевалку. Каждая группа имеет оборудованную игровую площадку. Особенностями организации воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Цент развития ребенка — детский сад №9 также является следующее: -используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка; -применяются разные формы проведения развивающих занятий; -основные занятия сочетаются со студийно - кружковой деятельностью; -оказывается помощь детям, родителям, педагогическому персоналу со стороны психологической службы (диагностика, консультации, тренинги, коррекционная работа); -организована пропедевтическая работа в каждой группе по раннему выявлению нарушений речи; -проводятся индивидуальные занятия логопеда в логопункте; -организована работа медико-педагогического консилиума с целью оказания коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в развитии и детям группы риска (опекаемые, проблемные); -действует система физкультурно-оздоровительной работы ( организация работы по сезонным режимам, витаминизация, полоскание горла, хождение по массажным дорожкам, физкультурные уголки в группах, оборудованные игровые площадки, спортивная площадка, мини футбольное поле, полоса препятствий, терренкур, тренажерный комплекс, физкультурный зал); -организована инновационная работа в рамках муниципального педагогического конкурса инновационных идей и опыта обучения воспитания и развития детей дошкольного возраста «Мир спасут дети»: «Психолого-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств личности у дошкольников»; -создана предметно-развивающая среда, соответствующая федеральным государственным требованиям, в каждом групповом блоке имеются уголки изобразительной деятельности, мини-лаборатории, физкультурные и игровые, речевые и театральные, мастерская, зоны релаксации. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов : реальные объекты для исследования и репрезентативные материалы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы; -оборудованы: -методический кабинет, -кабинет педагога-психолога, - изостудия, -театральная студия с костюмерной, - логопункт, - музыкально-спортивный зал, - тренажерный комплекс, - зоны релаксации; - созданы оптимальные условия для осуществления воспитательно-образовательного процесса в старших дошкольных группах (дети 5-7 лет), так как наличие дополнительных образовательных площадей позволяют проводить занятия по подгруппам (одновременно с одной половиной занимается воспитатель, а с другой педагог дополнительного образования или узкий специалист);
- создана Экологическая тропа; - фитоогород «Зеленая аптека»; - огород – лаборатория «В кузовок полезай» - мини-музей «Уголок кубанского быта», - музей под открытым небом «Кубанский хуторок»;
^ Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; - отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; - в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. При ее составлении сочетали принцип научной обоснованности и практической применимости, т. е. содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом оно имеет возможность реализации в практике дошкольного учреждения, так как ориентировано на контингент участников педагогического процесса, материально-техническую базу и методическое сопровождение дошкольного учреждения. Содержание образовательной программы соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности и приближено к разумному минимуму. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей. Она построена с учетом принципа интеграции познавательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Разработка Программы основана на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При построении образовательного процесса приоритетной формой работы с детьми является игра. |