Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)




Скачать 149.72 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Дата публикации20.11.2014
Размер149.72 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях.
Название работы: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение их к национальным традициям.
Авторы: Старостенко Галина Борисовна

Радченко Ольга Сергеевна
Место выполнения работы: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 93» г. Краснодар, ул. Доватора, 71

Без памяти - нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности…

Г.Н. Волков.
Август — это время преображения в природе. Он богат православными праздниками. Главными являются три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

19 августа на Кубани стало доброй традицией отмечать в детских дошкольных учреждениях Яблочный Спас.

Мы считаем, что через празднование «Яблочного Спаса» можно познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа и особенностями Кубанского быта. Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с этим праздником, забылись.

Поэтому в нашем детском саду при подготовке к празднику мы знакомим детей с народными приметами, обычаями, традициями, обрядами, связанными с ним. В старших группах проводятся тематические беседы, оформляются уголки, родителями воспитанников изготавливаются поделки на данную тему.

На информационных стендах, в уголках для родителей представляется информация об истории праздника и его значимости. 

С детьми проводится беседа «Яблочный спас – здоровья нам припас», разучиваются народные игры: «Хваленое яблочко», «Передай яблоко по кругу», «Карусели», «Собери яблоки в корзинку», хороводы, песни, воспитатели разучивали с детьми стихи, посвящённые празднику.

Родители также не остались в стороне. Они участвуют в конкурсе на лучшее приготовление пирогов с яблочной начинкой «Мы испекли отличный каравай пшеничный!»

Праздничное утро в детском саду начинается с поздравления. Педагоги детского сада поздравляют детей и родителей с праздником, дарят им буклеты со стихами о Яблочном спасе. 

По доброй традиции, наш детский сад посещает священнослужитель отец Алексей, поздравляет всех с праздником и освящает румяные дары лета, желает всем здоровья! Сколько радости и счастья доставляет детям процесс окропления водой! Ребята и взрослые поздравляют друг друга с праздником и угощают душистыми яблоками. Ведь освященные на Спас яблоки в народе считаются чудодейственными, и дети, загадав желание, с удовольствием вкушают плоды нового урожая!

Этот праздник помогает воспитывать у детей стремление к доброй жизни, желание подражать добрым образам, формирует живой интерес к традициям отечественной культуры, учит заботиться о ближних, оказывать им внимание. Надеемся, что не только обилие яблок останется в памяти детей, но и пример доброго отношения, и сострадание к нуждающимся.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Центральное место отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Поэтому мы обратили внимание, что проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Важно помочь дошкольникам освоить богатство родного языка, и успешно развивать их эмоционально-мыслительную сферу.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе.

Сегодня одной из самых актуальных задач является развитие коммуникативных умений детей; показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к народному фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Таким образом, актуальность опыта определяется огромной ролью, которую играет народный фольклор (потешки, загадки, пословицы, поговорки) в развитии коммуникативных и художественных умений ребенка в интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью их методическими разработками по развитию речи детей средствами малых форм фольклора. Выделенное противоречие указывает на необходимость методических разработок с использованием малых форм фольклора в воспитании и обучении детей.

Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

^ Эффективность и практическая значимость:

В процессе нашей работы по развитию речи и коммуникативных способностей детей были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки в сюжетно-ролевых играх; знают много потешек, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок;

  • у родителей замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работу строили на следующих основных принципах:

● во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

● во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

● в-третьих, активного включения детей;

● в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной части, можно прийти к выводу, что подтвердилась наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

● педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

● будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в ходе специальной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

● малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы в системе дошкольного образования при определении методов и приемов развития связной речи детей дошкольного возраста, обеспечивающих эффективность процесса формирования умений в построении текста у детей.

Предложенный нами сценарий может быть использован педагогами дошкольных учреждений, которых интересует вопрос использования малых форм фольклора в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
^ Цель: развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных умений детей.

  2. Показ красоты русского языка через устное народное творчество, активизация в речи детей пословиц и поговорок о русском быте и гостеприимстве.

  3. Формирование у детей интереса к народному фольклору, обогащение словарного запаса детей.


^ Методические рекомендации по использованию фольклора, как средства развития речи детей дошкольного возраста:

Многогранность и многозначность фольклорной тематики требуют от педагога умения владеть художественными навыками исполнения, душевной щедрости и личной причастности.

Занятия желательно проводить не в процессе учебной деятельности, а в виде яркого праздника, используя такие приемы как: инсценировка, пение, игра на музыкальных инструментах, и т.д.

Необходим грамотный подход к подбору фольклорного материала в соответствии с возрастом детей.

Мы предлагаем вашему вниманию сценарий праздника урожая «Яблочный спас» с учетом регионального компонента.
Сценарий праздника урожая «Яблочный спас»

Цель: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями  

Задачи:

  • развивать духовные потребности путем приобщения к православным ценностям;

  • формировать у детей  живой интерес к традициям отечественной культуры.

  • совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания  

  • уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе в конце лета. 

  • познакомить с народным праздником - Яблочным Спасом, и расширить знания детей о целебных свойствах яблок. 

  • закреплять и развивать дружеские отношения детей.

  • содействовать развитию игровой деятельности.

  • воспитывать стремление согласовывать свои действия в игре с действиями окружающих.

Ход праздника

Звучат народно – фольклорные песни Кубанского Казачьего хора

^ Дети друг за другом идут на праздник и подходят к своим стульчикам.

Исполняется песня «Праздник к нам пришел» муз.,сл. С.Юдиной

Ведущая Кубанская Казачка: Все! Все! Все!

Все на праздник спешите скорей!

Спешите скорей!

Нет праздника нашего щедрей!

^ Исполняется песня «О Краснодаре» муз., сл. Г. Пономаренко в обработке
Реб: Август по земле идет

Август серпень, август зарев

Праздник с собой ведет

Праздник урожаев!

^ Реб: Ой, ты спас Маковей

Для нас меду не жалей!

Реб: Яблочный спас

Фрукты овощи припас!

Реб: Ну, а хлебный спас - Успенья час,

Лето закрывает, осень встречает!

Реб: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!

Пришел Яблочный Спас – всему час!

Час веселому празднику и доброму угощению.

Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью.
^ Звучит медленная народная мелодия с оркестром. Девочки ст.гр и под.гр. исполняют Хороводный танец с выносом гостям каравая.
Кубанская казачка: Яблочный Спас – праздник урожая яблок начало горячей поры их заготовок. В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.

Реб: В это яблочное лето

Закрома полным - полны

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки, крупны.
^ Исполнение детей Припевки с переплясом «Эх, яблочки!»

Куплеты по очереди исполняют мальчики и девочки.


  1. Эх, яблочки, да садовые,

На Кубани наливные, да медовые!

  1. Эх, яблочки, да семериночки,

В Сад – Гиганте собирали наши девочки!

  1. Эх, яблочки, да хрустящие,

А ребята у нас работящие!

  1. Эх, яблочки, да на тарелочке,

Нам на праздник принесли наши девочки!

  1. Эх, яблочки, да Джанотаночки

Вы – ребята – казачата, мы кубаночки!

  1. Эх, яблочки, да половиночки,

А девчата у нас как картиночки!

  1. Эх, яблочки, да румяненькие,

Приглашайте танцевать, мы не маленькие!

^ Звучит задорная песня Кубанского Казачьего хора.

Исполняется детьми шуточный перепляс.
Кубанская Казачка: Сегодня на нашем празднике звучат песни и танцы, но народного праздника без игр и забав не бывает. И сейчас поиграем в игру «Хваленое яблоко»

^ Игра «Хваленое яблоко» (дети хвалят яблоко, передавая его по кругу, тот, кто последним похвали яблочко, тот и побеждает.)
Кубанская Казачка: Яблочный спас - Преображенье, праздник

урожая не только яблок, но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют так же грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

А что бы урожая славного добиться,

Вам придется потрудиться!

^ Реб: Если летом поливать, огород, как надо

Вот такие овощи вырастут в награду!

Реб: Принесли в корзиночке лучшие плоды

Их, мой друг, сейчас увидишь ты.

О том, что выросло у нас,

Частушки мы споем для вас.
^ Исполняются Огородные частушки на мотив народной мелодии «Во саду, ли в огороде»
Во саду, ли в огороде, урожай хороший

Собираем овощи в этот день погожий

^ Выходит кабачок пританцовывая

Вот смотрите, очень важный весь в полоску кабачок

То ли левый, то ли правый греет солнышко бочек

Выходит помидор пританцовывая

А вот, в красную рубашку, нарядился помидор,

«Ах, какой жених красивый!» - слышен всюду разговор!

^ Выходит морковка – кокетничает

Все меня морковь – сестричку, любят дергать за косичку,

Но, любому лихачу я понравиться хочу!

Выходит картошка, приплясывает

Уродился картошка, пусть корявая немножко,

Вся испачкана в земле, а какая на столе!

Мы старались ненапрасно, урожай созрел прекрасный,

Будет нынче на столе, вкусный борщ и винегрет!

^ Кубанская Казачка: Орех, картошку, яблоко по кругу покатаем,

В Веселом хороводе мы дружно поиграем!
Проводится игра «Передай картофель, яблоко по кругу» С окончанием музыки у кого в руках окажется орех, картофель, яблоко, те и выходят в круг и танцуют, остальные дети хлопают.
^ Кубанская Казачка: В старину по всей Кубанской земле с Яблочного Спаса начинались торжки и базары (обходит всех детей и гостей)

Приглашаю всех на ярмарку веселую!

Заиграйте всеми красками и ароматами

Лакомая Кубанская ярмарка.

Собираются сюда гости желанные,

Скоморохи и гудошники,

И начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами.

^ Под музыку заходит скоморох

Скоморох: Здравствуйте, ребятишки

Славные девчушки и мальчишки

Я пришел вас с праздником поздравить

С Яблочным Спасом!

С богатым Кубанским урожаем!

Представленье начинается, ярмарка открывается!

Расступись честной народ

Коробейник идет!

^ Под музыку «Коробейники» с лотком товаров выходит Коробейник

Коробейник: Кому пироги с пылу с жару, гривенник за пару!

Тары бары, растабары,

Есть хорошие товары

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват.
^ Дети берут с лотка детские музыкальные инструменты (ложки, треугольники, бубны). Исполняется импровизация народной мелодии.
Кубанская Казачка: А теперь честной народ поиграем дружно

Взрослые выходите и игру нам покажите!
^ Проводится игра со взрослыми. Выносится коромысло с подвязанными яблоками. Нужно не притронувшись руками к яблоку, съесть его. Кто быстрее, тот и побеждает.
Кубанская Казачка: По Кубанскому обычаю, как водиться,

Праздник без плясок не обходится.

Пусть порадует всех вас,

Наш казачий перепляс.

^ Песня-танец «Кубанские Казачата» муз.,сл. народные

Скоморох: А теперь мы поиграем

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

^ Проводится игра «Карусели»

Кубанская Казачка: А какие блюда можно приготовить из яблок? Яблочко можно измельчить, а зимой в компот положить!(Коробейник приносит пакет с сока и ставит на стол). А можно яблочко запечь в духовке, в середину положить яблочко, орех и мед.

Скоморох: Вот вкуснятина будет!
Проводится эстафета «Быстрее собери яблоки в корзинку» (муляжи яблок)
^ Кубанская Казачка: В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай одарять всех близких, знакомых, прохожих яблоками, окропленными святой водой в храмах и церквях.

^ Реб: Урожай приносит сад

Яблоки и виноград

Освещают их кропленьем

В чудный день Преображенья

Реб: Веселясь и мал и стар,

В воздухе, саду и храме

Яблочный разлит нектар.

^ Кубанская Казачка: В православных домах и храмах в день Преображения Господня и пахнет по особенному – яблоками. Угощайтесь дети. Угощайте своих мам, пап, бабушек и дедушек! Милости просим отведать нашего угощенья в Яблочный Спас! И обязательно загадайте свои светлые, замечательные мечты и пусть много радости принесет их исполнение!
Библиографический список.


  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

  2. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

  4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.

  6. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

  7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

  9. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

  10. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.

  11. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

  12. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.

  13. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

  14. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.

  15. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

  16. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

  17. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

  18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.

  19. Сергеева Д. А как речь – то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

  20. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

  21. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.

  22. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.

  23. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.

  24. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. –214с.

  25. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconКонкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год. Номинация...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) iconКонкурс: Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества...
Конкурс: Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница