Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества»




Скачать 347.69 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества»
страница1/3
Дата публикации22.11.2014
Размер347.69 Kb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тарусский Дом Детского Творчества»


Согласована

Методист МБОУ ДОД ТДДТ

Никитина Л.А.

________________________

Протокол №____________

от «____» сентября 2013г.

Принята

На методическом совете

МБОУ ДОД ТДДТ

Протокол № __________

От «____» сентября 2013 г.

Утверждена

Директор

МБОУ ДОД ТДДТ Лузанова И. В.

__________________________

Протокол № _________

от «____» сентября 2013г.

^ Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Радуга творчества»

Тип: экспериментальная

Направление: художественно-эстетическое

Возраст детей: 9-14лет

Срок реализации 2 года
^ Автор: Краснова Людмила Петровна,

педагог дополнительного образования высшей категории

Г. Таруса

2013 год

Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Радуга творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, создания цветов из атласных лент, проволоки и ниток, газетных трубочек дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Семь цветов радуги предполагает семь модулей для изучения разных техник творчества, предусматривая развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и создавать как индивидуальные, так и коллективные проектные работы. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Радуга творчества” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение, параллельно размышляя над литературными образами, героями.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков модульно, что обеспечивает в целом ее практическую реализацию и творческое развитие.

^ Направленность программы

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение знаниями, простейшими умениями и навыками.

В соответствие с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:

- изучение истории происхождения той или иной техники,

-связь с литературным творчеством, музыкой,

-интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

^ Актуальность и новизна программы

В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект-субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.

Программа «Радуга творчества» состоит из 7 блоков-модулей:

1 блок - квиллинг (поделки из скрученных полосок бумаги)

2 блок – скрапбукинг (изготовление и оформление фотоальбомов и 3D открыток)

3 блок — пейп-арт (украшение панно и рисование салфетками)

4 блок --- плетение из газетных трубочек,

5 блок – ганутель (плетение из проволоки и ниток),

6 блок – канзаши (создание цветов из атласных лент)

7 блок – айрис-фолдинг (бумажная мозаика)

Актуальность данной программы заключается в:

- специфическом подходе изучения данного предмета, позволяющем достичь учащимся высокого уровня мастерства;

- модульности программы, которая гарантирует четкость, глубину, последовательность изучения материала, отслеживания результатов полученных знаний.

Опираясь на материалы научных исследований, которые утверждают, о важности творческого развития детей, делаем вывод, что актуальность программы также заключается в ее необходимости при развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук, художественного, эстетического вкуса, творческих способностей обучающегося, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно - прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределяться. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.

Содержание каждого модуля строится на решении задач мировоззренческого, ценностно-смыслового плана, которые имеют своё содержательное преломление с учетом возрастных особенностей обучающихся.

^ Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности.

^ Задачи программы:

Обучающие:
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретать навыки учебно-исследовательской работы.

Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
^ Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Ценность  состоит в:

  • авторском методическом сопровождении (технологические карты по темам, маршрутные карты для каждого ученика);

  • богатом авторском дидактическом материале;

  • создании условий для ликвидации перегрузки учащихся;

  • предоставлении учащимся возможности выбирать свой способ обучения из альтернативы.


^ Возрастные особенности детей.
Программа “Радуга творчества” рассчитана на 2 года обучения. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Возраст детей от 9 до 14 лет. Состав постоянный, набор свободный.

^ Режим занятий

Общее число в год - 144 часа;

Число занятий в неделю – 4 часа

Прогнозируемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, лентами, проволокой, капроном и другими материалами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг, канзаши, пейп-арт, скрапбукинг, ганутель и др.

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • примут участие в выставках детских работ муниципального и регионального уровней.

Способы определения результативности:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1.  начальный контроль (сентябрь - анкета);

  2. текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний и умений, выставка работ);

  3. промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);

  4. итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест).

Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.

^ Отличительные особенности данной программы

Педагог предлагает обучающимся знакомство с разными техниками, историей их создания. Один из самых доступных материалов для создания поделок является бумага. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (открытки, панно, закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:

КВИЛЛИНГ, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

СКРАПБУКИНГ – вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных приёмов вместо обычного.

^ АЙРИС ФОЛДИНГ– удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Суть ее можно описать в двух словах. На листе картона или плотной бумаги рисуется контур какой-либо фигуры. По нарисованному контуру вырезается отверстие, которое с изнанки листа заполняется полосками сложенной вдвое цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. При этом полоски слегка накладываются друг на друга и фиксируются любым клеящим материалом. Просто, но очень красиво. Эффектно. Обычно полоски бумаги накладываются под углом в виде закручивающейся спирали. Этим и объясняется странное на первый взгляд название художественной техники - работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями  бумажных поделок. 

ПЕЙП-АРТ — один из видов многогранной техники аппликация, техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — скрученные нити из салфетки и разорванная на кусочки салфетка (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных салфеток, мы предварительно разрезаем и смачиваем их, скручивая в трубочки. В результате возникает эффект акварельной или даже масляной живописи.

^ ПОДЕЛКИ ИЗ ГАЗЕТНЫХ ТРУБОЧЕК - плетение ложек, вееров, шкатулок и корзинок из скрученных газетных трубочек дает ощущение, что перед нами предметы, сделанные из лозы.

Следующий этап работы – изучение новой техники при работе с тонкой тканью, атласными и капроновыми лентами. Это не только увлекательно, но и модно, изящно и красиво. Быстро сложить кусочки ленты и получить замысловатый цветок, из которого можно создать украшение для любого наряда – вот что в жизни пригодится модницам.

КАНЗАШИ – это искусство создания цветов из атласных и капроновых лент, японские традиционные женские украшения для волос. Кандзаши носят с кимоно. Поначалу они напоминали обычные шпильки, но со временем их форма и материалы для изготовления стали усложняться.
Хотя японское слово «кандзаси» наверняка происходит от оборота «воткнутое в волосы», существует и другая версия: японцы издревле украшали головы полевыми цветами перед тем, как обратиться к богам. Эти цветы получили название «воткнутые цветы».

Продолжая работу по изготовлению цветов, мы применяем проволоку и нитки. Цветы, изготовленные с помощью нескольких базовых техник, выглядят исключительно элегантно. Они потрясающе сочетаются и подходят для применения в нарядах и украшениях.
ГАНУТЕЛЬ — это старинное эксклюзивное мальтийское рукоделие было известно еще в ^ XVII — XVIII веках, когда в Европе научились изготавливать пышные цветы, букеты и целые ажурные композиции из ниток и тонюсенькой золоченой или серебряной проволочки, свитой в мелкие пружинки и использовавшейся для мерцающей объемной вышивки.

В шестнадцатом веке такую спиральную проволоку из золота и серебра называли по итальянски «canutiglia», а по испански «сanutillo»,откуда и произошло название техники ганутель. В русском языке это слово трансформировалось в канитель, хорошо знакомую русским золотошвеям, а новое название перешло на более крупные спиральки для создания объемных цветов.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием поделок, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

^ Учебно-тематический план 1 года обучения

п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практ

Введение в декоративно-прикладное искусство - сентябрь

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

1

1




2

Материалы для работы, их виды

1

1




3

Основы цветоведения и композиции

1

0,5

0,5

4

Игра на внимание, викторина

1




1

^ Модуль 1 Волшебный мир квиллинга – сентябрь - октябрь

5

Просмотр работ в этой технике. Основные формы техники. Приемы работы

3

1

2

6

Композиция из цветов. Открытка

4




4

7

Цветочное панно

6




6

8

Коллективный проект «Краски осени»

7

1

6

9

Объемные фигуры. Приемы работы

7

1

6

10

В мире насекомых (пчела, стрекоза, бабочка)

5

1

4

^ Модуль 2 Скрапбукинг - фантазируем креативно - ноябрь

11

Открытка ко Дню матери

4

1

3

12

Оформление фотографий

4

1

3

13

Индивидуальные работы в технике квиллинг и скрапбукинг на свободную тему.


6

1

5

^ Модуль 3 Пейп-арт - удивительные краски - декабрь

14

Приемы скручивания. Ваза для цветов, подставка под карандаши

4

1

3

15

Рисуем картинки салфетками

7

1

6

16

Любимые герои сказок и мультфильмов

7




7

^ Модуль 4 Увлекательное плетение из газетных трубочек - январь

17

Крутим трубочки. Приемы плетения

2

1

1

18

Подставка под горячее

4




4

19

Веер или велосипед (на выбор)

4




4

20

Шкатулка для мелочей

4




4

^ Модуль 5 Айрис-фолдинг – бумажная радуга - февраль

21

Знакомство с техникой изготовления схем

2

1

1

22

Создание работ по схемам. Изготовление картинок: зайчик, чайник, цыпленок, цветок, сердце, бабочка, дельфин, ёлка, кленовый лист, улитка

4




4

23

Открытки к празднику

4




4

^ Модуль 6 Удивительные цветы (канзаши) - март

22

Приемы работы. Техника безопасности

2

1

1

23

Оригинальные заколки и броши

10




10

24

Цветочная картина

8




8

^ Модуль 7 Ганутель – завораживающие букеты - апрель

25

Приемы работы. ТБ

2

1

1

26

Цветочный рай

8




8

27

Ветка сакуры

4




4

^ Радуга творчества - май

31

Творческая мастерская «Вот что я умею!»

10




10

32

Отчетная выставка объединения

1




1

33

Итоговая аттестация. Викторина

2

1

1

34

Резерв

2







ВСЕГО

144

18

126

Содержание деятельности 1 года обучения.

Введение в декоративно-прикладное творчество.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «авторская песня»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – центр развития творчества детей и юношества

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа «хоровод муз» дополнительного образования...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центра развития творчества детей и юношества»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Направление:...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «мари-турекский дом детского творчества»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа по изобразительному искусству «перед восхождением…»
Программа студии изобразительного искусства «Радуга» по направленности соответствует художественному профилю программ дополнительного...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconО проведении национального творческого конкурса
Лангепасское городское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокальный...
В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconАналитический отчёт муниципального бюджетного образовательного учреждения...
«Центр дополнительного образования детей «Радуга» города Калуги за 2012 -2013 учебный год

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Фольклорного коллектива «Истоки»
Тип программы – примерная, составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования «Купаленка» (фольклор),...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа «В движении к гармонии»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Паново»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Радуга творчества» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Модульное оригами»
Программа разработана педагогом дополнительного образования Базановой Ю. В. на основе следующей литературы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница